Развитие функциональной грамотности на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9 класс)
Статья с примерами заданий по различным видам функциональной грамотности с критериями оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_no3.docx | 110.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в условиях неопределённости. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся способность решать реальные жизненные задачи, умение посмотреть на вещи или явления с разных точек зрения, найти оптимальное решение нестандартной ситуации. В статье представлены задания по функциональной грамотности с характеристиками и критериями оценивания
1.Текст
Атомные часы установлены на многих спутниках и космических аппаратах, они используются для телекоммуникационных нужд, для мобильной связи, по ним сравнивают точное время на всей планете. Без преувеличения, именно благодаря изобретению атомных часов человечество смогло войти в эпоху высоких технологий. Но физики не собираются останавливаться на достигнутом. Используя атомы различных химических элементов, они постоянно работают над повышением точности атомных часов. Из последних изобретений – атомные часы на стронции, которые в три раза точнее их цезиевого аналога. Чтобы отстать всего на секунду, им потребуется 15 млрд лет – время, превышающее возраст нашей Вселенной…
Задание
Характеристика задания
1 | Компетенция | Научно объяснять явления |
2 | Естественнонаучное знание | Атомная физика |
3 | Контекст | Современные технологии |
4 | Тип задания | Множественный выбор |
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 35 | |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует | 0 баллов
|
2.Текст
Представим, что мы смогли в определённый момент времени сфотографировать атом водорода, у которого есть только один электрон. Если мы сделаем несколько десятков таких снимков и наложим их друг на друга, то получим такую картинку (см. рисунок).
Задание
Выберите все правильные выводы, которые можно сделать на основании проведённого исследования. | |||||||||||||||
Характеристика задания |
1 | Компетенция | Научно объяснять явления |
2 | Естественнонаучное знание | Атомная физика |
3 | Контекст | Процессы и явления в неживой природе |
4 | Тип задания | Множественный выбор |
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 14 | |
Записан верный ответ | 2 балла |
Допущена одна ошибка в ответе | 1 балл |
Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует | 0 баллов |
.
3.Текст
Ветряные генераторы
Ветряные генераторы отличаются экологической частотой и способны обеспечивать потребителей электроэнергией в течение длительного времени. Ветрогенераторы обычно устанавливают в местах с постоянными активными воздушными потоками. В большинстве случаев используются трёхлопастные конструкции в виде пропеллера, устанавливаемые на большой высоте от поверхности Земли. Ветряные электростанции (ВЭС) могут иметь в своём составе сотни ветрогенераторов. Практически все ветрогенераторы имеют общий принцип работы. Под действием воздушного потока лопасти приходят в движение и вызывают вращение ротора генератора. Сам ротор помещён внутрь статорной обмотки, и в результате его вращения вырабатывается электрический ток. Полученное электричество накапливается в аккумуляторной батарее. Однако для того, чтобы сохранить электроэнергию в аккумуляторной батарее, переменный электрический ток, производимый генератором, сначала преобразуют в постоянный при помощи специального электронного устройства. Зарядка аккумуляторной батареи управляется контроллером. Далее заряд аккумулятора, преобразованный в инверторе, передаётся в сеть. Для того, чтобы получить наибольший эффект, лопасти вместе с ротором специальным приводом устанавливаются в оптимальное положение в зависимости от направления и силы ветра.
Задание
Ветрогенераторы часто устанавливают для электроснабжения частных домовладений. Почему подача электроэнергии происходит через аккумуляторную батарею, хотя сам генератор производит переменный ток, который можно было бы напрямую использовать в домашней сети?
Характеристика задания
1 | Компетенция | Научно объяснять явления |
2 | Естественнонаучное знание | Электрический ток |
3 | Контекст | Современные технологии |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Средний |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: работа ветрогенератора зависит от скорости ветра, поэтому ветрогенератор не способен производить электроэнергию постоянной мощности и частоты. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии в сеть, используют аккумулятор | |
Приведено верное пояснение с указанием на нестабильную работу ветрогенератора | 1 балл |
Другие варианты ответа или ответ отсутствует | 0 баллов
|
4.Текст
В долгий зимний вечер два друга Петя и Ваня решили провести эксперимент. Петя измерил температуру воздуха в комнате, взял освежитель воздуха и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. Ваня, находясь в противоположном углу, в это же время включил секундомер. Когда Ваня почувствовал запах освежителя, то отключил секундомер.
После этого друзья хорошо проветрили комнату. Петя опять замерил температуру – она оказалась ниже температуры воздуха в комнате во время первого эксперимента. Повторив все те же действия, что и в предыдущем случае, друзья получили другое время.
Задание
| |||||||||||||||||||||||||||
Характеристика задания
Возможный ответ. Критерии оценивания |
Ответ: 2
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
5.Текст
Опять проветрив комнату и замерив температуру, ребята поменяли освежитель воздуха на мамины духи. Температура воздуха для третьего эксперимента была такой же, как и во втором эксперименте. Проделав те же действия, друзья получили новое время распространения запаха.
Для того, чтобы определить, какой запах распространяется быстрее, Петя предложил сравнить результаты первого и третьего экспериментов, а Ваня – второго и третьего экспериментов.
Задание
Кто из ребят прав?
Поясните свой ответ.
Характеристика задания
1 | Компетенция | Понимать особенности естественно-научного мышления |
2 | Естественнонаучное знание | Молекулярная физика, строение вещества |
3 | Контекст | Процессы и явления в неживой природе |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Средний |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: Ваня.
Для того, чтобы определить зависимость одной величины (скорость распространения запаха) от другой (рода пахучей жидкости), необходимо, чтобы остальные параметры опыта были одинаковыми (температура, расстояние). Расстояние во всех трёх опытах было одинаковым, а температура была одинаковой во втором и третьем опытах, поэтому прав Ваня
Выбран верный ответ и приведено пояснение | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
6.Текст
Измерение влажности воздуха
Оптимальное значение относительной влажности в помещении лежит в пределах 40–60%. Отклонение от нормы становится причиной плохого самочувствия и в целом приносит дискомфорт человеку.
Измерить влажность воздуха можно при помощи специальных приборов: гигрометров и психрометров. Работа гигрометров основана на зависимости физических параметров различных материалов от влажности. Волосной гигрометр состоит из синтетического обезжиренного волоса, основания со шкалой, стрелки и шкива. При увеличении или уменьшении содержания водяных паров в воздухе сила натяжения волоса меняется, шкив проворачивается, меняя положение стрелки на шкале. В плёночном гигрометре в качестве чувствительного элемента выступает органическая плёнка, присоединённая к шкиву. При изменении влажности натяжение плёнки усиливается или уменьшается. Принцип действия конденсационного гигрометра состоит в измерении температуры, называемой точкой росы, при которой начинается конденсация влаги из воздуха. Механизм же работы психрометрических устройств основан на разности показаний сухого и влажного термометров.
Нормой относительной влажности в квартире, где находится ребёнок, считается 50–70%.
Психрометрический гигрометр, размещённый в детской комнате, даёт показания для сухого термометра 22 °С.
Психрометрическая таблица
Показания сухого термометра, °C | Разность показаний сухого и влажного термометра, °С | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Относительная влажность, % | |||||||||||
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 | 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 | 81 84 85 86 87 88 89 89 90 91 91 92 92 92 93 93 | 63 68 70 73 75 76 78 79 81 82 83 83 84 85 85 86 | 45 51 56 60 63 65 68 70 71 73 74 76 77 78 78 79 | 28 35 42 47 51 54 57 60 62 65 66 68 69 71 72 73 | 11 20 28 35 40 44 48 51 54 56 59 61 62 64 65 67 | ─ ─ 14 23 28 34 38 42 46 49 51 54 56 58 59 61 | ─ ─ ─ 10 18 24 29 34 37 41 44 47 49 51 53 55 | ─ ─ ─ ─ 7 14 20 25 30 34 37 40 43 46 48 50 | ─ ─ ─ ─ ─ 5 11 17 22 27 30 34 37 40 42 44 | ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ 9 15 20 24 28 31 34 37 39 |
Задание
При каких показаниях влажного термометра требования к санитарным нормам будут соблюдены? | ||||||||||||
|
Характеристика задания
1 | Компетенция | Интерпретация научной инфомации |
2 | Естественнонаучное знание | Влажность воздуха |
3 | Контекст | Техники и технологии в быту |
4 | Тип задания | Множественный выбор |
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 1 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
7.Текст
Основой для создания исторических произведений искусства служили обычно бумага, древесина, кожа, текстиль, которые относятся к гигроскопичным материалам, хорошо впитывающим и отдающим влагу. Если относительная влажность воздуха в музее будет меньше 30%, то выставленные экспонаты будут отдавать свою влагу окружающему воздуху. Например, картина может покоробиться, краска – осыпаться. Поэтому в музеях постоянно поддерживается температура 18–20 °С относительная влажность воздуха 45–50%.
На графике представлено изменение влажности воздуха в течение дня, а в таблице – замеры температуры в одном из помещений музея.
Время, ч | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 |
Температура, ºС | 16 | 18 | 20 | 20 | 18 |
Задание
1) В какие промежутки времени в помещении музея был нарушен рекомендованный микроклимат?
2) Сформулируйте предположение, которое объясняло бы описанные изменения температуры и влажности в помещении музея в течение дня.
Характеристика задания
1 | Компетенция | Интерпретировать научную информацию |
2 | Естественнонаучное знание | Влажность воздуха |
3 | Контекст | Техники и технологии в быту |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Средний |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 1) В промежуток времени с 6 до 10 ч утра относительная влажность
и температура были ниже нормы. После 22 ч только относительная влажность упала ниже нормы.
2) В течение дня увеличение влажности воздуха и температуры может быть связано с большим наплывом посетителей (дыхание которых увеличивает влажность и температуру), либо в течение дня был дождь, что увеличило влажность воздуха
Указан верный диапазон, но гипотеза не высказана или не соответствует научным представлениям | 1 балл |
Указан верный диапазон и предложена гипотеза, верно объясняющая изменение данных, представленных в задании | 2 балла |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
8.Текст
Учёные изобрели плащ-невидимку, использовав известное природное явление – мираж. Мираж в природе появляется при резких скачках температуры на поверхности небольшой площади. Лучи света преломляются и попадают на сетчатку глаза, не отражаясь при этом от поверхности. Поэтому если в пустыне у человека перед глазами возникает образ озера, то это часто оказывается лишь отражением голубого неба, которое отразилось от горячей прослойки воздуха у раскалённого песка.
Новый материал, созданный на базе графена, обладает свойствами, сходными с раскалённым песком в пустыне. Пуская по листу из графена электрический ток, можно добиться его быстрого нагрева до очень высоких температур. Отдавая тепло окружающей среде, лист из графена заставляет лучи света отклоняться, что и приводит к эффекту невидимости.
Задание
Приведите три примера возможного использования нового материала-невидимки.
Характеристика задания
1 | Компетенция | Интерпретировать научную информацию |
2 | Естественнонаучное знание | Современные материалы, оптика |
3 | Контекст | Новости науки из СМИ |
4 | Тип задания | Применение знаний в нестандартной ситуации |
5 | Уровень сложности | Низкий |
Возможный ответ. Критерии оценивания
Ответ: 1) маскировка человека, который наблюдает за животными; 2) в военном деле – маскировка разведчиков; 3) при съёмке фантастических кинофильмов | |
Приведены три примера возможного использования нового материала | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)
laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока»...
Презентация "Интерактивная составляющая функциональной грамотности на уроках физики"
Материал содержит алгоритм формирования функциональной грамотности, основные направления исследования образовательных достижений учащихся....
Формирование функциональной грамотности на уроках физики.
Презентация к выступлению на зональной конференции на тему «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии»...
Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...
Развитие функциональной грамотности на уроках физики
laquo;Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие –самое сложное в мире».Актуальность темы определяется необходимостью в формировании ...
Формирование функциональной грамотности на уроках физики
Данная презнтация может быть использована к выступлению по формированию функциональной грамотности....
мастер класс по физике для МО физиков на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»на тему «Механические колебания»
данный мастер класс я провела на Городском заседаний МО физиков г.Владикавказа....