Проектирование обучения физике в 7-х классах с использованием ЭОР
статья по физике (7 класс)
Сталья посвящена опыту работы с электронным приложением к учебнику "Физика-7" (УМК "Сферы")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_obucheniya_fizike_s_ispolzovaniem_eor.docx | 716.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябухина Елена Валериевна
ГБОУ школа № 328 с углубленным
изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Проектирование обучения физике в 7-х классах с использованием ЭОР
Статья посвящена опыту работы с электронным приложением к учебнику «Физика – 7» (УМК «Сферы»).
Ключевые слова: проектирование обучения, электронный ресурс, физика.
Физика – это очень интересный, но в тоже время крайне сложный предмет. По таблице трудности, зафиксированной в требованиях СанПиН, физика занимает второе место после химии.
Кроме того, работая с учениками надо помнить, что для каждого ребенка физика своя. Если ученик мотивирован на изучение физики и имеет к этому предмету склонности, то это одно дело. Тут как правило проблем меньше и решаются они проще. А вот если мотивация низкая, или ребенок чистый гуманитарий, или спортсмен, или часто пропускает занятия по болезни, то встают совсем иные проблемы.
Ко всем этим трудностям добавляется еще одна серьезная проблема. На изучение физики на базовом уровне отводится мало времени. Его катастрофически не хватает на решение качественных и количественных задач. Как в этом случае действовать учителю?
Какие технологии и стратегии использовать?
Одним из решений этих проблем я вижу в проектировании обучения физике с использованием электронных образовательных ресурсов (электронных пособий).
Я работаю по учебнику «Физика – 7» линии «Сферы». В комплект к учебнику входит электронное приложение (ЭП), которое устанавливается на ПК учителя и на домашних ПК учащихся.
ЭП имеет широкое применение. Расскажу, как я организую уроки проведение уроков различного типа с использованием ЭП.
Урок, посвященный изучению нового материала.
Важную роль при такой организации урока имеют демонстрационные эксперименты, а также медиаобъекты ЭП. Они позволяют не просто реализовать принцип наглядности, но и приблизить процесс обучения физики к повседневному опыту учеников, сделать изучаемый предмет более наглядным и доступным. Конечно, злоупотреблять компьютерными версиями экспериментов не следует. Я стараюсь, по мере возможности, проводить демонстрационные эксперименты с реальными приборами. Компьютерными версиями экспериментов ученик может воспользоваться, когда проболел или не присутствовал на уроке по какой-либо причине.
Среди материалов ЭП полезными могут быть интерактивные модели вывода формул, которые позволяют наглядно представить ученикам логику получения той или иной формулы и существенно сэкономить время на оформление рисунков и записей у доски.
Закрепление нового материала можно провести также с помощью ЭП, например, «Интерактивный тренинг на закрепление формулы давления жидкости»
Закрепление нового материала можно провести и с помощью Тестов, которые находятся в конце каждого параграфа.
ЭП можно использовать при решении задач.
Качественные задачи, т.е. задачи, в которых для правильного ответа вычисления не требуются. При поиске ответа на такую задачу ученик должен без выполнения расчетов объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать при данных условиях. Несмотря на отсутствие вычислений, решение такого рода задач часто вызывает у учеников определенные затруднения, т.к. требует не только знания физических законов, но и умения применять их в конкретной ситуации. Здесь на помощь учителю приходит комплекс медиаобъектов ЭП.
Например: Что происходит с расстояниями между молекулами газа при сжатии?
(Учитель демонстрирует ученикам модель «Изменение объема газа»).
Задачи-рисунки можно использовать для закрепления материала, изученного на уроке. Например, по теме «Способы увеличения и уменьшения давления» можно предложить ученикам ответить на вопрос задачи «Увеличение и уменьшение давления» ЭП, правильно расставив по местам предметы. Достоинством таких задач является возможность автоматической проверки ответов.
Количественные задачи. Этапы решения количественных задач достаточно подробно описаны в методической литературе. Расскажу, как организую решение задач. Особое внимание следует уделить краткой записи условия, т.к. в 7 классе у учеников формируются умения грамотной записи значений физических величин в перевода их в СИ. Полезными могут быть именно задачи из ЭП, т.к. в них задается шаблон краткой записи условия, и ошибки, допущенные учеником, выявляются автоматически на этом же этапе решения. Ученик заполняет пропуски в шаблоне, пользуясь всплывающими подсказками, указывающими, значение какой физической величины необходимо вписать вместо пропуска, а также условием задачи. После нажатия кнопки ученик либо видит надпись «Правильно», если все значения были введены верно, либо надпись «Неправильно», тогда неверные значения исправляются красным цветом.
Экспериментальные задачи, при решении которых с той или иной целью используется эксперимент. Такие задачи применяются не часто. Однако использование виртуальных экспериментов ЭП позволяет существенно расширить область их использования.
Лабораторные работы.
Ученик получает возможность при подготовке дома не только изучить теоретический материал и познакомиться с ходом работы, но и виртуально выполнить саму работу, проводя необходимые измерения и расчёты. Виртуальные работы можно использовать в начале урока для проверки готовности учеников к выполнению реальной лабораторной работы.
Представленный электронный образовательный ресурс очень удобно использовать для реализации ротационной модели смешанного обучения с использованием таких технологий как смена рабочих зон, перевернутый класс. Ресурс удобен как в домашнем использовании, так и в работе на уроке. На мой взгляд, с ним можно и нужно работать. Это не только интересно ученикам, но и большая помощь для учителя.
В заключении хотелось бы привести слова Ричарда Олдингтона, знаменитого английского литератора, критика: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Использование интернет-технологий в обучении физики
Современные образовательные технологии и инновации в процессе обучения позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления позна...
Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.
Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.Задачи:1. Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для э...
Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности
Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности...
Организация дистанционной формы обучения физике учащихся 7-9 классов с ОВЗ
Направление: Образовательные информационные технологии для социализации и образования «особых» детейРазработка содержания учебных дисциплин в различных моделях дистанционного обучения с учетом специфи...
Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.
Статья рассказывает о различных методах применения инновационных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Использование инновационных технологий обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, со...
Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».
В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....