Урок по теме "Строение атома"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Интегрированный урок химии и физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_stroenie_atoma.docx | 720.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Еристова Марина Владимировна | ||||||||||||||||||||||||||
Район | Шатковский | ||||||||||||||||||||||||||
Место работы | МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа | ||||||||||||||||||||||||||
Должность | Учитель химии | ||||||||||||||||||||||||||
Общая информация | |||||||||||||||||||||||||||
Образовательная область, учебный предмет | Химия | ||||||||||||||||||||||||||
Класс | 8 класс | ||||||||||||||||||||||||||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Рабочие программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Н. Н. Гара. – Просвещение, 2019. – 48 с. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема учебного занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Основные сведения о строении атома (интегрированный урок химии и физики) | ||||||||||||||||||||||||||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема: «Периодический закон и строение атома»
| ||||||||||||||||||||||||||
Учебная задача
| изучить строение атома, показать единство законов химии и физики. | ||||||||||||||||||||||||||
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||
Цель Уровень | Базовый (учащийся научится) | Повышенный (учащийся получит возможность научиться) | |||||||||||||||||||||||||
Цель – предмет (предметный результат) | Учащийся научится по периодической системе химических элементов определять заряд ядра, число протонов, нейтронов, познакомятся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда | Учащиеся получат возможность сформировать целостное представление о картине мира | |||||||||||||||||||||||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Учащиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией, делать выводы при проведении опытов, осуществлять логические операции при разрешении проблемных ситуаций | Учащиеся получат возможность развивать свои творческие способности, применять свои знания на практике. | |||||||||||||||||||||||||
Цель – ценность (личностный результат) | Учащиеся получат возможность для развития культуры общения, толерантного отношения друг к другу, развить познавательный интерес к химии и физике. | ||||||||||||||||||||||||||
Исходное состояние учащихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | - имеют опыт работы с различными источниками информации; - владеют техникой публичного выступления; -обладают практическими навыками проведения простейших опытов; - могут аргументировать свою точку зрения; - имеют знания о периодической системе химических элементов; - владеют информацией о химических формулах; -владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, умения делать выводы) | ||||||||||||||||||||||||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | ||||||||||||||||||||||||
- заполнение таблицы; - выполнение тестовых заданий; - фронтальная работа в ходе эвристической беседе. | -проведение опытов; - отгадывание кроссвордов, загадок; - умение делать выводы при проведении опытов. | - участие в обсуждении результатов опытов; - участие в «химическом футболе» | |||||||||||||||||||||||||
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Учебно-информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОРы | |||||||||||||||||||||||
«1.Рабочие программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Н. Н. Гара. – Просвещение, 2019. – 48 с. 2.Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.- Просвещение, 2018. – 207 с пособие | 1.Воскобойникова, Н. П., Галыгина, И. В., Галыгина, Л. В. Современные технологии преподавания химии. 8-11 классы 2. Денисова, О. И. Формирование компетенций на уроках химии: 8 класс 3. Кузнецова, Н. Е., Шаталов, М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы. 4. Курганский, С. М. Интеллектуальные игры по химии | Единая коллекция образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ Мир химии. Справочная информация, опыты – | http://school-collction.edu.ru/catalog/res/85a43aa4-1fa-455-ac5a-e1a5857a7ef- флеш-анимация опыт Резерфорда http://the-cinema.ru/documentary/5943-national-geographic-izvestnaya-vselennaya-ot-atoma-do-kosmosa.hm1- научно-популярный фильм «Вселенная: от атома до космоса» http://mcvideo.ru/video/id398469- видеоролик «Планетарная модель атома» | ||||||||||||||||||||||||
Техническое обеспечение | ноутбук «Toshiba», проектор «Optoma»,интерактивная доска «IQBoard» | ||||||||||||||||||||||||||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | ||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявлений требований учителем. | Создание комфортной психологической атмосферы урока | ||||||||||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (отгадывание загадок) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (определение фамилия и имени ученого на основании знаний названий химических элементов), репродуктивный (работа с карточками) | Опора на имеющиеся знания о периодической системе, знаках химических элементов. | |||||||||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
| Совместное участие учителя и учащихся в постановке основной дидактической цели урока | ||||||||||||||||||||||||
2.2. Подготовка к активному и осознанному усвоению знаний | По источнику передачи и восприятия учебной информации: наглядный (показ фрагмента научно-популярного фильма «Вселенная от атома до космоса») По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (практическая работа) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (описание физических свойств веществ). Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха. | Развитие различных видов мышления: - теоретического (использование имеющихся знаний для объяснения результатов опытов) - словесно-логического (правильное использование терминов и понятий) | |||||||||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятия учебной информации: наглядный (флеш-анимация, видеоролик). По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с учебником, заполнение таблицы) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха. | Задействование различных каналов восприятия материала способствуют усвоению материала | |||||||||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (программированное обучение – тест) По характеру управления учебной работой: самостоятельно Методы стимулирования интереса к учению: игровая форма тестового контроля («химический футбол») | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | |||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценоч ный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный (беседа) Методы контроля и самоконтроля: письменный самоконтроль |
| ||||||||||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов учащихся | Учащиеся самостоятельно оценивают результаты усвоения темы | |||||||||||||||||||||||||
Сценарий проведения учебного занятия | |||||||||||||||||||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся(примерные версии ответов) | ||||||||||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | На предыдущих уроках мы с вами познакомились со структурой периодической системы химических элементов. Чтобы уметь пользоваться периодической системой, необходимо знать химический алфавит, то есть знаки химических элементов. Вам предлагается несколько вариантов карточек. Выбираете себе карточку по желанию, только помните, что оценка зависит от уровня сложности задания. Задание на оценку «5»: из первых букв названия химического элемента получите фамилию и имя выдающегося химика: N, Li, Eu, K, S, N, Na, Db, Hg B, U, Te, Li, Eu, Rb, Os, V (Александр Бутлеров) Задание на оценку «4»: отгадать ребус, записать знак химического элемента, его название и произношение: Задание на оценку «3» -работа по карточкам Фронтальный опрос проводит учитель физики
| Учащиеся отвечают на загадки по структуре периодической системы Повторяют знаки химических элементов, выполняя дифференцированное задание Работа по индивидуальным карточкам, которые выбирают сами учащиеся, способствует снижению тревожности у слабых учащихся. Учащиеся повторяют ранее изученный материал. Отвечают, что заряд можно разделить, но существует и предел делимости. | |||||||||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Как устроен мир? Из чего всё состоит? - это те вопросы, на которые труднее всего ответить. Всем известно, что на одну и ту же проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом. Я предлагаю вам сегодня самим познать тайну мира». | Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||||||
2.2. . Подготовка к активному и осознанному усвоению | Показ фрагмента научно – популярного фильма «Вселенная: от атома до космоса» http://the-cinema.ru/documentary/5943-national-geographic-izvestnaya-vselennaya-ot-atoma-do-kosmosa.html
Я предлагаю вам сегодня самим познать тайну мира». Работа предстоит в группах. Каждая группа получает вещества. 1 группа – сахар 2 группа – мел 3 группа – перманганат калия Ваша задача описать физические свойства этих веществ и заполнить таблицу
Представитель от каждой группы озвучивает ваш результат. Если раздробить эти вещества, их свойства меняются? | В ходе демонстрации фильма учащиеся пытаются найти ответы на поставленные учителем вопросы. Самостоятельно доказывают, что свойства вещества не меняются при размельчении. | |||||||||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | А задумывались ли вы над тем, из каких частиц состоит атом? Давайте познакомимся с его строением. Итак, вода. Из чего состоит вода? Предположим, что это одна из них (учитель демонстрирует большой голубой кубик с надписью Н2О). Хотя по данным науки, настоящие ее размеры в миллиард раз меньше. А кто знает, из чего состоит эта молекула? Давайте откроем кубик и посмотрим, правы ли вы (открываем кубик и достаем оттуда два зеленых кубика поменьше с надписью «Атом водорода Н»и один красный кубик с надписью «Атом кислорода О». Какой вывод мы можем сделать? Учитель физики. А из чего состоит атом? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте посмотрим опыт, который в 1910 году провел Эрнест Резерфорд (флеш-анимация) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/85a43aa4-1f7a-455a-ac5a-e1a58587a7ef/ - Он со своими учениками и коллегами изучал рассеяние альфа-частиц, проходящих через золотую фольгу и падавших на экран. Альфа-частицы обычно чуть отклонялись от первоначального направления. И вдруг исследователи заметили, что некоторые частицы резко изменяли направление движения, будто наталкивались на какую – то преграду. Разместив экран перед фольгой, Резерфорд сумел обнаружить даже те редчайшие случаи, когда альфа-частицы отразившись от атомов золота, летели в прямо противоположном направлении Изменить направление движения альфа- частиц может только положительно заряженная часть атома, сосредоточенная в очень малом объеме. Эта центральная часть атома получила название ядра (открываем один из зеленых кубиков и достаем оттуда два кубика поменьше: белый с надписью «Ядро» и знаком «+» и черный с надписью «Электрон» и знаком «-»). Электроны вращаются вокруг ядра как планеты вокруг Солнца, поэтому такая модель строения атома и называется планетарной (показ видеоролика «Планетарная модель атома») http://mcvideo.ru/video/id398469 А теперь хорошо бы получить ответ на вопрос, из чего состоит само ядро? Давайте посмотрим (достаем из белого кубика два поменьше: желтый с надписью «Нейтрон» и розовый с надписью «Протон» и знаком «+». Итак, в состав атома входят протоны, нейтроны и электроны Ребята, обратитесь к странице 41 учебника и самостоятельно заполните «Таблицу элементарных частиц»
Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Каким образом мы узнаем, если ответим на вопросы:
| Учащиеся уже знают, что вода состоит из молекул и легко отвечают на поставленные вопросы. Ученики делают вывод, что атом водорода состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона. Данная работа способствует развитию навыка самостоятельного получения информации из литературных источников Дети отвечают, что положительно заряженной частицей ядра являются протоны и поэтому заряд совпадает с порядковым номером химического элемента. А это значит, что число протонов равно порядковому номеру химического элемента. Так как атом электронейтрален, следовательно, число положительных и отрицательных зарядов тоже равны, значит число электронов будет равно числу протонов и их число тоже можно определить по порядковому номеру химического элемента. Ученики делают вывод о том, что основная масса атома сосредоточена в ядре, следовательно число нейтронов можно определить по формуле: N= Ar – Z, где N – число нейтронов Ar- относительная атомная масса Z-порядковый номер химического элемента. | |||||||||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Как вы усвоили, материла, мы сейчас проверим, сыграв в химический футбол Пора забивать в ворота, а не на учебу! Правила игры просты: щелчком мыши по мячу вы забиваете гол. Если ответ верный, то мяч летит в ворота соперника. А если неверный, то, увы, мяч - в ваших воротах. Итак, в игре принимают участие две команды: команда «Атомы» и команда «Молекулы». 1. Положительно заряженная частица называется… А) электрон Б) протон В) нейтрон 2. Элемент, в ядре атома которого содержится 26 протонов: А)S Б) Cu В)Fe 3. Частица, не имеющая заряда, называется… А) электрон Б) протон В) нейтрон 4. Ядро атома состоит из… А) протонов и электронов Б) нейтронов В) нейтронов и протонов 5. Вокруг ядра вращаются… А) электроны Б) нейтроны В) протоны 6. В переводе с греческого «атом» означает: А) простейший Б) неделимый В) мельчайший 7. Заряд ядра атома серы равен: А) +3 Б) +26 В) +16 8. Ядро атома лития состоит из 3 протонов и 4 нейтронов. Сколько вокруг ядра вращается электронов? А) 3 Б) 4 В) 7 9. В ядро атома не входят… А) электроны Б) протоны В) нейтроны 10. Атом какого элемента состоит из 7 протонов, 7 электронов, 7 нейтронов? А) хлор Б) кремний В) азот | Игровая форма закрепления полученных знаний способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержанию интереса к достаточно сложной теме урока. | |||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Молодцы, в игре вы показали хорошие знания и умения действительно забивать в ворота, а не на учебу | Обсуждение выполнения тестового задания | ||||||||||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Представьте, что наш класс – это атом. Вы являетесь элементарными частицами. Как Вы оцениваете свою работу? Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Красный жетон – протоны – это значит, что я понял тему хорошо, могу объяснить другому Зеленый жетон – нейтроны – по данной теме у меня остались вопросы. Синий жетон – электроны – недостаточно понял эту тему, сам (а) ошибаюсь. | Учащиеся оценивают свои успехи или проблемы при изучении темы. | |||||||||||||||||||||||||
3.3. Домашнее задание | по физике: §30 по химии: §6, Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске): 1. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд. 2. Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.) по теме: «Приключения атома». | Разнообразное домашнее задание способствует тому, что все учащиеся смогут найти себе задание «по душе». |
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».
Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...
Презентация к уроку физики "Строение атома"
Презентация к уроку физики "Строение атома" в 8 классе...
Обобщающий урок по теме: " Атомы химических элементов"
Обобщающий урок по теме: " Атомы химических элементов" в 8 классе. Учебник О.С.Габриелян, базовый курс....
Урок-проект "Строение атома" (физика 9 класс)
Формирование целостного представления об атоме, используя знания, полученные на уроках химии...
Презентация к уроку "Электронное строение атомов"
Презентация к урокам "Электронное строение атомов" для учащихся изучающих химию на профильном уровне. Позволяет выдать большой объем теоретического материала и зафиксировать его в тетради учащимся....
Презентация к уроку физики "Модель атома Резерфорда".
Презентация к уроку физики....
Конспект урока "«Валентные возможности атомов химических элементов»"
Тема урока «ВАЛЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ»...