лабораторная работа по теме "закон сохранения импульса"
опыты и эксперименты по физике (10 класс)

ресурс представляет собой лабораторную работу по теме "закон сохранния импульса". проведение работы требует минимум оборудования и может быть реализовано в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornaya_impuls.docx237.59 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №4

Измерение импульса тела. Проверка выполнения закона сохранения импульса

Цель: определить импульс массивной монеты после ее скольжения по наклонной плоскости. Сравнить импульс системы из двух монет до столкновения с импульсом этой системы после столкновения монет.

Оборудование: наклонная плоскость, полоса бумаги, линейка измерительная, монеты разного достоинства.

Краткая теория.

В специальных измерениях импульса тела нет необходимости, если известны его масса и скорость. В этом случае импульс находится как их произведение. Однако в физике довольно часто встречаются случаи, когда прямые измерения массы и скорости тела оказываются затрудненными или невозможными, но сведения о них можно получить на основании измерений импульса тела. Такая ситуация характерна для многих экспериментов в области ядерной физики и физики элементарных частиц, в которых обнаруживаются новые частицы с неизвестной массой. Измерив импульс и кинетическую энергию частицы, можно определить затем ее массу и скорость.

Измерение импульса тела с неизвестной массой, движущегося с неизвестной скоростью, возможно на основании закона сохранения импульса.

Таблица 1

Номинал монеты

50 коп

1 руб.

2 руб.

5 руб.

10 руб.

Масса, г

2,9

3

5

6

5,63

В данной работе исследуется суммарный импульс системы из двух монет до и после их соударения. При этом импульсы сравниваются векторно в случае нецентрального удара. Для этой цели одна из монет соскальзывает с наклонной плоскости и затем сталкивается с неподвижной монетой. Так как массы монет известны (таблица 1) , то для определения их импульсов нужно определить их скорости. Они вычисляются по длине тормозного пути и измеренному коэффициенту трения монеты о бумагу.

        рис. 1        рис. 2

Предоставим монете возможность после соскальзывания с наклонной плоскости двигаться по бумаге на горизонтальной поверхности стола до остановки. Измерим тормозной путь, пройденный монетой по горизонтальной поверхности от точки А — положения центра монеты в начале пути — до точки остановки В (рис. 1). Как легко доказать, скорость монеты в точке А равна:

                (1)

Если поверхности наклонной и горизонтальной плоскостей выполнены из одного и того же материала, то им соответствует один и тот же коэффициент трения:

                (2)

Для вывода этой формулы можно воспользоваться законами динамики. (Рис 1 и 2).

На основе этих данных можно найти значение модуля импульса монеты  до столкновения.

Так как вторая монета до столкновения находится в покое, импульс первой монеты до столкновения равен импульсу системы из двух монет после столкновения:

                (3)

Ход работы

  1. Положите на наклонную плоскость полосу бумаги (двойной лист) таким образом, чтобы часть ее (длиной 25 - 30 см) находилась на горизонтальной поверхности стола.

Монета, положенная на поверхность бумажной полосы на наклонной плоскости, должна плавно соскальзывать по ней и двигаться по горизонтальной поверхности до остановки. Подберите такие угол наклона плоскости и начальное положение запуска монеты, чтобы путь монеты на горизонтальной поверхности составлял 15 - 25 см.

  1. Отметьте начальное положение монеты на наклонной плоскости и ее конечное положение на горизонтальной плоскости. Проведите на горизонтально расположенном участке бумажной полосы прямую, по которой двигался центр диска монеты. Отметьте положение центра монеты в начале горизонтального участка пути (точка А) и в его конце (точка В). Измерьте тормозной путь  (отрезок АВ) (рис. 3).
  2. Измерьте длину катетов h и l. По формуле (2) определите коэффициент трения монеты о бумагу.

Зная коэффициент трения, определите скорость монеты в точке А по формуле

Телом массой  может служить монета массой 5 - 6 г, телом меньшей массы  монета массой 3 - 4 г.

  1. Поставьте на пути движения первой монеты вторую таким образом, чтобы столкновение произошло в тот момент, когда центр диска первой монеты проходит через точку А. Удар должен быть нецентральным (см. рис 4).

Отметьте начальное положение центра диска второй монеты (точка С на рис. 3). Запустите первую монету с того же места на наклонной плоскости, как и в первом опыте. Отметьте конечное положение центров дисков первой (точка Е) и второй (точка D) монет (см. рис. 3). Соедините точки А и Е отрезком АЕ, точки С и D отрезком СD. Измерьте расстояния s1 и s2.

  1. По известным значениям масс монет и  , тормозных путей s, s1, s2 и коэффициента трения  вычислите значения скоростей монет v, v1 и v2 и модулей р, р1 и p2 их импульсов.
  2. Отложите на прямых, проходящих через точки А и В, А и Е, С и D, отрезки, пропорциональные модулям импульсов монет. Постройте векторы  ,  и  (рис 4).

         рис 3                                                      рис 4

  1. Проверьте, выполняется ли условие:

Для этого постройте вектор , перенеся начало вектора  в точку А. Измерьте длину вектора   по известному масштабу построения векторов импульса определите значение модуля вектора  .

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в отчетную таблицу.

Таблица 2

µ

s, м

s1, м

s2, м

h, см

l, см

р,

кг⸱м/с

р1 ,

кг⸱ м/с

p2,

кг ⸱ м/с

,

кг⸱ м/с

Сравните направления и модули векторов  и , сделайте вывод о равенстве векторов  и   и правильности закона сохранения импульса.

Отчет по работе должен содержать:

  1. Номер лабораторной работы и ее название.
  2. Цель работы.
  3. Оборудование.
  4. Таблица с измеренными и вычисленными значениями.
  5. Необходимые для проведения измерений построения.
  6. Вывод.

Контрольные вопросы:

  1. Какая физическая величина называется импульсом?
  2. Почему небольшая сила, действующая значительный промежуток времени, оказывает на движение тела такое же воздействие, как и бơльшая сила, которая действует кратковременно?
  3. При каком условии импульс сохраняется?
  4. Сформулируйте закон сохранения импульса.
  5. Как эффект отдачи используется в реактивном движении?
  6. Почему лодка начинает отплывать от берега, когда человек выходит из нее на причал?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет  дв...

Контрольная работа "Законы Ньютона.Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Контрольная работасодержит 2 варианта по пять заданий среднего уровня сложности по темам: " Законы Ньютона", "Импульс тела", "Закон сохранения импульса"....

Самостоятельная работа по физике по теме "Импульс. Закон сохранения импульса" (9 класс) - MS Office Excel.

Самостоятельная работа по физике по теме "Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса" выполнена в MS Excel.В работе 2 варианта, в каждом из которых по 5 задач. Работа содержит пять листов.Н...

Самостоятельная работа по теме: « Импульс. Закон сохранения импульса»

Самостоятельная работа по теме: « Импульс. Закон сохранения импульса» в тестовой форме в 2-х вариантах...

Лабораторная работа "Изучение закона сохранения механической энергии". 10 класс

Лабораторна работа "Изучение закона сохранения механической энергии"...

Самостоятельная работа. Импульс. Закон сохранения импульса. 10 класс.

Эту самостоятельную работу можно использовать для контроля уровня усвоения материала. Так же в качестве домашней самостоятельной работы....