Интегрированный урок физики и литературы в 8-м классе по теме "Тепловые явления»
план-конспект урока по физике (8 класс)

В материале представлек  интегрированный урок по физике и литературе по теме "Тепловые явления" для учеников 8 класса. Он состоит из трёх частей: конспект урока, опорный конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f8_urok.doc92.5 КБ
Файл f8_urok.pptx1.01 МБ
Microsoft Office document icon f8_urok_opornyy_konspekt.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок  физики и литературы в 8-м классе по теме "Тепловые явления».

Учащиеся российских школ хорошо умеют воспроизводить знания, но не могут применять их на практике. Главная цель педагогического коллектива - создавать условия для адекватного личностного развития обучающихся, способствующие их социальной зрелости. Эта цель требует использования в обучении методов,  заключающихся не только и не столько в передаче и запоминании информации, сколько в формировании способов деятельности, опыта познания мира и эмоционального переживания.

Не менее важной является система действий по формированию  монологической речи школьника. Подобное умение относится к группе речевых задач коммуникативных учебных действий (И.А.Зимняя 1998,2002). Среди основных коммуникативных задач выделяют: описание, объяснение доказательство и убеждение, освоение которых школьниками растянуто во времени. Однако, несмотря на кажущуюся простоту описания  у многих школьников возникают затруднения: учащийся передает  в тексте меньше информации, чем замечает. Пропускает даже очевидные детали и др. Еще большую сложность для школьников представляют задачи объяснения.  Особую сложность ученики испытывают при построении причинных объяснений, которые характеризуются большим количеством ошибок, строятся индуктивным способом и носят эгоцентрический характер. Различие между описанием и объяснением ими осознается не в полной мере.

Наиболее полно и ярко явления природы, изучением которых занимается физика, описаны в литературных произведениях. Поэтому урок «Тепловые явления», подготовленный учителями физики  и литературы, должен помочь осознанию различия между описанием  и объяснением и способствовать развитию речевых учебных действий учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

Образовательная по физике: повторить темы «Внутренняя энергия», «Количество теплоты при нагревании тела» и актуализировать знания  по теме  «Агрегатные состояния вещества».

Образовательная по литературе: закрепить навыки анализа текста, уметь находить художественные средства языка, анализировать их, видеть различие между описанием и объяснением  явления.

Развивающая: развитие коммуникативных компетенций, таких как монологическая речь, умение работать в команде.

Воспитательная: раскрыть перед учащимися красоту Природы, её законов, научить видеть родство поэзии и науки – разных сторон познания единого мира.

Оборудование: стихотворение Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист», музыкальная пьеса «Весна» Антонио Вивальди, мультимедийный проектор, компьютер, физические приборы, «рабочая тетрадь» в которой создается опорный обобщающий конспект по теме «Тепловые явления».

ХОД УРОКА.

Урок начинается с разработки кодекс поведения игроков во время урока - соревнования. Учащиеся предлагают правила, учитель записывает на доске и предупреждает, что жюри будет снижать баллы команде, нарушающей  кодекс. Жюри выбирается из учеников класса. (1-2 человека) и фиксирует на доске результаты раундов. Правильность ответа оценивают учителя.

1 раунд.

Класс делится на команды по 6 человек.

Звучит музыка «Весны» Антонио Вивальди. Одновременно идёт презентация учителя.

Учитель литературы: Угадайте автора, композитора музыкальной заставки. Какими красками наполнена музыка? Какие эпитеты можно подобрать к этой мелодии?

Отвечает капитан команды или выбранный учащийся (красивая, лёгкая, весенняя, яркая, солнечная, тёплая).

К теме нашего урока как нельзя лучше подходит эпитет «теплая» мелодия. Итак, тема нашего урока – игры «Тепловые явления».

А как вы думаете слово «тепло» однозначное или многозначное?

(Отвечает самая сообразительная команда.)

Конечно, слово это многозначное. А теперь скажите, какие словосочетания можно придумать со словом «тепло»? У кого получится больше, тот и победитель этого раунда (1 балл). Мы даём командам 3 минуты. (Пример словосочетаний: тёплый день, теплый приём, тепло лета, тепло одет, войти в тепло,  хорошая теплопередача, низкая теплопроводность, передача тепла…).

Результаты раунда – на доске.

2 раунд.

Учитель физики: У вас на столах лежит опорный конспект, в котором  мы с вами должны заполнить пропуски, отвечая на тестовые вопросы, правильный ответ, на который оценивается в 1 балл.

Команды отвечают по очереди, объясняя выбранное решение.

1.Что такое внутренняя энергия?

  1. Кинетическая энергия частиц, из которых состоит тело.
  2. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия. (Верный ответ)
  3. Тепловая энергия всех молекул.

Записываем в конспект его в виде формулы: Евн = Ек + Еп.

2.В одном стакане налита холодная вода, в другом – столько же горячей воды. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих стаканах?

  1. Да, так как количество воды одинаковое.
  2. У горячей воды внутренняя энергия больше. (Верный ответ)
  3. У холодной воды внутренняя энергия больше.

У горячей воды, молекулы движутся быстрее. Делаем вывод, что внутренняя энергия зависит от температуры тела и заносим это в конспект.

3.Где внутренняя энергия больше у стакана или графина воды, если температуры в обоих случаях одинаковы?

  1. В стакане.
  2. В графине. (Верный ответ)
  3. Одинаковая.

В графине больше масса воды, следовательно, содержится больше молекул. Делаем вывод, что внутренняя энергия зависит от массы, и заносим это в конспект.

4.В колбе находятся одинаковые массы воды и льда при температуре 0С. Одинаковы ли их внутренние энергии?

  1. У воды больше.
  2. У льда больше.
  3. Внутренняя энергия одинаковая.

Внутренняя энергия воды больше, так как для того чтобы лед превратился в воду, он должен поглотить тепло. Делаем вывод, что внутренняя энергия зависит от состояния вещества, и заносим это в конспект.

5.Учитель берёт стакан воды со стола и ставит его на стул. Изменится ли при этом внутренняя энергия воды?

Внутренняя энергия воды не изменится, так как не изменилась ни потенциальная энергия взаимодействия молекул, ни их кинетическая энергия. Делаем вывод, внутренняя энергия не зависит от координаты тела, и заносим это в конспект.

6. Вы купили пакет молока и несете его домой. Допустим, что ваше движение является поступательным. Изменяется ли при этом внутренняя энергия молока?

Внутренняя энергия молока не изменится, так как не изменилась ни потенциальная энергия взаимодействия молекул, ни их кинетическая энергия. Делаем вывод, внутренняя энергия не зависит от скорости поступательного движения тела, и заносим это в конспект.

7.На каком физическом явлении основан способ получения огня трением?

  1. Увеличение внутренней энергии за счёт совершения работы. (Верный ответ)
  2. Увеличение внутренней энергии за счёт теплопередачи.
  3. Уменьшение внутренней энергии за счёт совершения работы.

Изменить внутреннюю энергию можно за счёт теплопередачи и совершения работы телом или над телом. В данном случае совершается работа над телом. Заполняем пропуски в конспекте.

8.При какой температуре и металл, и дерево будут казаться одинаково нагретыми?

  1. При комнатной температуре.
  2. Ни при какой.
  3.  При температуре 36,6С. (Верный ответ)

Несмотря на то, что температура тел и одинаковая при комнатной температуре, металл заберёт у человека больше тепла, так как его теплопроводность выше, и покажется холодным. Заносим это в конспект.

9.Как долго происходит теплообмен между телами? Пока температуры не станут равными (в конспект).

  1. Почему поверхность воздушных шаров, дирижаблей, крылья самолёта красят в серебристый  цвет?
  1. Для маскировки.
  2. Чтобы поглотить больше солнечной энергии.
  3. Чтобы они не нагревались солнцем. (Верный ответ)

Один из способов передачи тепла – это излучение. А светлые, серебристые цвета хорошо отражают лучи. Следовательно, серебристые поверхности не будут перегреваться. Заносим этот способ теплопередачи в конспект.

11.Когда быстрее остынет чайник с кипятком: когда его поставить на лёд или лёд положить на крышку чайника?

  1. Одинаково.
  2. Чайник поставить на лёд.
  3.  Лёд положить на крышку чайника.

Если лед положить на крышку чайника, то тяжелая холодная вода будет опускаться вниз, а теплые струи подниматься наверх. Этот процесс называется конвекция – передача тепла при помощи струй. Занесём этот способ в таблицу.

3 раунд.

Учитель литературы: 

Известно, что А. С. Пушкин не любил весну, лето. Он писал:

И с каждой осенью я расцветаю вновь,

Здоровью моему полезен русский холод.

…Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод…

Но большинство русских поэтов восхищались тёплыми днями весны и лета. У вас на столах лежит стихотворение Евгения Баратынского – ровесника Пушкина «Весна, весна! как воздух чист». У вас на столах лежит текст этого стихотворения. От каждой команды по 1 ученику читают  по 2 четверостишия стихотворения. Лучший чтец получает 1 балл.

Наверное, вы все почувствовали, что главное настроение стихотворения -  радость, ликование, восторг по поводу весны и вновь наступающего тепла.

1.Какие слова и выражения придают стихотворению особую торжественность? 1 балл получает команда назвавшая большее количество слов. Команды отвечают по очереди: слова высокого стиля: лазурию, очи, древа, обнажены, ветхий, гимн.

2.Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?  1 балл получает команда назвавшая большее количество слов.

Краски: ясен небосвод, лазурею, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт…поднятый ею лёд, лист шумен, жаворонок поёт, заздравный гимн, душ…журчит.

Запахи: воздух чист, лист…душист.

Учитель:

Объясняет ли это стихотворение перечисленные явления или описывает? С помощью какой науки их можно объяснить? Найдите в тексте олицетворение, эпитеты, гиперболы. Это литературные или физические термины?  Перечислите термины, которыми оперирует физика, объясняющая описанные явления. Кто больше? На обдумывание 3 минуты. Ответ записываем на листочках, разделенных пополам, на одной стороне слово «Литература» на второй –«Физика»

1 место – 4 балла, 2 место – 3 балла, 3 место –  2 балла, 4 место – 1 балл.

Учитель:

Художественные средства языка, о которых мы с вами говорили, помогают нам ощутить могущество тёплой весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.  Физические термины позволили объяснить происходящие явления. Спасибо всем ребятам за участие. Оглашение  и запись на доске результатов раунда.

4 раунд.

Учитель физики: Каждой команде даётся картинка с изображением опыта и  соответствующие приборы. Необходимо  продемонстрировать один из способов теплопередачи и дать определение этому виду теплопередачи. Максимальное количество баллов – 4.

Результаты записываются на доске.

5 раунд.

Учитель литературы:

Проверка домашнего задания. Каждой группе были даны отрывки литературного произведения. Необходимо было к нему подготовить  презентацию – иллюстрацию  (5 слайдов). Показ презентации сопровождается чтением стихотворения.

Так, стихотворение А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы» может быть представлено картинами природы: тихо текущей рекой, ослепительным солнцем в небе и его бликами в траве и на воде, летают бабочки, звучит спокойная музыка.

1 место – 4 балла, 2 место – 3 балла, 3 место –  2 балла, 4 место – 1 балл.

Подводятся итоги раунда.

Результаты записываются на доске.

6 раунд.

Учителя физики и литературы  проводят соревнования.

Загадки. За каждый правильный ответ 1 балл. Команды отвечают по очереди.

  1. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.
    (Капля)
  2. Очень добродушная,
    Я мягкая, послушная,
    Но когда я захочу,
    Даже камень источу.
    (Вода) 
  3. На дворе переполох: 
    С неба сыплется горох. 
    Съела шесть горошин Нина, 
    У нее теперь ангина. 
    (Град)     
  4. Днем окно разбито, за ночь вставлено. (Лёд в проруби)
  5. Зимой - звезда, весной - вода. (Снежинка)
  6. Бел, да не сахар; нет ног, а идет. (Снег)

Результаты записываются на доске.

Подведение итогов урока-игры «Умники и умницы».

Домашнее задание. Сделать снежинку правильной формы (у неё должно быть 6 лепестков, а не 8, как делается чаще всего). На ней написать пословицу или поговорку, или отрывок стихотворения об одном из состояний воды: лёд, вода, пар.  

Заключительное слово учителей, проводивших урок:

Учитель физики: Сегодня мы с вами повторили тему «Тепловые явления». Какие выводы можно сделать? Учащиеся озвучивают получившийся опорный конспект.

Учитель литературы: Если, выходя на улицу, ты испытываешь чувство радости от общения с окружающим миром, если лучи Солнца, голубой цвет неба, шум ветра в вершинах деревьев, морской прибой и изящество снежинок вызывают удивление – значит, ты – человек, открытый природе, значит, ты ощущаешь себя частью природы.

Список литературы:

1) Физика 8: учебник для общеобразовательных учебных заведений  / 3-е изд. / авт.: А. В. Перышкина - М.: Дрофа, 2010. – 192с.

2) Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов) / изд. второе, исправленное и дополненное / авт.: Г. Н. Степанова, С.-Петербург: «Специальная литература», 1995. - 320 с.

3)  Русская лирика 19 века. М. «Художественная литература» 2005год. 230 стр.

4)  Литература – 8 класс – учебник для общеобразовательных школ в двух частях под редакцией В.Я.Коровина. М., издательство «Просвещение» 2010 год. 399 стр.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тепловые явления. Урок – игра для 8 класса

Слайд 2

Разделимся на 4 команды. Снег Пар Вода Лёд

Слайд 3

Раунд 1 Разминка Какие литературные и физические словосочетания можно придумать со словом «тепло».

Слайд 4

Раунд 2 Тест Что такое внутренняя энергия? Кинетическая энергия частиц, из которых состоит тело. Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия. Тепловая энергия всех молекул. Евн = Ек + Еп . Снег

Слайд 5

Раунд 2 Тест В одном стакане налита холодная вода, в другом – столько же горячей воды. Одинакова ли внутренняя энергия воды в этих стаканах? Да, так как количество воды одинаковое. У горячей воды внутренняя энергия больше. У холодной воды внутренняя энергия больше. Пар

Слайд 6

Раунд 2 Тест У какой воды внутренняя энергия больше в стакане или графине? В стакане. В графине. Одинаковая. Вода

Слайд 7

Раунд 2 Тест В колбе находятся одинаковые массы воды и льда при температуре 0⁰С. Одинаковы ли их внутренние энергии? У воды больше. У льда больше. Внутренняя энергия одинаковая. Лёд

Слайд 8

Раунд 2 Тест На каком физическом явлении основан способ получения огня трением? Увеличение внутренней энергии за счёт совершения работы. Увеличение внутренней энергии за счёт теплопередачи. Уменьшение внутренней энергии за счёт совершения работы. Снег

Слайд 9

Раунд 2 Тест При какой температуре и металл, и дерево будут казаться одинаково нагретыми? При комнатной температуре. Ни при какой. При t = 36,6⁰С. Пар

Слайд 10

Раунд 2 Тест Почему поверхность воздушных шаров, дирижаблей, крылья самолёта красят в серебристый цвет? Для маскировки. Чтобы поглотить больше солнечной энергии. Чтобы они не нагревались солнцем. Вода

Слайд 11

Раунд 2 Тест Когда быстрее остынет чайник с кипятком: когда его поставить на лёд или лёд положить на крышку чайника? Одинаково. Чайник поставить на лёд. Лёд положить на крышку чайника. Лёд

Слайд 12

Раунд 2 Тест Какое количество теплоты отдаст кирпичная печь массой 0,3 т, остывая от 70⁰С до 20⁰С? 13,2 МДж. 13,2 кДж. 13200 Дж. Снег

Слайд 13

Раунд 2 Тест Сколько природного газа нужно сжечь, чтобы выделилось 88 МДж энергии? 2л. 2т. 2кг. Пар

Слайд 14

Раунд 2 Тест Сколько теплоты выделится при сгорании 200г спирта? 5,4 МДж. 5,4 кДж. 540 МДж. Вода

Слайд 15

Раунд 2 Тест На сколько уменьшится внутренняя энергия латунной детали массой 0,1 т, если она охладится на 20⁰С? 800 Дж. 800 кДж. 200 Дж. Лёд

Слайд 16

Раунд 3 Литературный И с каждой осенью я расцветаю вновь, Здоровью моему полезен русский холод. …Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод… А. С. Пушкин

Слайд 17

Евгений Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!» Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живою Слепит мне очи он. Весна, весна! как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Снег

Слайд 18

Евгений Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!» Шумят ручьи! блестят ручьи! Взревев река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде, под моей ногой И шумен и душист. Пар

Слайд 19

Евгений Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!» Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне. Что с ней, что с моей душой? С ручьём она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней! Вода

Слайд 20

Евгений Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!» Зачем так радует её И солнце и весна! Ликует ли, как дочь стихий, На пире их она? Что нужды! счастлив кто на нем Забвенье мысли пьёт, Кого далёко от неё Он, дивный, унесёт! Лёд

Слайд 21

Раунд 4 Опытный Лёд Вода Пар Снег

Слайд 22

Раунд 5 Домашнее задание

Слайд 23

Раунд 6 Загадки В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. Капля Снег

Слайд 24

Загадки Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. Вода Пар

Слайд 25

Загадки На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У нее теперь ангина. Град Вода

Слайд 26

Загадки Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река) Лёд

Слайд 27

Загадки Днем окно разбито, за ночь вставлено. Лед в проруби Снег

Слайд 28

Загадки Зимой - звезда, весной - вода. Снежинка Пар

Слайд 29

Загадки Бел, да не сахар; нет ног, а идет. Снег Вода

Слайд 30

Загадки Кругом вода, а с питьем беда. (Море). Лёд

Слайд 31

Домашнее задание Сделать синквейн на стихотворение из конкурса «домашнее задание» . Найти 3 пословицы или поговорки об одном из состояний воды: лёд , вода, пар. Дописать опорный конспект.



Предварительный просмотр:

Опорный конспект «Тепловые явления»

Внутренняя энергия – это _______________________________________________________________________________________________________________

 

Внутренняя энергия

Зависит от                                                                               Не зависит от

  1. _________________________________________                                                                                                  1.     ____________________________________________
  2. _________________________________________                                                                                                  2.     ____________________________________________
  3. _________________________________________

Способы изменения внутренней энергии

                                                             Передача тепла (Q)                                                                                                                 Совершение работы (А)

Теплообмен идёт до тех пор, пока температуры __________________________________________________________________________________________________

Способы теплопередачи

                                                                           

Теплопроводность      

Конвекция  

Излучение

У твердых тел

У жидкостей

У газов

Зависит ли от цвета тела

В невесомости

В вакууме

Сопровождение переносом вещества

Q = *·*·(*-*)

Опорный конспект «Тепловые явления»

Внутренняя энергия – это ________________________Евн = Ек + Еп_________________________________________________________________________

 

Внутренняя энергия

Зависит от                                                                               Не зависит от

  1. количества молекул_______________________                                                                                                   1.     __координаты тела___________________________
  2. температуры тела_________________________                                                                                                  2.     __скорости поступательного движения___________
  3.  агрегатного состояния_____________________

Способы изменения внутренней энергии

                                                             Передача тепла (Q)                                                                                                                 Совершение работы (А)

Теплообмен идёт до тех пор, пока температуры _______________не станут равными___________________________________________________________________

Способы теплопередачи

                                                                           

Теплопроводность      

Конвекция  

Излучение

У твердых тел

+

-

+

У жидкостей

+

+

+

У газов

+

+

+

Зависит ли от цвета тела

-

-

+

В невесомости

+

-

+

В вакууме

-

-

+

Сопровождение переносом вещества

-

+

-

Q = c·m·(t2-t1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления

Разработка урока развития речи и презентация к нему...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"

В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...