сценарий урока "Вынужденные колебания. Резонанс" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс)
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: Вынужденные колебания. Резонанс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий с помощью технологии «Педагогическая мастерская»
Образовательная: расширение понятий базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока:
Образовательные – подготовить обучающихся, которые:
- узнают определения понятий: вынужденные колебания, резонанс, собственная частота колебаний;
- смогут называть признаки и причины возникновения резонанса в колебательной системе;
- узнают область применения вынужденных колебаний и резонанса.
Развивающие:
- содействовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять в ней главное;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
- обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся: строить исследовательский проект и защищать его;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
- способствовать развитию умений слушать выступающего и уметь корректировать его ошибки.
Воспитательные:
- создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением технических средств;
- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии;
- создать условия, обеспечивающие воспитание чувства сопереживания за товарищей,
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Баласанова Ольга Валентиновна
Место работы, должность: МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области, учитель физики
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: Вынужденные колебания. Резонанс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий с помощью технологии «Педагогическая мастерская»
Образовательная: расширение понятий базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов
Задачи урока:
Образовательные – подготовить обучающихся, которые:
- узнают определения понятий: вынужденные колебания, резонанс, собственная частота колебаний;
- смогут называть признаки и причины возникновения резонанса в колебательной системе;
- узнают область применения вынужденных колебаний и резонанса.
Развивающие:
- содействовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять в ней главное;
- содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
- обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся: строить исследовательский проект и защищать его;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
- способствовать развитию умений слушать выступающего и уметь корректировать его ошибки.
Воспитательные:
- создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением технических средств;
- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии;
- создать условия, обеспечивающие воспитание чувства сопереживания за товарищей,
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к физике.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, наблюдение, решение проблемных ситуаций, анализ жизненного опыта.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экспериментальное оборудование для демонстрации вынуженных колебаний и резонанса в колебательной системе, в том числе два хрустальных бокала на ножке, зубочистка, стакан с водой. раздаточный материал по количеству человек в классе.
Информационные источники: А.В. Пёрышкин «Физика – 9 класс», учебник для общеобразовательных учебных учреждений; профессиональные интернет - ресурсы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап. (2 мин) | Презентация к уроку Слайд №2. Приветствие. Настрой на урок. Прослушиваем отрывок Шаляпина. Спрашиваю, почему бокал разбился? Формирую познавательный интерес по теме. Предлагаю вспомнить изученный материал. Разделяю детей на шесть групп. | Переключают внимание и настраиваются на урок. | Самоопределение к деятельности; сотрудничество с учителем, сверстниками |
I. Актуализация знаний (7 мин) | |||
1.2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия 1.3. Выявление затруднения и разработка плана по выходу их создавшегося затруднения. | Вспомним важные понятия изученному материалу в виде небольших исследований. Группа 1,2 исследуют нитяной маятник (приложение 1) Группа 3,4,5 исследуют пружинный маятник (приложение 2) Группа 6 (эксперты) получают отдельное задание по новой теме (приложение 3) Представители малых групп показывают результат: частота и период зависят от параметров колебательной системы (длины нити для нитяного маятника и массы груза для пружинного) Как называются такие колебания? (свободные) Но если они прекращаются со временем, то они что делают? (затухают) Подумайте, что надо создать в системе, чтобы колебания не прекращались? (действовать внешней силой). Обращаюсь к группе один: получилось ли у вас вызвать колебания одного маятника с помощью другого? Как мы назовем эти колебания? (вынужденные) Задайте тему урока, сформулируйте цели (Слайд №3) | Вспоминают название установки. Анализируют, какие характеристики можно исследовать. Строят логическую цепь рассуждений, как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Находят информацию в конспекте. Работают у доски. Обобщают изученный ранее материал. Находят путь к изучению нового материала. Задают тему урока. | Самоопределение; мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
II. Операционно-исполнительский этап (22 мин). | |||
2.1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Этап открытия нового знания | «Индукция»: вызываю представителя группы 6 для демонстрации исследования установки №1. Индуктор – «внешняя сила». Объяснение исследования по плану (приложение 3) «Деконструкция»: Предлагаю обсудить характеристики короткого маятника: его частота колебаний будет равна частоте колебаний длинного? (нет) Тогда, как мы назовем частоту колебаний короткого маятника? (собственная частота) «Работа с материалом»: обращаю внимание на экран. Предлагаю выбрать из предложенных картинок те, на которых есть примеры вынужденных колебаний (Слайд №4) «Индукция»: обращаю внимание на установку №2 (бокалы). Провожу опыт с бокалами и зубочисткой. Индуктор – «резонанс». Склоняю учащихся к наблюдению. Раздаю задания в группы: Группа 1,2 готовят план по объяснению опыта с зубочисткой Группа 3,4 работает с текстом из учебника пар.27 Группа 5,6 получает два разных бокала, работают с заданием (приложение 4) «Деконструкция»: демонстрацию какого явления вы наблюдали? (резонанс). Запишем определение в тетрадь. Назовите основные причины появления резонанса? (совпадение частот). Какая величина резко увеличивается при резонансе? (амплитуда) «Работа с материалом»: Посмотрите на слайд (резонансная кривая) и объясните, что означает пик на этой кривой (резкое увеличение амплитуды при совпадении частоты внешней силы и собственной частоты колебаний системы) (Слайд №5) Найдите частоту и амплитуду резонанса. Повторите на других примерах. | Наблюдают, отвечают на поставленные вопросы. Находят затруднения, задают вопросы, сотрудничают в парах, исправляют ошибки. Сопоставляют между собой данные полученные из двух экспериментов. Работают с материалом учебника, находят новую информацию и применяют ее на практике. Ведут записи в маршрутном листе. | Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение); фиксирование индивидуальных затруднений при выполнении задания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; целеполагание; самостоятельное выделение и формирование цели; планирование сотрудничества; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; установление причинно-следственной связи; построение логической цепи рассуждения и доказательств. |
III. Оценочно-рефлексивный этап (7мин). | |||
3.1. Интерпретация полученных данных и вывод по результатам исследовательской работы. | Организую рефлексию деятельности: -обращаю внимание на слайд №6. -задаю вопросы: по чему произошло обрушение моста? Как можно было предотвратить? -раздаю задания группам (Слайд №7) группы 1,2 группа 3,4 группа 5,6 -организую выполнение задания в формате ОГЭ (Слайд №8) Вы хотели бы поделиться полученными знаниями с друзьями? Организует эмоциональную рефлексию: если вам понравился урок, то уходя, положите белую бусинку, а правую чашу весов или черную бусину - в левую чашу. Весы и бусины находятся на столе у выхода. | Применяют только что открытое новое знание для решения поставленной задачи. Выражают свои мысли, приводят аргументы для обоснования своего выбора. Работают у доски. Выражают эмоции по усвоению нового материала. Оценивают свой результат. | Самоопределение; волевая саморегуляция; мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание успешности и неуспешности. |
IV. Домашнее задание (2мин). | |||
Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. | (Слайд №9) П.26-27, изучить, упр.25 письменно. В домашних условиях повторить опыт с бокалами и объяснить данное явление. | Выбирают уровень выполнения домашнего задания. | Контроль и оценка способов своей деятельности. |
Приложение 1 Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити. Для этого: -отмерьте длину нити 30 см -отсчитайте 10 колебаний -с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________ Рассчитайте частоту колебаний____________________ Повторите опыт для длины нити 15 см -время__________ -частота___________________ Сделайте устный вывод | Приложение 1 Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити. Для этого: -отмерьте длину нити 30 см -отсчитайте 10 колебаний -с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________ Рассчитайте частоту колебаний____________________ Повторите опыт для длины нити 15 см -время__________ -частота___________________ Сделайте устный вывод | Приложение 1 Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити. Для этого: -отмерьте длину нити 30 см -отсчитайте 10 колебаний -с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________ Рассчитайте частоту колебаний____________________ Повторите опыт для длины нити 15 см -время__________ -частота___________________ Сделайте устный вывод |
Приложение 2 Используя пружинный маятник и секундомер, докажите, что частота и период колебаний зависят от массы груза. Для этого: -закрепите один груз массой 100 г на пружине -отсчитайте 10 колебаний -с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________ Рассчитайте частоту колебаний____________________ Повторите опыт для 2-х грузов массой 100 г -время__________ -частота___________________ Сделайте устный вывод | Приложение 2 Используя пружинный маятник и секундомер, докажите, что частота и период колебаний зависят от массы груза. Для этого: -закрепите один груз массой 100 г на пружине -отсчитайте 10 колебаний -с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________ Рассчитайте частоту колебаний____________________ Повторите опыт для 2-х грузов массой 100 г -время__________ -частота___________________ Сделайте устный вывод | Приложение 3 Перед вами два маятника, висящие на общей нити. Приведите в колебательное движение короткий маятник. Объясните, почему длинный маятник тоже начал колебаться. Ответьте на вопросы: -Относятся ли колебания длинного маятника к свободным? _______________________ -Действует ли короткий маятник на длинный с некоторой силой?________________________ -Как можно назвать эту силу?________________ -Как можно назвать колебания длинного маятника?___________________________ |
Карточки разрезать, положить в лотки с оборудованием. Лотки положить на столы так, чтобы уместилось 4-5 человек в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механические колебания 11 класс
Повторительно – обобщающий урок в 11 классе. Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.Цель урока: Закрепить знания, полученные на уроках фи...
Электрические колебания (11 класс)
Открытый урок с применением ИКТ...
разработка урока по теме "Механические колебания" 9 класс
Данный урок разработан по технологии концентрированного обучения, являлся открытым показательным уроком на семинаре по применению технологии концентрированного обучения...
Тест по теме :"Электромагнитные колебания" 11 класс
Тест по теме :"Электромагнитные колебания" 11 класс составлен в формеЕГЭ. Работа рассчитана на 45 минут....
Урок - повторение по теме: "Электромагнитные колебания", 11 класс.
Презентация используется для углубленного изучения по данной теме....
Разработка сценария урока по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс
Разработка сценария урока по физике по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс...
Зачёт "Механические и электромагнитные колебания" 11 класс
Представлены вопросы к зачёту по указанной теме уровня А и В с разделением на микротемы....