Расчет массы и объема тела по его плотности
методическая разработка по физике (7 класс)
План-конспект урока составлен по учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутника "Физика 7 класс"
Цель урока.
Дидактическая - создать условия для осознания новой учебной информации с использованием принципа проблемности, принципа развивающего обучения.
Образовательная - закрепить у учащихся навыки вывода производных формул из определяющей, выработать навыки расчёта массы и объёма тела по его плотности.
Развивающая – создать условия для проявления самостоятельности, ситуации успеха каждому ребёнку, умения работать в парах. Для развития интеллекта научить учащихся выдвигать гипотезы, логически излагать мысли, делать выводы, используя творческие задания, формировать умение преодолевать трудности для развития воли и самостоятельности, создать условия для развития самооценки через рефлексию деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_kunchu_m.s.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ТЕМЕ: « ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала
Место в учебном плане: заключительный урок в 8 классе по теме: Тепловые явления.
Цели урока:
- систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях;
- стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора;
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Задачи урока:
воспитательная — развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
учебная — обобщение, систематизация, углубление знаний;
развивающая - развитие памяти, логического мышления, приёмов умственной деятельности.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует ребят и гостей, объявляет цель и план урока. - Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока-семинара. Вы предварительно разделились на 3 команды, чтобы у вас была возможность подготовить дополнительную информацию и опыты; подготовить проекционные материалы; физические приборы для демонстрации опытов;
-Учитель обращает внимание учащихся на высказывания:
- Ребята, эпиграфом нашего урока будут следующие высказывания, прочитайте их.
На экране высвечиваются высказывания:
«Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать — необходимо».
«Хорошая команда — залог успеха».
Учитель зачитывает стихотворение:
О теплоте начнём рассказ,
Всё вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведём мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста.
С той дамой, что зовётся: «ТЕПЛОТА»!
-Так вот, главная цель нашего урока сегодня не только просто вспомнить пройденный материал, но и заглянуть в него поглубже, побыть в роли ученых, экспериментаторов, теоретиков, обобщить и закрепить ранее изученные наши знания по теме: «Тепловые явления».
А теперь — внимание! Представляю команды:
1 группа – теоретики. Они расскажут о тепловых процессах в живой природе, ознакомят нас с законом сохранения энергии и многими интересными сообщениями.
2 группа – экспериментаторы. Они подготовили нам опыты о теплопередаче и законе сохранения энергии.
3 группа- практики. Они предоставят нам решение интересных задач.
- Ребята, открыли тетради, записали дату и тему урока.
- Интересную информацию, решение задач прошу записывать в тетрадь.
II. Повторение ранее изученных знаний.
А теперь, повторим основные понятия темы «Тепловые явления». У каждой группы на столе лежат карточки с вопросами. Каждый из вас выбирают вопросы, громко читают и дадут полный ответ. За правильный ответ вы получаете жетон. По количеству жетона вы получаете оценку.
Итак, начинаем с первой группы, пожалуйста. Вторая группа, ваши ответы. Третья группа – блесните знаниями. Ответы ребят на вопросы:
- Внутренняя энергия – это …
2. Обозначение внутренней энергии-
- единица измерения внутренней энергии-
- Способы изменения внутренней энергии тела.
- Как осуществляется теплопередача?
- Теплопроводность –это
- Конвекция – это
- Излучение –это…
- .Количество теплоты - это…
- Обозначение, единица измерения количества теплоты-
- Формула количества теплоты –
- Количество теплоты при сгорании топлива –
- Формула количества теплоты при сгорании топлива-
- Количество теплоты при плавлении –
- Формула количества теплоты при плавлении-
- парообразование – это…
- Формула количества теплоты при парообразовании-
- тепловые двигатели- это…
- КПД теплового двигателя- это…
- Формула КПД
III. Повторение теоретических знаний.
Итак, ребята переходим к нашим теоретикам. Они подготовили интересующие нас сообщения. Послушаем их. Ребята, не забудьте записывать интересную информацию в тетрадь.
- Группа – теоретики.
Ученик 1. Получение и освоение огня заметная страница в истории цивилизации. Первому костру около 400 000 лет и 30 000 лет назад его научились добывать трением, а позднее изобрели огниво ; спички появились в 1855 году. Для нагревания тел часто используют энергию, выделяющуюся при сгорании топлива. С древних времен известны такие виды топлива, как уголь , нефть и некоторые сланцы. При сжигании они дают большее количество теплоты. В наше время словом «топливо » часто называют вещества, используемые в ядерных реакторах на атомных электростанциях - ядерное топливо, в ракетных двигателях- ракетное топливо. Важной характеристикой топлива является жаропроизводительность, оцениваемая максимальной температурой, которую можно получить при полном сгорании топлива в воздухе. Так при сгорании дров максимальная температура 16000С, каменный уголь дает 25000С, бензин – 21000С. Выяснилось, что тувинцы с давних времен использовали высушенный навоз (кизяк) как топливо. И оказалось, что сушеный навоз ( кизяк) КРС составляет 2092 килокалорий на килограмм. Навоз, производимый большим животным за год составил 5,4 тонн, что соответствует 5,4 *0,3 =1,62 тонн сухого навоза. Сгорание этого навоза эквивалентно сгоранию 712.8кг. древесины. Поэтому одно большое животное, если оно живет и пасется, спасает от вырубания 6 деревьев каждый год. Сухой навоз как возобновляемый и экологически безопасный источник энергии заслуживает пристального внимания специалистов.
Ученик 2. Главный закон, которому подчиняются все тепловые процессы, — закон сохранения энергии. Все живые организмы затрачивают в процессе жизнедеятельности много энергии (движение, питание, охота и т.д.). Дыхание живых существ иногда называют медленным горением, т.к. кислород поступает в организм при дыхании.
Если рассмотреть таблицу, то можно сделать вывод, что Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся различна и питание должно быть разным.
Теплота сгорания суточного рациона пищи у разных категорий трудящихся.
Таблица 1
Работники, чья деятельность не связана с затратой больших физических усилий | Педагоги, врачи, учёные, студенты, инженеры, канцелярские работники | 2400 ккал (10 000 кДж) |
Квалифицированные рабочие и работники сферы обслуживания, чья деятельность требует небольших физических усилий | Токари, сборщики, фрезеровщики, столяры, продавцы, официанты и т.д. | 2700 ккал (11300 кДж) |
Работники, чья деятельность связана с затратой больших физических усилий | Кузнецы, слесари, штукатуры, крестьяне | 2900 ккал (12 000 кДж) |
Таким образом, чем больше человек затрачивает энергию, тем калорийнее должна быть пища, тем питательнее рацион.
Ученик 3. Я подготовил небольшое сообщение о том, что почему люди предпочитают готовить пищу в чугунной посуде, чем в медной. Выяснилось, что теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя.
Вывод: Отсюда делаем вывод, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать быстрее, чем в чугунной.
-Молодцы, ребята. Получите свои жетоны.
IY.Демонстрация опытов.
Переходим ко второй группе. Вторая группа – экспериментаторы подготовили для нас опыты. Пожалуйста, экспериментаторы вам слово.
Перед выполнением работы вспомним правила по технике безопасности.
Осторожно обращаться со стеклянными колбами и пробирками, спичками и легко воспламеняющимися веществами.
Наша команда – экспериментаторов приготовила опыты по теплопередаче и закону сохранения энергии, используя для этого школьное оборудование.
Опыт 1: «Несгораемая бумага». Гвоздь плотно оборачивают бумагой и нагревают в пламени спиртовки. Бумага не горит. Почему?
Ответ. Железо обладает большой теплопроводностью, поэтому практически всё тепло передаётся гвоздю, и бумага не сгорает.
Опыт 2.Кипячение воды в бумажной коробке.
Возьмём небольшую коробочку из плотной бумаги, нальём в неё воды и поставим над спиртовкой. Вода нагревается и, наконец, закипает, а коробка остаётся целой. Предлагаю убедиться в этом (приглашает гостей и ребят) Может кто-нибудь объяснит этот опыт?
(Это объясняется тем, что теплота от спиртовки передаётся воде, а температура бумажной коробки не достигает температуры воспламенения.)
Опыт 3: Несгораемый платок. Возьмем носовой платок, намочим его спиртом и подожжем. Через некоторое время пламя тухнет. Почему это происходит?
( Платок остаётся целым, потому что он ранее был смочен водой, а вода имеет плохую теплопроводность.)
- Молодцы, ребята. Вы отлично справились с опытами. Получите жетоны.
Y.повторение практических задач
3 группа – это практики. Они предложат решение подобных задач, которые мы решали на уроках. Остальные записывают в тетрадях.
1.Задачи.
Дано: Решение:
t=50ºC Q =cm t=880 350кг 50°C =
m=0,35T=350кг
с=880 = 15400000Дж= 15400кДж
__________________ Ответ:Q =15400 кДж.
Найти Q
- Давайте, проверим решение первой задачи.
2.Задача
Дано: Решение:
V =5 м³ Q = qm=qpV=1310 Дж/кг 700кг/м³ 5м=
q=3,810 Дж/ кг 4,5510 Дж
p =700 кг/м³
_________________
Найти Q Ответ: Q =4,55 10 Дж
-А теперь решение второй задачи.
Молодцы, ребята, отлично справились с решением задач. Вы получаете жетоны. Давайте посчитаем у кого сколько жетонов. Оценки.
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Закончите предложения:
• На занятии для меня самым важным было...
• В нашем общении для меня самым главным было...
• На месте преподавателя я бы...
YII.Домашнее задание.
Учитель:
- Запишите домашнее задание.
1уровень – Повторить тепловые явления и подготовиться к контрольной работе.
2.уровень – Написать советы людям различных профессий, используя знания по теме.
3.уровень – Объяснить, в каком помещении зимой теплее: деревянном, кирпичном доме или в юрте?
- Большое спасибо всем за совместную работу. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний.
Ученик 2..Оказывается, что жареная пища вкуснее варёной, потому что главное заключается в физических особенностях процессов жарения и варки. Ни вода, ни жир не нагреваются выше температуры их кипения,- но вода кипит при 1000 С, жир — при 2000 С, значит, жаренье происходит при более высокой температуре, чем варка. Более высокое нагревание вызывает в органических веществах пищи изменения, улучшающие вкус (жаркое вкуснее варёного мяса, яичница вкуснее варёных яиц и т.д.).
Ученик 3. Люди предпочитают готовить пищу в чугунной посуде, чем в медной, потому что теплопроводность меди в 8 раз больше, чем чугуна; это значит, что в единицу времени через слой меди протекает в 8 раз больше теплоты, чем через слой чугуна такой же толщины при одинаковой разности температур по обе стороны слоя. Отсюда ясно, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать легче, чем в чугунной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме:"Расчет массы и объема тела по его плотности"
Конспект урока для 7 класса. В конспекте :вступительное слово учителя о теме и форме урока;актуализация знаний; новая тема; физминутка; решение задач; рефлексия; информация о Д/з....
Урок решения задач в 7 классе по теме"Расчет массы и объема тела по его плотности".
Урок физики с применением ИКТ способствует развитию умений и навыков оперировать понятием "плотность тела" при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между фи...
Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...
Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 класс.
Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 клас...
конспект урока по физике в 7 классе "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Расчет массы и объема тела по его плотности...
Расчет массы и объема тела по его плотности.
· обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Расчет массы и объема тела по его плотности»; · ...
Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Технологическая карта урока по физике в 7 классе...