"Сила трения"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Дудина Ольга Владимировна

Конспект урока по теме "Сила трения", физика 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya_konspekt.docx34 КБ
Файл sila_treniya.pptx1.45 МБ
Файл radatochnyy_material.docx417.45 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Время урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1 мин

Организационная часть

Учитель физики Дудина О.В.: 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На данном уроке мы увидим связь физики и технологии.

Присаживайтесь.

Здравствуйте!

Слушают внимательно учителя.

Присаживаются.

2-3 мин

Актуализация опорных знаний

Давайте вспомним, что такое сила?

И какие силы мы уже знаем?

Сила – это причина изменения скорости тела.

Сила тяжести, сила упругости и вес тела.

27 мин

Формирование новых знаний и умений

А сейчас посмотрим на следующий эксперимент.

Демонстрация: 

  1. Движение бруска №1 по наклонной плоскости.
  2. Движение бруска №2 (наждачная бумага) по наклонной плоскости.

Как мы видим в разных ситуациях тело (брусок) ведет себя по-разному.

Ребята, почему брусок №2 остановился (двигался медленнее), а брусок №1 двигался быстрее?

Раз произошло изменение скорости (тело остановилось – скорость равна 0), значит на брусок действует некоторая сила, которая препятствует движению тела.

Так вот эта сила, которая препятствует движению тела, называется силой трения.

Открываем тетради, записываем число 18 декабря и тема урока «Сила трения. Трение в природе и технике» (Презентация. Слайд 1).

Давайте теперь сформулируем цели урока (Презентация. Слайд 2):

  1. Познакомиться с силой трения.
  2. Выяснить характеристики силы трения.
  3. Выяснить причины возникновения силы трения.
  4. Познакомиться с видами отделки деревянных изделий: шлифовкой, отделкой воском и лакировкой.
  5. Рассмотреть виды сил трения.
  6. Выяснить роль трения в природе и технике.

Давайте теперь сформулируем понятие силы трения.

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого (Презентация. Слайд 3).

Запишите определение в тетрадь.

Мы с вами уже сказали, что сила трения препятствует движению тела. Как вы думаете, куда же направлена сила трения?

Сила трения обозначается:

сила трения

Как и любая сила, измеряется в ньютонах:

А теперь с помощью небольшой работы в парах выясним причины возникновения силы трения.

1 опыт:

Возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и проведите один по другому.

Что вы наблюдаете?

2 опыт:

Возьмите две стеклянные пластины и прижмите их друг к другу. А затем сдвиньте одну пластину по поверхности другой.

Что происходит?

3 опыт:

Капните шприцом 2-3 капли воды на одну пластину и повторите предыдущий опыт.

Почему пластины труднее сдвинуть?

Какие причины возникновения силы трения вы узнали?

Причины возникновения силы трения (Презентация. Слайд 4):

  • шероховатость поверхностей соприкасающихся тел;
  • взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Запишем причины в тетрадь.

И более подробно расскажет про шероховатость и другие виды отделки поверхностей учитель технологии Алексей Евгеньевич.

Учитель технологии Королев А.Е.:

Шлифовка

Все деревянные изделия, кроме выполняемых резьбой, требуют шлифовки. Наждачная или стеклянная шлифовальная шкурка представляет собой бумажную основу с нанесенными на неё мелкими твердыми частицами, образующими абразивную поверхность. Шкурка может иметь различную зернистость.

Шлифовать следует вдоль волокон. Шлифовка поперек волокон  оставляет царапины, которые проявляются ещё больше, когда нанесено отделочное покрытие.

Начинайте шлифовку грубой или средней шкуркой, используя в качестве колодки пробку или деревянный брусок. Затем переходите на более мелкозернистую шкурку и заканчивайте шлифовку самой мелкой шкуркой, от зернистости которой зависит качество отделки.

Восковая отделка

Воск наносится непосредственно на древесину или на слой порозаполнителя. Вы можете брать готовые восковые мастики, но самое красивое покрытие получается при использовании пчелиного воска. 

Разогрейте пчелиный воск с достаточным количеством скипидара до пастообразного состояния. Нанесите состав на поверхность изделия, дайте высохнуть и затем хорошо отполируйте.

Лакировка

Традиционный метод лакировки с использованием шеллака в настоящее время почти не применяется: шеллак заменили современные синтетические лаки. Покрытие из этих лаков прочны и долговечны. В домашних условиях проще всего использовать полиуретановые лаки. Они бывают прозрачными (матовые и глянцевые), а также различных цветов. Лак наносится кистью на поверхность древесины, обработанную шлифовальной шкуркой. Дайте первому слою высохнуть, а затем протрите поверхность мотком тонкой стальной проволоки, которая продается в хозяйственных магазинах. Точно также нанесите еще три или четыре слоя лака.

Когда последний слой лака высохнет, протрите изделие тряпкой, смоченной льняным маслом. Для хорошей полировки наберите на тряпку немного порошка пемзы.

Учитель физики Дудина О.В.:

Проведем физкультминутку: А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело.

А теперь давайте узнаем, какие виды сил трения существуют. Всего видов сил трения три, и вам по картинкам, изображенных на экране, нужно самим подумать и выяснить, какие же виды сил трения существуют (Презентация. Слайд 5).

Работа в группах по 4 ученика:

У каждой группы есть картинки, которые помогут вам выяснить, какие же виды сил трения существуют. Время 2-3 мин.

Виды сил трения:

  1. Сила трения скольжения – это сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого (Презентация. Слайд 6).
  2. Сила трения качения – это сила трения, возникающая когда одно тело катится по поверхности другого (Презентация. Слайд 7).
  3. Сила трения покоя – это сила трения, которая препятствует возникновению движения одного тела по поверхности другого (Презентация. Слайд 8).

Как мы уже с вами выяснили, в природе и технике трение имеет большое значение. Трение может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить, а когда вредно – уменьшить.

И более подробно о роли подшипников расскажет Алексей Евгеньевич (Презентация. Слайд 9).

Учитель технологии Королев А.Е.:

1 докладчик «Происхождение слова «подшипник»»:

Русское слово “подшипник”, судя по названию, образовано от корня “шип” и приставки “под”. То есть подшипник - это нечто расположенное “под шипом”. Вот что говорит на этот счет классический словарь “Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля”, содержащий много старинных и первоначальных значений тех или иных русских слов.

ПОДШИПНЫЙ - то, что под шипом. Подшипник м. в машинах, та часть подушки, на коей лежит шип оси или вала, упорная подкладка, на коей ось обращается.

ШИП - вообще, всякая насаженная, вставленная, припаянная или оттянутая ковкою часть вещи, для вставки в гнездо, для захвата, задержки и пр.

ШИПНИК - м. подшипник или гнездо, куда вкладывается шип оси.

Говоря современным инженерным языком, речь идет о гнезде или втулке, куда вставляется цапфа вала или оси (шип) и там вращается. Первоначально использовались втулки (подшипники скольжения), затем распространились подшипники качения. Однако название осталось, так как подшипник – по-прежнему деталь, которая располагается “под шипом”.

2 докладчик «Подшипник скольжения» (Презентация. Слайд 10):

Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется вкладыш или втулка из антифрикционного материала (часто используются цветные металлы), и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, который позволяет свободно вращаться валу. Для успешной работы подшипника зазор предварительно рассчитывается.

3 докладчик «Подшипник качения» (Презентация. Слайд 11):

Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения, сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба – дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Практическая работа:

Ученику предоставляется измерить штангенциркулем внутренний и внешний диаметр подшипника.

Внимательно смотрят на эксперимент.

Отвечают на вопросы учителя:

Потому что брусок №1 имеет гладкую поверхность, а брусок №2 – нет.

Слушают внимательно учителя.

Открывают тетради, записывают число и тему урока.

Слушают учителя и смотрят на экран.

Формулируют определение силы трения.

Записывают опреление в тетрадь.

Слушают учителя и отвечают и отвечают на вопросы:

Направлена в противоположную сторону движения.

Записывают в тетрадь обозначение и единицу измерения силы трения.

Работа в парах.

Трудно сдвинуть.

Внимательно слушают учителя.

Пластина легко движется по поверхности другой.

Выполняют опыт и отвечают на вопросы учителя:

Потому что возникает притяжение между молекулами воды.

Отвечают на вопрос учителя:

Неровность (шероховатость) поверхностей и притяжение молекул.

Записывают причины возникновения силы трения в тетрадь.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют физкультминутку.

Слушают учителя.

Выполняют работу в группах.

Формулируют виды сил трения.

Записывают определения сил трения.

Слушают учителя, высказывают собственное мнение.

Измеряют размеры подшипников.

5 мин

Закрепление новых знаний и умений. Организация обратной связи

Учитель физики Дудина О.В.:

Ребята, давайте посмотрим на цели урока, которые мы ставили перед собой вначале урока, и проверим, смогли ли мы их сегодня достичь (Презентация. Слайд 12).

Смотрят на экран. Отвечают на вопросы.

2 мин

Сообщение домашнего задания

Домашнее задание (объясняю методику выполнения домашнего задания) (Презентация. Слайд 13):

  1. §30-32 – читать;
  2. написать сочинение по теме «Исчезнувшее трение» или «Мир без трения»;
  3. подготовиться к контрольной работе по теме «Силы».

Записывают домашнее задание в дневники. Понимают методику выполнения домашнего задания.

2 мин

Анализ совместной деятельности учителя и учащихся. Итог урока

Давайте теперь оценим свою работу на уроке.

Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

Я бы хотел …

Отвечают на вопросы учителя.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила трения. Трение в природе и технике

Слайд 2

Цели урока: Познакомиться с силой трения. Выяснить характеристики силы трения. Выяснить причины возникновения силы трения. Познакомиться с видами отделки деревянных изделий: шлифовкой, отделкой воском и лакировкой . Рассмотреть виды сил трения. Выяснить роль трения в природе и технике.

Слайд 3

Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. сила трения

Слайд 4

Причины возникновения силы трения: шероховатость поверхностей соприкасающихся тел; взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Слайд 5

Виды сил трения:

Слайд 6

Виды сил трения: 1. Сила трения скольжения – сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого.

Слайд 7

Виды сил трения: 2. Сила трения качения – сила трения, возникающая когда одно тело катится по поверхности другого.

Слайд 8

Виды сил трения: 3 . Сила трения покоя – сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого.

Слайд 9

Трение в природе и технике

Слайд 10

Подшипник скольжения

Слайд 11

Подшипник качения:

Слайд 12

Цели урока: Познакомиться с силой трения. Выяснить характеристики силы трения. Выяснить причины возникновения силы трения. Познакомиться с видами отделки деревянных изделий: шлифовкой, отделкой воском и лакировкой . Рассмотреть виды сил трения. Выяснить роль трения в природе и технике.

Слайд 13

Домашнее задание: §30-32 – читать; н аписать сочинение по теме «Исчезнувшее трение» или «Мир без трения»; п одготовиться к контрольной работе по теме «Силы».

Слайд 14

Сегодня на уроке Я узнал … Я научился … Мне понравилось … Я бы хотел …



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....