Физические опыты на воздушных шариках для учащихся 4-х классов
опыты и эксперименты по физике

Демонстрационные опыты для учащися начальной школы, проводит учащиеся среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_na_vozdushnyh_sharikah.pptx1.8 МБ
Файл fizika_na_vozdushnyh_sharikah_1.docx76.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Физика на воздушных шариках »

Слайд 2

Первый шар Шар Майкла Фарадея Шар 19 века Современные шары

Слайд 3

Прочный шарик. Попробуйте иголкой проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул с шумом .

Слайд 4

Это можно сделать тремя способами: 1) с боков, где резина сильно растянута, приклеить кусочек скотча и проколоть шарик в этом месте – такой трюк проделывают клоуны в цирке; 2) там, где резина наиболее толстая, т.е. «на макушке»; 3) там, где резина не натянута – где нитка. Отверстие от иголки настолько маленькое, что шарик сдувается незаметно. После удачных экспериментов проколите шарик насквозь спицей или острой деревянной палочкой.

Слайд 5

Шарик в бутылке. Пробуем надуть шарик.

Слайд 6

Надуть шарик в бутылке невозможно! Объяснение. При увеличении объёма шарика воздух, объём которого в бутылке изолирован, сжимается, давление увеличивается. Только человек с мощными лёгкими (певец, пловец) может отчасти справиться . • Делаем шилом отверстие в бутылке ближе ко дну. • Пытаемся ещё раз надуть шарик. Получается! • Когда шарик надуется, закрываем пальцем отверстие – шарик остаётся надутым! Он легко надувается, если внутренний объём бутылки сообщается с атмосферой.

Слайд 7

Соляные столбики. Попрыгунчики. Надуваем и электризуем воздушный шарик

Слайд 8

Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскакивают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону . Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные. Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику . Поваренная соль – полярный диэлектрик. Под действием электрического поля наэлектризованного шарика происходит смещение положительных и отрицательных связанных зарядов молекулы в противоположные стороны. Со стороны заряженного шарика в кристаллике соли всегда образуется противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому.

Слайд 9

Шарик в банке. Пролезть в бутылку . Считается, что впихнуть невпихиваемое — задача безнадежная. Однако мы попробуем, используя те же законы физики, которые помогают ветру дуть, а самолетам летать.

Слайд 10

При нагревании газ расширяется, и его давление растет. Если газ не заперт в герметичном сосуде, то его частицы распределяются по большему объему, и плотность падает. Поэтому теплый воздух «легче» холодного и поднимается вверх.

Слайд 11

Реактивный шарик. Создадим шарик - ракету!

Слайд 12

В чем же дело? Прекрасная демонстрация реактивной тяги. Воздух выходит с одной стороны шарика, толкая его в другую сторону. А то, что шарик наш нанизан на веревочку, позволяет двигаться ему по прямой!

Слайд 13

Воздушный шарик в вакууме . Можно ли надуть завязанный воздушный шарик? Надуть - нет, а вот увеличь его в размерах можно запросто. Как это сделать? У физиков есть множество решений этой загадки, сегодня мы рассмотрим одну из них.

Слайд 14

Воздушный шарик в вакууме . Шарик надувается потому, что воздух внутри него давит на стенки шарика, а воздух, который раньше уравновешивал это давление, мы откачали. Получилось, что изнутри воздух продолжает давить, а снаружи уже нет. Чем больше наружного воздуха мы откачаем, тем больше раздуется шарик. При подаче воздуха, впущенный воздух стал давить на шарик снаружи, сжимая его до первоначального размера.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Физика на воздушных шариках

Инструкция физической лаборатории

Воздушные шарики – бесценный подручный материал для наблюдения физических явлений и постановки различных физических экспериментов.

1. Качественное сравнение плотностей воды: горячей и холодной, солёной и пресной – без ареометра.

Если вы исследуете не смешивающиеся и не вступающие в химическую реакцию жидкости, то достаточно слить их небольшие порции в один прозрачный сосуд, допустим, пробирку. Жидкости распределятся на слои. О плотности можно судить по очерёдности расположения слоёв: чем ниже слой, тем выше плотность. Одноцветные жидкости следует подкрасить пищевыми красителями.

Другое дело, если жидкости смешиваются, как, например, горячая и холодная вода, пресная и солёная. Тогда ставим эксперимент «Три поросёнка».

http://fiz.1september.ru/2008/16/07-01.gif

• Три порции разной воды (горячей, холодной и солёной холодной) помещаем в три воздушных шарика, например, в красный, синий и жёлтый. Для этого натягиваем на водопроводный кран, например, синий шарик, и наполняем его холодной водой до размера чуть больше теннисного мяча.

• Завязываем шарик ниткой. Это самый ответственный момент – внутри шарика не должно остаться и пузырька воздуха! синий «поросёнок» – с холодной водой.

• В жёлтый шарик насыпаем столовую ложку соли и опять наполняем холодной водой. Смотрим, чтобы в шарике не оказалось воздушных пузырьков. Жёлтый «поросёнок» – солёный.

• Третий, красный, «поросёнок» – с горячей водой. Чтобы вода в нём не остыла раньше времени, держим его в кастрюле с горячей водой.

• Наливаем в большую ёмкость горячую воду и бросаем в неё шарики. Записываем, как ведёт себя каждый «поросёнок» в горячей воде (плавает на поверхности, посередине или тонет).

Примечания

– Если в шариках окажется пузырёк воздуха, то результат эксперимента будет ложным.

– Нельзя шарики долго держать как в холодной, так и в горячей воде – вода в них будет либо остывать, либо нагреваться.

– Плотность оболочки шарика чуть меньше плотности воды (проверьте, тонет или плавает ненадутый шарик и сделайте вывод). Этот факт следует учесть при выводах.

2.  Испытание воздушного шарика на прочность

• Попробуйте иголкой проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул с шумом.

Подсказка. Это можно сделать тремя способами: 1) с боков, где резина сильно растянута, приклеить кусочек скотча и проколоть шарик в этом месте – такой трюк проделывают клоуны в цирке; 2) там, где резина наиболее толстая, т.е. «на макушке»; 3) там, где резина не натянута – где нитка.

Примечание. Отверстие от иголки настолько маленькое, что шарик сдувает ся незаметно. После удачных экспериментов проколите шарик насквозь спицей или острой деревянной палочкой.

 3. Шарик в бутылке

• Помещаем шарик внутрь бутылки и натягиваем его на горловину.

• Пробуем надуть шарик.

Наблюдение. Надуть шарик в бутылке невозможно!

Объяснение. При увеличении объёма шарика воздух, объём которого в бутылке изолирован, сжимается, давление увеличивается. Только человек с мощными лёгкими (певец, пловец) может отчасти справиться.

• Делаем шилом отверстие в бутылке ближе ко дну.

• Пытаемся ещё раз надуть шарик. Получается!

• Когда шарик надуется, закрываем пальцем отверстие – шарик остаётся надутым!

• Отрезаем донышко у пластиковой бутылки и пытаемся снова надуть шарик.

Наблюдение. Он легко надувается, если внутренний объём бутылки сообщается с атмосферой.

4. Газовый закон, открытый французским учёным Шарлем, утверждает: чем выше температура газа при постоянном давлении и неизменной массе, тем больший объём он занимает.

4.  Шарик в банке, яйцо в бутылке

• Надеваем шарик на водопроводный кран и наливаем в него воды так, чтобы размер шарика с водой стал немного больше горловины двух- или трёхлитровой стеклянной банки. Надёжно завязываем шарик.

• Поджигаем листок бумаги и бросаем в банку.

• Кладём шарик на горловину банки.

Наблюдение. Пламя в банке гаснет. Шарик втягивается в банку.

• Наливаем в пустую банку горячей воды из чайника.

• Выливаем воду и тут же кладём шарик с водой на горловину банки.

Наблюдение. Шарик забавно втягивается в банку.

Примечание. Этот опыт протекает медленнее первого.

Объяснение. В первом опыте воздух в банке нагревает горящая бумага. Когда на банку кладут шарик, он перекрывает доступ кислорода, горение прекращается. Плотность горячего воздуха меньше плотности холодного. Воздух в ба нке быстро остывает, его плотность увеличивается, объём уменьшается – шарик втягивается в банку.

5. Соляные столбики

http://fiz.1september.ru/2008/16/07-15.gif

• Насыпаем на лист картона небольшую горку поваренной соли.

• Надуваем и электризуем воздушный шарик.

• Подносим наэлектризованный шарик к горке поваренной соли.

Наблюдение. Маленькие кристаллики соли выстраиваются в вертикальные столбики, тянутся «ниточками» к шарику.

Объяснение. Поваренная соль – полярный диэлектрик. Под действием электрического поля наэлектризованного шарика происходит смещение положительных и отрицательных связанных зарядов молекулы в противоположные стороны. Со стороны заряженного шарика в кристаллике соли всегда образуется противоположный по знаку заряд. Кристаллики соли притягиваются к шарику, пристраиваясь один к другому.

Примечание. Кристаллики сахарного песка внешне напоминают поваренную соль, но молекула сахара неполярная, поэтому слабее поляризуется. Кроме того, кристаллики сахара крупнее, более тяжёлые, что не позволяет получить хорошие столбики.

5-1. Попрыгунчики

• Насыпаем на лист картона блестящее конфетти или мелко нарезанную металлическую фольгу.

• Электризуем шарик и подносим к фольге, но не касаемся её.

Наблюдение. Блёстки ведут себя как живые кузнечики-попрыгунчики. Подскакивают, касаются шарика и тут же отлетают в сторону.

Объяснение. Металлические блёстки электризуются в поле шарика, но при этом остаются нейтральными. Блёстки притягиваются к шарику, подпрыгивают, при касании заряжаются и отскакивают как одноимённо заряженные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса

Тема урока: висы и упоры на перекладине                          равн...

Конспект урока по физической культуре по разделу баскетбол для учащихся 5-го класса

Тема урока: ловля и передача мяча, ведение, изучение два шага               Задачи: – ознакомить занимающихся с технико...

Рабочая программа по физической культуре (внеклассная работа ФГОС) для учащихся 2-х классов "Элективный курс « Эти старые забытые игры»"

Данная программа является программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основн...

Рабочая программа по физической культуре для слабослышащих и глухих учащихся 6—11 классы (основное общее образование)

Программа подготовлена Самусенко И.Г., учителем физической культуры ГКОУ РА «Адыгейская республиканская  школа-интернат  I, II, III и IV видов» с учетом Обязательного минимума со...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМА «АКРОБАТИЧЕСКОЕ СОЕДИНЕНИЕ» для учащихся в 7 классе.

Конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Акробатическое соединение" с прилагающейся к нему призентацией  проекта урока....

Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов

В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это...

Физические опыты в домашних условиях. Консультирование учащихся 7 класса

Физика – это не только научные книги и  сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, пока...