Как написать проект
методическая разработка по физике (10 класс)
Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 288.44 КБ |
![]() | 240.66 КБ |
![]() | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект»
Пояснительная записка.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Среднее (полное) образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Время активно набирает свою скорость. Прогресс науки стал неотъемлемой частью жизни человека и всего общества в целом. В данное время господства научно-технического прогресса, человек стал чаще и чаще обращаться к своим извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, здоровому образу жизни и уважительному отношению друг к другу.
В новом обществе человеку крайне необходимо использовать новые информационные технологии во всех сферах своей жизни. Не исключением стала и современная школа. В наше время учитель должен активно использовать компьютер в своей педагогической деятельности, так как главная задача для школы – это воспитание нового поколения, которое должно уметь думать и уметь самостоятельно получать и приобретать необходимые ему знания.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:
-Способность к адаптации;
-Ответственность перед другими людьми;
-Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
-Способность к коммуникации.
Рабочая программа курса « Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на учащихся 10 классов, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС СОО.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса «Проектная деятельность старшеклассников» рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности, ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Целью проектной деятельности является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
-адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
-проявлять социальную ответственность;
-самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
-конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
-генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
- развивать навыки проблематизации (формулирования ведущий проблемы и подпроблем, постановки задач, вытекающих из этих проблем)
- развивать исследовательские навыки, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развивать навыки целеполагания и планирования деятельности;
- обучить выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- обучить поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- развивать навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
- развивать навыков конструктивного сотрудничества;
- развивать навыков публичного выступления.
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
Учащиеся должны владеть навыками:
• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
•составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;
• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять инструкции по технике безопасности;
• оформлять результаты исследования. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Планируемые результаты проектной деятельности:
Личностные
У школьников будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Структурная логика учебного проектирования
1. Инициирующий Определение конкретной, причем социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. В некоторых случаях проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Определение темы, уточнение целей. Выбор рабочей группы.
2. Основополагающий Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Определение вида продукта и сроков презентации. Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий.
3. Прагматический Исследование учащихся как обязательное условие каждого проекта. Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Выполняют исследование. Собирают и уточняют информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы деятельности.
4. Заключительный Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели.
5. Итоговый Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый Моделирование идеальной ситуации Анализ имеющейся информации Определение потребности в информации Определение и анализ проблемы Сбор и изучение информации
2. Аналитический Постановка цели проекта Анализ ресурсов Определение задач проекта Планирование продукта Определение способа разрешения проблемы Анализ имеющейся информации Анализ рисков Определение потребности в информации Составление плана проекта: пошаговое планирование работ Сбор и изучение информации
3. Практический Выполнение плана работ Текущий контроль
4. Презентационный Предварительная оценка продукта Презентация продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
Содержание учебного курса
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.
Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Составление глоссария по теме исследования. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности. «Учебное проектирование». (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). Технология презентации. Создание компьютерной презентации. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Составление архива проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Подготовка авторского доклада. Представление работы, предзащита проекта. Корректировка проекта с учетом рекомендаций.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы занятия | Количество часов | Примечание |
1 2 3 4-5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22-24 25-26 27-28 29-30 31-33 34-35 | 1. Вводное занятие. Метод проектов. Знакомство с проектной деятельностью. 2. Основные требования к проектам. 3. Структура учебных проектов. 4.-5. Классификация учебных проектов. 6. Терминология проектной деятельности. 7. Паспорт проектной работы. 8. Планирование работы. 9. Тематика проектов, выбор темы проекта, его типа. 10. Разработка целей и задач проекта. 11. Планирование работы по реализации проекта. 12. Обоснование актуальности выбранной темы. 13. Определение предмета и объекта исследования. 14. Подбор теоретического материала по выбранной теме. 15. Анализ литературных источников по выбранной теме. 16-17. Индивидуальное собеседование по этапам реализации проектов. 18. Определение методик проведения эксперимента (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. д.). 19. Составление анкет, вопросов интервью, проведение наблюдения. 20. Оформление результатов наблюдения, анкетирования, интервьюирования. 21. Анализ первичных результатов, обсуждение выводов и результатов. 22-24. Подготовка проектной работы. 25-26. Оформление проекта. 27-28. Подготовка доклада к защите проекта. 29-30. Подготовка презентации: оформление, дизайн. 31-33. Защита проекта. 34-35. Подведение итогов защиты. | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 2 ч. |
Список литературы
1. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Сергеев И. С. « Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005
5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
6. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
7.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)
9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как написать и оформить отличный проект или исследование » (памятка для ученика)
Данная статья содержит рекомендации по реализации проектной или исследовательской работы. Формально она адресована ученику, но подразумевает и то, что о на конкретном примере, который приводиться в ст...

О реализации проекта "Что написано пером..."( опыт школьного книгоиздания)
Проект является одним из действенных ресурсов для реализации стремления школьников и педагогов к личностному самовыражению, сохранённому посредством печ...

О проекте "Что написано пером..."
Представление проекта -участника конкурса на ежегодную Премию Губернатора Московской области...

Как написать проект. рекомендации к написанию
Рекомендации по написанию проектов созданы в помощь студентам и преподавателям, участвующим в ежегодном Конкурсе студенческих проектов, проводимом в техникуме физической культуры. В пособии пред...

Проект "Как написать сочинение "Анализ эпизода?"
Проект «Как написать сочинение «Анализ эпизода»? ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...

Как написать проект?
Конспект урока для 8класса. На уроке мы продолжаем учиться выполнять проект. В рамках практической работы учимся создавать технологическую карту для изготовления русской народной куклы "домашняя ...