Развитие творческих способностей детей в дополнительном образовании
методическая разработка
В настоящее время во всем мире привлекает внимание проблема развития детей, обладающих определенными отличными от других способностями. С давних времен у многих наций появлялись дети, которые с рождения начинали поражать окружающих темпами своего развития. Поэтому в век технического прогресса развитие детей получает новые возможности, которые ребенок, одаренный ребенок, начинает использовать, как только осознает, что он может это просто делать.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_v_dopolnitelnom_obrazovanii.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей в дополнительном образовании» (Одаренность как уровень развития способностей)
Выполнила:
Шиман Татьяна Николаевна,
учитель физики,
первая квалификационная категория,
МБОУ СОШ №6
г. Мегион
2020
В настоящее время во всем мире привлекает внимание проблема развития детей, обладающих определенными отличными от других способностями. С давних времен у многих наций появлялись дети, которые с рождения начинали поражать окружающих темпами своего развития. Поэтому в век технического прогресса развитие детей получает новые возможности, которые ребенок, одаренный ребенок, начинает использовать, как только осознает, что он может это просто делать.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Современный уровень развития психолого-педагогической науки предполагает успешное решение проблемы развития одаренной личности, способной к творческому саморазвитию. В частности, в науке разработаны: теоретическое положение о сущности и структуре креативности и творческого процесса; создана психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности, закономерностей ее формирования как системы отношений. Рассматривается природа творческой одаренности; исследованы психофизиологические особенности одаренных людей; рассмотрены условия возникновения творческой активности и условия самореализации личности, её саморазвития; исследованы аспекты развития творческого потенциала в процессе обучения.
В современной психологической науке есть несколько определений одаренности. Многозначность термина одаренность указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения – психологического, психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
В последние годы проблема раннего выявления и развития способностей и дарований детей становится все более актуальной. И не случайно. Ведь чем раньше диагностируется одаренность, и определяются способности ребенка, тем больше времени на их развитие и совершенствование. Поэтому наблюдение за ребенком уже с первых месяцев жизни позволяет заметить его индивидуальные отличия, желания и потребности.
Чаще всего к одаренным детям относят умных, понятливых, сообразительных детей. Но такими они становятся, только если у них были условия стать умными, понятливыми – главную роль играют не сами способности, которыми обладает ребенок, а условия, которые позволили им развиться. Так у одаренных детей доминирует стремление к познанию, накоплению знаний даже над биологическими потребностями. Все это приводит у таких детей к опережению в развитии мыслительных процессов и речи в дошкольном возрасте, по сравнению с другими детьми. Все это является показателями детской одаренности.
Способность творить, мыслить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения - одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Одарённостью называют единство общих моментов способностей, обуславливающее диапазоны интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одарённости в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере. Гениальность – способность создавать что-то новое. Признаками одарённости в раннем детстве принято считать неуёмное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. При создании благоприятных условий ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одарённости.
В настоящее время в работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны – требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны – у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов.
Проблему одарённости нужно рассматривать как комплексную проблему, состоящую из проблемы выявления, обучения и развития одарённых детей. Соответственно вытекают задачи, которые необходимо решить: 1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития. 2. Обучение педагогического состава новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу. 3. Повышение грамотности родителей учащихся в вопросах воспитания одарённых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста 91.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в объединениях дополнительного образования для дальнейшей интеграции в социуме.
Отчет о работе в творческом объединении с детьми с ОВЗ...
«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.
Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...
Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"...
Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"
Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...