Проект по физике
проект по физике (9 класс)

Белова Татьяна Витальевна

Проект по физике 9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение –

Сапроновская средняя общеобразовательная школа

Проект по физике

«Физика в литературе»

Выполнил: ученик 9 класса

Трофимов Алексей

               Руководитель: учитель физики

Белова Татьяна Витальевна

2020 - 2021  учебный год

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………3

1.Теоретическая часть …………………………………………………………..4

2.Примеры литературных произведений, в которых описаны физические явления …………………………………………………………………………….4

2.1Стихи ………………………………………………………………………….5

2.2Русская проза ………………………………………………………………..6

2.3Физические явления в загадках,  пословицах, в поговорках ………………7

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы ……………………………………………………………10

Введение

На первый взгляд физика и литература - предметы не совместимые. Физика - точная наука о природе, изучающая и объясняющая различные свойства, явления, процессы. Литература - это вид искусства, это фантазии, эмоции. Как можно связать физику и литературу? И актуально ли это? Физику и литературу связывает природа, окружающий нас мир. Актуальность данного исследования заключается в том, что физика всегда присутствует в нашей жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение.

Проблема моего исследования: выяснить какие физические величины можно увидеть в литературных произведениях.

Цель исследования:

Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях и проверить их на соответствие положениям физики.

Задачи исследования:

  • изучить источники информации по теме работы;
  • найти литературные произведения, в которых описываются явления природы;
  • привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях.

Гипотеза: существует много произведений различного жанра, в которых говорится о физических явлениях.

Объекты исследования: литературные произведения различных жанров.

1. Теоретическая часть

    Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний.  Любой читающий человек несомненно найдет для себя возможные «точки соприкосновения» физических знаний и литературных текстов, в которых физика предстает различных ипостасях:

- достоверное описание физических явлений (например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи и т.д.) - художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого;

- иллюстративное изображение открытий физики - история открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире;

- описание работы физических приборов и изобретений - фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих действительности, так и выдуманных авторами.

Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются.

2. Примеры литературных произведений, в которых описаны физические явления

Физические явления и процессы гораздо легче усваиваются через произведения художественной литературы. Литературные произведения богаты описанием физических явлений природы. Эти описания отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью. Используя отрывки из художественных произведений, люди могут создавать наглядные образы и активизировать их работу. Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. Приведу несколько примеров физических явлений в физических произведениях.

2.1 Стихи

Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из стихотворения С. Есенина:

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды,

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Описанное явление здесь – кристаллизация. Это переход вещества из жидкого состояния в твердое.

Такое физическое явление, как давление можно наблюдать  из отрывка Пушкина:

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режут лед».

Словосочетание «режут лед» означает - легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.

Теплопроводность у А.А.Фета:

«Все молчит, - лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветер шумит».

Все дело в том, что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна, создавая треск.

2.2 Русская проза

 Многие рассказы, повести и романы так же богаты различными физическими природными явлениями, свойствами и процессами, как и поэзия. Приведу несколько отрывков из литературных произведений, написанных в прозе, и проанализирую физические явления, свойства или процессы, которые в них описаны.

Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»

«Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш».

Здесь перед нами предстает механическое явление.

Так как плоды на ветвях достаточно тяжелые, плюс действует земное притяжение, поэтому ветки не выдерживают и гнутся под силой тяжести.

Если бы дерево находилось в невесомости, то, какими бы большими ни были плоды,  ветки бы не гнулись.

А.П. Чехов «Степь»

      «Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды? Архимедова сила. На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа), вытесненной (или вытесненного) телом.

Фрагмент рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: 
«Большой черный пень собирает в себя лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, и воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетели ночевать».
В рассказе идет речь о физическом явлении излучения и поглощения света различными телами. Черный пень сильнее нагревается по сравнению с телами других цветов. В этом проявляется зависимость поглощательной способности тел от их цвета.
В ряде литературных произведений описывается физическое явление-инерция:

Например: М.М. Пришвин «Кладовая Солнца»

«В это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние лапы, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно и сошлось – собака бросилась, а заяц остановился. И собаку перенесло через зайца.
Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками уже летел по тропе…»

Аркадия Гайдара «Чук и Гек»

«Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено»

2.3 Физические явления в загадках,  пословицах, в поговорках

Физические явления нашли свое отражение в пословицах и поговорках.

«Плуг от работы блестит»

В данной пословице описана сила трения. Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.

«Много снега – много хлеба.» Почему?

 Здесь рассматривается один из видов теплопередачи.(Снег, обладает плохой теплопроводностью, т.е.  снег является "шубой" для земли, он сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания.)

 «Замерз - как на дне морском.» 

Явление теплопередачи. А почему на морском дне всегда холодно?  Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые, инфракрасные лучи - поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность.

Вот несколько пословиц разделены по разделам.

Тепловые явления

"Гвоздём моря не нагреешь" - русская

"Солнце греет сильнее, когда нет облаков" - монгольская

"Три года на камне просидишь - камень нагреется" - японская

Механические явления

"Земля вертится, и мы с ней вместе" - сербская

"В гнилой доске гвоздь не держится" - турецкая

"Пошло дело как по маслу" - русская

"Не подмажешь - не поедешь" - французская

"шила в мешке не утаишь" - русская

Молекулярная физика

"Ложка дёгтя в бочке мёда" - русская

"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" -монгольская

"Подо льдом тёплой воды не бывает" - осетинская

"Туман рассеивается - волку не по душе" - монгольская

"Готовь сено пока солнце сияет" - английская

"Металл хорошо отлит если долго кипит" -русская

Электричество. Магнетизм. Оптика.

"Молния не сверкнёт - грома не будет" - турецкая

"Молния ударяет в высокое дерево" - марийская

"В течении дня тень не падает дважды на одно и тоже место" - корейская

"Солнце сияет, а месяц только светит" - русская

"Что на зеркало кивать, коли рожа кривая" - русская

"Ночью все кошки серы" - русская

Заключение

Таким образом, я выяснил, что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. В работе описаны некоторые  пословицы, поговорки, стихотворения  в которых описаны те или иные физические явления. Полученная информация поможет пользователю в запоминании физических терминов и явлений.

Вывод:

Моя гипотеза  подтвердилась. Действительно, существует много произведений различного жанра, в которых говорится  о физических явлениях. Я доказал что физика присутствует везде.

Список литературы

  1. Физика в литературе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://physics03.narod.ru/Interes/litra.htm.
  2. Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике (http://vpl54.narod.ru/index.html).
  3. Источники информации, или литература Физика в литературе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://physics03.narod.ru
  4. В. Д. Сысоев – «Пословицы и поговорки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Законы физики и организм человека"

Крайне малое время, отведенное на усвоение школьниками знаний в области физики в процессе учебных занятий, а также во внеурочное время, сказывается на недостаточном уровне знаний.Влияет и дефицит знан...

Проект по физике "Секреты великого Архимеда!

АннотацияРазработка адресована  учителям естественнонаучных предметов, желающим освоить технологию учебно-проектной деятельности учащихся на уроках физики в основной школе.Представленная работа в...

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Физико-математический проект учащихся "Физика и пища космонавта"

Этот проект является познавательным материалом для учащихся 5-9 классов. Проект неоднократно выставлялся на городских и окружных конкурсах и конференциях, завоевывал призовые места. Проект содержит пр...

Проект по физике "Развитие самостоятельности и познавательной активности школьников на уроках физики"

 Воспитание нового человека, воспитание поколений людей, которые поднялись бы на более высокий уровень образованности, культуры, нравственного совершенства , профессионального мастерства и...

Проект по физике «Удивительная физика»

В 2015 году с 25 мая по 30 июня при прохождения долгосрочных курсов в ЧИПКРО под руководством Эльмурзаевой Ганги Бекхановны по программе «Требования к современному уроку» - метод проектов ...