Методическая разработка урока Поверхностное натяжение жидкости
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Разработка содержит план и сценарий занятия, а также лист самооценки изученного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_poverkhnostnoe_natyazhenie_zhidkosti.docx | 431.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО
«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»
преподаватель: М.В. Спивак
Рассмотрен
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин Протокол № __ от «__» _____2010 г.
Председатель:________ Н.Г. Михайлова
с.Прасковея, 2010 г.
Методическая цель: показать применение технологии мультимедиа при проблемном изложении нового материала.
План занятия № 14
по дисциплине «Физика»
Дата проведения: 29 сентября 2010 г.
Тема занятия: Характеристика жидкого состояния вещества
Цели занятия:
Образовательная: объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории свойства жидкой фазы вещества, выявить особые свойства поверхностного слоя жидкости и объяснить природу сил поверхностного натяжения.
Дидактические задачи:
- рассмотреть характер молекулярного движения в жидкостях;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в физических явлениях. Используя основные положения молекулярно-кинетической теории и особенности расположения и взаимодействия молекул в жидкости (причина), студенты должны уметь объяснить особые свойства поверхностного слоя жидкости (следствие);
Воспитательная и развивающая:
- стимулирование положительной мотивации учебной деятельности;
- реализация экологического воспитания студентов;
- развитие интереса к изучаемой теме;
- развитие познавательных психических процессов: внимания, представ-
лений, памяти, мышления, воображения.
Вид занятия: урок
Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний
Оборудование занятия:
ТСО:
- ноутбук, колонки, мультимедиа-проектор;
Программное обеспечение:
- MS Power Point, CyberLink PowerDVD 9.
Наглядные пособия:
- Презентация «Тайна молекулы жидкости»;
- Видеоролик «Вода»;
- Лезвие безопасной бритвы, мыльный раствор, проволочное кольцо с нитью, капилляр, вода, растительное масло, линейка.
Демонстрации:
- Плавание лезвия бритвы на поверхности воды;
- Опыт Плато «Естественная форма жидкости»;
- Натяжение нити мыльной пленкой в проволочном кольце;
- Мыльные пузыри;
- Поднятие жидкости в капилляре.
Раздаточный материал:
- Опорный конспект;
- Оценочный лист.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку.(1мин).
2. Вступительное слово преподавателя. Указание теоретической и практической значимости темы урока.(2 мин).
3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.(1 мин).
4. Изучение нового материала | Применяемая методика |
4.1. Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей. 4.2.Поверхностное натяжение жидкости. | Проблемное изложение, эвристическая беседа, объяснение, эмпирический метод, демонстрации: опыт Плато (10 мин) Эвристическая беседа, эмпирический метод, демонстрации: плавание лезвия бритвы на поверхности воды; мыльные пузыри; поднятие жидкости в капилляре (14 мин) |
5. Осмысление и закрепление изучаемого материала. | Эвристическая беседа, рассуждение, решение качественных задач (приложение). (7 мин) Демонстрация видеоролика «Вода» (8 мин) |
7. Подведение итогов занятия. Самооценка полученных знаний и умений. | Работа с оценочным листом. (резерв времени) |
8. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: (2мин).
8.1.Решить задачи:
- Определить силу поверхностного натяжения керосина, действующую на стенку сосуда длиной 50 см. Ответ. 0,012 Н.
- Какой грунт сохнет скорее после дождя – песчаный или глинистый? Почему?
8.2. Литература:
Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов «Физика» стр 89-94; В.Ф. Дмитриева «Физика» стр 84 – 88.
Приложение
Качественные задачи
- Почему в космическом корабле, находящемся в свободном полете, разбрызганная вода собирается в шарообразные капли?
- Почему острые края стекла при нагревании до плавления становятся закругленными?
- Если краем ложки образовать шейку между двумя каплями жира, плавающими на поверхности горячего супа, то они сольются в одну большую каплю. Почему?
- При возведении построек поверх кирпичного фундамента кладут слой так называемого «толя», т. е. толстой бумаги,
пропитанной каменноугольной смолой. Без такой подкладки помещение легко может оказаться сырым. Почему? - Положите в воду кусок мела. Из него во всех направлениях начнут выходить пузыри. Объясните.
- Отчего легко писать чернилами на плотной бумаге,
трудно на промокательной и нельзя писать на промасленной? - Почему шелковый платок не так хорошо вытирает пот,
как полотняный? - Будет ли портиться зерно, если его ссыпать на сухом
укатанном току под навес? - Почему алюминий нельзя паять обыкновенным (оло
вянным) припоем?
Опорный конспект
План занятия
- Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей.
- Поверхностное натяжение жидкости.
- Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей..
__________________________________________________________________
как расположены молекулы жидкости друг относительно друга?
В строении жидкостей наблюдается ближний
≈10-11с. порядок
Опыт Плато
Форма жидкости___________________________________________________
Какова естественная форма жидкости? Сохраняет ли жидкость форму?
__________________________________________________________________
Жидкости несжимаемы потому что____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Жидкости текучи потому что_________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Поверхностное натяжение жидкости.
Сила поверхностного натяжения – это_______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
F = σ·l
Коэффициент поверхностного натяжения – это ______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
;
.
Измерение поверхностного натяжения воды и масла
а) Опустим капилляр в воду и измерим высоту ее поднятия в капилляре.
б) Вычислим поверхностное натяжение воды по формуле:
g = 9,8 Н/кг.
Результаты измерений запишем в таблицу
№ опыта | ρ, кг/м3 | h, м | D, м | σ, Н/м |
1. Вода 2. Масло | 1000 920 | 0,0045 0,0045 |
σв=
σм=
4)Выполним сравнение полученных значений с табличными.
Поверхностное натяжение некоторых жидкостей
(при 293 К)
Вещество | σ, Н/м | Вещество | σ, Н/м |
Ацетон Бензин Вода Глицерин Керосин Масло раст. | 0,024 0,029 0,072 0,059 0,024 0,032 | Раствор сульфата меди Мыльный раствор Ртуть Скипидар Спирт этиловый Эфир этиловый | 0,074 0,040 0,470 0,027 0,022 0,017 |
Домашнее задание: Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов «Физика» стр 89-94
Решить задачи:
- Определить силу поверхностного натяжения керосина, действующую на стенку сосуда длиной 50 см. Ответ. 0,012 Н.
- Какой грунт сохнет скорее после дождя – песчаный или глинистый? Почему?
Лист самооценки изученного материала
студента________________________________
Фамилия, имя
Знания и умения, приобретенные на уроке | Самооценка | ||
хорошо | удовлетв. | неудовл. | |
1. Знаю, как расположены молекулы внутри жидкости. 2. Понимаю, почему жидкости несжимаемы. 3. Понимаю, почему жидкости текучи. 4. Понимаю, почему капля масла плавает в растворе спирта и воды в опыте Плато. 5. Понимаю природу сил поверхностного натяжения. 6. Понимаю физический смысл коэффициента поверхностного натяжения. 7. Знаю единицу измерения коэффициента поверхностного натяжения? 8. Умею измерять поверхностное натяжение методом поднятия жидкости в капилляре. 10. Умею наблюдать и делать выводы из полученных наблюдений. 11. Умею проводить рассуждения при решении качественных задач. |
Примечание: напротив каждого утверждения поставьте «+» в одном из трех столбцов, соответствующих уровню усвоенного вами материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Определение поверхностного натяжения жидкости"
Цель работы: научиться определять коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва рамки.Оборудование:весы с разновесом, стакан с водой, штатив лабораторный, пробирка с песком, масштабна...
Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".
В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....
Методическая разработка урока " Поверхностное натяжение"
В данной разработке излагаются основные вопросы по теме "Поверхностное натяжение". На данном уроке учащиеся узнают что такое смачивание, капиллярные явления, а так же какую роль эти явления играют в н...
Лабораторная работа №4 "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" 10 класс.
Презентация проведения лабораторной работы по физике по теме "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" в 10 классе....
Исследование явления поверхностного натяжения жидкости
Урок закрепления материала по теме: поверхностное натяжение, капиллярность; совершенствование навыков проведения эксперимента, формулировать выводы из эксперимента....
Методическая разработка урока физики "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Разработка представлена в виде подробной технологической карты урока. Описаны действия учащихся на различных этапах урока. Применяется технология исследовательской деятельности с опорой на фронтальный...
Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»
Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости....