Обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила». 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс)

Дробот Нина Михайловна

Урок-повторение и закрепление изученного материала по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила» в нетрадиционной форме. Урок позволяет повторить, закрепить и проверить как учащиеся усвоили данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Обобщение темы «Давление твёрдых тел,                     жидкостей и газов. Архимедова сила».                                                               

                                  7 класс

Цели урока:                                                                                                       образовательная: проверить и закрепить знания учащихся о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; о силе, действующей на погружённое в жидкость тело; проверить умения учащихся применять полученные знания при решении заданий»

развивающая: развивать наблюдательность, самостоятельность, логическое мышление, монологическую речь; усовершенствование навыков решать задачи;

воспитательная: воспитывать навыки работать в группе и коллективе, аккуратность, усидчивость и ответственность; воспитывать навыки культуры общения.                                                                                                                              Задачи урока: обеспечить обобщение и систематизацию знаний по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила»; закрепить умение применять полученные знания при решении задач.

Методы обучения:

  - словесные (беседа)

  - наглядные (карточки)

  - проблемно-поисковые.

Педагогические технологии:

   - интерактивные

   - информационно-коммуникативные

Формы работы с обучающимися:

   - фронтальная

   - индивидуальная

   - групповая

Материально-техническое обеспечение:

мультимедиа проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.  

Межпредметные связи:

  - предмет «Математика»

Внутри предметные связи:

    - предмет «Физика» - тема «Давление. Архимедова сила».

             Планируемые результаты  

Предметные: научатся обобщать и систематизировать изученный материал, применять полученные знания для решения заданий.    

Метапредметные:

познавательные –  анализировать и перерабатывать полученные знания, обобщать и делать выводы;

регулятивные – выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

коммуникативные – выражать свои мысли; вступать в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению; развитие настойчивости в достижении поставленной цели; формирование позитивной самооценки.

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

3.  Актуализация опорных знаний.                                                                                             4.  Мотивация учебной деятельности.

5.  Самостоятельная работа учащихся.                                                                                                      6.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

 7.  Домашнее задание.  

                                                                                                                                                           I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта и ответственного мероприятия.                        

II. Сообщение темы урока.

 Учащиеся формулируют цель и задачи урока. (слайд 1,2)

III. Актуализация опорных знаний.

Вы изучили тему «Давление. Архимедова сила».

Сегодня на уроке мы повторим, закрепим полученные знания и проверим на сколько вы усвоили данный материал. Каждый учащийся получает бланк, куда будет вносить баллы за правильные ответы. За правильный ответ ставится 1 балл.

А). Интерактивная технология «Микрофон»

Тема давление твёрдых тел.                                                                                                               1.Что называется давлением?

2.По какой формуле можно рассчитать давление?

3. Единица измерения давления? Чему равен 1 Па?                                                                      (ответ: 1 Па = 1 Н/м2)

4.От чего зависит давление твёрдых тел?

5.Как можно увеличить давление? Уменьшить давление?

6.Почему у лопаты верхний край, на который надавливают ногой изогнут?                                                                                                                   Ответ: Верхний край лопаты, на который надавливают ногой, изогнут, потому что площадь соприкосновения с ногой увеличивается и давление лопаты на ногу уменьшается.

7.Объясните назначение напёрстка, надеваемого на палец при шитье иглой?                                                                                                                    Ответ: напёрсток надевают на палец, чтобы увеличить площадь соприкосновения пальца и иглы, тем самым уменьшить давление иглы на палец.

Давление жидкости.                                                                                                  1.Почему жидкости оказывают давление на дно сосуда?

2.Как рассчитать давление, которое оказывает жидкость?                                                        3.От чего зависит давление жидкости?

4.Глубина погружения водолаза увеличилась в два раза. Как изменилось давление?                                                                                                                                                     Ответ: давление увеличилось в два раза, т.к. давление жидкости зависит прямо пропорционально от высоты столба жидкости.

Давление газов.

  1. Почему газы оказывают давление на стенки сосуда?
  2. Как можно изменить давление газа?
  3. Сформулируйте закон Паскаля.
  4. А в невесомости выполняется закон Паскаля?                                            Ответ: Закон Паскаля утверждает, что внешнее давление передаётся в любую точку жидкости или газа; это способность к передаче давления связана с характером движения молекул в жидкостях или газах, но никак не связана с понятием веса. Поэтому закон Паскаля в невесомости выполняется.
  5.  Почему сжатые газы содержат в специальных баллонах?                     Ответ: для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. Поэтому давление, производимое ими на стенки сосуда, в который их помещают, очень велико. Из-за такого большого давления газы содержат в специальных баллонах, которые способны его выдержать.
  6. Какова причина существования атмосферного давления?  
  7. Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?
  8. Как изменяется атмосферное давление с высотой?                                                   Ответ: при увеличении высоты на 10 м, атмосферное давление уменьшается на          1 мм рт. ст.    

Архимедова сила.

  1. Какая сила действует на погруженное в жидкость тело?
  2. Отчего зависит действие архимедовой силы?
  3. Два тела одинаковой массы погружены в воду. Одинаковая ли выталкивающая сила действует на них?                                                                                                 Ответ: да, если они изготовлены из одного и того же вещества; нет, если они изготовлены из разных веществ, т.к. архимедова сила зависит от объёма тела, а не от его массы.
  4. При каких условиях тело плавает или тонет?
  5. А в воздухе тела плавают (летают)?                                                                   Ответ: да, если плотность газа, которым наполнен шар, меньше плотности воздуха.

  1. Проверка знаний учащихся. Самостоятельная работа.

      Учащиеся получают карточки с заданиями. Выполнив свое задание, осуществляют взаимопроверку. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Результаты проверки заносятся в личный бланк «Итоги самостоятельной работы»

Задание 1.

Какой буквой обозначается физическая величина и её единица измерения?

Вариант 1.  1) Сила. 2) Давление. 3) Высота. 4) Объём.

Вариант 2.   1) Масса. 2) Площадь. 3) Вес. 4) Плотность.

Ответ: Вариант 1.  1) F (H)         2) p (Пa)       3) h (м)               4) V (м3)

            Вариант 2.   1) m (кг)       2) S (м2)       3) P (H)             4) (кг/м3)

Задание 2.

Какой буквой обозначаются следующие данные?

Вариант 1.  ?= 3 кг 200 г;      ? = 7200 см2;       ?=900 кг/м3;      ? = 9,8 Н/кг

Вариант 2.   ?= 430 Н;           ?=540 Па            ?= 20м               ?= 1500 см3

Ответ: Вариант1.  m = 3кг 200г         S = 7200см2         ρ = 900 кг/м3                                         g = 9,8 Н/кг

          Вариант 2. F = 430  H              p =540 Па              h = 20 м                                          V = 1500 м3           

Задание 3.

Записать формулу, по которой можно рассчитать физическую величину.

Вариант 1.  1) Давление. 2) Архимедова сила. 3) Площадь. 4) Сила тяжести.

Вариант 2.  1) Давление жидкости. 2) Объём тела. 3) Вес тела. 4) Масса вещества.

Ответ: Вариант 1. 1) p = F/S     2) FA = ρ g Vт       3) S = a b            4) F = g m

            Вариант 2.  1) р = ρ g h      2) V = a b c      3) P = g m         4) m = ρ V

Задание 4.

Решить задачу.

Вариант 1.

Какое давление оказывает на грунт гранитная колонна, объёмом 6 м3, если площадь её основания 1,5 м2? Плотность гранита 2600 кг/м3.

Дано:                                         Решение

V=6 м3                      р=F/S            F = P = m g            m = ρ V                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

S=1,5 м2                      m = 2600 кг/м3  x  6 м3 = 15600 кг      

g=10 Н/кг                     F = 15600 кг x 10 Н/кг = 156000 Н

ρ =2600 кг/м3                    р = 156000Н/1,5м2 = 104000 Па

Найти: р

Ответ: р = 104000 Па

Вариант 2.

В сосуд налита вода. Определите давление и силу, с какой вода действует на дно сосуда площадью 0,02 м2. Высота столба воды в сосуде 80 см.  Плотность воды 1000 кг/м3.

Дано:                              Решение

S =0,02 м2                       р = ρ g h      F = p S

h = 0,8 м

g = 10 H/кг                      p = 1000 кг/м3 x 10Н/кг x 0,8 м = 8000 Па

ρ = 1000кг/м3                     F = 8000 Па x 0,02 м2 = 16 H

Найти: р и F

Ответ: р = 8000 Па; F = 16 H

Задание 5. Решить кроссворд.

Вариант 1.   а) величина, которую измеряют измерительным цилиндром;          

б) кто открыл закон жидкостей и газов; в) прибор при помощи которого можно измерить объём лекарства; г) прибор для измерения силы; д) кто открыл силу, действующую на погружённое в жидкость тело; е) прибор для измерения массы тела; ж) прибор для измерения давления жидкости; з) кто изобрел прибор для измерения атмосферного давления.                                                                               Вариант 2.  а) прибор для измерения атмосферного давления; б) кто открыл, что жидкости и газы передают оказываемое на них давление по всем направлениям одинаков? в) прибор для измерения длины; г) прибор для измерения силы; д) кто обнаружил действие жидкости на погружённое в неё тело? е) прибор для измерения массы тела; ж) прибор для измерения кровяного давления; з) прибор для измерения объёма жидкости.  

№1

1

2

3

4

5

6

7

8

№2

1

2

3

4

5

6

7

8

 V. Подведение итогов.                                                                                                  Группа учеников, которые хорошо усвоили данный материал, подсчитываю баллы, которые получили учащиеся за устный ответ и самостоятельную работу.

 Оценивание обучающихся.

  Рефлексия.

1.Какова била цель нашего урока?

2. Достигли ли мы поставленных задач?

 VI. Домашнее задание.

        Повторить параграф: 16-18

Ответы к кроссвордам:

№1

о

б

ъ

ё

м

п

а

с

к

а

л

ь

м

е

н

з

у

р

к

а

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

а

р

х

и

м

е

д

в

е

с

ы

м

а

н

о

м

е

т

р

т

о

р

р

и

ч

е

л

л

и

№2

б

а

р

о

м

е

т

р

п

а

с

к

а

л

ь

л

и

н

е

й

к

а

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

а

р

х

и

м

е

д

в

е

с

ы

т

о

н

о

м

е

т

р

м

е

н

з

у

р

к

а


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока. Обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила».

Слайд 2

Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о давлении твёрдых тел, жидкостей и газов; о силе, действующей на погружённое в жидкость тело; проверить умения обучающихся применять полученные знания при решении заданий ».

Слайд 3

Самостоятельная работа. Ответы: Задание 1. Вариант 1. 1) F ( H ) 2 ) p (П a ) 3) h (м) 4) V (м 3 ) Вариант 2. 1 ) m ( кг ) 2) S ( м 2 ) 3) P (H) 4) ( кг / м 3 )

Слайд 4

Задание 2. Вариант1. m = 3кг 200г S = 7200см 2 ρ = 900 кг/м 3 g = 9,8 Н/кг Вариант 2. F = 430 H p =540 Па h = 20 м V = 1500 м 3

Слайд 5

Задание 3. Вариант 1. 1) p = F/S 2 ) F A = ρ g V т 3 ) S = a b 4) F = g m Вариант 2. 1) р = ρ g h 2) V = a b c 3) P = g m 4 ) m = ρ V

Слайд 6

Задание 4. Вариант 1 . Дано: Решение: V=6 м 3 р =F/S F = P = m g m = ρ V S =1,5 м 2 m = 2600 кг/м 3 x 6 м 3 = 15600 кг g =10 Н/кг F = 15600 кг x 10 Н/кг = 156000 Н ρ =2600 кг/м 3 р = 156000Н/1,5м 2 = 104000 Па Найти: р Ответ: р = 104000 Па

Слайд 7

Задание 4 . Вариант 2 . Дано: Решение: S =0,02 м 2 р = ρ g h F = p S h = 0,8 м g = 10 H /кг p =1000 кг/м 3 x 10Н/кг x 0,8 м=8000 Па ρ = 1000 кг/м 3 F = 8000 Па x 0,02 м 2 = 16 H Найти: р и F Ответ: р = 8000 Па; F = 16 H

Слайд 8

Кроссворды о б ъ ё м п а с к а л ь м е н з у р к а д и н а м о м е т р а р х и м е д в е с ы м а н о м е т р т о р р и ч е л л и б а р о м е т р п а с к а л ь л и н е й к а д и н а м о м е т р а р х и м е д в е с ы т о н о м е т р м е н з у р к а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Электронное учебно – методическое пособие по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов » для учителей физики и учащихся 7 класса;

Электронное учебно-методическое пособие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов".  Большое количество иллюстраций помогут учителю активизировать внимание учащихся, сделать урок более наг...

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Урок по физике в 7 классе "Итоговое занятие по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"

Урок повторения и обобщения по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила"...

Формирование познавательных УУД с использованием интерактивной доски на уроках физики в 7 классе (на примере темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов")

Технологическая карта проектирования учебной ситуации. Задания для интерактивной доски.Обучающиеся повторяют, анализируют, сравнивают и обобщают знания, умение и навыки, полученные при изучении темы:"...

Урок физики в 7 классе. Решение задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (эстафета олимпийского огня)

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»(эстафета олимпийского огня)Цели урока:- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» - формирование  представление...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Контрольная работа на тему: « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ».7 класс.

Контрольная работа на тему: « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов ».7 класс.Контрольные работы взяты из учебно-методического комплекта «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс»: к ...