Газовые законы. Решение задач.
план-конспект урока по физике (10 класс)
Цели и задачи урока: Образовательные: Установить зависимость между двумя макроскопическими параметрами газа при неизменном третьем параметром; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Физика Класс: 10
Дата: _____________
Тема: Газовые законы. Решение задач.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, решение задач.
Цели и задачи урока:
Образовательные: Установить зависимость между двумя макроскопическими параметрами газа при неизменном третьем параметром; формировать умение объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса учащихся. Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
Развивающие: Формировать умение самостоятельно добывать знания (изучение газовых законов на основе компьютерных моделей). Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза. Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.
Предметные УУД:
Метапредметные УУД: выполнять задания по образцу; находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.
Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики.
Материально-техническое оснащение урока: учебник, карточки для индивидуальной работы, ТСО.
Демонстрации: показ видео фрагмента – компьютерных технологий.
Ход урока:
- Организационный момент. Эпиграф:
Кто малого не может,
тому и большое невозможно.
М.В. Ломоносов.
- Вступительным мероприятием темы урока будет кратковременная письменная
работа (10 мин)
1 вариант
1. Как изменится давление идеального газа при увеличении температуры и объема газа в 4 раза?
А. Увеличится в 4 раза Б. Уменьшится в 4 раза В. Не изменится
2. В одинаковых сосудах при одинаковой температуре находятся водород (Н2) и углекислый газ (СО2). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки сосуда?
А. Водород в 22 раза Б. Углекислый газ в 22 раза В. Водород в 11 раз
3. Какому процессу соответствует график, изображенный на рисунке 1?
рис.1
А. Изохорному Б. Изобарному В. Изотермическому
4. Во сколько раз изменится давление воздуха в цилиндре (рис. 2), если поршень переместить на l/3 влево?
рис. 2
А. Не изменится. Б. Увеличится в 1,5 раза В. Уменьшится в 1,5 раза
5. Во сколько раз отличается плотность метана (СН4) от плотности кислорода (O2) при одинаковых условиях?
А. Плотность метана в 2 раза меньше
Б. Плотность метана в 2 раза больше
В. Плотность газов одинакова
2 вариант
1. Как изменится давление идеального газа при уменьшении температуры и объема газа в 2 раза?
А. Увеличится в 2 раза Б. Не изменится В. Уменьшится в 2 раза
2. В одинаковых баллонах при одинаковой температуре находятся кислород (O2) и метан (СН4). Массы газов одинаковы. Какой из газов и во сколько раз оказывает большее давление на стенки баллона?
А. Кислород в 2 раза Б. Метан в 2 раза В. Метан в 4 раза
3. Какому процессу соответствует график, изображенный на рис. 1?
рис.1
А. Изохорному Б. Изотермическому В. Изобарному
4. Во сколько раз изменится давление воздуха в цилиндре (рис. 29), если поршень переместить на l/3 вправо?
рис.2
А. Не изменится. Б. Увеличится в 1,33 раза. В. Уменьшится в 1,33 раза
5. До какой температуры при нормальном давлении надо нагреть кислород, чтобы его плотность стала равна плотности азота при нормальных условиях?
А. До 39 °С Б. До 59 °С В. До 29 °С
Взаимопроверка.
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
— Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с газами. В тетрадях, напишем число и тему урока «Газовые законы. Решение задач».
В термодинамике изопроцессами называются такие процессы, которые протекают при неизменно одном из параметров газа. Другими словами изопроцесс это процесс, который протекает при постоянном давлении - изобарный, или процесс который протекает при постоянном объеме - изохорный, или процесс который протекает при постоянной температуре - изотермический. Уравнение описывающий изопроцесс, его закономерности называется газовым законом. Цель нашего урока: познакомится с газовыми законами.
По ходу урока вы будете весь новый материал систематизировать и заносить в таблицу:
Закон | Изопроцесс | Связь между другими параметрами | МКТ-трактовка | График изопроцесса |
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
1. Объясните для чего, перед использованием медицинской банки внутрь ее вносят горящий, смоченный спиртом, ватный тампон? (В результате нагревания давление внутри банки увеличивается, а в приложенной к телу остывающей медицинской банке давлении воздуха становится меньше атмосферного и поэтому нагретая медицинская банка «присасывается» к телу согласно закону Шарля.)
2. Решить задачи
Задача 1. Во сколько раз изменится давление газа в цилиндре, если его объем уменьшить, продвинув поршень на высоты цилиндра? Температура газа не меняется.
Так как температура неизменна, то запишем закон Бойля-Мариотта:
Объем газа уменьшился:
Тогда:
Тогда
Ответ: давление возрастет в 1,5 раза.
Задача 2. Идеальный газ расширяют изотермически так, что объем газа изменяется в раза, а давление – на атм. Найти начальное давление газа.
Так как температура не меняется, то запишем закон Бойля-Мариотта:
Объем газа увеличивается:
Если объем увеличивается, то давление, очевидно, падает:
Тогда
Подставим числа:
Ответ: 7 атм.
Задача 3. При давлении Па идеальный газ занимает объем л. В результате изотермического расширения его объем увеличился на л, а концентрация молекул стала равной м, При какой температуре протекал этот процесс?
Объем газа увеличивается:
Согласно уравнению состояния идеального газа можем записать:
Подставим числа:
Или, выражая в градусах Цельсия, C.
Ответ: C.
- Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вам не понравилось на уроке?
- Изменилось ли ваше настроение после этого урока: настроение улучшилось? ухудшилось?
- Домашнее задание. Изучить § 65 решить задачи 1,2 стр.220
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-256122-1370371188.jpg)
Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"
В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435228-1397139258.png)
Разработка урока: Решение задач по теме "Газовые законы"
В разработке урока присутствует повторение темы "Газовые законы". Рассматривается решение качественных и экспериментальных задач. экспериментальные задачи сопровождаются проведением простых опытов с и...
презентация к уроку по теме «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»
«Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-385442-1390389264.jpg)
Алгоритм решения задач по теме "уравнение состояния.Газовые законы."
презентация к уроку физики 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809144-1472374461.jpg)
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Алгоритмы решения задач на газовые законы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1193875-1574975005.jpg)
Алгоритм решения качественных задач на газовые законы
Алгоритм решения качественных задач на газовые законы. Решение графических задач на газовые законы рассмотрено в данной презентации достаточно подробно и пошагово, что даст возможность учащимся не зап...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-1454184-1675099157.jpg)
Презентация к уроку 10 класса по теме Решение задач Газовые законы
В презентации дано построение графиков изопроцессов и разобраны графические решения нескольких задач ...