Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»
план-конспект занятия по физике (7 класс)
Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.46 МБ |
План конспект | 43.84 КБ |
Лабораторная | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ Текучесть Не сохраняет форму Вязкость Сохраняет объем
Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях. Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором. Ход работы: Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити. Сделайте и запишите вывод:
Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра. Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка. Ход работы: Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки. Сделайте и запишите вывод:
Вода смачивает чистое стекло, а ртуть не смачивает, она собирается в каплю. Объяснение: если силы притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела больше, чем между молекулами жидкости, то возникает смачивание если силы притяжения между молекулами жидкости больше, чем между молекулами жидкости и твёрдого тела, то возникает несмачивание
Ответе на следующие вопросы (ответы перепишите в тетрадь): 1. Поверхностное натяжение –это ______________________________ 2. Перечислите методы изучения явлений поверхностного натяжения ______________ 3. В чем заключается роль поверхностного натяжения в жизни ___________________ 4. Что такое капиллярные явления? _________ 5. Где можно наблюдать капиллярные явления? ___________________________
Предварительный просмотр:
Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»
Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости.
Задачи урока:
- повторить основные свойства жидкости: текучесть, не сохраняет форму, вязкость, сохраняет объем ;
- приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
- развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
- продолжение работы в малых группах переменного состава.
Предметные результаты:
Ученик научиться:
- Измерять физические величины.
- Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез,
- объяснять наблюдаемого явления.
- Описание физических явлений с помощью моделей.
- Выявлять особенности агрегатных состояний воды.
Метапредметные результаты:
- Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным строением.
- Особенности агрегатных состояний воды.
- Описание физических явлений с помощью моделей
Оснащение урока:
- презентация PowerPoint
- раздаточный материал на бумажной основе (приложение 1, приложение 2)
- оборудование для проведения опыта(проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором, стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка
План урока
Элемент урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | 2 мин | Приветствует группу Знакомит с планом урока и организацией урока Слайд 1 | Приветствуют преподавателя Знакомятся с раздаточным материалом |
Актуализация знаний | 2 мин | Проверяем основные свойства жидкостей. Приложение1 | Обучающиеся отвечают на вопросы каждого слайда слайд 2, |
Постановка проблемы | 6 мин | Организует работу в малых группах Слайды 3 Объясняет задание 2
Приложение2 | Слушают объяснение задания 2 Приступают к выполнению практического задания Слайд3 Пытаются сформулировать вывод по практическим работам |
Объяснение свойства поверхностного натяжения | 20 мин | Демонстрация опытов, объяснение поверхностного натяжения жидкости и капиллярного эффекта Слайды 5-15 | Участники группы записывают объяснения, вместе формулируют вывод по практическим работам |
Применение полученных знаний к конкретным ситуациям | 10мин | Зачитывает вопросы Слайд 16 Приложение3 | Учащиеся отвечают на вопросы качественных задач |
Организационный момент | 3мин | Собирает информационные листы с выполненными заданиями, подводит итоги урока, выставляет предварительные оценки всей группе (уточнение на следующем уроке) |
Приложение1
- Текучесть
- Не сохраняет форму
- Вязкость
- Сохраняет объем
Приложение2
Лабораторная работа:
Тема
Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях.
Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором.
Ход работы:
Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити.
Сделайте и запишите вывод:
Лабораторная работа:
Тема
Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра.
Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка.
Ход работы:
Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки.
Сделайте и запишите вывод:
Приложение3
1. Поверхностное натяжение –это_
2. Перечислите методы изучения явлений поверхностного натяжения
3. В чем заключается роль поверхностного натяжения в жизни
4. Что такое капиллярные явления?
5. Где можно наблюдать капиллярные явления?
6. Какими величинами характеризуются капиллярные явления?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа:
Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель работы: наблюдение образования мыльной пленки на различных поверхностях.
Оборудование: проволочное кольцо с нитью, стакан с мыльным раствором.
Ход работы:
Опускают проволочное кольцо с различным положением нити на нем в мыльный раствор и получают мыльные пленки различных конфигураций, протыкая пленку по разные стороны от нити.
Сделайте и запишите вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа:
Тема:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель работы: наблюдение разной высоты подъёма воды в трубках разного диаметра.
Оборудование: стакан с водой трубки разного диаметра, прозрачная полиэтиленовая трубка.
Ход работы:
Берут две трубки разного диаметра, частично погружают их в воду. Не закрывая верхний конец трубок и сохраняя их вертикальное положение, вынимают из воды. Вода из трубок выливается, но не вся. Смотрят, в какой трубке оставшийся столбик воды выше. Повторяют опыт взяв совсем тонкую трубку. Делают вывод о зависимости высоты подъёма жидкости от диаметра трубки.
Сделайте и запишите вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Определение поверхностного натяжения жидкости"
Цель работы: научиться определять коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва рамки.Оборудование:весы с разновесом, стакан с водой, штатив лабораторный, пробирка с песком, масштабна...
Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".
В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....
Методическая разработка урока Поверхностное натяжение жидкости
Разработка содержит план и сценарий занятия, а также лист самооценки изученного материала...
Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"
Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...
Лабораторная работа №4 "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" 10 класс.
Презентация проведения лабораторной работы по физике по теме "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" в 10 классе....
Проект " Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике."
Проект был выполнен учениками 10 класса с целью выявить какую роль играет поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике, так как эта тема практически не изучается. Состо...
Презентация " Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике"
Данная презентация является неотъемлемой частью проекта "Поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе и технике"....