Элективные курсы по физике
рабочая программа по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Клинкова Наталья Владимировна

Изучение элективного курса помогает удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на углублённом уровне. Он углубляет практическую часть - решение разнообразных физических задач. Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса физики. Основное средство и цель его освоения – решение задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев имени

И.П. Фархутдинова"

Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

_____________ / Т.А. Пудова /

«___»  августа 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев

  ____________Н.И. Барзул

                         « __ » августа 2018 г.    

 

ПРОГРАММА

элективного курса по ФИЗИКЕ

«Физика в нашем доме».

основного  общего образования

9 класс

на 2018 – 2019 учебный год

.

1 часа в неделю

17 учебные недели

 17 часов в полугодие

Составила:

учитель  физики: Клинкова Н.В

I категории                                                                                                                                                

.

пгт Вахрушев    

Пояснительная записка.

Актуальность курса заключается в том, что в свете реформы общеобразовательной  школы повышаются роль и значение межпредметных связей дисциплин. Каждому учителю физики необходимо постоянно развивать стремление учащихся выяснять причины явлений, с которыми они встречаются  ежедневно. Тематическая направленность курса способствует приучению детей к самостоятельной творческой работе, развитию инициативы, вносят элементы исследования в их учебу, содействуют выбору будущей профессии.

Элективный курс «Физика в нашем доме» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. В нем раскрываются пути осуществления межпредметных связей физики с технологией, алгеброй и геометрией, химией, биологией. Занятия элективного курса углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроках, повышают их интерес к предмету. Курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса – создание условий для формирования и развития у школьников:

  • интереса к изучению предмета физики;
  • умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
  • творческих способностей;
  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Основная задача курса – не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить применять полученные знания на практике.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • выдвигать гипотезы;
  • решать задачи практической направленности;
  • отбирать необходимые для эксперимента приборы;
  • интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы.

Перечисленные умения формируются на основе знаний принципов работы различных приборов для домашних измерений, законов механики твердых тел, жидкостей и газов, свойств электрического тока,  тепловых, звуковых и оптических явлений.

В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересная для них форма работы. При этом учащиеся ставятся в условия исследователей, отыскивающих закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

Содержание программы.

 Раздел 1. Измерительные приборы – 1ч

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

Демонстрации и опыты: точные приборы для измерения (микрометр, электронный секундомер и весы).

Раздел 2. Законы механики – 3ч

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц). Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Демонстрации и опыты: демонстрация условий равновесия рычага, устойчивого равновесия тела, имеющего площадь опоры; демонстрация зависимости величины давления от силы давления и площади опоры.

Раздел 3. Механика жидкостей и газов – 2ч

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода). Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Демонстрации и опыты: условия равновесия однородных и неоднородных жидкостей в сообщающихся сосудах; действие фонтана, поднятие воды за поршнем, зависимость давления от скорости течения жидкости.

Раздел 4. Теплота – 2ч

Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Демонстрации и опыты: опыты по конвекции, показ различной теплопроводности разных материалов, нагревание металлической трубки трением, понижение температуры при испарении, расширение тел при нагревании.

Раздел 5. Свойства электрического тока – 3ч

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов. Механическое действие тока. Магнитное действие тока. Основы радиопередачи и радиоприема.

Демонстрации и опыты: нагревание проводника электрическим током, движение проводника с током в магнитном поле, работа электромагнита и электромотора, действие генератора УКВ.

Раздел 6. Звуковые явления – 3ч

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов). Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»). Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Демонстрации и опыты: колебания звучащего тела, резонанс камертонов, отражение звуковых волн, звукопроводность твердых тел и жидкостей.

Раздел 7. Оптика — 2ч

Отражение света от плоских зеркал. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.  Применение линз в домашних оптических приборах.

Демонстрации и опыты: модель строения глаза, получение изображения в линзах и зеркалах, ход лучей в поворотной и оборотной призмах.

Итоговое занятие — 1ч

Литература для учителя:

1. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

2. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 8 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

3. Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 9 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи.- М.: АРКТИ, 2000

4. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

5. Луцевич А.А., Равков А.В., Козел Р.Н. Решение задач по механике и молекулярной физике. Книга для учителя- МН.: «Народная асвета», 1989

6. Кабардин О.Ф. Физика. 9 класс: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы.- М.: Дрофа, 2008

Литература для ученика:

1. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физические тела. - М.: «Наука», 1978

2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: учебное руководство. - М.: «Наука», 1986

3. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике: учебное пособие. - М.: «Высшая школа», 1990

4. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. - М.: «Просвещение», 1993

Тематическое планирование учебного материала

9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.

Название раздела

Количество часов

1

Измерительные приборы

1

2

Законы механики

3

3

Механика жидкостей и газов

2

4

Теплота

2

5

Свойства электрического тока

3

6

Звуковые явления

3

7

Оптика

2

8

Итоговое занятие.

1

Итого:

17

Поурочно планирование учебного материала

9 класс, 17 часов, 1 час в неделю.

Дата:

Коррекция

Содержание

Примечание

Раздел 1. Измерительные приборы. ( 1 час )

1

1/1

07.09

07.09

Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

Раздел 2. Законы механики. ( 3 часа )

2

2/1

14.09

14.09

Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

3

3/2

21.09

21.09

Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).

4

4/3

28.09

28.09

Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Раздел 3. Механика жидкостей и газов. ( 2 часа )

5

5/1

05.10

Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).

6

6/1

12.10

Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Раздел 4. Теплота. ( 2 часа )

7

7/1

19.10

Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

8

8/2

27.10

Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Раздел 5. Свойства электрического тока. ( 3 часа )

9

9/1

09.11

Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.

10

10/2

16.11

Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

11

11/3

23.11

Основы радиопередачи и радиоприема.

Раздел 6. Звуковые явления. ( 3 часа )

12

12/1

30.11

Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).

13

13/2

07.12

Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).

14

14/3

14.12

Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Раздел 7. Оптика. ( 2 часа )

15

15/1

21.11

Отражение света от плоских зеркал.

16

16/2

11.01

Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.  Применение линз в домашних оптических приборах.

17

17/1

18.01

Итоговое занятие ( 1 час )

Методические рекомендации

1. Устройство, действие и назначение различных приборов на конкретных примерах домашних измерений.

История создания метрической системы мер. Бытовые приборы: линейка, рулетка, циркуль, портновский сантиметр, весы, мерные стаканы, часы, счетчик электрической энергии.

2. Принцип действия рычагов и других простых механизмов на примере работы домашних приборов.

Утверждение Архимеда о возможности передвижения любого груза с помощью рычага.

Наклонная плоскость, ворот, тиски, кусачки, пассатижи, швейная машина с ручным приводом.

 

3. Зависимость давления от площади опоры (для объяснения действия различных ножей, ножниц).

Бытовые приборы: ложки, вилки, ножи, хлеборезка, соковыжималка, ножницы. Решение задач.

4. Условия равновесия тел, имеющих площадь опоры, устойчивости тел.

Бытовые приборы: вазы, фужеры, тарелки, настольные лампы, торшеры, лестницы. Решение задач.

5. Свойства сообщающихся сосудов (для объяснения фонтанов, водопровода).

История флорентийских насосов. История постройки римского водопровода. Водопровод (действующая модель), фонтаны — увлажнители воздуха. Бытовые приборы: чайники, кофейники, кружка — непроливайка.

6. Доказательство существования атмосферного давления (для объяснения работы пипетки, авторучек). Зависимость давления движущейся жидкости от скорости ее течения (для объяснения действия пульверизатора).

Объяснение работы бытовых приборов: пипетки, авторучки, насос, опрыскиватель. Решение задач. Демонстрация зависимости давления от скорости течения жидкости. Пульверизатор. Смена воды в аквариуме.

7. Объяснение физической сущности пламени. Явление конвекции, теплопроводности и излучения.

История открытия термометра. Термометры (медицинский, для измерения температуры воды и воздуха). Пламя спички, спиртовки. Водяное отопление (действующая модель). Сковородки, утюги, кастрюли с металлическими и деревянными ручками. Стакан чая с опущенной в него ложкой. Термос. Шерстяная шапка, меховые варежки. Теплозащитные свойства тканей.

8. Явление испарения и кипения. Плавление и кристаллизация.

Объяснение работы бытовых приборов: газовая плита и холодильник. Влажно-тепловая обработка одежды. Тепловая обработка продуктов. Приготовление горячих блюд. Стерилизация продуктов, консервирование. Лужение и пайка проводов. Решение задач.

9. Тепловое действие тока: объяснение устройства и действия различных нагревательных приборов.

От лучины до лампы дневного света. Устройство и действие электролампы, электроплиты, паяльника, утюга, электрического чайника, камина. Решение задач.

10. Механическое действие тока. Магнитное действие тока.

Объяснение работы бытовых приборов: пылесоса, полотера, электробритвы, электродрели, швейной машины, телефона. Решение задач.

11. Основы радиопередачи и радиоприема.

Объяснение работы телефона, радиоприемника, телевизора. Диапазоны электромагнитных волн.

12. Природа звука и его основные характеристики (на примере музыкальных инструментов).

Из истории музыкальных инструментов. Звуковые характеристики. Решение задач.

13. Назначение резонаторных ящиков гитары, пианино, скрипки. Реверберация («комнатное эхо»).

Бытовые приборы: музыкальные инструменты (скрипка, гитара, пианино). Решение задач.

14. Распространение звука в различных средах (для объяснения действия звукоизоляционных материалов).

Макет меблированной комнаты. Звукоизоляционные материалы. Звукопроводность твердых тел и жидкостей.

15. Отражение света от плоских зеркал.

Различные взгляды на природу света. Виды зеркал: плоское, вогнутое и выпуклое. Характеристики. Свойства изображений в различных зеркалах. Применение. Решение задач.

16. Глаз как оптический прибор, его дефекты и их исправление.  Применение линз в домашних оптических приборах.

Очки (для близорукого и дальнозоркого глаза), бинокль, фотоаппарат, увеличитель, киноаппарат. Системы линз и зеркал.

17. Итоговое занятие.

Список использованной литературы:

  1. Ланина И.Я.  Внеклассная работа по физике. М., «Просвещение», 1977
  2. Дик Ю.И., Турышев И.К., Лукьянов Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: «Просвещение», 1987
  3.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: «Педагогика»,   1981
  4. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе/ Под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. - М.: «Просвещение», 1985



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа  п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова"

Согласовано

заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ п. Вахрушев        

_____________ / Т.А. Пудова /

«___»  августа 2018 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ п. Вахрушев

  ____________Н.И. Барзул

                         « __ » августа 2018 г.    

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по теме «Творческие задачи по физике».

основного  общего образования

9 класс

на 2018 – 2019 учебный год

1 часа в неделю

17 учебных недель

 17 часов в год

Составила:

учитель  физики: Клинкова Н.В

I категории                                                                                                                                                

.

пгт Вахрушев

2018 уч.г.

Пояснительная записка.

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности.

В старших профильных классах средней школы, с учетом тенденции, складывающейся социально-экономической обстановке в стране, в целях социальной защиты учеников, в рамках образовательной области «физика», может осуществляться профессиональная подготовка обучающихся, которая должна строиться с учетом интересов государства и учащихся.

Заинтересовать учащихся, познакомить их с различными видами профессиональной деятельности, помочь в выборе будущей профессии, призваны элективные курсы.

При разработке данной программы ставились следующие задачи:

  1. развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности, техническому применению физики;
  2. подготовка учащихся к изучению профильного курса по физике 10-11 классах, и дальнейшему выбору профессиональной деятельности в области физики и техники.

Творческие задачи можно в основном на два вида: «исследовательские» (требующие ответа на вопрос почему?) и « конструкторские» (требующие ответа на вопрос как сделать?)

 Творческие задачи позволяют решить ряд проблем при обучении:

  1. умение анализировать и выбирать необходимые теоретические знания для решения поставленных технических задач
  2. использование в большем объеме политехнического материала, направленного не на запоминание и обогащение памяти, а на развитие мышления
  3. конструирование в виде мысленного построения того или иного технического устройства, отвечающего его назначению.

Подбор материала должен производиться на основе учебного уровня знаний учащихся.

В данную программу включены разделы физики изучаемые в основной школе, некоторые разделы из молекулярной физике и электричества, представленные в ознакомительной форме, которые будут более глубоко изучаться в профильной школе.

Изучение данного курса каждый учащийся завершает индивидуальной работой по одной из форм отчета:

  1. письменная работа, представляющая собой банк творческих задач по одной теме курса (тема выбирается учащимся по желанию)
  2. реферат по техническому применению
  3. модель технического устройства с описанием принципа действия и применения

Содержание учебного материала:

1. Введение - 1 час

Что изучает курс «творческие задачи по физике»

- признаки творческой задачи;

- виды творческих задач, технические задачи, как средство политехнического обучения;

- знакомство учащихся с разными формами зачета по окончанию изучения курса «творческие задачи по физике».

2.  Механика – 8 часов

Физические измерения: измерения малых тел (метод рядов), измерение недоступного (геометрический способ, звуко-, радио- светолокация).

Как измерить физическую величину. История метра.

Методы измерения расстояний:

1. метод рядов

2. метод триангуляции

3. графический метод

4. лазерная локация

5. ионный микроскоп

Описание движения тел: относительность движения, сложение движения. Измерение больших скоростей: стробоскопический метод, метод Штерна, эффект Доплера.

Взаимодействие тел: масса, плотность, законы Ньютона.

Элементы статики

 Работа и энергия

 Движение жидкостей и газов, закон Бернулли, подъемная сила крыла самолета.

 Механические колебания и волны, резонанс.

3.  Молекулярная физика – 4 часа

Свойства газов: процессы испарения и конденсации в природе и технике, сжиженный газ его свойства и применения.

Свойства жидкостей: поверхностное натяжение, капиллярные явления.

Свойства твердых тел: строение кристаллов, анизотропия.

Способы управления механическими свойствами твердых тел, деформации.

4.   Электричество – 3 часа

Электрический ток в жидкостях: закон электролиза, применение электролиза.

Электрический ток в полупроводниках: р-n переход. Донорные, акцепторные примеси.    Полупроводниковый диод.

Применение полупроводниковых приборов.        

  1. Заключительное занятие – 1 час

Тематическое планирование элективного курса в 9 классе 

Тема разделов

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Механика

8

3

Молекулярная физика

4

4

Электричество

3

5

Заключительное занятие

1

Итого:

17

Учебно-тематический план

Дата

Тема:

Виды деятельности

Формы контроля

по плану

коррекция

  1. Введение - 1час.

1

1/1

Что изучает курс «творческие задачи»?

работа со справочной литературой

  1. Механика – 8 часов

2

2/1

Измерения размеров  малых тел, измерение недоступного.

решение задач практ. раб.  .

3

3/2

Описание движения тел. Относительность движения

решение задач.  

тест

4

4/3

Взаимодействие тел. Масса.

Плотность. Законы Ньютона

решение задач.  

тест

5

5/4

Элементы статики.

решение задач.  

6

6/5

Работа, энергия

решение задач.  

тест

7

7/6

Движение жидкостей и газов. Закон. Бернулли. Подъемная сила крыла самолета

работа со справочной литературой

8

8/7

Механические колебания и волны, резонанс

прак. раб.

9

9/8

Решение задач вызвавшие затруднения.

решение задач.  

тест

3. Молекулярная физика – 4 часа.

10

10/1

Свойства газов. Процессы испарения и конденсации в природе и технике.

решение задач

тест

11

11/2

Сжиженный газ

его свойства и применения.

работа со спра-вочной литера-турой

12

12/3

Свойства жидкостей: поверхностное натяжение, капиллярные явления.

Работа со справочной литературой

13

13/4

Свойства твердых тел. Строение кристаллов, анизотропия. Способы управления механическими свойствами твердых тел, деформации

работа со справочной литературой

Электричество – 3 часа

14

14/1

Электрический ток в жидкостях. Законы электролиза, применение.

решение задач

15

15/2

Электрический ток в полупроводниках.

работа со справочной литературой

16

16/3

Применение полупроводниковых приборов.

работа со справочной литературой

тест

Заключительное занятие – 1 час

17

17/1

Защита индивидуальных работ

проекты,

презентации

             

Методические рекомендации

1. Введение - 1 час

    Тема 1 Что изучает курс «творческие задачи по физике» 

  • признаки творческой задачи
  • виды творческих задач, технические задачи, как средство политехнического обучения;
  • знакомство учащихся с разными формами зачета по окончанию изучения курса «творческие задачи по физике»

2.  Механика – 8 часов

Тема 2 . Физические измерения: измерения малых тел (метод рядов), измерение недоступного (геометрический способ, звуко-, радио- светолокация)

Как измерить физическую величину. История метра.

Методы измерения расстояний:

1. метод рядов

2. метод триангуляции

3. графический метод

4. лазерная локация

5. ионный микроскоп

Примерные задачи:

1. Как определить диаметр футбольного мяча, пользуясь обычной деревянной линейкой?

2. У вас есть моток тонкой проволоки, карандаш и тетрадь в клетку. Как можно опре   делить примерную площадь поперечного сечения проволоки?

3. В течение 6 суток толщина льда в пруду увеличивалась равномерно на 5 мм в сутки. Постройте график, выражающий зависимость между увеличением толщины льда и временем. При построении графика начальную толщину льда примите равной 1 см.

     

Тема 3 .  Описание движения тел: относительность движения, сложение движения.

Измерение больших скоростей:

  1. стробоскопический метод,
  2. метод Штерна,
  3. эффект Доплера.

Примерные задачи:

1. В каком направлении и с какой скоростью должен лететь самолет, находясь вблизи экватора, чтобы Солнце для него стояло все время в зените?

2. Пуля пробивает навылет полый цилиндр, который вращается вокруг своей оси, делая 500 оборотов в секунду. При этом в цилиндре оказывается только одно отверстие. С какой скоростью летела пуля, если траектория пули пересекла ось цилиндра под прямым углом. Радиус цилиндра 15 см.

3. Катер, двигаясь вниз по течению, затратил время в n = 3 раза меньше, чем на обратный путь. Определить, с какими скоростями относительно берега двигался катер, если средняя скорость на всем пути составила V = 3 км/ч.

4. Теплоход плывет по реке из точки А в точку Б в течение 3 часов, а обратно — в течение 5 часов. Собственная скорость теплохода одинакова в обоих случаях. За какое время из точки А в точку Б доплывет плот? (15 часов.)

5. Пассажир едет в поезде, скорость которого 80 км/ч. Навстречу этому поезду движется товарный поезд длиной 1 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени товарный поезд будет двигаться мимо пассажира?( 30 6.С каким промежутком времени оторвались от крыши две капли, если спустя 2 c от начала падения второй капли расстояние между каплями равно S = 25 м?

6. Какой угол наклона должна иметь крыша, чтобы вода стекала за минимальное время? Ширина крыши равна 10 м. Трением и сопротивлением воздуха пренебречь.

7. Вертикальная стенка высотой H находится на расстоянии S от футболиста. При какой минимальной скорости он может перебить мяч через стенку. Под каким углом при этом должна быть направлена начальная скорость? Мяч принять за материальную точку.

Тема 4.   Взаимодействие тел: масса, плотность, законы Ньютона.

 Примерные задачи:

1. Оцените среднюю силу, развиваемую ногами человека при приземлении его после прыжка из окна второго этажа.

2.  Вообразим, что строительная техника позволяет возводить сколь угодно высокие сооружения. Какую высоту должна иметь башня, расположенная на экваторе Земли, чтобы тело, находящееся на ее вершине, было невесомым?

3.  «Загадка царя Эдипа» Можно ли наполнить амфору три раза , ни разу ее не опоржнив?

4.  В куске кварца содержится самородок золота. Масса куска100 г, его плотность 8 г/см3. Определите массу золота, содержащегося в кварце.

Находящийся в лодке человек хочет определить ее массу. Сможет ли он это сделать,  если собственная масса ему известна, но ничем, кроме длинной веревки, он не располагает?

Тема 5. Элементы статики 

Примерные задачи:

1.  Почему коньксбежецы,  разгоняясь, размахивают руками?        

2.  Для чего сабле придаю изогнутую форму, выпуклую со лезвия?                     

3.  Почему продукты легче  резать не просто надавливая на нож, а надавливая и двигая нож взад-вперед?

4.  Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

Тема 6 .  Работа и энергия 

Примерные задачи:

1. Однородный брусок, скользящий по гладкой поверхности, попадает на шероховатый участок этой поверхности ширины L, коэффициент трения которой равен μ. При какой начальной скорости он преодолеет этот участок?

2. Из длинной полоски резины жесткостью k, сделали рогатку. Найдите кинетическую энергию «снаряда», выпущенного из этой рогатки, если резину растянули с силой F, а затем отпустили.

Тема 7. Движение жидкостей и газов, закон Бернулли, подъемная сила крыла самолета.

Примерные задачи:  

  1. Почему, спускаясь на лодке по реке, плывут посередине реки, а, поднимаясь, стараются держаться берега?
  2. Почему в устьях рек образуются мели и островки?
  3. Для чего брандспойт делают сужающимся на конце?
  4. Почему струя жидкости, вытекая из дна сосуда, сужается книзу?
  5. Почему уровень воды в фонтане никогда не сможет достигнуть уровня воды в сосуде, питающем фонтан?
  6. Чем объясняется, что два бумажных цилиндра, подвешенные на нитях на близком расстоянии, сближаются, если между ними продувать струю воздуха?
  7. Если вблизи от нас проходит скорый поезд, то мы чувствуем, как нас притягивает к нему. Объясните почему.
  8. Какую форму имеет крупная капля дождя при падении в безветренную погоду?
  9. Чтобы отделить друг от друга тонкие листы, сложенные в пачку (например, страницы книги), достаточно подуть в торец этой пачки. Как объясняется этот прием?
  10. Сильный ветер вздымает высоко над землей легкие предметы (сухие листья, бумагу и т. д.). Почему?
  11. Почему «полощется» флаг при ветре?
  12. Чем отличается с точки зрения механики действие крыла самолета от действия птичьего крыла во время полета?
  13. Самолеты почти всегда взлетают и садятся на взлетную площадку против ветра. Почему?

Решение конструкторских задач (по выбору учащихся)

  1. Сконструировать прибор, демонстрирующий изменение давления в зависимости от скорости струи.
  2.  Как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую банку, секундомер и штангенциркуль?        

Тема 8.   Механические колебания и волны, резонанс.

Примерные задачи:

  1. Имеются два маятника. Период одного из них известен. Как проще всего узнать период другого?
  2. Как изменится период колебаний маятника, если под ним поместить магнит?
  3. Механики, проверяя работу двигателя автомашины или трактора, иногда прикладывают к уху один конец ручки молотка, а другой конец к разным частям двигателя. Для чего они это делают?

Тема 9. Решение задач, вызвавших затруднения.

3.  Молекулярная физика – 4 часа

     

Тема 10. Свойства газов: процессы испарения и конденсации в природе и технике, сжиженный газ его свойства и применения.

 Темы рефератов:

  1. Испарение в жизни растений.
  2. Роль испарения для животных.
  3. Получение и применение сжиженного газа

Тема 11. Свойства жидкостей: поверхностное натяжение, капиллярные явления.

Примерные задачи:

  1. Из нескольких сортов фильтровальной бумаги нужно выбрать тот, в котором поры меньше. Как это сделать, не применяя никаких приборов?    
  2. Не  пользуясь никакими приборами, покажите, что коэффициент поверхностного натяжения у мыльного раствора меньше, чем у чистой воды.
  3. Почему наполненное водой сито протекает, если коснуться его снизу пальцем
  4. Дети во время купания часто надувают воздухом наволочку от подушки и пользуются ее как поплавком. Почему в мокрой наволочке воздух держится, а в сухой нет? 

Тема 12. Свойства твердых тел: строение кристаллов, анизотропия.

Примерные задачи;

  1. Каково происхождение узоров на поверхности оцинкованного железа?      
  2. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
  3. Как показать, что стекло — тело аморфное, а поваренная соль — тело кристаллическое?
  4. Что будет с кристаллом, опущенным в ненасыщенный раствор? То же — в пересыщенный раствор? Проверить экспериментально.
  5. Почему холодный воск резать труднее, нежели нагретый?
    Кварцевая посуда прочна и никогда не лопается. Кварца
    на земле много. Почему же не делают посуду из кварца?      

    6. Почему пруды замерзают раньше рек?
    Почему наполненное водой сито протекает, если коснуться
    его снизу пальцем?  

Тема 13. Способы управления механическими свойствами твердых тел, деформации.

Примерные задачи:

  1. Покупая в магазине капроновую леску, рыболов забыл поинтересоваться, какую нагрузку она  выдерживает. Однако после некоторого размышления он придумал способ определения этой величины с помощью гири массой 1 кг и транспортира, которые у него случайно оказались.
  1. Попробуйте догадаться; каким образом рыболов
    решил задачу.        
  2. Сможет ли рыбак определить прочность лески, располагая гирей массой 1 кг и  рулеткой?
  3. Рыболов решил вычислить предел прочности (то есть отношение разрывающей силы к площади поперечного сечение, которое называют также сопротивлением на разрыв) материала, из которого изготовлена леска, располагая для этой цели куском лески известной длины и известного диаметра, гирькой и секундомером.
  4. При штамповке детали иногда предварительно нагревают (горячая штамповка). Для чего это делают?
  5. Какая колба выдержит большее давление снаружи – круглая или плоскодонная?

  1. Электричество – 3 часа

Тема 14.  Электрический ток в жидкостях: закон электролиза, применение электролиза.

Примерные задачи:

  1. Как определить знаки полюсов автомобильной аккумуляторной батареи, пользуясь переносной лампой из шоферского набора, куском проволоки и ком
    пасом?
  2. Как выполнить задание предыдущей задачи, если в вашем распоряжении имеется лишь два проводника и стакан с водой?
  1. З. Как решить задачу,  располагая только двумя медными проводниками и сырой картофелиной?

 

Тема 15. Электрический ток в полупроводниках: р-n переход. Донорные, акцепторные примеси. Полупроводниковый диод.

 

Тема 16. Применение полупроводниковых приборов

 Примерные задачи

  1. Датчики обычно дают сигналы малой мощности (дают малую разность потенциалов). Составить электрическую схему усилителя сигналов, например, от датчика освещенности
  1. 2.Опыт.  Используя термосопротивлевие, реле (РП5) и источник напряжения, сконструировать термореле. При нагревании датчика должна зажигаться сигнальная лампа.
  1. Опыт. Используя термосопротивление, приду-
  1. мать устройство (реле времени), позволяющее включить
    электрическую лампу через определенный промежуток времени после подачи сигнала. Начертить схему устройства.
    4. Опыт.. Сконструировать простейшее фотореле из фотосопротивления ФС-К1, поляризованного реле РП-5 и
     источника напряжения. При освещении реле должно включать  электрический звонок. (Начертить схему электрической цепи, а затем собрать цепь по схеме)

5.   Заключительное занятие – 1 час

 Тема 17.  Защита индивидуальных работ

                       

Список использованных источников.

1. В. И. Лукашик, «Физическая олимпиада», М. « Просвещение»1987г.

2. П. В. Маковецкий, «Смотри в корень», М. «Наука», 1991г.

3. М. Е. Тульчинский, «Качественные задачи по физике»

4. А. В. Аганов Р. К., Сафиуллин и др. «Физика вокруг нас»,1997г.

5. В. Н. Ланге, Экспериментальные задачи на смекалку.    



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев имени И.П. Фархутдинова

Рекомендована

МО учителей ________________

Протокол № __ от « __ » августа 2019 г

.        «Утверждаю»:

Директора МБОУ СОШ пгт Вахрушев

  ____________Н.И. Барзул

                        « __ » августа 2019 г.            

Программа

элективного курса  по физике

 

«Методы решения физических задач».

среднего (полного)  образования  

10  класс

на  2019 – 2020  учебный  год

1 час в неделю

34 учебные недели

 34 часа в год

Составила:

учитель  физики

 I категории                                                                                                                                                

  Клинкова Н.В.

                                                                 

пгт Вахрушев

Пояснительная записка

Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала. В связи с вышеизложенным, предлагаемый нами элективный курс, приобретает особую значимость.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются

  • следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление
  • знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать
  • со справочной и учебной литературой различных источников информации;
  • развитие творческих способностей учащихся.

На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач.

Целью элективного курса «Методы решения физических задач» является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.

Задачи:

  • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графически, геометрически и т.д.;
  • использовать активные формы организации учебных занятий;
  • развивать коммуникативные навыки, способствующие умению вести дискуссию, от-стаивать свою точку зрения при обсуждении хода решения задачи;
  • использовать нестандартные задачи для развития творческих способностей старшеклассников;
  • развивать информационно-коммуникативные умения школьников при выполнении тестовых заданий с помощью компьютера.

Методические особенности изучения курса

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса физики на базовом уровне. Основное средство и цель его освоения - решение задач. Лекции предназначены не для сообщения новых знаний, а для повторения теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий, поэтому носят обзорный характер при минимальном объеме математических выкладок. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно.

В процессе обучения важно фиксировать внимание обучаемых на выборе и разграничении физической и математической модели рассматриваемого явления, отработать стандартные алгоритмы решения физических задач в стандартных ситуациях и в измененных или новых ситуациях (для желающих изучить предмет и сдать экзамен на профильном уровне). При решении задач рекомендуется широко использовать аналогии, графические методы, физический эксперимент. Экспериментальные задачи включают в соответствующие разделы. При отсутствии в школе необходимой технической поддержки эксперимента рекомендуется использовать электронные пособия.

Программа, рассчитанная на 34 ч., 1 час в неделю.

Распределение часов для изучения различных разделов программы не является жестко детерминированным. Оно может варьироваться в зависимости от подготовленности и запросов учащихся.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникативные;
  • практические работы;
  • обучение в диалоге;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • личностно-ориентированное обучение.

В результате изучения курса обучающийся должен

знать: 

  • основные законы и формулы из различных разделов физики;
  • классификацию задач по различным критериям;
  • правила и приемы решения тестов по физике;

 уметь: 

  • использовать различные способы решения задач;
  • применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач;
  • решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики;  
  • проводить анализ условия и этапов решения задач;
  • классифицировать задачи по определенным признакам;
  • уметь правильно оформлять задачи.

       

Элективный курс предполагает развитие у 10-классников: интеллекта, творческого и  логического мышления, навыков самоанализа и самоконтроля,  познавательного интереса к предмету.

Элективный курс «Методы решения физических задач» позволяет реализовать следующие принципы обучения:

  • дидактические (достижение прочности и глубины знаний при решении тестовых задач по физике; обеспечение самостоятельности и активности учащихся; реализация интегративного политехнического обучения и др.);
  • воспитательные (профессиональная ориентация; развитие трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели);
  • межпредметные (показывающие единство природы и научной картины мира, что позволит расширить мировоззрение учащихся).

Учебно-тематический план элективного курса по физике

№ п\п

 Содержание обучения

всего

Количество учебных занятий

теоретических

практических

1

Эксперимент

1

1

-

2

Механика

11

6

4

 Кинематика

8

2

2

 Динамика

5

2

2

3

 Законы сохранения

8

2

1

4.

Молекулярная физика

12

4

8

5.

 Электродинамика

10

4

6

Всего часов

34

15

18

Содержание курса

Описание содержания разделов программы элективного курса

«Методы решения физических задач»

(10класс, 1 ч. в неделю, 34ч.)

1. Эксперимент (1 ч.)

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2. Механика (11 ч.)

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

 Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

 Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

 Законы сохранения импульса и энергии .

3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)

Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

4. Электродинамика (10 ч.)

(электростатика и постоянный ток - 10 ч. )

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Формы и виды самостоятельной работы и ее контроля

Самостоятельная работа предусматривается в виде выполнения домашних заданий. Минимально необходимый объем домашнего задания - 7-10 задач (1-2 задачи повышенного уровня с кратким ответом (тип В), 1-2 задачи повышенного или высокого уровня с развернутым ответом (тип С), остальные задачи базового уровня с выбором ответа (тип А).

Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования содержания курса:

  • текущие (десятиминутные) контрольные работы в форме тестовых заданий с выбором ответа
  • получасовые контрольные работы-тесты (по окончании каждого раздела);

Ввиду малочисленности группы учащихся, достаточно двух вариантов работы по 6 задач по любой теме (4 - тип А, 1 — тип В, 1 - тип С).

Оценивание задач контрольной работы:

задачи типа А -1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 4 балла.

Критерии оценивания контрольной работы:

оценка «5» -  9– 10  баллов,

оценка «4» - 7-8 баллов,

оценка «3» - 4-6 баллов,

оценка «2» - 0-3 балла.

Так как целью контрольной работы в данном случае является не столько оценка и сравнение достижений учащихся, сколько предоставление им возможности испытать свои силы, то нет смысла стремиться к безукоризненной равноценности содержания вариантов. Напротив, целесообразно охватить заданиями возможно более широкий круг вопросов, а на дом задать решить задачи другого варианта контрольной работы.

Для итогового тестирования рекомендуем использовать два или более вариантов по 10 заданий в каждом.

Распределение задач итогового тестирования по разделам:

тип А (с выбором ответа—7 задач): механика — 1 задача, молекулярная физика (1), электродинамика (электростатика или постоянный ток - 1, заряженные частицы и токи в магнитном поле или электромагнитная индукция — 1), колебания и волны (1), оптика (1), квантовая физика — 1 задача;

тип В (с кратким свободным ответом — 2 задачи): механика, молекулярная физика, электростатика, постоянный ток (1), магнитное поле, электромагнитная индукция, колебания и волны, оптика (1 задача из любого раздела);

тип С (с развернутым свободным ответом –1 задача): задача высокого уровня сложности из любого раздела или комбинированная задача с применением законов физики из разных разделов или экспериментальная задача (по фотографии экспериментальной установки).

Оценивание задач экзаменационной работы:

задача типа А - 1 балл, типа В - 2 балла, типа С - 3 балла.

Критерии оценивания работы - итогового тестирования:

оценка «5» — 13-15 баллов,

«4» - 9-12 баллов

«3» - 6-8 баллов

«2» - 0-5 баллов.

Тематическое планирование элективного курса по физике – 10 класс.

урока.

Дата

Тема

Вид занятия

Примечание

по плану

по факту

X класс (34ч, 1 ч в неделю)

I. Эксперимент (1 ч)

1/1

Эксперимент

Основной материал. Основы теории, погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.  

Лекция 1

II. Механика (11 ч)

2/1

Кинематика. Динамика

Основной материал. Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величии. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике.

Лекция 2

3/2

Движение тел со связями. Статика  и гидростатика.

Основной материал. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Законы сохранения импульса и энергии

Лекция 3

4/3

Кинематика. Решение задач.

Решить задачи по кинематике поступательного вращательного движения, в том числе задания в форме графиков и таблиц. Обратить внимание учащихся важность использования при решении задач «первых принципов» — основных законов и определений физических величин. Особенно удобно это сделать при вычислении средней скорости движения в случаях, когда либо пройденный путь, либо время движения разбивается на несколько частей, продемонстрировав типичную ошибку – нахождение средней скорости как среднего арифметического скоростей на различных отрезках пути или времени.

Практическое занятие 1

5/4

Графики основных кинематических параметров. Решение задач.

Практическое занятие 2

6/5

Динамика. Законы Ньютона. Решение задач.

Основное внимание следует уделить правильной записи второго закона Ньютона в проекциях на выбранные координатные оси. Необходимо также рассмотреть задачи в графическом и табличном представлении.      

Практическое занятие 3

7/6

Динамика. Движение тел по наклонной плоскости. Решение задач.

Практическое занятие 4

8/7

Движение связанных тел

Рассмотреть движение тел со связями, как приложение законов Ньютона. Обратить внимание учащихся на необходимость отыскания пар взаимодействующих тел и, соответственно, включение в уравнение движения только приложенных к телу реально существующих сил (ни в коем случае не их составляющих типа «скатывающей силы» или силы нормального давления, приложенной не к телу, а к опоре).

Практическое занятие 5

9/8

Статика. Гидростатика.. решение задач.

Следует уделить внимание правильному применению уравнений, описывающих условия равновесия тел с закрепленной осью вращения. Обратить внимание на произвольность выбора оси вращения в задачах по статике. Рассмотреть задачи о сообщающихся сосудах и действии архимедовой силы.

Практическое занятие 6

10/9

Законы сохранения. Закон сохранения импульса.. Закон сохранения энергии.

Необходимо рассмотреть задачи на соударение (упругое и неупругое) тел, на разрыв тела на части, реактивное движение; взаимные превращения механической энергии (закон сохранения энергии). Подчеркнуть, что идеально упругие и идеально неупругие взаимодействия - всего лишь модели реальных взаимодействий, рассмотреть образец решения задачи о частично неупругом взаимодействии. При решении задач на применение закона сохранения механической энергии обратить внимание произвольность выбора начала отсчета потенциальной энергии тела в поле тяготения. Показать, что многих случаях использование закона сохранения энергии приводит к ответу быстрее и проще, чем использование второго закона Ньютона и формул кинематики.

Лекция 4

11/10

Законы сохранения импульса и энергии. Решение задач.

Практическое занятие 7

12/11

Уравнение Бернулли

Уравнение Бернулли - приложение закона сохранения энергии в гидро- и аэродинамике.

Проверить знания учащихся по пройденному материалу

Тестирование  № 1 «Механика»

Практическое занятие 8

0,5 ч

0,5 ч

III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч)

13/1

Основы MKT. Газовые законы

Основное уравнение MKT газов. Средняя кинетическая. энергия поступательного движения молекул газа. Средняя квадратичная скорость. Уравнение состояния идеального газа - следствие из основного уравнения MKT. Изопроцессы. Газовые законы. Закон Дальтона.

Лекция 5

14/2

Первый и второй законы термодинамики

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния идеального газа. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей цикла Карно.

Лекция 6

15/3

Основное уравнение MKT. Решение задач.

Решение задач по материалу, изложенному в лекции 5.

Практическое занятие 9

16/4

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

Уравнение состояния идеального газа. Следствие из основного уравнения MKT. Изопроцессы.

Практическое занятие 10

17/5

Определение экстремальных параметров. Решение задач.

Определение экстремальных параметров в процессах, не являющихся изопроцессами.

Практическое занятие 11

18/6

Полупроницаемые перегородки. Решение задач.

Газовые смеси. Полупроницаемые перегородки.

Практическое занятие 12

19/7

Агрегатные состояния вещества. Насыщенный пар.

Решение задач на расчет относительной и абсолютной влажности. Использовать в задачах зависимость давления насыщенного пара от температуры.

Практическое занятие 14

20/8

Первый закон термодинамики. Решение задач.

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы». При нахождении работы газа; в процессах, представленных графиками, обратить внимание учеников на то, что работа может быть найдена как площадь под графиком только в том случае, когда он построен в координатах (p,V). . При решении задач по теме «Термодинамика. Изменения агрегатного состояния вещества»  использовать  уравнение теплового баланса. Рассмотреть графически задачи об изменении агрегатного состояния вещества.

Практическое занятие 13

21/9

  Поверхностный слой жидкости. Решение задач.

Поверхностный слой жидкости, поверхностная энергия и натяжение. Смачивание, Капиллярные явления. Давление Лапласа.

Практическое занятие 15

22/10

Тепловые машины. Тепловые двигатели.

Решение задач на расчёт КПД тепловых двигателей, в том числе работающих по циклу Карно (идеальный тепловой двигатель). Обратить внимание на невозможность нахождения КПД реальной тепловой машины по максимальной и минимальной температурам рабочего тела.

Лекция 7

23/11

Круговые процессы

Расчет КПД тепловых двигателей, круговых процессов и цикла Карно.

Практическое занятие 16

24/12

Тестирование № 2

«Молекулярная физика» Проверить знания учащихся по пройденному материалу

Практическое занятие 17

0,5 ч

0,5 ч

IV. Электродинамика (10 ч)

25/1

Электростатика. Конденсаторы

Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля. Закон сохранения энергии при движении зарядов в электрическом поле.

Лекция 8

26/2

Постоянный ток

Закон Ома для однородного участка и полной цепи Расчет разветвленных электрических цепей. Работа мощность тока.

Лекция 9

27/3

Электростатика. Закон Кулона. Решение задач.

Решение задач по теме «Электростатика», в том числе графических, для напряженности и потенциала. Обратить внимание: в отличие от напряженности потенциал внутри заряженной сферы не равен нулю! Решить задачи о суперпозиции электрических полей.

Практическое занятие 18

28/4

Энергия взаимодействия зарядов.

Напряженность и потенциал электростатического поля точечного и распределенных зарядов. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Практическое занятие 19

29/5

Движение электрических зарядов в электрическом поле

Практическое занятие 20

30/6

Соединение конденсаторов Перезарядка конденсаторов

Решение задач на определение энергии электрического поля конденсатора и движение зарядов в электрическом поле плоского конденсатора.

Практическое занятие 21

31/7

Закон Ома для участка и полной цепи

Закон Ома для однородного участка и полной цепи Расчет разветвленных электрических цепей. Работа мощность тока.

Практическое занятие 22

32/8

Правила Кирхгофа

Правила Кирхгофа. шунты и добавочные сопротивления.

Практическое занятие 23

33/9

Нелинейные элементы в цепях постоянного тока.

Практическое занятие 24

34/10

 «Электродинамика (электростатика, постоянный ток)»

Практическое занятие 25

0,5 ч

0,5 ч

(XI классы, 34 ч, 1 ч в неделю)

XI класс (34ч, 1 ч в неделю)

V. Электродинамика (6 ч)

1/1

Магнитное поле. Электромагнитная

индукция

Лекция 1

2/2

Силы Ампера и Лоренца

Практическое занятие 1

3/3

Суперпозиция электрического и магнитного полей

Практическое занятие 2

4/4

Электромагнитная индукция

Практическое занятие 3

5/5

Движение металлических перемычек в магнитном поле

Практическое занятие 4

6/6

Самоиндукция
Контрольная работа № 4 «Электродинамика»

Практическое занятие 5

0,5 ч

0,5 ч

VI. Колебания и волны (10 ч)

7/1

Механические колебания и волны

Лекция 2

8/2

Электромагнитные колебания и волны

Лекция 3

9/3

Кинематика механических колебаний

Практическое занятие 6

10/4

Динамика  механических колебаний

Практическое занятие 7

11/5

Превращения энергии при механических колебаниях

Практическое занятие 8

12/6

Электромагнитные колебания в контуре

Практическое занятие 9

13/7

Превращения энергии в колебательном контуре

Практическое занятие 10

14/8

Переменный ток. Резонанс напряжений и токов.

Практическое занятие 11

15/9

Механические и электромагнитные волны

Практическое занятие 12

16/10

Векторные диаграммы

Контрольная работа № 4 «Колебания
и волны».

Практическое занятие 13

0,5 ч

0,5 ч

VII. Оптика (11 ч)

17/1

Законы геометрической оптики. Построение изображений

Лекция 4

18/2

Оптические системы

Лекция 5

19/3

Законы преломления. Призма.

Практическое занятие 14

20/4

Построение изображений в плоских зеркалах

Практическое занятие 15

21/5

Построение изображений в тонких линзах и сферических зеркалах

Практическое занятие 16

22/6

Оптические системы

Практическое занятие 17

23/7

Волновая оптика

Лекция 6

24/8

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 18

25/9

Расчет интерференционной картинки

Практическое занятие 19

26/0

Дифракционная решетка

Практическое занятие 20

27/11

Дисперсия света

Контрольная работа № б «Оптика»

Практическое занятие 21

0,5 ч

0,5 ч

VIII. Квантовая физика (2 ч)

28/1

Квантовая физика

Лекция 7

29/2

Уравнение Эйнштейна

Практическое занятие 22

30/3

Применение постулатов Бора

Практическое занятие 23

31/4

Закон радиоактивного распада

Практическое занятие 24

32/5

Применение законов распада в задачах о ядерных превращениях

Практическое занятие 25

33/6

Волны де Бройля

Контрольная работа № 7 «Квантовая физика»

Практическое занятие 26

0,5 ч

0,5 ч

34

Итоговое тестирование

Литература, используемая учащимися:

  1. Физика-10, авт. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик
  2. Методика решения задач по физике, авт. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик
  3. Сборник задач по физике, авт. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик
  4. Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич
  5. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения.
  6. Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике
  7. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
  8. Физика ЕГЭ 2014-2015 г

 

Литература, используемая учителем:

  1. Физика-10,авт. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик
  2. Сборник задач по физике, авт. Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик
  3. Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович
  4. Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов
  5. Физика ЕГЭ 2014-2015 г.
  6. Демоверсии ЕГЭ 2012-2015
  7.  Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  пгт Вахрушев имени И.П. Фархутдинова

Рекомендована

МО учителей ________________

Протокол № __ от « __ » августа 20__ г

.        «Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев

  ____________Н.И. Барзул

                        « __ » августа 20__ г.            

Программа

элективного курса  по физике

 «Измерение физических величин».

среднего (полного)  образования  

10  класс

на  2019 – 2020  учебный  год

1 час в неделю

34 учебные недели

 34 часа в год

Составила: учитель  физики

 I категории                                                                                                                                         Клинкова Н.В.

пгт Вахрушев

                                                           Аннотация к курсу.

      Элективный курс предназначен для учащихся 10, 11 класса, желающих приобрести опыт самостоятельного  применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов.

Учебно –методический комплект к курсу состоит из программы, пособия для учащихся, методических  разработок  для учителя. В курсе даются сведения о методах физических измерений, полезные не только будущим физикам или инженерам, но и каждому человеку в его повседневной жизни. На лабораторных занятиях школьники научаться уверенно и безопасно использовать разнообразные физические приборы, от линейки и микрометра до цифрового мультиметра и дозиметра, приобретут практические умения грамотно использовать в бытовой практике термометр, измерять влажность воздуха, артериальное кровяное давление, проверять исправность бытовых электроприборов. Опыт практической работы с физическими приборами

окажет помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

      Курс построен с опорой на знание и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе, даёт возможность более глубоко познакомиться с методами измерения физических величин, приобрести умения практического использования измерительных приборов, обработки и анализа полученных результатов.

                                                          Пояснительная записка.  

     Целью курса  является предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный  интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований.

      Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе дальнейшего бучения. На элективных занятиях учащийся познакомится на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики. Опыт самостоятельного выполнения с начало простых физических экспериментов, затем заданий исследовательского и конструктивного типа позволит ученику либо убедиться в правильности своего предварительного выбора, либо изменить свой выбор и испытать свои способности на каком то ином направлении.

     Содержание курса выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Девизы, помещенные в подзаголовках к разделам курса, призваны отразить ведущие идеи разделов и уровни сложности материала.

      На теоретических занятиях первого уровня (девиз «Учимся измерять!») рассматриваются методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений. На практических занятиях при выполнении лабораторных работ учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.

      Выполнение практических и экспериментальных заданий второго уровня (девиз «Измеряем самостоятельно!) позволит учащимся применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах. Семинарские занятия способствуют развитию способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения,  по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно  обсуждать их.

     Таким образом, основными видами деятельности учащихся на занятиях по элективному курсу является самостоятельная работа в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий по интересам в домашних условиях на эти виды работы предполагается выделить не менее 70% учебного времени.

     Все виды практических заданий рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться всеми учащимися группы в форме лабораторных работ или в качестве индивидуальных экспериментальных заданий для учащихся по их выбору.

     Элективные занятия будут полезными для учащихся при решении задач, встречающихся в повседневной жизни людей, таких, как правильное измерение температуры, измерение артериального кровяного давления, проверка исправности электроприборов. Учащиеся должны убедиться, что они могут стать компетентными во многих практических вопросах уже сейчас.

Предлагаемые задачи простые, но для их решения необходимо творческое применение знаний. На основе знакомства с устройством и принципом действия физических измерительных приборов, приобретения самостоятельного опыта их использования у школьников вырабатывается  чувство уверенности в своих способностях успешно взаимодействовать с предметами окружаемого мира и разнообразными техническими устройствами.

     Элективный курс направлен на восприятие чувства уверенности в своих силах и способностях при использовании разнообразных приборов и устройств бытовой техники в повседневной жизни, а также на развития интереса к внимательному рассмотрению привычных явлений, предметов. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей, которые служат человеку всю его жизнь, неминуемо потребует дополнительных знаний, подтолкнет к самообразованию, человек будет наблюдать, думать, читать, усовершенствовать и изобретать – ему будет интересно жить!

     

Основное содержание курса.

      Глава 1. Методы измерения физических величин. ( 15 ч.)

      Первый уровень: учимся измерять!

      Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

   Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблиц и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

     Измерение времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Методы измерения в атомной и ядерной физике.

      Лабораторные работы:

  1. « Измерение длины с помощью масштабной  линейки и микрометра».    
  2. « Оценка границ погрешности при измерениях  массы тела на рычажных весах».  
  3. « Измерение электрического сопротивления омметром».
  4. « Исследование полупроводникового диода».
  5.  «Измерение удельной теплоты плавления льда».
  6.  « Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической    лампы».
  7.   « Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины».
  8.  « Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра».
  9.  « Измерение коэффициента трения».

    10.    «Исследование линейчатого спектра излучения».

    11.    «Измерение индуктивности магнитного поля катушки».

    12.    «Измерение  освещенности при помощи фотоэлемента».

     

       Глава 2. Физические измерения в повседневной жизни. (9 ч.)

       Второй уровень: переходим к самостоятельным измерениям!

       Измерения температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследование работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

       Лабораторная работа:

  1. « Исследование зависимости показание термометра от внешних условий.
  2. « Измерение влажности воздуха».
  3. « Измерение артериального кровяного давления».
  4. « Изучение принципа работы люминесцентной лампы».

Организация и проведение аттестации учеников.

      Элективные занятия по данной программе проводится для удовлетворения индивидуаль- ного интереса учащихся к изучению практических приложений физики и для помощи в выборе дальнейшего обучения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

      Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной лабораторной работе целесообразно выставлять по письменному отсчету, в котором кратко описаны условия эксперимента, в систематизированном виде представлены результаты измерений и сделаны выводы.

      По результатам выполнения творческих экспериментальных заданий кроме письменных отсчетов полезно практиковать сообщения на общем занятии класса с демонстрацией выполненных экспериментов, изготовленных приборов. Для подведения общих итогов занятий всем классом возможно проведение конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать экспериментальную установку в действии, но и рассказать о ее оригинальности и возможностях, отдать свои творения на суд зрителей.

      Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставить, например, по таким критериям:

  • выполнение не менее половины лабораторных работ;
  • выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского типа;
  • активное участие в подготовке и проведение семинаров, дискуссий, конкурсов.

Предлагаемые критерии оценки достижения учащихся могут служить ориентиром, но не являются обязательными. На основе своего опыта учитель может устанавливать иные критерии.

не-

дели

Дата за-

нятия

Содержание материала.

1

 Физические величины и их единицы.

Содержание: Физика; физические свойства тел; история метра; современное определение метра; физическая величина; основные и производные физические величины; единицы величин и эталоны; международная  система единиц СИ.

2

  Измерения физических величин.

Содержание: Измерение физических величин; размер и значение физической величины; единицы величины; меры и измерительные приборы; прямые и косвенные измерения; абсолютная и относительная погрешности измерений; измерения длины.    

3

 Лаб./раб.  № 1 « Измерение длины с помощью масштабной  линейки и микрометра».    

4

  Погрешности прямых однократных измерений.

Содержание: Границы погрешностей измерений; границы абсолютной и относительной погрешности инструментальная погрешность; класс прочности прибора; погрешность отсчёта; погрешность метода измерения; систематические и случайные погрешности; как можно учесть ошибки измерений или уменьшить их.

5

 Лаб./раб.  № 2  «Оценка границ погрешности при измерениях  массы тела на рычажных весах».

6

   Безопасность эксперимента.

Содержание: Обеспечение безопасности эксперимента для человека; меры предосторожности; обеспечение безопасности для измерительных приборов и оборудования.

7

Лаб./раб.  № 3 « Измерение электрического сопротивления омметром».

8

  Планирование и выполнение эксперимента.

Содержание: Выбор метода измерений и приборов; влияние приборов на результаты измерений; предварительные измерения,

Выбор ступени измерения регулируемой величины; поддержание постоянных условий эксперимента.

9

 Лаб./раб.  № 4   «  Исследование полупроводникового диода».

10

 Мтоды измерения тепловых величин.

Содержание:  Температура; теплообмен; жидкостный термометр; газовый термометр.

11

Лаб./раб.  № 5  « Измерение удельной теплоты плавления льда».

12

  Методы измерения влажности воздуха.  

Содержание: Влажность; гигрометр.

13

Лаб./раб.  № 6  « Измерение влажности воздуха».

14

  Измерение времени.

Содержание: Что такое время; сутки -естественная единица времени;

простейшие приборы для измерения времени; маятниковые часы; неравномерность вращения Земли; электронные и атомные эталоны  времени».

15

Лаб./раб.  № 7  « Исследование зависимости периода колебаний маятника от его массы, амплитуды колебаний и длины».

16

  Построение графиков.

Содержание: Представление результатов измерений в виде таблиц; назначение графиков; построение приближенного графика; выбор масштаба; указание границ погрешностей на графике; проведение линий по экспериментальным точкам; анализ результатов.

17

  Лаб./раб.  № 8  « Исследование зависимости силы тока от напряжения на концах нити электрической лампы».

18

   Методы измерения электрических величин.

Содержание: Приборы для измерения силы тока; приборы для измерения напряжения; условия обозначения; электронные цифровые измерительные приборы.

19

Лаб./раб.  № 9 « Измерение электрических величин с помощью цифрового мультиметра».

20

  Оценка  границ случайных погрешностей.

Содержание: Повторные измерения и нахождение среднего арифмети- ческого значения измеряемой величины; среднее квадратичное отклонение; стандартное отклонение; оценка границ случайных погрешностей измерения.

21

Лаб./раб.  № 10 « Измерение коэффициента трения».

22

   Обработка результатов измерений.

Содержание:  Приближенные числа; оценка границ погрешностей косвенных измерений; запись и обработка результатов измерений; шесть простых правил.

23

Лаб./раб.  № 11  «Исследование линейчатого спектра излучения».

24

   Методы измерения магнитных величин.

Содержание: Магнитный поток; индуктивность.

25

Лаб./раб.  № 12  « Измерение индукции магнитного поля катушки».

26

   Методы измерения световых величин.

Содержание: Источники света; световые величины и их единицы.

27

Лаб./раб.  № 13 «Измерение  освещенности при помощи фотоэлемента».

28

   Методы измерений в атомной и ядерной физике.

Содержание: Физические величины в атомной и ядерной физике; поглощенная доза излучения; методы регистрации заряженных частиц.

29

  Исследование работы сердца.

Содержание: Система кровообращения человека; кровяное давление; сфигмоманометр; когда и зачем нужно измерять артериальное давление.

30

Лаб./раб.  № 14 « Измерение артериального кровяного давления».

31

   Электрические токи сердца.

Содержание: Гальванические явления; электрокардиограмма.

32

   Бытовые источники тока.

Содержание: Лампа накаливания; люминесцентная лампа.

33

Лаб./раб.  № 15 « Изучение принципа работы люминесцентной лампы».

34

   Источники электрического напряжения вокруг нас.

Содержание: Источники электрического напряжения в доме; проверка исправности электроприбора; газоразрядный индикатор; как работает электрическая зажигалка.

 

Экскурсия в диагностический кабинет поликлиники или больницы. (1 час).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике «Экспериментальные задачи по физике»

Программа курса по выбору: «Экспериментальные задачи по физике» предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавате...

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"

Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...