Неделя науки. Открый урок. "Занимательные опыты по физике". 24 февраль 2021
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Уначева Анжелика Каральбиевна

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nedelya_nauki.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок    «Занимательные опыты по физике».24.02.21

                                Урок состоит из двух частей:

Часть 1. Демонстрация занимательных опытов.

Цель -повторить пройденные темы за 7 и 8 классы, расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике. 

Оборудование:приборы для эксперемента.

Опыт 1 «Сухим из воды»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды.
Вопрос к аудитории: Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение (ответ уч-ся): Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Объяснение: Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Атмосферное давление»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт демонстрирует наличие атмосферного даления. Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан.

Вопрос к аудитории: Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Опыт 3 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой.

Вопрос к аудитории: Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 4 «Чудесный мандарин »

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, мандарин.

Проведение: Поместим однин и тот же мандарин в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде мандарин тонет, а в другом плавает.

Вопрос к аудитории: Объясните загадку мандарина.

Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и мандарина примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности мандарина, поэтому она тонет в воде.

Опыт 5 «Волшебный лимон»

Оборудование: гальванометр, лимон, медные провода.

Мы знаем, что электрический ток приходит к нам в дом, благодаря гидро-, тепло-, атомным электростанциям. Но сейчас вы увидите чудо, электрический ток возникнет при помощи обычного лимона.  К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепим железный гвоздь. Воткнем медный провод и гвоздь в лимон – стрелка гальванометра отклоняется.

Что мы наблюдаем? Как вы это явление можете объяснить?

Результат
Стрелка гальванометра отклонится, что означает наличие электрического тока
Объяснение
Раствор минеральных солей, содержащихся в лимоне, и два разнородных провода образуют гальванический элемент (батарейка)

Опыт 6 «Яйцо в графине»

Оборудование: варенное вкрутую яйцо, графин, лист бумаги спички.

Проведение: Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Сверните бумагу гармошкой и подожгите быстро опустите ее в бутылку. Через 1-2 с  положите яйцо на горлышко бутылки. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.
Вопрос к аудитории: объясните наблюдаемое явление.

Объяснение: Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

Опыт 7 « Бумажные спирали»

Оборудование: спиртовка, спираль из бумаги, штатив, спички.

Проведение: Вырезаем из бумаги две спирали. Привязываем к ним нитки. Подвешиваем спирали на трубке, установленной на штативе. Подставляем под спирали свечи. Наблюдаем вращение в одну сторону. Убираем одну свечу. Наблюдаем вращение в разные стороны.

Перемещаем свечу под другую спираль. Спирали вращаются в обратные стороны.

Объяснение:

Теплый воздух от свечи, поднимаясь вверх, заставляет легкую бумажную спираль вращаться, вращаясь спираль закручивает нитку, за которую она привязана к штативу. Если убрать источник теплого воздуха, спираль начнет крутится в другую сторону, так как нитка будет пытаться прийти в первоначальное состояние, раскрутиться. В качестве источника теплого воздуха можно использовать и электрическую плитку и, например, лампочку накаливания. 

Опыт 8 «Естественная форма жидкости»

Мы привыкли думать, что жидкости не имеют никакой собственной формы. Это не верно. Мы знаем что жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него.

А какая же все таки форма жидкости?

Оборудование: спирт, эфирное масло, шприц.

Проведение: В приготовленную смесь, при помощи шприца вводим эфирное масло в жидкость. Можно заметить, что масло собирается в большую круглую каплю которая не всплывает и не тонет, а висит не подвижно.

Объяснение: Находясь внутри другой жидкости с такой же плотностью, жидкость, по закону Архимеда, «теряет свой вес»: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует – и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.

Замечание: Спирт разбавить с небольшим количеством воды, так как масло в такой смеси не тонет и не всплывает

Опыт 9

Оборудование: конденсатор, электрофорная машина, математический маятник (шарик на нити), соединительные провода.

Проведение:

Объяснение:

 Часть 2. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока».    

 Вид еятельности– лабораторная работа в мини-группах по выполнению практического задания с помощью оборудования .

 Учащимся предлагается по ходу урока вести запись в тетрадях, проводя собственный эксперимент и анализируя полученные результаты.

      Для организации работы учащихся необходимо следующее оборудование:

- лабораторный комплект для каждой группы.

- доска

Цели обучения

1. Повторение, закрепление знаний по теме «Сила тока».

2. Изучение алгоритма сборки электрической цепи и пользования измерительными приборами.

3. Совершенствование опыта учебной деятельности:

• закрепление умений самостоятельно выполнять задания по предложенной схеме, плану, алгоритму;

• формирование умений собирать цепи различного уровня;

• закрепление умений анализировать полученный результат и делать соответствующие выводы.

Цели воспитания

1. Воспитание культуры общения в ходе выражения собственных суждений.

2. Воспитание ответственного отношения к выполнению учебных заданий на основе предъявляемых к ним требований.

Цели развития

1. Развитие мышления учащихся: формирование понятий; умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развитие внимания, памяти учащихся при работе по схеме.

3. Развитие навыков совместной деятельности по выполнению учебных заданий.

Учебные задачи занятия

¬ Изучить алгоритм сборки электрической цепи.

¬ Выполнить самостоятельную работу по сборке различных цепей на основе схем.

¬ Закрепить полученные знания посредством ответа на контрольные вопросы.


Данный урок направлен на формирование:


1. личностных универсальных учебных действий:

  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

2. регулятивных универсальных учебных действий:

  • формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

3. коммуникативных универсальных учебных действий:

• формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

4. познавательных универсальных учебных действий:

• практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

  • работа с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

Дидактическая структура занятия

Этап урока

Содержание

Задачи

Деятельность учащихся

1. Орг. момент (2 мин)

Рассказ о порядке работы на уроке:

- работа с программой.

- план урока.

- проверка готовности оборудования.

  • активизация внимания;
  • проверка готовности кабинета к уроку;

  • организация рабочего места;

2. Вступительная часть

(3 мин)

Рассказ об учебных задачах урока, предъявление требований к учащимся.

  • актуализация знаний;
  • предъявление целей урока;
  • создание благоприятной психологической атмосферы;
  • настрой на плодотворную работу;
  • объяснения принципа работы с листом отчета.
  • беседа с учащимися;
  • запись даты и темы урока;
  • формулирование и записывание цели урока (каждый ученик может поставить перед собой свои цели);

3. Основная часть

(30 мин)

1. техника безопасности при работе.

Инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими приборами.

  • Подпись в журнале по технике безопасности.

2.Выполнение лабораторной работы.

Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках»

1)Часть 1.

  • Знакомство и оформление лабораторной работы в тетради.

2) Часть 2.

  • Обсудить алгоритм выполнения работы.

3)Часть 3.

  • Самостоятельно выполнить вторую часть работы, провести расчет погрешностей и сделать вывод.
  • Все результаты занести в тетрадь.
  • выполнение заданий по предложенному алгоритму;
  • обмен информацией по результатам проделанной работы;
  • запись в тетради.

5. Заключительная часть

(5 мин)

Устный фронтальный опрос по итогам урока

  • подведение итогов урока;
  • рефлексия деятельности учащихся на уроке;
  • самооценка и самоанализ деятельности на уроке
  • беседа с учащимися;

6. Предъявление домашнего задания (5 мин)

Рассказ о содержании домашнего задания

«Мозговой штурм»

  • демонстрация связи домашнего задания с целями урока;
  • ориентировка на важность выполнения домашнего задания;
  • создание проблемной ситуации;
  • организация работы в режиме «мозгового штурма».
  • работа в режиме «мозгового штурма»;
  • запись домашнего задания

Мозговой штурм:

У одного ученого была странная привычка: носить одновременно две пары чулок, по одному белому ( шелковому) и одному чёрному (шерстяному) на каждой ноге. Когда Симмер снимал чулки, сразу черный и белый с каждой ноги, то пока они оставались вместе, практически не наблюдалось никаких электрических эффектов. Но стоило разнять белый и черный чулки, как они раздувались , будто в них все еще находилась нога, и притягивались друг к другу. Будучи соединенными снова чулки «схлопывались» и, лежа друг на друге, со временем разбухали не более чем на 2-3 дюйма. В сухие холодные дни ученый бросал свои раздутые чулки на стену комнаты – они прилипали к стене и совершали пируэты при дуновении. Так Симмер развлекал этими «танцами» своих коллег (и даже принца Уэльского). Объясните это явление.

Рефлексия

  1. Что называют электрическим током?
  2. Что называют силой тока?Формула
  3. Единицы силы тока. Размерности силы тока(мили, микро, кило)
  4. Каким прибором измеряют силу тока?
  5. Как подключают амперметр?
  6. Название лабораторной работы?
  7. Цель работы.
  8. Алгоритм решения лабораторной работы
  9. Как определить цену деления прибора.

10)Как обозначаются элементы электрической цепи?

Проверка дом задания

Мозговой штурм:

У одного ученого была странная привычка: носить одновременно две пары чулок, по одному белому ( шелковому) и одному чёрному (шерстяному) на каждой ноге. Когда Симмер снимал чулки, сразу черный и белый с каждой ноги, то пока они оставались вместе, практически не наблюдалось никаких электрических эффектов. Но стоило разнять белый и черный чулки, как они раздувались , будто в них все еще находилась нога, и притягивались друг к другу. Будучи соединенными снова чулки «схлопывались» и, лежа друг на друге, со временем разбухали не более чем на 2-3 дюйма. В сухие холодные дни ученый бросал свои раздутые чулки на стену комнаты – они прилипали к стене и совершали пируэты при дуновении. Так Симмер развлекал этими «танцами» своих коллег (и даже принца Уэльского). Объясните это явление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок науки в 3 классе в рамках проведения "Недели науки в России в 2017 году"

Знакомство учащихся 3 класса с начальными представлениями о строении вещества....

занимательные опыты по физике для проведения недели естественных наук

Описание занимательных опытов по физике с предоставлением фото этих опытов:1. Сообщающиеся сосуды2.электризация тел3.атмосферное давление4.газы в природе5.горящие деньги6.лавовая лампа7.неньютоновская...

Неделя русского языка в рамках школьного Фестиваля наук и творчества (из опыта работы).

Дидактический материал для проведения конкурсного диктанта "Грамотей" и текст для проведения турнира по скорочтению...

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ. Сборник статей участников II Региональной научно-практической конференции (11 февраля 2021 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ..- Арзамас, 2021

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Иван Панкратьевич Горячкин: личная трагедия в мозаике человеческого горя. С. 189-196Завьялова С.В., Завьялова А.А. Павел Фадеевич Соловьев: жизнь, отданная за Родину. С....

Отчёт о проведении Недели математики, информатики и физики в 2021-2022 учебном году

Отчёт о проведении Недели математики, информатики и физики в 2021-2022 учебном году...

Благодарственное письмо Управления образования за подготовку обучающихся к городской Неделе науки "Первые шаги в науку"

Благодарственное письмо Управления образования за подготовку обучающихся к городской Неделе науки "Первые шаги в науку"...