Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и компьютерное тестирование. Некоторые из задач выполнялись с помощью интерактивной доски.
Анимационные технологии особенно впечатляют, если речь идет о процессах в микромире. Мультипликации, графики, таблицы, диаграммы, траектории движения позволяют наглядно изобразить то, что в курсе физики существует лишь в виде абстрактных понятий.
Кроме того, при разработке урока я использовала презентационные технологии. Мною была составлена презентация урока, а так же с целью развития творческих способностей на уроке учащимся было предложено выполнить презентацию в виде выпуска электронного журнала. Причем такая самостоятельная деятельность может быть индивидуальной, парной, групповой. При подготовке презентации учащиеся использовали ресурсы Интернет , которые дают возможность самостоятельно добывать новые знания.
С целью контроля знаний по изученной теме, я применила компьютерное тестирование. Особенно ребятам понравилось выполнять тесты, потому что контроль осуществлялся немедленно и была возможность исправить ошибки.
Материалы данной работы были успешно апробированы.
Предлагаемый материал будет интересен учителям .Он поможет найти новые подходы в преподавании физики, облегчить свой труд, сделать процесс обучения увлекательным и стимулировать интерес учащихся к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 344.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Решение задач на уравнение Менделеева–Клапейрона и газовые законы».
На то и ум, чтобы
достичь, чего хочешь.
М. Достоевский.
Цель: подвести учащихся к осознанию необходимости диагностики уровня усвоения материала с целью устранения ошибок и пробелов в процессе решения задач, а так же качественной подготовки к ЕГЭ.
Задачи:
обучающая:
- систематизировать ранее полученные знания;
- закрепить знания формул и понятий по данной теме;
- научить применять знания к различным теоретическим и практическим заданиям;
- формировать умение работы с компьютером.
- научить строить график изопроцесса на компьютере.
- закрепить навыки работы с формулой по нахождению неизвестного.
развивающая:
- развивать умение работать со сводными таблицами, схемами, бланками для ответов.
- развить следующих компоненты мышления – целостность восприятия, способность оценивать, анализировать, классифицировать
воспитывающая:
- формирование чувства уверенности в себе;
- создание ситуации успешности;
- формирование умения самооценки.
- воспитание личностных сторон ученика – познавательную и коммуникативную,
- воспитание деловых умений работы в группе, эмоциональность
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска.
Тип урока: урок- закрепление
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя
На этом уроке мы повторим темы «Уравнение Менделеева- Клапейрона. Газовые законы», решим тест, качественные и расчетные задачи, построим график изопроцесса. Многие задания будем выполнять с помощью компьютерной программы Microsoft Office Excel, а группа учащихся, которая получит задание создать презентацию журнала «Занимательная МКТ», будет работать с программой Роwer Point. (2-е учащихся получают материал для создания презентации журнала, а так же доступ к ресурсам интернет и приступают к работе)
Согласитесь! Мир удивителен и многообразен. Еще с древних времен люди пытались представить его в воображении, на основании фактов, полученных в результате наблюдений или опытов. Сегодня мы с вами вслед за учеными сделаем попытку еще раз заглянуть в него.
Из истории молекулярно-кинетической теории
Сообщения учащихся.
1.Место и роль МКТ в науке.
Молекулярно-кинетическую теорию можно назвать наукой про молекулы. МКТ – одна из основных и ведущих научных теорий естественных наук. Значение этой теории для науки американский ученый Фейман оценил такими словами: «Если бы в результате какой-нибудь всемирной катастрофы все научные знания были бы уничтожены и до будущих поколений дошла бы только одна фраза, то какое утверждение, что состоит из наименьшего числа слов принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это атомная гипотеза – все тела состоят из атомов- маленьких частиц, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются на небольших расстояниях или отталкиваются, если одно присоединить к другому.»
Данная гипотеза является фундаментом МКТ. 2500 лет назад в Др.Греции зародилась эта атомическая гипотеза, ее авторами являются Левкипп и Демокрит из Абдеры. Большой вклад в теорию внес в 18 в. выдающийся русский ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов, рассматривая тепловые явления, как результат движения частиц, образующих тела.
Теория была окончательно сформулирована в19 в. в трудах Европейских ученых.
2.Значение молекул в жизни человека.
Нам известно, что все тела состоят из частиц: молекул и атомов. А задумывались ли мы над тем, какую роль в жизни человека играют молекулы? Мы едим, пьем молекулы, спим на них, укрываемся ими, одеваем и обуваем их. Все вещи какими мы пользуемся – это тоже молекулы. А знаете ли вы, что молекулы бывают и сладкие, и горькие, и кислые, и соленые? А знаете ли вы, что существуют молекулы разных запахов и цветов? Вот вам и молекулы!
3.Сочинение-миниатюра «Породнились навеки».
Утро обычного рабочего дня вступило в свои права. Молекулы лениво двигались в разные стороны, помня старую заповедь: «Будь всегда в вечном движении!» Нелегкая судьба: ни часа, ни минуты отдыха. Покой мог только сниться. Нет, что не говори, им не позавидуешь. Двигаются без цели, да еще часто сталкиваются одна с другой… А столкнувшись , словно ошпаренные, разлетаются в разных направлениях, чтобы через мгновение столкнуться снова. И чего только не стерпишь ради вечного движения!
И вдруг чужие, непохожие молекулы появились в воде. Они так и пытались проникнуть в каждую щель между молекулами воды, и им это удавалось. Работали они спокойно, даже торжественно. Сталкиваясь с хозяевами, чужаки интеллигентно извинялись, словно говорили: «Не наша в том вина, таковы законы природы». Такая галантность и доброжелательность понравилась молекулам воды. Они прониклись уважением до непрошенных гостей и дружно пошли им навстречу… Не беда, что цвет воды сменился – зато жизнь отныне стала содержательней. Вода подружилась с молекулами медного купороса. Так произошла диффузия.
2.Повторение опорных знаний.
а) Проверка усвоения основных понятий по данной теме.
Для начала, проверим усвоение базовых понятий по данной теме:
Здесь представлены основные термины данного блока, которые мы сегодня неоднократно будем использовать. (Слайд 1)
Основные положения МКТ и их опытные обоснования
Идеальный газ Макропараметры Изопроцесс
Изобара Газовые законы Давление газа
б) Проверка основных формул данного блока:
Формулы: назвать неизвестную физическую величину и саму формулу.
Р=□КТ Р V= □RT T= 273+ □
Р= □n ЕК Р= 1/3 mo n□ V=
в) Повторение газовых законов.
Заполнить таблицу газовых законов. (На интерактивной доске)
Процесс | Автор закона | Математическое выражение закона | График изменения макроскопических параметров. | Постоянный параметр |
Шарль | V=const | |||
Изотермический |
3.Решение задач.
ЗАДАЧА №1.
Из предложенных графиков разобрать графики по изопроцессам. Подписать недостающие параметры у осей координат в последнем ряду.
ЗАДАЧА №2.
Используя уравнение Менделеева-Клайперона, установить, какой из двух графиков, построенных для данной массы идеального газа, относится к газу с меньшей массой.
РЕШЕНИЕ:
PV= m/ MRT
PAV1 =m1/M RT PBV1 =m2/MRT
m1/m2 =PA/PB т. К. PA< PB
m1
ЗАДАЧА №3.
Определите недостающие параметры.
Это задание выполняется на компьютере.
Решите задачу. Ответы занесите в таблицу. Расчеты можете выполнить с помощью программы Microsoft Office Excel.
? | 0,81 | 250 | ||
3,4 | ? | 0,4 | 180 | |
0,5 | ? | 390 |
Вопрос учителя . Какое уравнение связывает макроскопические параметры данной массы газа?
ЗАДАЧА №4.
Постройте изотерму для 2г водорода при температуре 273К в координатах p, V.
Решим следующую задачу на построение графика изопроцесса с помощью компьютера. Исходные данные получим, решая задачу на доске, введем их в программу Microsoft Office Excel, получим график.
Ученик выходит к доске, решает задачу, получая исходные значения для построения графика
P= 2269/V
Учитель поясняет дальнейшие действия, которые необходимо произвести для получения на экране компьютера графика изотермического процесса в заданных осях.
Учащиеся вносят в таблицу значение объема 1; 1,5 и т.д.; значение полученного коэффициента 2269. Получают значения для давления. Выбирают команду для построения графика, на экране компьютера получают изотерму в заданных осях p, V.
ЗАДАЧА №5.
Используя описание процессов, получить рисунок в координатах P(T)
РЕШЕНИЕ:
1-2: изобарное охлаждение
2-3: изотермическое расширение
3-4: изобарное нагревание
4-5:
изотермическое расширение
5-6:
изобарное охлаждение, если Т1=Т4=Т5 Т2=Т3=Т6
Р1=Р2 Р5=Р6 Р3=Р4
Заключение: каждая линия на графике – это маленькая история из жизни идеального газа. Ее можно написать словами, а можно изобразить графически.
4. Закрепление
а) Самостоятельная работа. Решение проверочного теста.
Содержание теста
Вариант №1
1.Какое примерно значение температуры по абсолютной шкале соответствует температуре 270 С по шкале Цельсия?
а)327К в)273К
б)300К г)246К
2.Как называется процесс изменения состояния при постоянном объеме?
а)изотермический в)изобарный
б)изохорный г)адиабатный
3.Какие два процесса изменения состояния газа представлены на графиках рисунка 1?
Р ,Па Р,П а
1 2
0 0
Т,К V, м3
а) 1 и 2 -изотермический в) 1 и 2-изобарный
б) 1 и 2 -изохорный г) 1-изобарный, 2-изотермический
4.Если атомы расположены вплотную друг к другу, упорядоченно и образуют периодически повторяющуюся структуру, то в каком состоянии находится вещество?
а) в жидком в)в газообразном
б) в аморфном г)в кристаллическом
5.Как нужно изменить объем газа для того, чтобы при постоянной температуре его давление увеличилось в 4 раза?
а)увеличить в 2 раза в)уменьшить в 2 раза
б)увеличить в 4 раза г)уменьшить в 4 раза
Вариант №2
1.Какое примерно значение температуры по шкале Цельсия соответствует температуре 200К по абсолютной шкале?
а)3270С в)730 С
б)300С г)-730 С
2.Как называется процесс изменения состояния при постоянном давлении?
а)изотермический в)изобарный
б)изохорный г)адиабатный
3.Какие два процесса изменения состояния газа представлены на графиках рисунка 1?
Р ,па
V ,м3
0 0
Т,с Т,с
а) 1 и 2 -изотермический в) 1 и 2-изобарный
б) 1 и 2 -изохорный г) 1-изобарный, 2-изотермический
4.Если атомы расположены вплотную друг к другу, но свободно смещаются друг относительно друга и не образуют периодически повторяющуюся внутреннюю структуру, то в каком состоянии находится вещество?
а) в жидком в)в газообразном
б) в аморфном г)в кристаллическом
5.Как нужно изменить объем газа для того, чтобы при постоянной температуре его давление уменьшилось в 4 раза?
а)увеличить в 2 раза в)уменьшить в 2 раза
б)увеличить в 4 раза г)уменьшить в 4 раза
б) Просмотр презентации журнала «Занимательная МКТ» (приложение№1)
в) Д/з:
На отдельных листах для всех учащихся раздается ряд заданий.
На эти задания следует дать ответ в численном виде.
« Таблица задач».
Найти | Условие | Формула | Ответ |
Т2 | T1=325k P1= 2·105 Па Р2= 2,5·105Па V=const | ||
+t | Т= 573 k | ||
Ек | T= 380 k | ||
Т=const | |||
Р2 | T=const P1=105 V1=0,2 л V2= 130 см3 | ||
ρ | О2 Т=320 k P=4·105 Па | ||
V | Р=105 Па t=270C ν=3,61·103моль |
г) Выставление оценок учащимся
д) Рефлексия
Заключительное слово учителя:
Сегодняшний наш урок мне хотелось бы закончить словами поэта Ефимовского , который про взгляды Демокрита на строение вещества сказал так:
Можно плыть по реке,
И парить в облаках,
И шагать по земле,
Увязая в песках.
Но сгущается пар,
Застывает река
И твердейшая бронза
Порою мягка.
Птица в небе парит,
и в песок упадет,
И травой прорастет –
Рассуждал Демокрит.
Видно чем-то похожа
На камень вода.
И в далеком родстве
Светлячок и звезда.
Что все это роднит:
Облака и гранит,
Сложен мир. «Сложен мир из мельчайших частиц»-
Так считал древний грек Демокрит.
На этой ноте нам хотелось бы закончить урок и поблагодарить вас ребята за активное участие.
КОНЕЦ
Список литературы и использованных материалов.
- Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н. Н.
Физика (базовый и профильный уровни).
Учебник для 10 класса средней школы.
2-е изд., М., Просвещение,2009г.
- festival.1september.ru/articles/211482/
- http://av-physics.narod.ru/
- msosh-1.edusite.ru/DswMedia/slovauchitelya.doc
- ppt4web.ru›…osnovy-molekuljarnokineticheskojj…
- prezentaciya-na-temu.ru›…molekuljarno…teorii…mkt…
- Рымкевич А. П. Задачник по физике 10–11 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика+информатика по теме «Механическая работа. Мощность» в 7 классе
Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7 классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текст...
Интегрированный урок (физика+информатика) "Влажность воздуха"
Урок построени по классической модели интегрированных уроков с использованием элементов технологии "Критическое мышление"...
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...
Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале"
Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале" Современный уровень образовательного процесса предполагает широкое применение компьютерных...
Физика. Презентация к уроку "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона"
Этот урок позволяет сравнить подходы решения задач на уравнение Менделеева- Клапейрона с точки зрения физики и химии....
Разработка интегрированного урока физика + информатика "Сила упругости. Закон Гука" 10 класс
Разработка интегрированного урока физика-информатика, с элементами работы в электронном приложении "Лабораторные работы по физике", в программе Powerpoint, а так же с использованием системы ...
Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»
Цель написания методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...