Технологические карты уроков физики в 7 и 9 классе
план-конспект урока по физике (7, 9 класс)

Пушкарёва Елена Александровна

Очень полезные, правильно оформленные по ФГОС второго поколения технологические карты уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: физика

Класс: 7

Учебная тема: Момент силы. Рычаги в природе и технике.

Технологическая карта изучения темы «Момент силы. Рычаги в природе и технике.»

Тип урока  

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Планируемые результаты

Предметные:

-усвоить понятия «рычаг». «равновесие рычага», «момент силы»;

-исследовать условие равновесия рычага;

-определять выигрыш в силе при использовании различных рычагов;

-владеть способами выполнения расчетов для нахождения момента силы;

- уметь наблюдать рычаги в природе и технике.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД

-  уметь  ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные УУД

-  уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- уметь проводить исследование на основе составленного плана;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-планировать свои  действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

- Уметь  оформлять свои мысли в устной форме;  слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Основные понятия

Рычаг, равновесие рычага, момент силы

Технологии обучения

здоровьесберегающая;  деятельностного метода; личностно-ориентированная; информационно – коммуникационная        

Методы

а) по источнику знаний:  словесные; беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся); наглядные; практические

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа;  самостоятельная работа

в) по характеру познавательной деятельности: репродуктивные; проблемные; частично-поисковые; постановка проблемы, поиск решений, подтверждений, выдвинутых предположений

 г) методы стимулирования: создание ситуации успеха, поощрения

Формы проверки достижений ожидаемого результата

- самоконтроль;

-фронтальный контроль

-индивидуальный контроль        

Организация

пространств

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в паре

Ресурсы:                      

О учебник Перышкин А.В. «Физика. 7 кл», компьютер;  мультимедийный проектор, экран; мультимедийная презентация

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Формируемые 
УУД

2 мин.

  1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе; психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.

Обучающиеся входят в класс. В это время на доске слайд с картинками и идёт запись чтение стихотворения.

Однажды по берегу моря вдвоем 
Гулял Архимед с сиракузским царем. 
А рядом триеру тащили на мель

И тут Архимед Гиерона спросил:
– Ты помнишь мой винт для подъема воды? 
В Египте рабам я облегчил труды.
А знаешь, как людям помог бы рычаг
В труде непосильном. К примеру,
Оть я… вот эту триеру.
Стоит Гиерон, потирает висок:
– Ты втащишь триеру? Один? На песок?!
– Триеру на берег втащу я один.
Вот ты через месяц сюда приходи…
И я удивлю Сиракузы.
В назначенный срок собирается люд
Я вижу веревки и много колес, и я поражаюсь размеру,
Но даже Геракл, ухватившись за трос, не втащит на берег триеру…
И тут Архимед повернул колесо – 
Триера послушно ползет на песок.
Не верю глазам! Столько силы в плечах?!
Архимед. Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! Взглянул Архимед: небо, горы и море кругом.
– Я землю бы мог повернуть рычагом, 
Лишь дайте мне точку опоры.

- Добрый день, добрый час! Рада видеть Вас вновь на нашем уроке и видеть всё тот же нескончаемый интерес в Ваших глазах.

 Чтобы настроиться на урок, попробуйте мысленно

произнести ответы на вопросы: Где я? Зачем я здесь?

 Что мне нужно делать? Кто готов произнести свои

ответы в слух – сделайте это.

На доске указывается количество баллов, которые может получить ребёнок за данный урок ( 6 баллов после сдачи тетрадей- абсолютно правильно выполненное экспериментальное задание, 4б – выполнена только первая часть (или имеются ошибки в расчётах)). Записывается тема.

Учитель:  Когда Вы входили в класс, что заметили на доске, услышали?

   Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Момент силы. Рычаги в природе и технике» (тема на доске)

Триера

(τριήρης) — у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса.

Фиксация настроения. Проверка готовности рабочего места.

Слушают учителя

Делают предположение

Записывают тему урока в тетрадях

Слайд 1

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Регулятивные УУД:

Организация своего рабочего места

3

мин

  1. Постановка цели занятия перед учащимися:

Цель: раскрыть цель занятия;   познакомить учащихся с планом работы на уроке.

Ребята, а какие цели мы поставим для себя?

Цель – продолжить знакомство с одним из простых механизмов – рычагом, вывести правило равновесия рычага, узнать, что такое момент силы.

Предлагают варианты ответов.

Формулируют цель и планируют действия.

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

5 мин.

  1. Актуализация знаний

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках.

В качестве повторения я предлагаю Вам два задания:

Пока один из Вас начнет на доске решать задачу, я прошу Вас подумать и обсудить в парах ответ на следующий вопросы: перед вашими глазами стоит рычаг: находится ли он в равновесии? Можно ли вернуть рычаг в равновесие? Как это сделать, если у вас в руках 3 груза?

Хорошо,  тогда на слайде внесите исправления.

Вернёмся к задаче

Рассчитайте, какой длины пришлось бы Архимеду взять рычаг, если бы планету удалось разместить на плече в 1 м. Масса Архимеда 60 кг, масса Земли 6* кг.

Отвечают на вопросы

Работа со слайдом

Отвечают на вопрос:

Поведение рычага (будет он в равновесии или нет) зависит от силы и от того, к какой точке она приложена

Задачу записываем в тетрадь

Слайд 2

Слайд 3

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, контроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД:

 самоконтроль, коррекция

Коммуникативные УУД

учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формирование собственного мнения.

10

мин.

4. “Открытие” нового знания

Цель: развивать умения и навыки самостоятельной работы; прививать навыки сотрудничества.

А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент.

У вас на столе лежит оборудование, необходимое для работы: штатив, рычаг, набор грузов и линейка. Я сейчас пройду мимо Вас  с лотком, положите на него то, что Вы считаете не нужным при изучении сегодняшней темы.

По указанию, записанному в инструкции плану выполните необходимые измерения и расчёты. Работаем прямо на листах.

Выполняют эксперимент

Отвечают на вопросы

Сравнивают полученные результаты

Работают в паре

Личностные УУД        

-формировать интерес  к предмету

Регулятивные УУД

-учить понимать и сохранять учебную задачу

-воспринимать выделенные учителем ориентиры действия

-оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы

Познавательные УУД

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

-учить использовать знаково-символические средства

 Коммуникативные УУД

-учить воспринимать и осмысливать звучащую роль

-строить понятные высказывания

1

мин

Физминутка А теперь поднимите глаза, посмотрите вокруг и карандашом укажите места, где Вы увидели простые механизмы

5 мин

Ребята, а теперь вернемся к правилу равновесия рычага.

Из математики вам известно основное свойство пропорции. Применим его для нашего соотношения, получим следующее.

Для этого произведения существует название.

Произведение модуля силы, вращающей тело, на её плечо называется моментом силы.

(момент силы измеряется в Н*м)

Проблема: А как можно теперь записать правило равновесия рычага? Посовещайтесь в паре.

Это правило называется правилом моментов. Вернитесь к  странице Практическая работа. Давайте вернемся к вашим листочкам. По результатам эксперимента посчитайте момент силы.

Слушают учителя

Записывают формулы в тетрадь

Делают предположение

Работают с учебником

Работа в группах, делают вывод.

Слайд4

Слайд5-8

Коммуникативные УУД:

умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других;

работа с соседом по парте, распределение работы.
Познавательные УУД:

 умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.

Регулятивные УУД:

самоконтроль

10 мин

Рычаги окружают нас по всюду. Они встречаются в быту, технике, природе. Сейчас Вы продолжите работать в парах. Открываем ноутбуки, у каждого на рабочем столе есть файл рычаги в природе и технике. Я даю Вам 7 минут на прочтение и обсуждение материала, кто готов, поднимаем скрещенные пальчики.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной

задачи,  планирование, самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме

Простые механизмы в живой природе
В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются 
рычагами, например, у человека — кости конечностей, нижняя челюсть, череп (точка опоры — первый позвонок), фаланги пальцев. У кошек рычагами являются подвижные когти; у многих рыб — шипы спинного плавника; у членистоногих — большинство сегментов их наружного скелета; у двустворчатых моллюсков — створки раковины.
hello_html_m3a95ce81.png

Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при проигрыше в силе. Это важно для приспосабливаемости и выживания.

Особенно большие выигрыши в скорости получаются у насекомых. Крылья некоторых насекомых начинают вибрировать согласно электрическим сигналам, которые проводятся нервами. Каждый из этих нервных сигналов проявляется в одном сокращении мышцы, которая в свою очередь двигает крыло. Две группы противоположных мышц, известных как «подниматель» и «опускатель», помогают крыльям подниматься и опускаться, натягивая в противоположные стороны. Стрекозы могут достигать в полете скорости до 40 км в час.
hello_html_m5c8c96fb.png

Соотношение длины плеч рычажного элемента скелета находится в тесной зависимости от выполняемых данным органом жизненных функций. Например, длинные ноги борзой и оленя определяют их способность к быстрому бегу; короткие лапы крота рассчитаны на развитие больших сил при малой скорости; длинные челюсти борзой позволяют быстро схватить добычу на бегу, а короткие челюсти бульдога смыкаются медленно, но сильно держат (жевательная мышца прикреплена очень близко к клыкам, и сила мышц передается на клыки почти без ослабления).

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту. 

Рычаги в природе

В растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой подвижностью растительного организма. Типичный рычаг — ствол дерева и составляющий его продолжение главный корень. Глубоко уходящий в землю корень сосны или дуба оказывает огромное сопротивление опрокидыванию (велико плечо сопротивления), поэтому сосны и дубы почти никогда не выворачиваются с корнем. Наоборот, ели, имеющие чисто поверхностную корневую систему, опрокидываются очень легко.

Интересные рычажные механизмы можно найти в некоторых цветах (например, тычинки шалфея), а также в некоторых раскрывающихся плодах.

Рассмотрим строение лугового шалфея (рис. 10). Вытянутая тычинка служит длинным плечом 
А рычага. На ее конце расположен пыльник. Короткое плечо Б рычага как бы стережет вход в цветок. Когда насекомое (чаще всего шмель) заползает в цветок, оно нажимает на короткое плечо рычага. Длинное плечо при этом пыльником ударяет по спинке шмеля и оставляет на ней пыльцу. Перелетая на другой цветок, насекомое этой пыльцой опыляет его.

В природе распространены гибкие органы, которые могут в широких пределах менять свою кривизну (позвоночник, хвост, пальцы, тело змей и многих рыб). Их гибкость обусловлена или сочетанием большого числа коротких рычагов с системой тяг, или сочетанием элементов, сравнительно негибких, с промежуточными элементами, легко поддающимися деформации (хобот слона, тело гусеницы и др.). Управление изгибанием во втором случае достигается системой продольных или косо расположенных тяг. 
hello_html_m677d8e27.pnghello_html_23c1d30e.pnghello_html_m296f7d24.pnghello_html_58fb13af.pnghello_html_m19797de3.pnghello_html_m2413291.png
Задания: к тексту:
hello_html_4000337.jpg

  1. Прочитайте текст. 
    2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту. 

Рычаги в быту и технике
hello_html_m1c48038a.pnghello_html_272a0c7a.png

Рычаги широко распространены в быту. Вам было бы гораздо сложнее открыть туго завинченный водопроводный кран, если бы у него не было ручки в 3-5 см, которая представляет собой маленький, но очень эффективный рычаг. То же самое относится к гаечному ключу, которым вы откручиваете или закручиваете болт или гайку. Чем длиннее ключ, тем легче вам будет открутить эту гайку, или наоборот, тем туже вы сможете её затянуть. При работе с особо крупными и тяжелыми болтами и гайками, например при ремонте различных механизмов, автомобилей, станков, используют гаечные ключи с рукояткой до метра.

Другой яркий пример рычага в повседневной жизни – самая обычная дверь. Попробуйте открыть дверь, толкая её возле крепления петель. Дверь будет поддаваться очень тяжело. Но чем дальше от дверных петель будет располагаться точка приложения усилия, тем легче вам будет открыть дверь. 
hello_html_m4de2a5cd.png
Естественно, рычаги так же повсеместно распространены и в технике. Самый очевидный пример – рычаг переключения коробки передач в автомобиле. Короткое плечо рычага – та его часть, что вы видите в салоне. Длинное плечо рычага скрыто под днищем автомобиля, и длиннее короткого примерно в два раза. Когда вы переставляете рычаг из одного положения в другое, длинное плечо в коробке передач переключает соответствующие механизмы. Здесь так же очень наглядно можно увидеть, как длина плеча рычага, диапазон его хода и сила, необходимая для его сдвига, соотносятся друг с другом.

hello_html_m3d43fbde.jpghello_html_m194e4c2.pnghello_html_m6f684c3.png

Рычаги можно встретить на стройке: экскаватор, подъемный кран, тачка, лом.
hello_html_m683df435.jpghello_html_524eec0c.pnghello_html_15fea325.png

Примером рычага, дающего выигрыш в силе, могут служить ножницы для резки бумаги, кусачки, ножницы для резки металла, лопата.
hello_html_5574b1cf.jpg

Р
hello_html_38eaadad.pnghello_html_m7c2bc2aa.pnghello_html_m59e446f9.pngычаги различного вида имеются у многих машин: ручка швейной машины, педали или ручной тормоз велосипеда, клавиши пианино - все это примеры рычагов. Весы - тоже пример рычага.
hello_html_m6ba883f1.jpg
Примером рычага, дающего проигрыш в силе, является весло. Это необходимо для получения выигрыша в расстоянии. Чем длиннее часть весла опускаемого в воду, тем больше его радиус вращения и скорость движения.
Таким образом, мы можем убедиться в том, что механизм рычага очень широко распространен как в нашем повседневном быту, и в различных механизмах.
Задания к тексту «Рычаги в быту и технике»

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту. 

Простые механизмы в теле человека 

Движение играет огромную роль в жизни всех живых существ, В том числе и человека. Активные перемещения в пространство является основным отличием животных от растений. Движение и его скорость служат одними из главных приспособительных реакций животного к окружающей среде, что осуществляется двигательным аппаратом.

Двигательный аппарат человека состоит из костей, соединений между ними и мышц. Движения происходят в местах соединения костей. Мышечная ткань, основным свойством которой является способность сокращаться, приводит в движение костные 
рычаги. Кости и их соединения относятся к пассивной части двигательного аппарата, а мышцы – к его активной части.

Мышцы, действуя на кости, вращают их вокруг осей суставов. Такая система представляет собой особый 
рычаг

В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются 
рычагами, например, кости конечностей, нижняя челюсть, череп (точка опоры — первый позвонок), фаланги пальцев. 

В двигательном аппарате человека мышцы проигрывают в силе, но выигрывают в расстоянии. Это создает значительные нагрузки на костно-мышечный аппарат, которые могут в несколько раз превышать перемещаемый или поднимаемый груз. Таким образом, рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на 
выигрыш в скорости при потере в силе.
hello_html_m3c5c02a8.jpg
Соотношение длины плеч рычажного элемента скелета находится в тесной зависимости от выполняемых данным органом жизненных функций.

Рассмотрим условия равновесия рычага на примере черепа (рис. а). Здесь ось вращения рычага 
О проходит через сочленение черепа с первым позвонком. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы hello_html_e82a7da.gif, позади — сила hello_html_4f753709.gif тяги мышц и связок, прикрепленных к затылочной кости.

Другим примером работы рычага является действие свода стопы при подъеме на полупальцы (рис. б). Опорой 
О рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. Преодолеваемая сила hello_html_e82a7da.gif — вес всего тела — приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила hello_html_4f753709.gifосуществляющая подъем тела, передается через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости.

Рычажное устройство двигательного аппарата дает человеку возможность выполнять дальние броски, сильные удары и т. п. Но ничто на свете даром не дается. Мы выигрываем в скорости и мощности движения ценой увеличения силы мышечного сокращения. Например, для того чтобы, сгибая руку в локтевом суставе, перемещать груз массой 1 кг (т. е. с силой тяжести 10 Н), двуглавая мышца плеча должна развить силу 100—200 Н.

hello_html_b678f54.jpghello_html_727c6868.png

Задания к тексту «Простые механизмы в теле человека»

1. Прочитайте текст.

2. Составьте небольшой рассказ по данному тексту. 

Давайте обсудим.

Слайд 9-11

Представители каждой группы выссказываются

Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения

действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Волевая  саморегуляция

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

5

мин

6. Итоги. Домашнее задание к следующему уроку.

Цель:  сообщить домашнее задание и методы его выполнения

Итак, что мы с Вами узнали сегодня?......Мы с вами изучили лишь один из простых механизмов – рычаг. Но он обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека.

- У кого остались вопросы, неясность?

 – А кто считает. Что у него всё получилось?

Запишите домашнее задание:

§ 57 – 58 – изучить, решить задачи

Задача №1

На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см.  Определите длину большего плеча.

Сделайте рисунок.

Задача №2

На расстоянии 10 см от точки опоры подвешены 4 груза (4 Н). Какую силу надо приложить на расстоянии 20 см, чтобы рычаг находился в равновесии? ( 2 способа)

Задача №3

Зная массу своего тела и плечи рычага, определите, какую массу вы можете поднять таким рычагом?

Записывают в дневники домашнее задание.

3

мин

8. Рефлексия

Цель: проверить, достигли ли учащиеся поставленных в начале урока задач

Учитель: Наш урок подходит к концу. Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Для этого я попрошу вас, когда Вы будете уходить выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению и разместить его на доске у выхода. Спасибо всем за работу на уроке. Желаю вам удачи и успехов в учебе!

Выбирают смайлик приклеивают на доску

Личностные УУД:

Имеют представление о границах собственного знания и «незнания».

Использованная литература:

http://www.efefspb.ru/dlr/sledkoles/skolpoln/

http://www.fizika.ru/theory/

http://school-collection.edu.ru

www.college.ru/physics



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, материалы «кейса», учебник, карта урока у каждого ученика, ноутбук на каждой парте.

Этапы урока.

  1. Организационный этап (4 минуты).

        Формируемые УУД: регулятивные - волевая саморегуляция.

        Деятельность учителя. Перед входом обучающихся в класс учитель готовит макет ракеты, в котором лежат карточки с номерами, соответствующими одной из групп по 2 человека, которые будут сформированы после того, как ребёнок вытащил номер и занял место за столом с соответствующим номером группы. На свободной доске размещаются иллюстрации различных видов искусственных спутников Земли, начиная с первого и заканчивая самым современным, а также демонстрирующие проблему космического мусора. На доске указывается количество баллов, которые может получить ребёнок за данный урок (в соответствии с накопительной системой оценивания знаний в данном образовательном учреждении). Во время входа детей в класс на интерактивной доске демонстрируется архивная видеозапись о запуске 1 искусственного спутника Земли.

        Учитель приветствует класс, говоря о том, как приятно работать в данном классе, видя такой интерес к физике.

- Добрый день, добрый час! Рада видеть Вас вновь на нашем уроке и видеть всё тот же нескончаемый интерес в Ваших глазах. Чтобы настроиться на урок, попробуйте мысленно произнести ответы на вопросы: Где я? Зачем я здесь? Что мне нужно делать? Кто готов произнести свои ответы в слух – сделайте это.

Деятельность обучающихся. Дети готовятся к уроку, доставая все необходимые принадлежности. Включают приготовленные на столах каждой группы ноутбуки. Приветствуют учителя, отвечают на короткие вопросы: Где я? Зачем я здесь? Что мне нужно делать?

  1. Постановка цели занятия (6 минут).

Формируемые УУД: регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать версии, коммуникативные: воспринимать информацию на слух, познавательные: анализировать, обобщать, сравнивать; записывать в тетрадь главную информацию.

 Деятельность учителя. Предлагает обучающимся просмотреть на ноутбуках видеофайлы (для каждого ряда свой): 1 ряд: видео-урок об искусственных спутниках земли, первой космической скорости и проблеме образования космического мусора с момента запуска первого спутника, 2 ряд: видеоинформация из новостей об искусственных спутниках Земли и экологических проблемах космоса, 3 ряд – видеоролик: «Космический мусор на орбите Земли» и «Спутник в космосе – как всё работает» (каждый видеофайл выглядит как единое целое), затем прочесть текст, из которого необходимо выбрать слова, соответствующие теме раздела, изучаемого на протяжении последних уроков.

- Итак, начнём мы с Вами с небольшой информации об искусственных спутниках Земли и экологических проблемах космоса из новостей. Предлагаю вам посмотреть видеоролики на ноутбуках, находящихся на каждом столе.

Ну а теперь прошу Вас прочитать информационные листы № 1 и выбрать из текста слова, которые соответствуют теме наших предыдущих уроков или, по-вашему мнению, теме сегодняшнего урока.

Мы живём в таком изменяющемся и потрясающем мире! Люди уже давно заметили, что они живут в мире Движущихся предметов — качаются деревья, летят птицы, плывут корабли, поражают цели стрелы, выпущенные из лука. Движение изучает наука, называемая механикой. Механика зародилась в Древней Греции примерно в V в. до н. э. Видимо, одним из первых объектов ее исследования была меха не - подъёмная машина, применявшаяся в театре для подъема и опускания актеров, изображавших богов. Отсюда и произошло название науки. Учение о движении тел впервые предстает как строгая, последовательная наука, построенная, как и геометрия Евклида, на истинах, не требующих доказательств (аксиомах), в фундаментальном труде Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», изданном в 1687 г. Сегодня известно, что в мире нет ничего абсолютно неподвижного — Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, Солнце движется относительно центра Галактики, Галактика — относительно центра мира и т. д.

По отношению к абсолютно неподвижной системе координат Ньютон сформулировал свой первый закон (аксиому): «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние». Здесь уже вводится понятие одной из важнейших характеристик движения - скорости. Обычно линейная скорость обозначается v.Причиной, вызывающей движение тел, являются силы.  Они обычно обозначаются F. Изменение скорости тела или точки (по величине или направлению — запомним это), называется ускорением тела или точки и обозначается обычно а.

Характер воздействий определяется третьим законом (аксиомой) Ньютона. Если вспомнить, что физические силы, приложенные к телам, Ньютон назвал действием, то третий закон может быть сформулирован так: "Действие равно противодействию". Кроме прямолинейного движения, в природе широко распространено криволинейное движение, простейшим случаем которого является движение по окружности.  Круговое движение тел и материальных точек может происходить либо вокруг осей, либо вокруг точек. Естественно, законы Ньютона справедливы и для кругового движения.

Деятельность учителя. На основе всей полученной информации учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока и после этого открывает тему  и эпиграф, уточняет цель и предлагает способы её достижения.

 -  Давайте попробуем сформулировать, о чём конкретно мы будем говорить сегодня и в чём будет заключаться цель нашего урока сегодня? (Искусственные спутники Земли, проблема космического мусора).

- Как вы правильно сказали, сегодняшний урок мы посвятим изучению особенностей движения искусственных спутников Земли и поиску путей решения проблемы загрязнения космического пространства.

Деятельность обучающихся. Дети изучают предложенный видео - материалы (могут обсудить их в мини-группах). После прочтения текстовой информации, делают свои предположения о теме урока, ставят цели. На карточках подчёркивают те слова или утверждения, которые уже знакомы.

Что я знал по данной теме

Что нового узнал

Искусственный спутник Земли должен иметь первую космическую скорость

В космосе есть мусор

Отходы от столкновений спутников

Потеря инструментов в космосе

Скорость спутника зависит от характеристик планеты

Во Вселенной всегда проявляется закон Всемирного тяготения

Движение по окружности является равномерным

Движение спутников происходит с центростремительным ускорением

Космического мусора очень много, не «спасут» даже 50 лет

Космический мусор опасен

Искусственный спутник Земли должен иметь первую космическую скорость

В космосе есть мусор

Отходы от столкновений спутников

Потеря инструментов в космосе

Скорость спутника зависит от характеристик планеты

Во Вселенной всегда проявляется закон Всемирного тяготения

Движение по окружности является равномерным

Движение спутников происходит с центростремительным ускорением

Космического мусора очень много, не «спасут» даже 50 лет

Космический мусор опасен

III. Актуализация знаний (7 минут).

Формируемые УУД: регулятивные- определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; коммуникативные - воспринимать видео и текстовую информацию; познавательные – анализировать информацию, обобщать полученную информацию, выбирать главную информацию.

Деятельность учителя. Для актуализации знаний предлагает задание: «Продолжи предложение» и организует проведение числового диктанта, включающего взаимопроверку по домашнему заданию.

1 вариант

  1. Все тела во Вселенной притягиваются с силами прямо пропорциональными произведению масс взаимодействующих тел и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними. (1).
  2. При движении по окружности скорость всегда направлена к её центру. (0).
  3. 1 закон Ньютона выполняется в любой системе отсчёта. (0)
  4. Ускорение свободного падения на всех широтах одинаково(0).
  5. С увеличением высоты над поверхностью Земли сила притяжения между Землёй и данным телом уменьшается. (1)

2 вариант

  1. Ускорение свободного падения на всех планетах Солнечной системы одинаково, т.к. сила всемирного тяготения одна и та же. (0).
  2. Движение по окружности всегда происходит с одинаковой по модулю и направлению скоростью. (0).
  3. Ускорение тел прямо пропорционально силе, вызвавшей его и обратно пропорционально массе тела.  (1)
  4. С увеличением высоты над поверхностью планеты ускорение свободного падения уменьшается. (1)

      5.   Закон всемирного тяготения является справедливым в масштабах всей Вселенной. (1)

- Для того, чтобы достичь цели, поставленной перед нами, давайте немного повторим. Для этого я предлагаю выполнить задание «продолжи предложение и провести числовой диктант, который будет оценен в 5 баллов (каждый вопрос оценивается в 1 балл). Если Вы считаете, что утверждение, которое прозвучит, истинное, поставьте 1 балл, если ложное 0 баллов. После окончания работы вы проверите и оцените работы друг друга с соседом по парте, выставьте балл, который считаете нужным в оценочный лист, а я прокомментирую результат на следующем уроке.

Деятельность обучающихся. Выполняют числовой диктант, осуществляют взаимопроверку. Сидящие за одной партой, так же проверяют друг у друга решение домашней задачи, оценивают друг друга в оценочном листе. Записывают тему урока [2]. Предлагают способы достижения цели. Осознают важность поставленной цели.

IV. Изучение нового материала (15 минут).

Формируемые УУД: познавательные: определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной речью.

Деятельность учителя. Организует знакомство обучающихся с предложенным кейсом по искусственным спутникам Земли, проблеме космического мусора (для каждого ряда создаётся своя проблемная ситуация со своим вопросом, но сводящаяся к одной общей теме). Определяет время работы. Следит за работой обучающихся, приходит на помощь в случае затруднений.

Информация в кейсе (на каждой парте в печатном и /(или) электронном виде).

F:\урок в 9Б аттестация\1_ede1bfb737aa.jpgF:\урок в 9Б аттестация\i.jpg 

Данные иллюстрации используются для каждого кейса.

1.  Если шарик толкнуть, а затем предоставить самому себе, то он опишет некоторую дугу и остановится. Причиной остановки шарика является действие на него силы трения и силы сопротивления воздуха, препятствующих движению и уменьшающих его скорость.

Если бы нам удалось устранить все силы сопротивления движению, то шарик бесконечно двигался бы вокруг точки О по замкнутой кривой, например по окружности. При этом направление скорости шарика непрерывно менялось бы под действием силы, направленной к центру окружности.

Чтобы понять, при каких условиях тело может стать искусственным спутником Земли, рассмотрим рисунок. Он представляет собой копию рисунка, сделанного Ньютоном.

Копия рисунка Ньютона

На этом рисунке изображён земной шар, а на нём показана высокая гора, с вершины которой бросают камни, придавая им различные по модулю горизонтально направленные скорости.

Значит, для того чтобы некоторое тело стало искусственным спутником Земли, его нужно вывести за пределы земной атмосферы и придать ему определённую скорость, направленную по касательной к окружности, по которой он будет двигаться.

Наименьшая высота над поверхностью Земли, на которой сопротивление воздуха практически отсутствует, составляет примерно 300 км. Выведем формулу для расчёта скорости, которую надо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли, двигаясь вокруг неё по окружности. Движение спутника происходит под действием одной только силы тяжести. Эта сила сообщает ему ускорение свободного падения g, которое в данном случае выполняет роль центростремительного ускорения. Вы уже знаете, что центростремительное ускорение определяется по формуле:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.jpg

Значит, для спутника

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.2.jpg

По этой формуле определяется скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось по окружности вокруг Земли на расстоянии г от её центра.

Движение ИСЗ по круговой орбите

Эта скорость называется первой космической скоростью (круговой).

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.jpg

Если же высотой h спутника над Землёй пренебречь нельзя, то расстояние г от центра Земли до спутника и ускорение свободного падения g на высоте h определяются по следующим формулам:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.4.jpg

По этой формуле можно рассчитать первую космическую скорость спутника любой планеты, если вместо массы и радиуса Земли подставить соответственно массу и радиус данной планеты.

Российский против американского Первый случай столкновения двух искусственных спутников в космосе был зафиксирован 10 февраля 2009 года. Произошло это событие в тот момент, когда российский спутник «Космос-2251» столкнулся с американским аппаратом Iridium 33. «Космос-2251» представлял собой российский военный спутник связи. Он был запущен еще в 1993 году. Спустя два года после запуска он был выведен из эксплуатации. Iridium 33 был действующим спутником, который использовался в системе спутниковой телефонной связи Iridium. Столкновение произошло над территорией России, над полуостровом Таймыр, на высоте 788,6 км. «Космос-2251» весил около 1 тонны, а Iridium 33 — около 600 кг. Их скорость была равна и составляла 7470 м/с. В результате встречи оба спутника полностью разрушились. Образовалось 600 фрагментов. 

Насколько частой является возможность столкновения спутников и к чему это может привести?

Почему проблема космического мусора так остро встаёт в современном мире и не приведёт ли это к экологической катастрофе в космосе? Что делать?

2.  Если шарик толкнуть, а затем предоставить самому себе, то он опишет некоторую дугу и остановится. Причиной остановки шарика является действие на него силы трения и силы сопротивления воздуха, препятствующих движению и уменьшающих его скорость.

Если бы нам удалось устранить все силы сопротивления движению, то шарик бесконечно двигался бы вокруг точки О по замкнутой кривой, например по окружности. При этом направление скорости шарика непрерывно менялось бы под действием силы, направленной к центру окружности.

Чтобы понять, при каких условиях тело может стать искусственным спутником Земли, рассмотрим рисунок. Он представляет собой копию рисунка, сделанного Ньютоном.

Копия рисунка Ньютона

На этом рисунке изображён земной шар, а на нём показана высокая гора, с вершины которой бросают камни, придавая им различные по модулю горизонтально направленные скорости.

Значит, для того чтобы некоторое тело стало искусственным спутником Земли, его нужно вывести за пределы земной атмосферы и придать ему определённую скорость, направленную по касательной к окружности, по которой он будет двигаться.

Наименьшая высота над поверхностью Земли, на которой сопротивление воздуха практически отсутствует, составляет примерно 300 км. Выведем формулу для расчёта скорости, которую надо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли, двигаясь вокруг неё по окружности. Движение спутника происходит под действием одной только силы тяжести. Эта сила сообщает ему ускорение свободного падения g, которое в данном случае выполняет роль центростремительного ускорения. Вы уже знаете, что центростремительное ускорение определяется по формуле:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.jpg

Значит, для спутника

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.2.jpg

По этой формуле определяется скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось по окружности вокруг Земли на расстоянии г от её центра.

Движение ИСЗ по круговой орбите

Эта скорость называется первой космической скоростью (круговой).

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.jpg

Если же высотой h спутника над Землёй пренебречь нельзя, то расстояние г от центра Земли до спутника и ускорение свободного падения g на высоте h определяются по следующим формулам:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.4.jpg

По этой формуле можно рассчитать первую космическую скорость спутника любой планеты, если вместо массы и радиуса Земли подставить соответственно массу и радиус данной планеты.

 Еще одна похожая история произошла также с российским спутником BLITS. Он представлял собой нано спутник массой около 7,5 кг. BLITS предназначался для научных целей. Он должен был помочь в решении задач в области геофизики, геодинамики и теории относительности. Аппарат был запущен 17 сентября 2009 года. Спустя четыре года его пребывания в космосе, 22 января 2013 года, произошло ЧП. Его орбита неожиданно изменилась. Некоторые специалисты предположили, что спутник столкнулся с небольшим фрагментом китайского аппарата «Фэнъюнь-1C», который был сбит в результате испытания китайского противоспутникового оружия 11 января 2007 года. Этой точки зрения придерживается технический менеджер программ в Центре космических стандартов и инноваций Т. С. Келсо. Другие ученые считают, что виновником столкновения является не обломок «Фэнъюнь-1C», а фрагмент другого аппарата.

Как вам кажется, насколько часто человеческий фактор является причиной подобных ситуаций, можно ли и как этого избежать?

Почему проблема космического мусора так остро встаёт в современном мире и не приведёт ли это к экологической катастрофе в космосе? Что делать?

3.  Если шарик толкнуть, а затем предоставить самому себе, то он опишет некоторую дугу и остановится. Причиной остановки шарика является действие на него силы трения и силы сопротивления воздуха, препятствующих движению и уменьшающих его скорость.

Если бы нам удалось устранить все силы сопротивления движению, то шарик бесконечно двигался бы вокруг точки О по замкнутой кривой, например по окружности. При этом направление скорости шарика непрерывно менялось бы под действием силы, направленной к центру окружности.

Чтобы понять, при каких условиях тело может стать искусственным спутником Земли, рассмотрим рисунок. Он представляет собой копию рисунка, сделанного Ньютоном.

Копия рисунка Ньютона

На этом рисунке изображён земной шар, а на нём показана высокая гора, с вершины которой бросают камни, придавая им различные по модулю горизонтально направленные скорости.

Значит, для того чтобы некоторое тело стало искусственным спутником Земли, его нужно вывести за пределы земной атмосферы и придать ему определённую скорость, направленную по касательной к окружности, по которой он будет двигаться.

Наименьшая высота над поверхностью Земли, на которой сопротивление воздуха практически отсутствует, составляет примерно 300 км. Выведем формулу для расчёта скорости, которую надо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли, двигаясь вокруг неё по окружности. Движение спутника происходит под действием одной только силы тяжести. Эта сила сообщает ему ускорение свободного падения g, которое в данном случае выполняет роль центростремительного ускорения. Вы уже знаете, что центростремительное ускорение определяется по формуле:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.jpg

Значит, для спутника

http://www.tepka.ru/fizika_9/f79.2.jpg

По этой формуле определяется скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось по окружности вокруг Земли на расстоянии г от её центра.

Движение ИСЗ по круговой орбите

Эта скорость называется первой космической скоростью (круговой).

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.jpg

Если же высотой h спутника над Землёй пренебречь нельзя, то расстояние г от центра Земли до спутника и ускорение свободного падения g на высоте h определяются по следующим формулам:

http://www.tepka.ru/fizika_9/f80.4.jpg

По этой формуле можно рассчитать первую космическую скорость спутника любой планеты, если вместо массы и радиуса Земли подставить соответственно массу и радиус данной планеты.

NEE-01 Pegaso был первым и единственным эквадорским спутником. Однако по роковой случайности именно он недавно столкнулся с фрагментом другого аппарата. NEE-01. Он представлял собой миниатюрный спутник размером 100x100×100 мм. Его масса составляла 1,2 кг. Спутник был выведен на орбиту ракетой-носителем «Великий поход — 2Д», стартовавшей с космодрома Цзюцюань 26 апреля 2013 года. 23 мая 2013 года (с момента старта не прошел даже месяц) спутник столкнулся с объектом 15890, который представлял собой фрагмент разгонного блока ракеты-носителя «Циклон-3». Эта советская ракета был запущен еще в 1985 году. Из-за неконтролируемого вращения связь с NEE-01 Pegaso оказалась невозможной. До 28 августа 2013 года специалисты пытались восстановить с ним связь, но попытки оказались безуспешными. Предполагается, что спутник сойдет с орбиты не ранее 2023 года.

К какой проблеме приводят столкновения и разрушения спутников в космическом пространстве? Как дальше быть человечеству в этой ситуации?

Почему проблема космического мусора так остро встаёт в современном мире и не приведёт ли это к экологической катастрофе в космосе? Что делать?

F:\урок в 9Б аттестация\den_2.jpgF:\урок в 9Б аттестация\1455161994_merid.jpgF:\урок в 9Б аттестация\1424329221_7.jpgF:\урок в 9Б аттестация\856802719.jpgF:\урок в 9Б аттестация\03020202.jpgF:\урок в 9Б аттестация\52394f3a40da1052b5b69b6ff62afe76.jpgF:\урок в 9Б аттестация\strukturnye-yabloki-dlya-luchshego-goroskopa-nyuton-1.jpg

Первый мусор в космосе – американский спутник. В 1958 году в космос был запущен спутник «Авангард-1». Американский спутник стал четвёртым по счету объектом, запущенным людьми. После того как он завершил миссию, его так и не утилизировали. На протяжении 60 лет он движется вокруг Земли и подаёт признаки жизни. Специалисты НАСА определили, что после того, как пройдёт ещё 240 лет, он войдёт в слои атмосферы и сгорит.

На данный момент на орбите планеты насчитывается около 7 тыс. ед. космического мусора. Это очень большое количество мусора.

Тихий океан имеет свой Титаник из космоса. Самый крупный мусор из космоса, который упал на Землю – орбитальная станция «Мир». Она была затоплена в Тихом океане в 2001 году. Космический мусор время от времени падает на Землю. Объекты больших размеров, которые движутся по низким околоземным орбитам, со временем могут входить в атмосферу. Их скорость замедляется, и отдельные фрагменты достигают поверхности Земли. 10-сантиметровый кусок космического мусора может полностью разбить спутник, а сантиметровый кусочек полностью выведет из строя космический аппарат и пробьет щиты Международной космической станции. Даже миллиметровый объект может вывести из строя деликатные подсистемы. И столкновения происходят. Первое непреднамеренное столкновение двух спутников произошло 10 февраля 2009 года в 776 километрах над Сибирью. Частный американский спутник связи Iridium 33 и российский военный спутник «Космос-2251» столкнулись со скоростью 11,7 км/с. Оба спутника были полностью разрушены и произвели более 2200 отслеживаемых фрагментов.

Старые добрые невод и гарпун

Более известная как ElectroDynamic Debris Eliminator (EDDE), эта идея заключается в том, чтобы отправить в космос спутник, вооруженный сетью и гарпуном. И действительно, захватывать спутники и другие объекты, сбившиеся с пути, можно обычной сетью. Этот план недорого стоит, удобен и может выехать с любой миссией на низкую околоземную орбиту.

Однако сработает такой план только с крупными объектами.

Космические воздушные шары

Зачем использовать сети, если есть воздушные шары? Эта идея называется Gossamer Orbit Lowering Device, или GOLD System, и были предложена Кристин Гейтс. Концепция использует очень большой и тонкий воздушный шар, который будет оборачивать объект и увеличивать его аэродинамическое сопротивление в несколько сотен раз, тем самым приводя к его падению в атмосферу Земли. GOLD System могла бы ускорить процесс естественного схода с орбиты у некоторых объектов с нескольких столетий до нескольких месяцев.

Реактивный буксир

Для более крупных объектов можно было бы использовать отдельных суицидальных роботов, которые будут двигать спутники к повторному входу в атмосферу. Проект CleanSpaceOne от EPFL, например, включает спутниковый куб, который будет преследовать, захватывать и уничтожать космический мусор.

Стена замерзшей воды в космосе

Этот вариант немножко странный: Ballistic Orbital Removal System. По мнению Джеймса Холлопетера из GIT Satellite, в космос можно отправить ракеты, заполненные водой. После того как они выгрузят свой груз на орбите, появится поле кристаллизовавшейся воды, в которое будет попадать орбитальный мусор, замедляться и сходить с орбиты.

Перенаправление с помощью лазера

А вот работка наземным лазерам. Laser Orbital Debris Removal, или LODR, будет использовать мощные импульсные лазеры, которые будут стрелять с поверхности и создавать плазменные джеты на космическом мусоре. Это приведет к тому, что мусор будет замедляться и повторно входить в атмосферу, падая в океан.

Деятельность учителя. Организует работу по записи необходимой информации в рабочую тетрадь, решению предложенной проблемы и задачи.

Выступает в роли консультанта. Записывает на свободной доске вопросы, возникающие при изучении кейса.

Деятельность обучающихся. Получают материалы, изучают их. Анализируют и осмысливают предложенные проблемные ситуации. Распределяют работу между собой, тексты, таблицы, наглядные материалы. Предлагают пути решения вопроса кейса. В тетради заполняют опорный конспект.

1. Искусственный спутник Земли - это

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Типы спутников:

3. Первый искусственный спутник запущен

          _____________________________________________________________

    4.Траектория движения и скорость ИСЗ:

Скорость

Траектория

Движение тела

v1 = 7,9 км/с

 

 

7,9 км/с <  v  < 11, 2 км/с

 

 

v2  =  11,2 км/с

 

 

v3 = 16,7 км/с

 

 

 5. Первую космическую скорость можно рассчитать по формулам:                                 

 6. Первая космическая скорость зависит от________________________________________________________________, не зависит от ____________________________________________

  Задают учителю вопросы, если необходимо.

V. Закрепление изученного материала (10 минут).

Формируемые УУД: познавательные: систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию, коммуникативные: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; выступать публично; участвовать в групповой деятельности; - высказывать суждения по результатам сравнения; регулятивные: оценивать коллективную работу и свой вклад;  оценивать работу друг друга;  оценивать свою работу на уроке на разных этапах;  самостоятельно контролировать время при выполнении задания;  осуществлять самоконтроль; контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Деятельность учителя. Организует выступление обучающихся с ответами на вопросы кейса. Организует дискуссию по вопросу экологической катастрофы в космосе. Предлагает попробовать ответить вместе на вопросы, которые возникали при работе с кейсом и были записаны на доске.

- Время, отведенное на работу закончилось, надеюсь, вы все успешно справились с заданием. Теперь прошу предлагать свой вариант ответа на проблему кейса (1 кейс с вопросом выводится на интерактивную доске).

- Теперь я предлагаю обсудить вопросы, которые возникли у групп в процессе изучения материала. Я прошу всех подключиться к обсуждению. А в вашей тетради должно было появиться то, что будет на слайдах . Проверьте, всё ли Вы записали после изучения кейса по предложенному заданию.

Деятельность обучающихся. Участвуют в ответах по решению кейса, задают вопросы, делают выводы, высказывают своё отношение к проблеме. Осуществляют взаимопроверку решённой задачи и выставляют баллы в оценочный лист. Проверяют правильность решения задачи (на рабочем столе своего компьютера находят решение или видят его на интерактивной доске: кому как виднее).

https://static.otvet.one/storage/32/7f/327f045b23d27bea0346fb9ee20976e2.png

  По желанию высказываются о личном вкладе в работу, оценивают возникшие трудности.

VI. Домашнее задание 

- Домашнее задание будет иметь следующий вид: первое - у каждого из вас на столе лежит табличка, которую дома нужно заполнить и вклеить в тетрадь (для чего вам придётся решить задачи) и, второе, – это написание эссе из 70 слов по теме «Моё будущее в «космосе»». - Большое спасибо всем за урок, если возникли вопросы, задайте их. Если вопросов нет, то до встречи.

VII. Итоги урока. Рефлексия. 

Формируемые УУД: познавательные:  систематизировать, обобщать изученное, делать выводы, коммуникативные:  троить монологическое высказывание;  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;  оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других; регулятивные :  соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;  соотносить цели и результаты собственной деятельности;  анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Деятельность учителя.  Предлагает обучающимся высказать общее впечатление о полученных знаниях и уроке, задать вопросы учителю или друг другу.

- Наш урок подходит к концу, перед уходом оценить своё настроение после урока с помощью смайликов разного цвета. А в своей маленькой табличке подчеркните то, что узнали на уроке.

Что я знал по данной теме

Что нового узнал

Искусственный спутник Земли должен иметь первую космическую скорость

В космосе есть мусор

Отходы от столкновений спутников

Потеря инструментов в космосе

Скорость спутника зависит от характеристик планеты

Во Вселенной всегда проявляется закон Всемирного тяготения

Движение по окружности является равномерным

Движение спутников происходит с центростремительным ускорением

Космического мусора очень много, не «спасут» даже 50 лет

Космический мусор опасен

Искусственный спутник Земли должен иметь первую космическую скорость

В космосе есть мусор

Отходы от столкновений спутников

Потеря инструментов в космосе

Скорость спутника зависит от характеристик планеты

Во Вселенной всегда проявляется закон Всемирного тяготения

Движение по окружности является равномерным

Движение спутников происходит с центростремительным ускорением

Космического мусора очень много, не «спасут» даже 50 лет

Космический мусор опасен

Деятельность обучающихся. Высказывают своё мнение о важности изученной темы. Задают вопросы, если они возникли, выбирают смайлик и перед уходом прикрепляют на стоящий перед выходом флипчарт.

Список используемой литературы:

1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч. I. Учебное пособие для учащихся/ Под ред. Л.В. Тарасова. – 8-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 207 с., ил.

4. Перельман Я.И. Занимательная физика: Книга первая и вторая.- 23-е изд. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 2013. – 496 с.

6. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / А.П. Рымкевич. – 15-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2015. – 188, [4] с.: ил. – (задачники «Дрофы»).

7.http://ru.wikipedia.org

8. http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел"

Технологическая карта урока физики в 7 классе (работа учащихся в группах) и тест на самопроверку...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме:«Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»

Дрябжинская Людмила Владимировна ГБОУ СОШ № 1003.Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии» (8 класс)Цель урока: сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и устано...

Технологическая карта урока физики в 11 классе

Технологическая карта урок изучения нового материала по теме «Постулаты Н.Бора», разработан в   соответствии базовой программой  по физике для учителей, работающих по учебнику  Г. Я. Мя...

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел"

Технологическая карта урока физики в 10 классе по теме "Свободное падение тел" с использованием мобильного класса. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: проблемный...

Технологическая карта урока физики в 7 класса по теме "Давление" (основные этапы)

Технологическая карта (основные этапы) урока физики в 7 классе по теме "Давление"...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....