«Как написать и оформить отличный проект или исследование » (памятка для ученика)
методическая разработка на тему

Данная статья содержит рекомендации по реализации проектной или исследовательской работы. Формально она адресована ученику, но подразумевает и то, что о на конкретном примере, который приводиться в статье, удобно учиться и взрослым - учителям или родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_proektu.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Севостьянова Е. Б., ГБОУ СОШ № 820

«Как написать и  оформить отличный  проект или исследование »

(памятка для ученика)

Образовательный проект.

Представляем, что мы делаем проект «Мой уникальный День Рождения». (Все примеры по этой теме выделены  жирным курсивом.)

Введение[1].

1. С какой большой областью знаний или умений связан твой проект? Какой теме он посвящен? О чем он?

Издавна умение принимать гостей за столом было умением и искусством, которое гарантировало добрососедские, дружеские отношения, успех в делах и семейное счастье. На самом деле традиции и особенности застолья является частью национальной культуры. Мне тоже захотелось овладеть этими древними и в то же время современными знаниями, чтобы радовать своих друзей и близких красивым, аппетитным и радостным застольем.

2. Почему данная тема представляется тебе актуальной? (современной, нужной в данный момент).

3. В чем ее практическая значимость? Кому может пригодиться твоя работа, кто, когда и где ее может использовать?

4. Четко и конкретно сформулируй цель: что ты хочешь получить в результате проделанной работы (укажи основной результат).

Цель: организовать интересное и необычное застолье на свой день рождения для друзей.

5. Теперь определи задачи. Как правило, это те шаги, которые тебе нужно совершить, чтобы получить задуманное (реализовать цель). Если ты хочешь сделать хороший проект, то тебе необходимо строить задачи по следующим блокам:

  1. реферативный (узнать, что уже известно по твоей теме),
  2. реферативно-аналитический (Выбрать из узнанного то, что нужно именно тебе исходя из твоей цели, твоего представления о результате. Например, ты можешь узнать о том, как организуют праздничный стол  племена, живущие в лесах Амазонки, но решить, нужно ли тебе использовать эти данные или нет, можешь только ты – возможно, ничего из этого применить нельзя, а может наоборот, возникнет твоя авторская версия. Только твое желание и представление о цели позволяет выбирать из обзора литературы основу для твоего результата. Именно этим и достигается уникальность твоего проекта),
  3. исследовательский – он может быть, а может и отсутствовать. Возможно, ты захочешь уточнить гастрономические предпочтения твоих друзей, приглашенных на день рождения – тогда тебе придется провести опрос среди них. Но может быть, ты уже все знаешь и дополнительно исследовать тебе ничего не нужно.
  4. практический – создание сценария (конкретных шагов) реализации задуманного с использованием того, что уже узнано и исследовано и собственно реализация, в нашем примере организация дня рождения.
  5. аналитически обобщающий – здесь необходимо оценить всю работу и сделать выводы.

Исходя из этих блоков и формулируются задачи.

Задачи:

  1. познакомиться с историей застолья, национальными традициями приглашения гостей;
  2. на основе полученной информации определить стиль моего праздника;
  3. изучить вкусы (гастрономические предпочтения) моих друзей на основе специально разработанной анкеты;
  4. составит меню и провести праздник;
  5. разработать практические рекомендации для желающих провести уникальный День Рождения на основе моего опыта.

  1. Назови те виды работы над проектом, которые ты будешь использовать (это и будут твои средства и методы реализации проекта).

Средства и методы:

работа с литературой и интернетом;

анкетирование;

наблюдение;

кулинарные техники.

Основная часть.

  1. В реферативной части имеет смысл выделить исторический обзор (кто, как и где устраивал застолье) и имеющиеся подходы к решению твоей проблемы (кто и что сейчас предлагает). Попробуй найти взаимосвязь с современным подходом и исторической (культуральной) справкой. (что из прошлого опыта используется и по сей день)
  2. Оцени плюсы и минусы полученной информации (что тебе понравилось, что ты будешь использовать). Четко пропиши те принципы, вытекающие из узнанного, которые ты положишь в основу своего проекта
  3. Возможно, ты сможешь более конкретно определить, что тебе следует делать в исследовательской части и нужна ли она тебе вообще. Если нужна, то пропиши эти позиции как один из выводов по реферативной части.

Исследовательская  часть и практическая реализация проекта.

  1. Если решено, что нужно исследование, то нужно описать его принципы и способы получения этой информации. (если опрос то кого, когда и как ты опрашиваешь, в Приложении полезно поместить сам опросник, возможно чьи-то интересные индивидуальные данные и т. п.). Затем опиши полученные результаты в усредненном виде. Сделай выводы о том, как полученные результаты будут использоваться в твоей идее, (празднике).
  2. Опиши, как теперь (после того, что было узнано и/или исследовано) ты планируешь реализовать задуманное. Реши, какие материалы ты будешь фиксировать в ходе проведения, чтобы потом поместить их в приложение.

Кого ты приглашаешь?

Как будет выглядеть стол?

Есть ли «культурная программа»?

Кто будет вести застолье и нужно ли это?

Каково меню?

Особенности техники безопасности при проведении праздника и пр.

  1. Проведи и оцени достигнутое:
  1. все ли из намеченного сделано,
  2.  если нет, то почему и какой эффект этим достигнут,
  3.  что имело смысл делать иначе в будущем.
  4. доволен ли автор (ты) своей работой.

Выводы.

  1. Оцени, соответствует ли полученный результат поставленной цели. Оцени качество полученного результата. То ли это, чего хотелось достигнуть в ходе проекта. Если нет, то с чем, как тебе кажется, это может быть связано?
  2. Тщательно проверь, удалось ли реализовать задачи.
  3. Оцени соответствие задач и тех необходимых действий, которые были совершены для достижения результата. Все ли действия определялись задачами? Если да – то значит первоначальное определение цели и задач было верным, если нет – то чего не хватало (было излишним)? Почему? Как это можно использовать в дальнейшем? Дай рекомендации самому себе.
  4. Где и кому могут пригодиться твои результаты? Что лично тебе дал проект? Какие умения, способности, личные качества развились и укрепились
  5. Что новое и неожиданное открылось в ходе работы над проектом? С чем оно связано? Планируешь ли продолжить работу? Если да, то в каком направлении?

Следует помнить, что оформленная письменно проектная работа должна иметь следующую структуру.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание (с указанием страниц).
  3. Выделенные в тексте: введение, основная часть (может иметь собственное название, тогда слова «основная часть» не пишутся), практическая (исследовательская) часть – тоже может иметь собственное название –результаты и их анализ, выводы.
  4. Список литературы

*            *                *              *     *************

А теперь попробуем понять, чем содержание исследовательской работы отличается от проектной. Из значение терминов «проект» и «исследование» следует, что проект что-то создает, проектирует, а исследование – изучает, сопоставляет. Результатом проекта может быть или реальный продукт, который можно потрогать, услышать или увидеть (творческий вечер, сшитая авторская игрушка и т.п.), или идея создания чего-либо, выраженная в чертеже, эскизе, схеме (архитектурный проект, проект экологичного двигателя будущего и Т.П.). Результатом исследования, как правило, является выявления взаимосвязи между событиями, закономерности изменений (развития), принцип организации и т.п. уже имеющихся объектов или явлений (вспомните уже известные вам исследования – законы Ньютона, таблицу Менделеева и пр). Соответственно, и меняются акценты того, что вы включаете в письменную часть работы.

Образовательное исследование.

Теперь мы представляем, что мы проводим исследование «Мой уникальный День Рождения».(Все примеры (выделены и жирным курсивом) по нему.)

Введение.

1. С какой большой областью знаний или умений связано твое исследование? Какой теме оно посвящено? Взаимосвязь каких явлений в этой области ты хочешь исследовать?

Издавна умение принимать гостей за столом было умением и искусством, которое гарантировало добрососедские, дружеские отношения, успех в делах и семейное счастье. На самом деле традиции и особенности застолья является частью национальной культуры. Мне тоже захотелось овладеть этими древними и в то же время современными знаниями, чтобы создать свой неповторимый, отличный от всех прочих праздник  День Рождения, и изумить своих друзей.

2. Почему данная тема представляется тебе актуальной? (современной, нужной в данный момент).

3. В чем ее практическая значимость? Кому может пригодиться твоя работа, кто, когда и где ее может использовать?

4. Четко и конкретно сформулируй цель: что ты хочешь получить в результате проделанной работы (укажи основной результат).

Цель: разработать критерии, определяющие уникальность и неповторимость застолья и изучить, как они влияют на степень изумления человека.

5. Теперь определи задачи. Как правило, это те шаги, которые тебе нужно совершить, чтобы получить задуманное (реализовать цель). Если ты хочешь сделать хорошее исследование, то тебе необходимо строить задачи по следующим блокам:

  1. реферативный (узнать, что уже известно по твоей теме), особенно важно найти уже известные определения тех явлений, взаимосвязь которых ты изучаешь (что такое «застолье», в чем смысл понятия «уникальность», раскрыть содержание понятия «изумление»),
  2. реферативно-аналитический (Выбрать из узнанного то, что нужно именно тебе исходя из твоей цели, твоего представления о результате. Например, ты уже знаешь в чем конкретно проявляется изумление человека на уровне его поведения, речи, физиологических процессов, и знаешь те части ритуала застолья, которые тебе было бы интересно выключить в свой День рождения. В результате обдумывания полученных знаний, ты можешь предположить как именно выбранные тобой уникальные части организации застолья будут влиять на проявления изумления. Это предположение и будет гипотезой исследования. Тебе нужно будет либо доказать, что твое предположение верно, либо убедиться, что оно неверно и взаимосвязь отсутствует.

 «Мы предполагаем, что занимательная в интеллектуальном плане и оригинальная  культурная программа застолья больше влияет на изумление, чем его кулинарная часть.

 Наше предположение базируется на том, что изумление скорее связано с работой разума, процессом осознания человеком мира, нежели с реакцией на вкусовые сочетания продуктов кулинарии.»

  1. исследовательский – это основная часть твоей работы. Именно в ней собираются данные, которые тебе помогут доказать или опровергнуть гипотезу.
  2. практический – а вот он может быть, а может и не быть. Ты можешь на базе изученных тобой закономерностей создать методику организации уникальных и изумительных дней рождений и апробировать ее, тогда получиться практическая часть, а можешь ограничиться только поиском закономерностей.
  3. аналитически обобщающий – здесь необходимо оценить всю работу и сделать выводы.

Исходя из этих блоков и формулируются задачи. В исследовании задачи подразумевают под собой шаги, которые и позволяют доказать или опровергнуть гипотезу.

Задачи:

  1. познакомиться с историей застолья, национальными традициями приглашения гостей;
  2. на основе полученной информации определить части моего праздника, которые сделают его уникальным (неповторимым);
  3. изучить понятие «изумление» и способы влияния на него;
  4. составить меню, интеллектуальную культурную программу и провести праздник;
  5. разработать способы контроля над степенью изумления моих гостей;
  6. выявить взаимосвязи между частями застолья и степенью изумления;
  7. разработать практические рекомендации для желающих провести уникальный День Рождения на основе моего опыта.

  1. Назови те виды работы над проектом, которые ты будешь использовать (это и будут твои средства и методы реализации проекта).

Средства и методы:

работа с литературой и интернетом;

анкетирование;

наблюдение;

кулинарные техники.

Застолье

 (объект)

Изумление от застолья – ПРЕДМЕТ исследования

Дизайн

застолья (как выглядит)

Экономическая часть

(сколько стоит)

В исследовании необходимо определить объект и предмет исследования. В общем виде, объект – это то, что ты изучаешь, предмет – с какой стороны. Обратимся к нашему примеру. Видно, что можно изучать застолье с разных сторон – экономической (считать затраты, производительность труда и т.п.), или эстетической – разрабатывать внешний вид, можно найти еще массу сторон мы с тобой изучаем психологическую часть.

Т. о наш объект – организация застолья на день рождения, предмет – возможность влияния организацией застолья на день рождения изумление  человека.

Основная часть.

Обзор литературы (реферативная часть)

1. В реферативной части имеет смысл выделить исторический обзор (кто, как и где устраивал застолье) и имеющиеся подходы к решению твоей проблемы (кто и что сейчас предлагает). Попробуй найти взаимосвязь с современным подходом и исторической (культуральной) справкой. (что из прошлого опыта используется и по сей день). Поскольку ты выходишь за рамки предметной области только застолья и привлекаешь знания из области психологии (твой предмет лежит на стыке областей знаний), ты отдельную главу посвящаешь явлению изумления (в той же последовательности – историческая справка, имеющиеся современные и доступные тебе данные и т.п.)

2. Оцени плюсы и минусы полученной информации (что тебе понравилось, что ты будешь использовать). Четко пропиши те принципы, вытекающие из узнанного, которые ты положишь в основу своего исследования. Определись с методами изучения искомой взаимосвязи – как ты будешь доказывать, чтобы было точно понятно, что культурная программа влияет на изумление. (например ты будешь измерять степень удаленности нижней челюсти от верхней, или считать количество покачиваний головой в единицу времени, или измерять специальной акустической аппаратурой громкость цоканья языком)

3. Возможно, ты сможешь более конкретно определить, что тебе следует делать в практической части и нужна ли она тебе вообще. Если нужна, то пропиши эти позиции как один из выводов по реферативной части.

Исследовательская часть.

1. Пропиши план исследования (когда, что и при помощи каких методик ты будешь исследовать).

2. Опиши полученные данные. Приведи, если возможно таблицы, графики наиболее доказательные. (все второстепенное помести в Приложения)

3. Проанализируй, какие есть явные взаимосвязи (которые можно понимать только в одном варианте и нет других трактовок – например ,развлекательная программа действительно была более важной, чем еда, критерий -  в момент реализации культурной программы все гости прекращали есть , отходили от стола, полностью включались в предложенное занятие, выражали удовольствие и благодарность организатору).

4, В тех случаях, когда взаимосвязь тебе представляется неочевидной ты можешь высказать предположение о том, почему так случилось.

Практическая часть.

  1. Если решено, что нужно практическое применение, то опиши его принципы и способы, место его реализации (кто и где будет использовать твои разработки, каков получен результат, как он связан с твоим результатом). Затем опиши полученные результаты в усредненном виде. Сделай выводы о том, как полученные результаты будут использоваться в твоей идее, (празднике).

Выводы.

1. Считаешь ли, что твоя гипотеза доказана или опровергнута?

2. Оцени, соответствует ли полученный результат поставленной цели. Оцени качество полученного результата. То ли это, чего хотелось достигнуть в ходе исследования. Если нет, то с чем, как тебе кажется, это может быть связано?

3. В чем основная успешность исследования, что безусловно удалось?

4. Над чем следовало бы более глубоко поработать?

5. Тщательно проверь, удалось ли реализовать задачи.

6. Оцени соответствие задач и тех необходимых действий, которые были совершены для достижения результата. Все ли действия определялись задачами? Если да – то значит первоначальное определение цели и задач было верным, если нет – то чего не хватало (было излишним)? Почему? Как это можно использовать в дальнейшем? Дай рекомендации самому себе.

7. Где и кому могут пригодиться твои результаты? Что лично тебе дал проект? Какие умения, способности, личные качества развились и укрепились

8. Что новое и неожиданное открылось в ходе работы над проектом? С чем оно связано? 9. 9. Планируешь ли продолжить работу? Если да, то в каком направлении?

Следует помнить, что оформленная письменно проектная работа должна иметь следующую структуру.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание (с указанием страниц).
  3. Выделенные в тексте: введение, основная часть (может иметь собственное название, тогда слова «основная часть» не пишутся), практическая (исследовательская) часть – тоже может иметь собственное название –результаты и их анализ, выводы.
  4. Список литературы.

Очень важное замечание!

При оформлении письменной работы (проектной, исследовательской, реферативной) очень важно стараться излагать материал последовательно и логично. Следи за тем, чтобы

  1. приведенный  материал (данные или рассуждения) был либо подтверждением выше изложенного, либо  его примером, либо дальнейшим развитием предложенной в нем идеи.
  2. старайся строить даже описание по обзору литературы, а особенно собственные полученные данные  как рассуждения с обязательными выводами и обобщениями по всем смысловым частям. (представил историческую справку – сделай вывод, к примеру, о возможных общих направлениях ).
  3. научись правильно использовать выражения:
  1. мы можем заметить такие особенности…
  2. из приведенных данных следует…
  3. сопоставляя факты, приходим к выводу…
  4. противоположным примером может служить…
  5. были выявлены такие закономерности…, которые позволяют сделать вывод о том, что…
  6. доказательством может служить…
  7. было интересно обнаружить…
  8. имеет смысл обратить внимание…
  9. такая постановка цели определяет следующие задачи…
  10. в качестве примера можно привести…
  11. иллюстрацией к предположению является…
  12. исключением является…
  13. логично предположить…
  14. приведенные данные подтверждают (опровергают) …


[1] В статье  так выделены обязательные структурно-содержательные блоки оформления проектно-исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учеников и учителей для подготовке к ГИА

Материал был использован для оформления стенда "Подготовка к ГИА"...

Памятка для учеников и родителей Present Simple

Образование и употребление Present Simple....

Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.

практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....

Памятка для ученика "Действие с растворами"

В памятке предлагаются формулы для нахождения массовой доли вещества при различных действиях с растворами...

Памятка для учеников и их родителей по ПДД!

Памятки по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах....