Как написать проект
методическая разработка по физике (10 класс)
Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt.docx | 288.44 КБ |
kak_podgotovit_proekt.pdf | 240.66 КБ |
organizatsiya_raboty_nad_proektom.pdf | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»
Пояснительная записка.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Время активно набирает свою скорость. Прогресс науки стал неотъемлемой частью жизни человека и всего общества в целом. В данное время господства научно-технического прогресса, человек стал чаще и чаще обращаться к своим извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, здоровому образу жизни и уважительному отношению друг к другу.
В новом обществе человеку крайне необходимо использовать новые информационные технологии во всех сферах своей жизни. Не исключением стала и современная школа. В наше время учитель должен активно использовать компьютер в своей педагогической деятельности, так как главная задача для школы – это воспитание нового поколения, которое должно уметь думать и уметь самостоятельно получать и приобретать необходимые ему знания.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:
-Способность к адаптации;
-Ответственность перед другими людьми;
-Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
-Способность к коммуникации.
Рабочая программа курса « Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Целью проектной деятельности является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
-проявлять социальную ответственность;
-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
-генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
- развивать навыки проблематизации (формулирования ведущий проблемы и подпроблем, постановки задач, вытекающих из этих проблем)
- развивать исследовательские навыки, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развивать навыки целеполагания и планирования деятельности;
- обучить выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучить поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- развивать навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
- развивать навыков конструктивного сотрудничества;
- развивать навыков публичного выступления.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Планируемые результаты проектной деятельности:
Личностные
У школьников будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Структурная логика учебного проектирования
1. Инициирующий Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.
2. Основополагающий Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.
3. Прагматический Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.
4. Заключительный Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели.
5. Итоговый Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый Моделирование идеальной ситуации Анализ имеющейся информации Определение потребности в информации Определение и анализ проблемы Сбор и изучение информации
2. Аналитический Постановка цели проекта Анализ ресурсов Определение задач проекта Планирование продукта Определение способа разрешения проблемы Анализ имеющейся информации Анализ рисков Определение потребности в информации Составление плана проекта: пошаговое планирование работ Сбор и изучение информации
3. Практический Выполнение плана работ Текущий контроль
4. Презентационный Предварительная оценка продукта Презентация продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Содержание учебного курса
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.
Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование». (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Примечание |
1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22-24 25-26 27-28 29-30 31-33 34-35 | 1. Вводное занятие. Метод проектов. Знакомство с проектной деятельностью. 2. Основные требования к проектам. 3. Структура учебных проектов. 4.-5. Классификация учебных проектов. 6. Терминология проектной деятельности. 7. Паспорт проектной работы. 8. Планирование работы. 9. Тематика проектов, выбор темы проекта, его типа. 10. Разработка целей и задач проекта. 11. Планирование работы по реализации проекта. 12. Обоснование актуальности выбранной темы. 13. Определение предмета и объекта исследования. 14. Подбор теоретического материала по выбранной теме. 15. Анализ литературных источников по выбранной теме. 16-17. Индивидуальное собеседование по этапам реализации проектов. 18. Определение методик проведения эксперимента (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. д.). 19. Составление анкет, вопросов интервью, проведение наблюдения. 20. Оформление результатов наблюдения, анкетирования, интервьюирования. 21. Анализ первичных результатов, обсуждение выводов и результатов. 22-24. Подготовка проектной работы. 25-26. Оформление проекта. 27-28. Подготовка доклада к защите проекта. 29-30. Подготовка презентации: оформление, дизайн. 31-33. Защита проекта. 34-35. Подведение итогов защиты. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. |
Список литературы
1. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005
5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
7.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)
9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как написать и оформить отличный проект или исследование » (памятка для ученика)
Данная статья содержит рекомендации по реализации проектной или исследовательской работы. Формально она адресована ученику, но подразумевает и то, что о на конкретном примере, который приводиться в ст...
О реализации проекта "Что написано пером..."( опыт школьного книгоиздания)
Проект является одним из действенных ресурсов для реализации стремления школьников и педагогов к личностному самовыражению, сохранённому посредством печ...
О проекте "Что написано пером..."
Представление проекта -участника конкурса на ежегодную Премию Губернатора Московской области...
Как написать проект. рекомендации к написанию
Рекомендации по написанию проектов созданы в помощь студентам и преподавателям, участвующим в ежегодном Конкурсе студенческих проектов, проводимом в техникуме физической культуры. В пособии пред...
Проект "Как написать сочинение "Анализ эпизода?"
Проект «Как написать сочинение «Анализ эпизода»? ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...
Как написать проект со студентом
Материал для подготовки проектов с обучающимися...
Как написать проект?
Конспект урока для 8класса. На уроке мы продолжаем учиться выполнять проект. В рамках практической работы учимся создавать технологическую карту для изготовления русской народной куклы "домашняя ...