Мастер-класс для учителей физики по повышению уровня методической компетентности педагогов.
презентация к уроку по физике

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс по повышению уровня методической компетентности педагогов Учитель физики МКОУ СОШ №2 Богданова Н.С.

Слайд 5

Профессиональное развитие учителя: Предметная, Методическая, Психолого-педагогической компетенции .

Слайд 9

История. Во время первой мировой войны некому мистеру Харрисону жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Харрисон написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Харрисон мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Харрисон).

Слайд 10

«Внимание! Внимание! Ребята седьмых классов! Все, кто любит поиск, головоломные приключения, внимательно слушайте нас. Вчера в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот что в нем написано: «О, почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Давным-давно в нашей школе мною спрятан ценнейший напиток. Человек, который его обнаружит и отведает хотя бы глоток, станет бодрым и энергичным. Я дарю вам этот напиток, но его нужно найти. Путь поиска подскажет вам, если вы ответите на физические вопросы, волшебный лист, который я кладу в конверт. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья! Вперед! Да помогут вам ваши знания по физике и смекалка».

Слайд 11

Конверт 1 Вопросы – задания: Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Из ответа взять третью букву). Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. (Взять из ответа четвертую букву). Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Взять из ответа четвертую букву). Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (Взять из ответа вторую букву). Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением? (Взять из ответа вторую букву). Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Взять восьмую букву ответа)».

Слайд 12

Конверт 2 «Дорогие друзья! Перед вами четыре буквы: V , υ , m , F , обозначающие физические величины. Назовите приборы, которыми можно их измерить. Из названий приборов возьмите указанные буквы (из первого слова – пятую, из второго – шестую, из третьего – вторую, из четвертого – третью, вторую и восьмую) и составьте слово-пароль. С этим паролем обратитесь к учителю физики, который должен вам на него ответить – «Ценнейшее качество» и передать третий конверт».

Слайд 13

Конверт 3 «О, почтенные! Вычислите плотность куска пластилина неправильной формы. Вместе с пластилином получите в физкабинете весы, разновес, линейку. Закончив работу, предъявите ее учителю физики и получите конверт № 4».

Слайд 14

Конверт 4 «С помощью написанной на квадратном листе записи с таинственными символами и дешифратора с прорезями и вырезом вы должны составить слово-пароль, которое затем сказать любому сотруднику школьной столовой. В ответ вы услышите вторую часть пароля – «В жизни необходим» и получите, подойдя к специальному столу, конверт № 5. Чтобы узнать пароль, необходимо наложить дешифратор на записку и поворачивать записку до тех пор, пока в окнах – прорезях получите формулу, соответствующую первому заданию; при таком положении в правом нижнем углу (вырезе) дешифратора прочитайте первую букву слова – пароля. Затем повторите все действия применительно ко второму заданию т.д.

Слайд 15

Конверт 4 Задания: Формула для расчета скорости тела при равномерном движении. Формула, пользуясь которой определяют давление. Формула для нахождения плотности вещества. Формула, при которой можно рассчитать массу тела».

Слайд 16

Конверт 5 «О почтеннейшие! Поздравляю вас с победой! Напиток бодрости – молоко стоит перед вами. - Старик Хоттабыч». Дежурный работник столовой протягивает команде, пришедшей к финишу, стаканы, наполненные молоком.

Слайд 17

Ответы и указания к ним К первому листу: 1) газ (3); 2) трение ( H ); 3) вода (А); 4) инерция ( H ); 5) сила (И); 6) диффузия (Я). Пароль: «ЗНАНИЯ» Ко второму листу: мензурка (У); 2) спидометр (М); 3) весы (Е); 4) динамометр (НИЕ). Пароль: «УМЕНИЕ» К третьему листу: придать пластилину правильную форму, например прямоугольника, линейкой измерить его длину, ширину, высоту; по этим данным вычислить объем. С помощью весов определить массу куска, а затем рассчитать плотность. К четвертому листу: пароль: «ОПЫТ».

Слайд 18

Деловая игра



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей физики по повышению уровня методической компетентности педагогов.

Цель мастер-класса: Повысить профессиональный уровень педагогов через развитие  методической компетентности педагогов.

  Задачи мастер-класса: определить профессиональные и методические компетентности, которыми должен обладать современный учитель

    Хочется начать мастер-класс словами русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

  1.  Что же означает компетентность? В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ЛАТ. – НАДЛЕЖАЩИЙ, СПОСОБНЫЙ)  - СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ.

Компетентный – обладающий способностью силой, властью, умением, знанием и т.п.(чтобы сделать то, что требуется)

Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

В своей профессиональной деятельности различают:

Предметная компетентность – владение знаниями в области преподаваемого предмета

Методическая компетентность учителя – владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету.

Инновационные технологии обучения и воспитания  в  современных  условиях  –  важнейшее  качество профессионального  педагога,  без  наличия  которого  невозможно  достичь  высокого  уровня педагогического мастерства. На мой взгляд можно выделить три основные компетентности, которыми должен обладать современный учитель: предметная (чему я учу?); методическая (как я учу?) и психолого-педагогическая (зачем Учу).

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

2.    1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:

  • диагностирования, тестирование;
  • определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

  2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

• самообразование;

•создания творческих групп;

•повышение квалификации;

•активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях;

•участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций;

•разработка системы стимулирования деятельности педагога.

           Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:

•повышение качества преподавания предмета;

•готовность к педагогическому творчеству;

•профессиональный и карьерный рост;

•создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;

•соответствие педагога требованиям общества и государства

3. Методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

                                            Методическая                          компетентность

       В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, так как это показатель его профессиональной компетентности.

     Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству. Во время первой мировой войны некому мистеру Харрисону жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Харрисон написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Харрисон мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Харрисон).

      Это пример поможет развивать креативность, которая выражается в готовности принять новые идеи, внедрить инновации в учебный процесс, что может послужить толчком для более эффективного и увлекательного образовательного процесса. Хочу показать, какие  я использую образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания на своих уроках на примере игры «Поиск напитка бодрости» в 7 классе.

Урок начинает учитель со слов

- Вчера в школу пришло загадочное письмо. От кого? Пока секрет! Вот что в нем написано:

      «О, почтеннейшие и мудрейшие юные физики! Давным-давно в нашей школе мною спрятан ценнейший напиток. Человек, который его обнаружит и отведает хотя бы глоток, станет бодрым и энергичным. Я дарю вам этот напиток, но его нужно найти. Путь поиска подскажет вам, если вы ответите на физические вопросы, волшебный лист, который я кладу в конверт. Не бойтесь трудностей, мои юные друзья! Вперед! Да помогут вам ваши знания по физике и смекалка».

        После объявления создаются команды поиска (например, две или четыре) в таком составе: командир, его заместитель члены команды (5  человек).

       Командиры команд подходят к учителю для получения конверта от волшебника.

          Вскрыв первый конверт, командир находит в нем лист бумаги (№ 1), в котором написано следующее: «Ответив на 6 предложенных ниже вопросов-заданий и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. С паролем нужно обратиться к учителю в очках, который ответит на пароль словами «Вам очень нужны» и передаст новый конверт (№ 2).

          Вопросы – задания:

  1. Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Из ответа взять третью букву).
  2. Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно, его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. (Взять из ответа четвертую букву).
  3. Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. (Взять из ответа четвертую букву).
  4. Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел? (Взять из ответа вторую букву).
  5. Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением? (Взять из ответа вторую букву).
  6. Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Взять восьмую букву ответа)».

             Во втором конверте тоже находится лист бумаги (№ 2), но с таким текстом:

        «Дорогие друзья! Перед вами четыре буквы:

                                           V, υ, m, F,

обозначающие физические величины. Назовите приборы, которыми можно их измерить. Из названий приборов возьмите указанные буквы (из первого слова – пятую, из второго – шестую, из третьего – вторую, из четвертого – третью, вторую и восьмую) и составьте слово-пароль. С этим паролем обратитесь к учителю физики, который должен вам на него ответить – «Ценнейшее качество» и передать третий конверт».

         В третьем конверте – лист № 3. На нем написано: «О, почтенные! Вычислите плотность куска пластилина неправильной формы. Вместе с пластилином получите в физкабинете весы, разновес, линейку. Закончив работу, предъявите ее учителю физики и получите конверт № 4».

          В конверте № 4 помещен текст такого содержания: «С помощью написанной на квадратном листе записи с таинственными символами и дешифратора с прорезями и вырезом вы должны составить слово-пароль, которое затем сказать любому сотруднику школьной столовой. В ответ вы услышите вторую часть пароля – «В жизни необходим» и получите, подойдя к специальному столу, конверт № 5.

        Чтобы узнать пароль, необходимо наложить дешифратор на записку и поворачивать записку до тех пор, пока в окнах – прорезях получите формулу, соответствующую первому заданию; при таком положении в правом нижнем углу (вырезе) дешифратора прочитайте первую букву слова – пароля. Затем повторите все действия применительно ко второму заданию т.д.

 

0

δ

Ѕ

T

F

g

F

p

t

S

=

S

K

µ

=

N

m

υ

ς

V

m

Ы

Π

   

               Рис.2

     

Задания:

  1. Формула для расчета скорости тела при равномерном движении.
  2. Формула, пользуясь которой определяют давление.
  3. Формула для нахождения плотности вещества.
  4. Формула, при которой можно рассчитать массу тела».

          На листе, вложенном в конверт № 5, написано: «О почтеннейшие! Поздравляю вас с победой! Напиток бодрости – молоко стоит перед вами. -  Старик Хоттабыч». Дежурный работник столовой протягивает команде, пришедшей к финишу, стаканы, наполненные молоком.

       Ответы и указания к ним

К первому листу:

1) газ (3); 2) трение (H); 3) вода (А); 4) инерция (H); 5) сила (И); 6) диффузия (Я).

Пароль: «ЗНАНИЯ»

Ко второму листу:

  1. мензурка (У); 2) спидометр (М); 3) весы (Е); 4) динамометр (НИЕ).

Пароль: «УМЕНИЕ»

К третьему листу: придать пластилину правильную форму, например прямоугольника, линейкой измерить его длину, ширину, высоту; по этим данным вычислить объем. С помощью весов определить массу куска, а затем рассчитать плотность.

К четвертому листу: пароль: «ОПЫТ».

3.  Деловая игра.

 Предлагаю  разделиться на три группы. Задание: 1группа –  выделяет положительные направления  профессиональной деятельности педагога; 2 группа – сообщает, что мешает иногда достигать высоких результатов в деятельности учителя; 3 группа – эксперты – подведут итоги.

4. «Портрет идеального учителя».  

Проводится  фронтальное обсуждение наиболее важных 10 качеств  идеального  учителя.  (слайд)

Таким образом, методическая компетентность учителя рассматривается как интегративная характеристика деятельности педагога, отражающая реальный  уровень владения методическими знаниями и умениями. Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.

Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются:

- высокая компетентность в предметной сфере профессионального знания,

- психологическая компетентность,

- педагогическая самостоятельность,

- методическая оснащенность реализуемых программ,

- высокая степень принятия обучающимися.

Подходит к завершению наш мастер-класс, я надеюсь, что каждый из вас нашёл что-то   новое и интересное.  

5.  Этап  рефлексии.  Уважаемые  участники  мастер-класс,  ваше  мнение  о  его эффективности очень ценно для нас. Напишите, пожалуйста, на сердечках какое значение имел для вас  мастер-класс.

    Оценка  приобретений  мастер- класса:

-узнали

-скорректировали

-научились

-поняли

-решили


Источники информации:

http://www.pandia.ru/block_big.html

http://modern-obraz08.narod.ru/Works/Polikarpova.html

http://www.proshkolu.ru/user/ocsana71/file/3359983/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

тезисы к выступлению на педсовете по теме "Самообразование педагога"...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...

Выступление на педсовете. «Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя».

Повышение качества образования напрямую зависит от уровня квалификации учителя. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по этому вопросу....

Роль школьного методического объединения в повышении уровня профессиональной компетентности педагогов

Методическое объединение как вид учительского сообщества является наиболее давним и традиционным в российской школе. Новое время требует новых подходов к педагогической деятельности, внедрению ин...