Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Владимировская ООШ" Мамадышского района РТ.
материал по русскому языку на тему
В данном материале я поделилась своим опытом работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Владимировская ООШ» Мамадышского района РТ Даниловой Любови Алексеевны.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Говоря о назначении современной школы, Д.Медведев подчёркивал: «Суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности»
Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.
Моя методическая тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы». Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.
Технология опыта
Основная цель – создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения информационных технологий.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.
- Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.
- Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Приведу примеры использования ИКТ на уроках русского языка.
- Мультимедийные презентации.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Презентации можно использовать на любом этапе урока:
- На этапе объяснении нового материала
- На этапе закрепления
- На этапе повторении, когда надо за короткий промежуток времени воспроизвести теоретический материал
- На этапе контроля
- Тестирующие программы со справочным материалом не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Например, компьютерная программа «Фраза» имеет диагностические тесты по всем разделам, а также систему обучающих упражнений, заданий, контрольных диктантов. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ОГЭ.
- Интерактивные таблицы.
Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.
Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.
Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.
Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.
Уже второй год учащиеся участвуют во Всероссийской интернет-олимпиаде «Матрёшка» по русскому языку. Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Русский медвежонок», «Рассударики». В 2014-2015 учебном году участвовали в интеллектуально-творческом конкурсе, приуроченном к к году Литературы «Время проходит, но написанное слово остаётся».
Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учащимися 5 класса была проведена исследовательская работа «Чудо чудное» по прочитанным сказкам.
Результативность использования ИКТ
Экспериментальный опыт использования ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе свидетельствует об эффективности этой технологии:
• ученик превращается в активную личность;
• реализуется целеполагание и мотивация;
• ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
• изменяется форма контроля;
• обучение становится индивидуальным и дифференцированным;
• используются различные формы работы (парные, групповые);
• меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».
Качество знаний по предметам
русский язык и литература.
Учебный год | Предмет | Качество обучения (% обучающихся на «4» и «5» в общей численности) | Успеваемость (%) |
2011-2012 учебный год | Русский язык | 54% | 100% |
2012-2013 учебный год | 52% | 100% | |
2014-2015 учебный год | 54% | 100% | |
2011-2012 учебный год | Литература | 80% | 100% |
2012-2013 учебный год | 88% | 100% | |
2014-2015 учебный год | 80% | 100% |
Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах.
Предмет | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат (занятое место) | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов) |
2011-2012 учебный год | районный | участник | |
2012-2013 учебный гол | районный | участник | |
2014-2015 учебный год | районный | призёр | Протокол проведения муниципального этапа олимпиады |
2014-2015 | республиканский | участник | Свидетельство об участии |
Результаты участия обучающихся в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету в очной, так и в дистанционной форме.
Вид, название мероприятия | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат (занятое место) | Дата проведения | Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов |
Конкурс сочинений «Моя семья» | районный | 2 место | 2011- 2012 учебный год | грамота |
Конкурс сочинений «Летопись Победы моей семьи» | районный | 3 место | 2014-2015 учебный год | грамота |
Интеллектуально-творческий конкурс, приуроченный к году Литературы «Время проходит, но написанное слово остаётся» | федеральный | Грамота за хорошую работу | 2014-2015 учебный год | грамота |
Конкурс «Рассударики» | федеральный | 2 место | 2014-2015 учебный год | грамота |
Всероссийская олимпиада по русскому языку «Матрёшка» | федеральный | 1 место | 2015-2016 учебный год | грамота |
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания Коцур Лидии Ивановны
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2 ст.Архонская» Пригородного района РСО-Алания ...
Обобщение педагогического опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Покровская основная школа" Атяшевского района Республики Мордовия Сыркиной Елены Дмитриевны "Повышение грамотности"
В настоящее время учащиеся школ допускают большое количество ошибок при выполнении письменных работ. Это связано с тем,что дети перестали уделять должное внимание художественной лите...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Из опыта работы учителей русского языка и литературы Карталинского муниципального района
Учебные материалы...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА
Сборник включает методические разработки уроков русского языка для общеобразовательных учреждений Ровеньского района, реализующих образовательные программы основного общего образования. Уроки разработ...