"Метапредметный результат на уроках физики"
методическая разработка по физике (8 класс)

Джураева Шаходат Шадмановна

Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

     Для реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения нужны современные учебно-технические средства, без которых немыслима подготовка человека к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметный результат

на уроках физики

                                                                      Джураева Шаходат Шадмановна, учитель,

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная общеобразовательная школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

     Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. 

     Для реализации современных принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения нужны современные учебно-технические средства, без которых немыслима подготовка человека к жизни в условиях постоянно меняющегося информационного общества.

                                Информационно-коммуникационные технологии

      Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

      Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

     Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию. В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.
                                                       Проблемное обучение

     Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики — проблемный урок.

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A. M. Горький писал: “Игра — путь к познанию мира, в котором они живути который призваны изменить”. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока: например: при проведении повторительно-обобщающего урока в 7 классе — «Физика в загадках», «Физика вокруг нас». Игровые технологии использую во внеклассной работе.

                                                        Технология опорных схем

     Технология опорных схем. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты.

Метод проектов

     Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.                

Дифференцированный подход к обучению

     Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.

Здоровьесберегающие технологии

     Главная задача реализации здоровьесберегающей технологии — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Обеспечить сохранность здоровья учащихся в ходе обучения позволяет применение на уроках здоровьесберегающих технологий. Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополнят традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

     Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.   

                                         Использованная литература:  

1. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.

2. Ларина В. П., Ходырева Е. А., Окунев А. А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». -  Киров: 1999–2002.

3. Петрусинский В.В.  Игры — обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.

 4. Громова О. К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001

 5. А. Фонтанова Технология, которая позволяет нам стать другими «Первое сентября», 16.01.2001.3стр.
6. Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики. Самара : ООО "ИздательствоАСГАРД",2015.—С.96-98.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС Джураева Шаходат Шадмановна учитель физики ГБОУ школы № 561

Слайд 2

ОСОБЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности

Слайд 3

ПОСТАВЛЕННАЯ ЗАДАЧА ТРЕБУЕТ : внедрение в современную школу системно деятельностного подхода к организации образовательного процесса связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт также изменяются и технологии обучения .

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ? • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса; • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса; • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Слайд 5

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Слайд 6

УХОД ОТ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗВОЛЯЕТ: устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости: от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Слайд 7

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ТЕХНОЛОГИИ: v Информационно – коммуникационная технология v Технология развития критического мышления v Проектная технология v Технология развивающего обучения v Здоровьесберегающие технологии v Технология проблемного обучения v Игровые технологии v Модульная технология v Технология мастерских

Слайд 8

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ТЕХНОЛОГИИ: v Кейс – технология v Технология интегрированного обучения v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации v Групповые технологии. v Традиционные технологии (классно-урочная система)

Слайд 9

1.ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ: В процессе преподавания математики и физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые направления можно представить в виде следующих основных блоков: мультимедийные сценарии уроков; проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математические диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн тесты).

Слайд 10

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 11

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Слайд 12

2. ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Слайд 13

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ 1.Технология модерации при проведении урока позволяет учитывать потребности и ожидания самих учеников, что делает образовательный процесс желанным и понятным для них. 2. На уроке по технологии модерации каждый обучающийся несет ответственность, как за результаты своей индивидуальной учебной деятельности, так и за результаты работы малой группы, в которую входит, что способствует мотивации на достижение успеха, развитию лидерских и командных качеств.

Слайд 14

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НЕ ТОЛЬКО ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАГЛЯДНОСТЬ, НО И РАЗВИВАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ЗАПОМНИТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОМОГАЕТ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 4. НА ИНТЕРАКТИВНОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ, ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЕМ, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ОСМЫСЛЕНИЮ И ЯСНОМУ ПОНИМАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ОПРЕДЕЛЯЕТ АКТИВНЫЙ СТАТУС НОВЫХ ЗНАНИЙ, Т. Е. ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГОТОВНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метапредметные результаты на уроках математики"

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:• формирование представлений о математике как части общечелове...

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы

Формирование метапредметных результатов на уроках литературы в учебной группе "Автор"....

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Мастер-класс ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО РЕЗУЛЬТАТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИДля решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные...

Система оценивания метапредметных результатов на уроках физики

В данном материале отражена моя работа по оцениванию метапредметных результатов на уроке физики...

Методическая разработка.Использование современных технологий для формирования метапредметных результатов на уроках физики

Изучение и применение в педагогической практике современных образовательных технологий, способствующих развитию способности обучающихся к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самоо...

Презентация педагогического опыта: "ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

quot;Историю цивилизации можно выразить в шести словах:Чем больше знаешь, тем больше можешь".  Э. АбуОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО...