Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.
статья по физике
Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются исследовательский, творческий, продуктивный характер деятельности.
Компетентностно-ориентированные задания - это деятельностные задания, которые моделируют практическую, жизненную ситуацию, строятся на актуальном для ученика материале и задаются определенными структурными элементами.
Приведены примеры компетентностно-ориентированных заданий, применяемых на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bls_vystuplenie.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Барановская Л.С.,
учитель физики МБОУ «Кировская СШ»
Алтайского района
Современные образовательные технологии –
условие достижения нового качества образования.
Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счет реализации новых дидактических подходов. Одна из острейших школьных проблем – это отчуждение содержания обучения от учеников, которые часто не видят актуальности, важности для себя многих изучаемых дисциплин. Объем учебного материала превышает возможности восприятия большинства учащихся. Школьные знания по отдельным предметам представляются для них фрагментарными и разрозненными. Проявляет себя мотивационный кризис. Остается надежда на внутреннюю мотивацию учащихся, на познавательную активность, т.к. именно внутренние мотивы являются устойчивыми и обеспечивают учебную активность учеников.
Главная задача федерального государственного стандарта основного общего образования – развитие личности ученика. Поставленная задача требует внедрения в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Изменяются и технологии обучения, которые ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно-коммуникационные;
- Проектные;
- Развивающего обучения;
- Здоровьесберегающие;
- Игровые;
- Проблемного обучения;
- Интегрированного обучения;
- Уровневой дифференциации;
- Групповые;
- Модульные.
На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход, благодаря которому возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины. Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает у педагога учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий, т.к. современные образовательные технологии поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую и т.п.). Суть данного подхода заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а ученик в сотрудничестве с учителем самостоятельно их добывает. Задача урока состоит не в накоплении информации учащимися, а в освоении ими способов деятельности: применении знаний и умений на основе полученного опыта при решении различного рода задач (овладении компетенциями). Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются исследовательский, творческий, продуктивный характер деятельности.
Компетентностно-ориентированные задания - это деятельностные задания, которые моделируют практическую, жизненную ситуацию, строятся на актуальном для ученика материале и задаются определенными структурными элементами.
В качестве основных выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных заданий:
- Предметные (в условии описана предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование широкого спектра связей предметного содержания, изучаемого в разных разделах дисциплины);
- Межпредметные (в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области);
- Практические (в условии описана практическая ситуация, для решения которой нужно применять знания, приобретенные на практике, в повседневном опыте).
Выполнение любого КОЗ предполагает решение определенного набора компетентностных задач, типология которых возможна по различным основаниям. Но в основание любой топологии положены умения работы с информацией, поскольку группа информационных умений является надпредметной, необходимой для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.
При составлении компетентностно-ориентированных заданий можно воспользоваться конструктором задач, предложенного Ильюшиным Л.С. в работе «Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся». Используя таблицу, мы имеем возможность оперативного конструирования комплексных задач. Используя набор формулировок заданий (в виде «незаконченных предложений»).
Конструктор задач
компетентностно-ориентированных заданий
Таблица1.
ознакомление | понимание | применение | Анализ | синтез | оценка |
Назовите основные части… | Объясните причины того, что.. | Изобразите информацию о…. графически | Раскройте особенности… | Предложите новый (иной) вариант… | Ранжируйте…и обоснуйте |
Сгруппируй-те вместе все.. | Обрисуйте в общих чертах шаги, необходи-мые для того, чтобы… | Предложите способ, позволяющий… | Проанализи-руйте структуру…. с точки зрения…. | Разработайте план, позволяю-щий (препятствующий)… | Определите, какое из решений является оптимальным для…. |
Составьте список понятий, касающихся… | Покажите связи, кото-рые, на ваш взгляд, су-ществуют между… | Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…. | Составьте перечень основных свойств…, характеризу-ющих… с точки зрения… | Найдите необычный способ, позволяю-щий… | Оцените значимость… для… |
Расположите в определенном порядке… | Постройте прогноз развития… | Сравните … и …, а затем обоснуйте… | Постройте классифика-цию….. на основании… | Придумайте игру, которая… | Определите возможные критерии оценки… |
Изложите в форме текста… | Прокомментируйте положение о том, что… | Проведите или разработайте эксперимент, подтверждаю-щий…. | Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…. | Предложите новую (иную) классифика-цию…. | Выскажите критические суждения |
Вспомните и напишите…. | Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…. | Проведите презентацию… | Сравните точки зрения… и …. На….. | Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…. | Оцените возможности…. Для…. |
Прочитайте самостоятельно…. | Приведите пример того, что (как, где)… | Рассчитайте на основании данных о…. | Выявите принципы, лежащие в основе…. | Изложите в форме….. свое мнение (понимание) …. | Проведите экспертизу состояния…. |
Примеры компетентностно-ориентированных заданий на уроках физики.
Современные образовательные технологии на уроках подразумевают постоянный контроль учителя за развитием способностей учащихся к обучению и усвоению материала урока и проведение критического самоанализа с целью постоянного совершенствования образовательного процесса. При задании домашнего задания называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока. Это является основной концепцией в современных технологиях образования в школе.
Современные образовательные технологии обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или, чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось и почему; что им хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Таким образом, осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Современные образовательные технологии на уроках также подразумевают оценку или поощрение при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался. Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот. Учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров:
- правильности;
- самостоятельности;
- оригинальности.
Образовательные результаты – это не только объем конкретных знаний. Под образовательными результатами понимаются своеобразные «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
В то время как метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать как на целевом уровне, так и на уровне описания средств достижения. В этом случае можно управлять системой их оценки. К таким результатам можно отнести, например, сформированность у обучающихся таких областей культуры, как: проектная, исследовательская, коммуникативная.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Предметные образовательные результаты могут быть представлены как результат освоения ряда образовательных предметных программ. В связи с этим предметные результаты будут проанализированы через совокупность следующих компонентов: базовые категории предмета и его ключевые понятия; ведущие научные идеи и теории; законы, закономерности, правила; методы решения задач; факты; культурологический компонент (идеи, традиции, ценности); проблемы и гипотезы.
Анализируя предметные результаты, необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. В логике этого принципа процесс анализа планируемых предметных результатов предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший тот или иной предмет?», «На какие вопросы сможет ответить ученик?», «Какие задачи сможет решить ученик?».
Планируемые результаты, достижение которых обеспечивается
курсом физики в целом.
Планируемый результат: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
Умения, характеризующие достижение планируемого результата:
- Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
- Анализировать отдельные этапы проведения исследований:
- проверяемую гипотезу;
- порядок проведения наблюдения или опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки);
- представление результатов;
3) интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
Новый образовательный результат – это не что, а кто. Это современный человек, выпускник школы, который не только имеет глубокий запас знаний, но и умеет ими воспользоваться, применить их в жизни для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности и общения, в новой, порой нестандартной ситуации.
Библиографический список
1. Бобиенко, О.М. Контрольно-измерительные материалы для оценки компетентностных образовательных результатов / О.М. Бобиенко // Вестник ТИСБИ. – 2012. – №2 (50). – С. 173–183.
2. Демидова, М.Ю. Диагностика учебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА [Электронный ресурс] / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева, Г.Г. Никифоров // Журнал «Физика». - 2011. – № 23.
3. Фадеева А.А., Никифоров Г.Г., Демидова М.Ю, Орлов В.А.. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций//М.: Просвещение, 2014.
Барановская Л.С., Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
Совершенствование системы поддержки ученика – исследователя как условие достижения нового качества образования на уроках физики
Использование конструктора LEGO на уроках физики....
Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».
Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....
Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.
В статье написано о применении современных технологий позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...
Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."
Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...
Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования. Консультация для педагогов дошкольного отделения КОУ "НШООВЗ №1".
Использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебн...
Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования
Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у...
- Мне нравится (1)