Урок физики в 7 классе Плавание судов
методическая разработка по физике (7 класс)
Урок физики в 7 классе Плавание судов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse_plavanie_sudov.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – соревнование на тему «Плавание судов. Воздухоплавание»
Цели урока:
продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов,
ознакомить школьников с видами судов и их применением;
совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа;
продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению
интереса к книгам по физике.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на
погруженные в них тела;
- Понимать смысл понятий: Осадка, Ватерлиния, Водоизмещение, Грузоподъёмность;
- Уметь объяснять плавание судов;
- Сформировать знания обучающихся об условиях плавания тел в жидкости на уровне
понимания и применения, с использованием логики научного познания
2. Развивающие:
- развить навыки обрабатывать и представлять информацию в разных формах (словесно,
рисунков и структурных схем);
- развить умения сравнивать, анализировать и обобщать факты;
- развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий;
- развить навыки использования информационных технологий и различных источников
информации
- расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;
3. Воспитательные:
- Воспитание умения слушать и быть услышанным.
- воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
. Тип урока: Комбинированный
На этом уроке соревнуются две команды: «Мореплаватели» и « Воздухоплаватели». Каждая делится на три группы: теоретиков, историков и экспериментаторов. Команды получают заранее задания: команда «Мореплаватели» - по теме «Плавание судов», команды « Воздухоплаватели» - по теме «Воздухоплавание». Группы делают следующее:
теоретики кратко и доходчиво излагает теорию вопроса (материал из учебника) объясняют решение одной задачи по теме;
историки готовят сообщение о развитие отрасли (судостроение или дирижаблестроения );
экспериментаторы ставят опыты-демонстрации экспериментальные задачи .
Урок начинает словами учителя: «Ребята, нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Мы изучали условия плаванье тел. Чему же посвящен будет сегодняшний урок? Ответ на этот вопрос получим, решив физический кроссворд «Единицы измерения» (в выделенном столбце прочтем нужное слово).
Вопросы к кроссворду (по горизонтали):
1 – единица измерения давления; паскаль
2 – единица измерения массы; килограмм
3 – единица измерения массы; тонна
4 – единица измерения площади; квадратный метр
5 – единица измерения времени; час
6- единица измерения силы; ньютон
7- единица измерения объема; литр
8- единица измерения длины. метр
Представители двух команд заполняют сетки кроссворда, которые заранее начерчены на доске отдельно для каждой команды. По вертикали в выделенном столбике они читают слово «Плавание». Команда, первая заполнившая сетку, получает право первой начинать каждый конкурс.
Пока заполняются клетки кроссворда, между другими представителями команд проводится конкурс.
Первый конкурс - «Повторение»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Как рассчитать выталкивающую силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
- По какой формуле вычисляют силу тяжести?
- При каком условии тело тонет?
- Когда тело всплывает?
- Что нужно, чтобы тело плавало внутри жидкости?
- Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело, при полном и частичном его погружении в жидкость? Ответ обоснуйте.
В этом конкурсе побеждает команда, ответившая на большее число вопросов.
Второй конкурс – конкурс теоретиков.
Команда «Мореплаватели» излагает содержание параграфа из учебника «Плаванье судов», объясняя причину плаванья, а также содержание понятий; осадки ватерлиния, водоизмещение грузоподъемность ; решает задачу №3 из упражнение 34.Команда « Воздухоплаватели» говорит, основываясь на параграфе учебника « Воздухоплаватели». о физических основах полета воздушных шаров, наполняемых нагретым воздухом или водородом, гелием ; вводит понятие «подъёмная сила», приводит в качестве примера задачу. Жюри подводит итоги конкурса.
Третий конкурс – конкурс историков.
«Мореплаватели» говорят, как совершенствовалось судостроение, сопровождая свой рассказ иллюстрациями. Вот его краткое содержание.
Первое средство передвижения людей по воде – обломки деревьев; потом появились плоты, челны – бревна с выдолбленным углублением, в котором помещался человек. Постепенно люди научились строить суда, собирая их из отдельных частей, делая каркас и обшивку. Первоначально челны и плоты передвигались с помощью шестов и весел. Затем примерно за 3000 лет до н.э., появился парус. В ХIХ в. самые быстроходные парусники перевозили чай из Китая и шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч. Рекорд скорости показало судно «Катти Сарк»: оно шло со скоростью 39 км/ч; этот рекорд не побит до сих пор ни одним из парусных судов.
Парусные суда были заменены судами с паровыми машинами. Первый речной пароход «Клермонт» построен в США в 1815 г. Судовой паровой котел с высокой трубой топили дровами. В 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно – танкер «Вандал». В ХХ в.на военных кораблях появились двигатели, работавшие от пара, созданного при участии ядерного реактора. первое гражданское судно такого типа – атомный ледокол «Ленин» - начало работать в Арктике с 1959 г. Ныне судно – это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (обычные суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке).
«Воздухоплаватели» рассказывают примерно о следующем. Не одна тысяча лет прошла с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые ее удалось преодолеть с помощью нагретого воздуха. Шар надули горячим дымом и называли монгольфьером по имени его изобретателей – французов братьев Жозефа и Этьена Монгольфье. Летом 1783 г. такой воздушный шар с первыми пассажирами (бараном и петухом) поднялся в воздух. Убедившись, что полеты безопасны, на монгольфьере поднялись и люди. Первый такой полет совершен в ноябре 1783 г.
Монгольфьеры имели недостаток: они быстро опускались, т.к. воздух в них остывал. Использовались они лишь для развлекательных полетов. Для военных и научных целей применяли воздушные шары, наполняемые водородом или гелием. Для наблюдения солнечного затмения в 1887 г. на таком шаре совершил полет русский ученый Д.И.Менделеев. В наше время все летательные аппараты легче воздуха называют аэростатами. В 30-е годы было построено несколько аэростатов для исследования верхних слоев атмосферы – их называли стратостатами. гондола стратостата делалась герметичной, чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода. Стратостаты достигали высоты свыше 20 км. Недостаток аэростата: он летит туда, куда его гонит поток воздуха.
На смену неуправляемым аэростатам пришли управляемые аппараты – дирижабли. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран использовались аэростаты, связанные с земной поверхностью прочным стальным тросом. Они играли роль подвижных наблюдательных пунктов, подвесок радиоантенн, воздушных заграждений, мешающих полету авиации противника. Американские заводы выпускали учебные, учебно-патрульные и боевые дирижабли, которые оснащались радарами, пушками и бомбами. Самые крупные из них имели объем 18 400 м3. В 50-х годах были спроектированы и построены еще более крупные воздушные корабли: объемом 43 000 м3.
Современные воздушные шары используются в рекламных целях, дирижабли – для аэрофотосъемок.
Четвертый конкурс – турнир смекалистых
Вопросы для «мореплавателей».
- В гавани во время прилива стоит судно, с которого в море опускается лесенка. Ученик, желая определить скорость подъема воды, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 ч. Получит ли он нужный результат? (Ответ: положение корабля относительно воды не меняется. Поэтому метод ученика нужного результата не даст.)
- Почему пустая надувная лодка имеет малую осадку? (Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды; вес оболочки лодки также невелик.)
Вопросы для «воздухоплавателей».
- Дирижабль наполняют легким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух? (Ответ: выкачивать воздух из оболочки нельзя, так кА огромная сила, создаваемая внешним атмосферным давлением, легко раздавит дирижабль.)
- Почему подъемная сила стратостата зависит от времени суток и днем имеет наибольшее значение? (Ответ: солнечные лучи нагревают газ, заполняющий его оболочку; он увеличивается в объеме, поэтому подъемная сила возрастает.)
Пятый конкурс – «Экологический пост»
Задания. Охарактеризуйте отрицательную экологическую ситуацию, создаваемую использованием «вашего» вида транспорта.
Назовите экологически чистые транспортные средства.
(О т в е т «мореплавателей». Водный транспорт выбрасывает в воздух отходы отработанного топлива и загрязняет воду. Нефть, попавшая в море, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется нефтяная пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и атмосферой; тем самым нарушается нормальная жизнь обитателей моря.
Экологически чистые водные транспортные средства – плоты и парусные суда.
О т в е т «воздухоплавателей». Традиционный воздушный транспорт отрицательно влияет на экологическую ситуацию потому, что загрязняет воздух продуктами сгорания топлива, создает шум, расходует кислород.
Экологически чистыми воздушными транспортными средствами можно считать аэростаты и дирижабли.)
Шестой конкурс – турнир экспериментаторов и конструкторов
«Мореплаватели» изготовили самодельны ареометр по описанию в учебнике и демонстрируют его применение для измерения плотности жидкости. Затем они задают вопрос своим оппонентам: «Можно ли пользоваться земными ареометрами на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле?» (Ответ: да.)
«Воздухоплаватели» показывают зависимость выталкивающей силы, действующей на бумажный колпак, находящийся в воздухе, от температуры воздуха. (Колпак уравновешивают гирькой, которая подвешена на нити, перекинутой через блок. Под колпак подносят зажженную спиртовку.) Затем предлагают соперникам ответить на вопрос-проблему, которую решали специалисты в действительности: «Внутрь кабины высотного аэростата необходимо ввести конец веревки от клапана, через которой осуществляется наполнение стратостата газом. Как следует устроить этот ввод, имея в виду, что воздух не должен быть выпущен в окружающую разреженную среду?» (Ответ: для ввода веревки в гондолу было придумано следующее приспособление: внутрь кабины поместили сифонную трубку, длинное колено которой сообщалось с наружным пространством; в трубку налили ртуть и через нее пропустили веревку. Так как давление внутри кабины не может превышать наружного больше, чем на 760 мм рт.ст.; то уровень ртути в длинном колене будет возвышаться над уровнем в коротком не более чем на 76 см, т.е. канал, по которому скользит веревка, все время закупорен ртутью).
Седьмой конкурс – конкурс любознательных
Участники обеих команд по очереди знакомят друг друга с книгами и статьями , которые они читали по своей теме. Цель: как можно интереснее рассказать об этом.
Заключительная часть – подведение итогов соревнования
На этом этапе учитывается активность всех членов команд, иллюстративный материал, который подготовлен учащимися к данному уроку, умение строить рассказ, быстро отвечать на вопросы. Члены команды-победительницы получают оценку «отлично».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по физике в 7 классе "Плавание судов"
Предмет: физика Краткая аннотация урока: - Класс, профиль: 7 класс, общеобразовательный - Тема: «Плавание судов» - Тип урока: изучение нового материала - Ожидаемые результаты: освоение у...
Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"
Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...
Открытый урок по физике 7 класс. Плавание тел
Открытый урок по физике...
Урок физики по теме: "Плавание тел. Условия плавания тел".
Изучения темы "Плавание тел. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организован...
Урок в 7 классе "Плавание судов"
Папка содержит разрабоку урока и презентацию к уроку...
План урока физика 7 класс "Плавание судов. Воздухоплавание"
Плавание судов. Воздухоплавание...
Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»
Урок физики был проведён в 7 классе, базовый учебник А.В. Перышкин .Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление...