Методическая разработка урока Поверхностное натяжение жидкости
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Разработка содержит план и сценарий занятия, а также лист самооценки изученного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО

«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

преподаватель: М.В. Спивак

Рассмотрен

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин Протокол № __ от «__» _____2010 г.

Председатель:________ Н.Г. Михайлова

с.Прасковея, 2010 г.

Методическая цель: показать применение технологии мультимедиа при проблемном изложении нового материала.

План занятия № 14

по дисциплине «Физика»

Дата проведения: 29 сентября 2010 г.

Тема занятия: Характеристика жидкого состояния вещества

Цели занятия:

Образовательная: объяснить с точки зрения молекулярно-кинетической теории свойства жидкой фазы вещества, выявить особые свойства поверхностного слоя жидкости и объяснить природу сил поверхностного натяжения.

Дидактические задачи:

- рассмотреть характер молекулярного движения в жидкостях;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в физических явлениях. Используя основные положения молекулярно-кинетической теории и особенности расположения и взаимодействия молекул в жидкости (причина), студенты должны уметь объяснить особые свойства поверхностного слоя жидкости (следствие);

Воспитательная и развивающая:

  • стимулирование положительной мотивации учебной деятельности;
  • реализация экологического воспитания студентов;
  • развитие интереса к изучаемой теме;
  • развитие познавательных психических процессов: внимания, представ-

лений, памяти, мышления, воображения.

Вид занятия: урок

Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний

Оборудование занятия:

ТСО:

  • ноутбук, колонки, мультимедиа-проектор;

Программное обеспечение:

- MS Power Point, CyberLink PowerDVD 9.

Наглядные пособия:

  • Презентация «Тайна молекулы жидкости»;
  • Видеоролик «Вода»;
  • Лезвие безопасной бритвы, мыльный раствор, проволочное кольцо с нитью, капилляр, вода, растительное масло, линейка.

Демонстрации:

  • Плавание лезвия бритвы на поверхности воды;
  • Опыт Плато «Естественная форма жидкости»;
  • Натяжение нити мыльной пленкой в проволочном кольце;
  • Мыльные пузыри;
  • Поднятие жидкости в капилляре.

Раздаточный материал:

  • Опорный конспект;
  • Оценочный лист.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности студентов к уроку.(1мин).

2. Вступительное слово преподавателя. Указание теоретической и практической значимости темы урока.(2 мин).

3. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.(1 мин).

4. Изучение нового материала

Применяемая методика

4.1. Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей.

4.2.Поверхностное натяжение жидкости.

Проблемное изложение, эвристическая беседа, объяснение, эмпирический метод, демонстрации: опыт Плато (10 мин)

 Эвристическая беседа, эмпирический метод, демонстрации: плавание лезвия бритвы на поверхности воды; мыльные пузыри; поднятие жидкости в капилляре (14 мин)

5. Осмысление и закрепление изучаемого материала.

Эвристическая беседа, рассуждение, решение качественных задач (приложение). (7 мин)

Демонстрация видеоролика «Вода» (8 мин)

7. Подведение итогов занятия. Самооценка полученных знаний и умений.

Работа с оценочным листом. (резерв времени)

8. Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время: (2мин).

8.1.Решить задачи:

  1. Определить силу поверхностного натяжения керосина, действующую на стенку сосуда длиной 50 см. Ответ. 0,012 Н.
  2. Какой грунт сохнет скорее после дождя – песчаный или глинистый? Почему?

8.2. Литература: 

       Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов «Физика» стр 89-94; В.Ф. Дмитриева «Физика» стр 84 – 88.


Приложение

Качественные задачи

  1. Почему в космическом корабле, находящемся в свободном полете, разбрызганная вода собирается в шарообразные капли?
  2. Почему острые края стекла при нагревании до плавления становятся закругленными?
  3. Если краем ложки образовать шейку между двумя каплями жира, плавающими на поверхности горячего супа, то они сольются в одну большую каплю. Почему?
  4. При возведении построек поверх кирпичного фундамента кладут слой так называемого «толя», т. е. толстой бумаги,
    пропитанной каменноугольной смолой. Без такой подкладки помещение легко может оказаться сырым. Почему?
  5. Положите в воду кусок мела. Из него во всех направлениях начнут выходить пузыри. Объясните.
  6. Отчего легко писать чернилами на плотной бумаге,
    трудно на промокательной и нельзя писать на промасленной?
  7. Почему шелковый платок не так хорошо вытирает пот,
    как полотняный?
  8. Будет ли портиться зерно, если его ссыпать на сухом
    укатанном току под навес?
  9. Почему алюминий нельзя паять обыкновенным (оло
    вянным) припоем?


Опорный конспект

План занятия

  1. Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей.
  2. Поверхностное натяжение жидкости.

  1. Строение жидкостей. Упругие свойства жидкостей..

__________________________________________________________________

как расположены молекулы жидкости друг относительно друга?

                                     В строении жидкостей наблюдается ближний

              10-11с.                                                       порядок

Опыт Плато 

Форма жидкости___________________________________________________

                                          Какова естественная форма жидкости? Сохраняет ли жидкость форму?

__________________________________________________________________

Жидкости несжимаемы потому что____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Жидкости текучи потому что_________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Поверхностное натяжение жидкости.

Сила поверхностного натяжения – это_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

F = σ·l

Коэффициент поверхностного натяжения – это ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 ;      
.

Измерение поверхностного натяжения воды и масла

а) Опустим капилляр в воду и измерим высоту ее поднятия в капилляре.

б) Вычислим поверхностное натяжение воды по формуле:

g = 9,8 Н/кг.

Результаты измерений запишем в таблицу

№ опыта

ρ, кг/м3

h, м

D, м

σ, Н/м

1. Вода

2. Масло

1000

920

0,0045

0,0045

                   

                σв=

                   

                σм=

               

4)Выполним сравнение полученных значений с табличными.

Поверхностное натяжение некоторых жидкостей

(при 293 К)

Вещество

σ, Н/м

Вещество

σ, Н/м

Ацетон

Бензин

Вода

Глицерин

Керосин

Масло раст.

0,024

0,029

0,072

0,059

0,024

0,032

Раствор сульфата меди

Мыльный раствор

Ртуть

Скипидар

Спирт этиловый

Эфир этиловый

0,074

0,040

0,470

0,027

0,022

0,017

Домашнее задание: Л.С. Жданов, Г.Л. Жданов «Физика» стр 89-94

Решить задачи:

  1. Определить силу поверхностного натяжения керосина, действующую на стенку сосуда длиной 50 см. Ответ. 0,012 Н.
  2. Какой грунт сохнет скорее после дождя – песчаный или глинистый? Почему?

Лист самооценки изученного материала

студента________________________________

Фамилия, имя

Знания и умения, приобретенные на уроке

Самооценка

хорошо

удовлетв.

неудовл.

1. Знаю, как расположены молекулы внутри жидкости.

2. Понимаю, почему жидкости несжимаемы.

3. Понимаю, почему жидкости текучи.

4. Понимаю, почему капля масла плавает в растворе спирта и воды в опыте Плато.

5. Понимаю природу сил поверхностного натяжения.

6. Понимаю физический смысл коэффициента поверхностного натяжения.

7. Знаю единицу измерения коэффициента поверхностного натяжения?

8. Умею измерять поверхностное натяжение методом поднятия жидкости в капилляре.

10. Умею наблюдать и делать выводы из полученных наблюдений.

11. Умею проводить рассуждения при решении качественных задач.

Примечание: напротив каждого утверждения поставьте «+» в одном из трех столбцов, соответствующих уровню усвоенного вами материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение поверхностного натяжения жидкости"

Цель работы: научиться определять коэффициент поверхностного натяжения воды методом отрыва рамки.Оборудование:весы с разновесом, стакан с водой, штатив лабораторный, пробирка с песком, масштабна...

Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".

В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....

Методическая разработка урока " Поверхностное натяжение"

В данной разработке излагаются основные вопросы по теме "Поверхностное натяжение". На данном уроке учащиеся узнают что такое смачивание, капиллярные явления, а так же какую роль эти явления играют в н...

Лабораторная работа №4 "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" 10 класс.

Презентация проведения лабораторной работы по физике по теме "Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости" в 10 классе....

Исследование явления поверхностного натяжения жидкости

Урок закрепления материала по теме: поверхностное натяжение, капиллярность; совершенствование навыков проведения эксперимента, формулировать выводы из эксперимента....

Методическая разработка урока физики "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Разработка представлена в виде подробной технологической карты урока. Описаны действия учащихся на различных этапах урока. Применяется технология исследовательской деятельности с опорой на фронтальный...

Проблемный урок по теме «Поверхностное натяжение жидкости, капиллярность»

Цель урока: ознакомить учащихся с такими свойствами жидкости как капиллярность и поверхностное натяжение жидкости....