Урок-соревнование по физике в 8 классе «Путешествие в город Экспериментов»
методическая разработка по физике (8 класс)
Урок, который можно провести в неделю физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок, который можно провести в неделю физики | 21.84 КБ |
urok-sorevnovanie_8_fizika.pptx | 132.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-соревнование по физике в 8 классе «Путешествие в город Экспериментов»
Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
- стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
- научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;
- продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
- формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища;
- формировать умение объективно оценивать своих товарищей.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента, карточки с заданиями , таблица для подсчета очков
Задание Команда | «Физические величины» | «Всем известный метр...» | «Физические загадки» | «Согласны ли вы с тем, что... » | «Знатоки физики» | «Соревнование капитанов. Экспериментальное задание» | Всего баллов |
1 команда | |||||||
2 команда |
Объяснение учителя перед игрой:
- В игре участвуют две команды в составе 4-5 обучающихся в 8 классе. Из оставшихся выбираем двух человек, которые будут вести подсчет баллов.
- Игрой руководит учитель физики, ему помогают обучающиеся восьмого класса, не занятые в команде.
- Время длительности каждого конкурса определяет учитель физики перед началом игры.
- Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов.
Примерный план
Учитель предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.
Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»
В лабиринте зашифровано 5 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Т | Е | П | Т | Н | Р | Е |
П | О | Л | О | О | Г | Н |
Р | М | П | Л | С | И | Э |
О | А | А | Ь | Т | Я | М |
В | С | С | О | Б | Ъ | Ё |
О | Д | Н | О | С | Т | Ь |
Ответы к конкурсу № 1: теплопроводность, плотность, масса, объём, энергия.
Конкурс №2. «Всем известный метр...»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу №2:
- динамометр – сила;
- метр – длина;
- спидометр – скорость;
- барометр – атмосферное давление;
- манометр – давление;
- гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
- электрометр – электрический заряд;
- амперметр – сила тока;
- вольтметр – напряжение;
- ваттметр – мощность и др.
Конкурс №3. «Физические загадки»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде. Задание читается командам по очереди. Если команда не даёт правильный ответ, то может отвечать другая команда и получить за это 1 балл.
- Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
- Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
- Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
- Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
- Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »
Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
- ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)
- ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
- ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
- ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
- ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)
- ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)
- ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)
- … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)
- …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)
- …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)
Конкурс №5. «Знатоки физики»
Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):
- Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
- Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)
- Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
- Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
- Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)
- Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
- Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
- Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
- Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
- Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)
Конкурс №6. «Соревнование капитанов. Экспериментальное задание»
Задание капитану 1 команды:
Определить толщину проволоки. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)
Задание капитану 2 команды:
Определить плотность металлического цилиндра. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)
Помощники учителя подсчитывают баллы.
Заключительное слово учителя: Хочется закончить наше мероприятие словами инженера-исследователя: «В основе всего происходящего лежит физика. Поэтому, если хочешь разобраться в явлениях, проанализируй их с точки зрения физики»
Используемая литература:
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
- Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
- Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лабиринт «Физические величины» Т Е П Т Н Р Е П О Л О О Г Н Р М П Л С И Э О А А Ь Т Я М В С С О Б Ъ Ё О Д Н О С Т Ь В лабиринте зашифровано 5 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
«Всем известный метр...» Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях... Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют. Например: термометр – температура
«Физические загадки» Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака . Клубится , а не дым, ложится, а не снег . Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают . Книги читают, а грамоты не знают . Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? Висит груша – нельзя скушать . Что с земли не поднимешь? Видно нет у нее ума: ест она себя сама . Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден , сам ее рождает . Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.
«Согласны ли вы с тем, что... » Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».
«Знатоки физики» Дать ответы на вопросы
«Соревнование капитанов. Экспериментальное задание» Задание капитану 1 команды: Определить толщину проволоки. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно) Задание капитану 2 команды: Определить плотность металлического цилиндра. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)
Всех благодарю за совместную плодотворную работу!!! Желаю успехов в изучении физики!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»
Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по городу фразеологизмов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Путешествие по городу фразеологизмов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Классный час в 7 классе «Путешествие в Город мастеров»
Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и уважение ...
Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"
На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения ма...
Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"
На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения ма...
Презентация на тему по физике в 7 классе "Путешествие в страну эксперимента"
Применение понятия силы при решении задач через эксперимент....