Межпредметные связи в процессе преподавания курса общей физики в СПО
методическая разработка по физике

Смирнова Галина Сергеевна

Роль...значение...виды межпредметных связей в процессе преподавания купса общей физики в СПО...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah_fiziki_i_himii.docx956.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

“Методика осуществления межпредметных связей

в процессе преподавания курса общей физики в системе среднего профессионального образования.”

Преподаватель физики ГБПОУ “ВТПСТ”

СМИРНОВА  Г.С.

г.Воронеж – 2022 год.

  1. Вступление
  2. К вопросу формирования межпредметных связей при изучении курса общей физики в системе СПО.
  3. Межпредметные связи в преподовании курса общей физики в системе СПО.
  4. Значение межпредметных связей в процессе преподавания в СПО.
  5. Вывода по рассматриваемой теме.
  6. Литература и источники.

I. ВСТУПЛЕНИЕ.

                 Проблеме межпредметных связей в педагогической науке всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между предметами говорится в трудах таких выдающихся педагогов XVII-XIX веков как Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци, а также в трудах русских просветителей XIX-XX веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского, К.Д.Ушинского.

                   Новая волна интереса к проблематике межпредметных связей, появившаяся в 60-х годах двадцатого столетия, не спадает и в наше время. Связь между предметами – одно из основных требований дидактики среднего профессионально-технического образования. Единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования обеспечивается прежде всего на основе реализации принципа межпредметных связей

                    В современной системе наук четко наметился процесс взаимного проникновения и связи между науками. Это полностью объективный процесс, который обусловлен единством окружающего мира. Развиваясь, каждая наука не только углубляет свои знания о природе, но и расширяет границы своих исследований.  

                   Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физике в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые ставятся перед школьным курсом физики. Физика – наука о природе. Знание её законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам, а в свою очередь эти предметы ее обогащают. 

                     В настоящее время важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это  является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. 

                   Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов мета предметности,  как условия достижения высокого качества образования. Мета  предметный  подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и мета деятельности.  

                       Мета предметные  результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. Чтобы обеспечить целостное представление о структуре и организации материи, о качественных изменениях при переходе от одного уровня развития к другому и от физических или химических явлений - к биологическим, необходимо осуществлять в преподавании межпредметные связи.

                           Межпредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Связи с химией, биологией, географией, астрономией могут способствовать более глубокому и качественному усвоению физики. Межпредметные связи - это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.

Межпредметные связи обеспечивают:

- согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их         взаимной поддержки;

- обоснованную последовательность в формировании понятий;

- единство требований к знаниям, умениям и навыкам;

- использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;

- показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);

- раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;

- подготовку учеников к овладению современными технологиями.

Классификация межпредметных связей

Хронологические связи обеспечивают согласованное преподавание предметов во времени в соответствии с потребностями каждого учебного предмета.

Информационные связи проявляются в единстве трактовки понятий, фактов положений, которые рассматриваются при изучении разных предметов.

              использование знаний, полученных при изучении других дисциплин;

              выполнение комплексных экспериментальных работ;

              проведение комплексных экскурсий;

              обобщающее повторение.

                  Фактически трудно найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения физики. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его, в работу позволяет существенно улучшить учебный процесс из физики.

        C:\Users\GENA\Downloads\img5.jpg

        

II. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ В СИСТЕМЕ СПО

                     Тема межпредметных связей не нова, но именно в связи с введением ФГОС нового поколения она стала особенно актуальной. В структуре ОПОП специальностей СПО и профессий НПО одним из основных элементов является профессиональные модули, состоящий из нескольких междисциплинарных курсов (МДК). МДК включает фрагменты различных учебных дисциплин, которые отобраны с целью формирования профессиональных компетенций (одной или нескольких). Положительные стороны использования межпредметных связей очевидны, не стоит все их перечислять.

                       Но главный плюс заключается в том, что они дают целостное восприятие учебного материала и как следствие – формируется интегрированный образовательный результат, который проявляется 148 в успешном выполнении трудовых (профессиональных) действиях, а не в сумме отдельных (разрозненных) знаний и умений.       В системе ФГОС реализация межпредметных связей реализуется и для общеобразовательных дисциплин. Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения – природу. Все вместе предметы естественнонаучного цикла – физика, химия, биология, география, астрономия – рассматривают разные составляющие природы, что в конце концов приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например, закона сохранения энергии.

                      По мере познания этих наук, учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку большие возможности жить в гармонии с миром природы, учиться управлять этим миром и сохранять окружающую среду. В природе физические, химические и биологические явления органически взаимосвязаны. В науке и производственных условиях человек сознательно комбинирует их в зависимости от заданной цели.

                         В учебном процессе эти явления изучаются раздельно, т.е. искусственно разрываются их связи, нарушая не только логику предмета, но и время усвоения тех или иных понятий и закономерностей. Чтобы обеспечить целостное представление о структуре и организации материи, о качественных изменениях при переходе от одного уровня развития к другому и от физических или химических явлений – к биологическим необходимо осуществлять в преподавании межпредметные связи.

                           Работа в профессиональном учебном заведении позволяет реализовать межпредметные связи физики и специальных дисциплин (товароведения, организации коммерческой деятельности, технологии розничной торговли, санитарии и гигиены). Такие связи способствуют выработке умений применять свои знания в разных ситуациях, помогают изучать явления с разных сторон и в разных аспектах, то есть способствуют формированию критического мышления.

                           Убежденности во всеобщей связи явлений и их обусловленности, убеждают в пользе знаний, расширяют кругозор учащихся. Рассмотрим некоторые конкретные примеры использования межпредметных связей на уроках физики при подготовке учащихся СПО по конкретным специальностям. При изучении свойств кристаллических и аморфных тел полезно спросить учащихся удобно ли в квартире иметь стеклянный стол.

                             Здесь можно остановиться на практичности и на удобстве. Современные столы делают из специальных видов жаропрочного стекла, которое очень прочное, но может и разбиться, при этом разбивается на очень маленькие кусочки, чтобы крупные осколки не поранили человека. Обучающиеся должны сами сделать вывод: что важнее – мода или безопасность.

                               При изучении напряженности электрического поля преподаватель объясняет, что внутри металлического каркаса электрического поля нет. Есть люди, которые боятся электрического поля, они защищают себя, сооружая даже в квартирах металлические «клетки», а есть и такие, кто присоединяет себя на ночь цепью к батарее, чтобы избыточный заряд ушел в землю.

                                 И такие  примеры нужно приводить на уроках, их объяснение способствует развитию критического мышления. Изучение закона Ома для замкнутой цепи позволяет преподавателю объяснить суть короткого замыкания, при котором сопротивление нагрузки уменьшается, а ток в цепи возрастает, это приводит к перегреву изоляции проводов и возникновению пожаров.

                                   Необходимо говорить об электробезопасности проводки, о том, какие должны быть пробки в квартире, как нужно подключать новые мощные электроприборы – стиральную машину и т.д. Можно зачитать из газет случаи возникновения пожаров из-за использования некачественных пробок, пакетников, «жучков».

                                     При изучении электрического тока в газах преподаватель рассказывает о молнии, ее природе, опасности для человека и промышленных объектов. На уроке обязательно записываются правила поведения в грозу – нельзя стоять или располагать палатку около одиноко стоящего дерева, нельзя находиться в воде, нельзя оставаться на возвышении, нужно прятаться в низинах; в сельской местности обязательно отключать телефон, антенну, электричество.

                                       Здесь необходимо подчеркнуть, что именно знания физики помогают защитить себя и близких от беды.

                      Ш.   МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА       ОБЩЕЙФИЗИКИ В СИСТЕМЕ  СПО.

                                      Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения - природу. Все вместе предметы естественнонаучного цикла - физика, химия, биология, география, астрономия - рассматривают разные составляющие природы, что в конце концов приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например закона сохранения энергии.

                                       По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку большие возможности жить в гармонии с миром природы, учиться управлять этим миром и сохранять окружающую среду.
                                     В природе физические, химические и биологические явления органически взаимосвязаны. В науке и производственных условиях человек сознательно комбинирует их в зависимости от заданной цели. В учебном процессе эти явления изучаются раздельно, т.е. искусственно разрываются их связи, нарушая не только логику предмета, но и время усвоения тех или иных понятий и закономерностей.

                                      Чтобы обеспечить целостное представление о структуре и организации материи, о качественных изменениях при переходе от одного уровня развития к другому и от физических или химических явлений - к биологическим необходимо осуществлять в преподавании межпредметные связи.
                                     Межпредметные связи могут иметь разные цели и выполнять разные задачи. Связи с химией, биологией, географией, астрономией могут способствовать более глубокому и качественному усвоению физики.
Межпредметные связи с литературой, историей, искусством, музыкой можно использовать для создания на уроке эмоциональной атмосферы и развития образного мышления.
                                    Работа в среднем  профессиональном учебном заведении позволяет реализовать межпредметные связи физики и специальных дисциплин (товароведения, организации коммерческой деятельности, технологии розничной торговли, санитарии и гигиены). Такие связи 
способствуют выработке умений применять свои знания в разных ситуациях, помогают изучать явления с разных сторон и в разных аспектах, то есть способствуют формированию критического мышления. Убежденности во всеобщей связи явлений и их обусловленности, убеждают в пользе знаний, расширяют кругозор учащихся.

                  Естественные науки – не самые простые для усвоения и понимания. Какая задача стоит перед преподавателями физики в техникумах и колледжах современной России? Удачное выполнение лабораторных работ или же контрольная по физике на отлично – далеко не всё, чему должны научиться студенты за время обучения. Курс физики в средних учебных заведениях предполагает изучение целого ряда различных разделов:

  • механика;
  • оптика;
  • квантовая механика;
  • ядерная физика и так далее.

Предмет физики

                        Физика изучает природные явления во всем их многообразии. Речь идет о механических, электрических, атомных, магнитных, оптических и многих других явлениях. Но как всего лишь одна наука в состоянии разобраться и объяснить такое множество различных явлений? Она способна выводить из них общие законы и закономерности – и это удивительное свойство физики.

                          Важнейшей задачей студентов при изучении этого предмета в колледжах и техникумах можно назвать восполнение пробелов в математике. Ведь именно она лежит в основе физической науки. И эти пробелы нужно устранить. Иначе двигаться вперед в изучении физики будет нелегко
                     Рассмотрим 
конкретные примеры использования межпредметных связей на уроках физики. При изучении молекулярно-кинетической теории мы рассматриваем тепловое движение молекул, следствием которого является диффузия. И как пример этого явления разбираем товарное соседство.

                       Учащиеся должны объяснить: почему нельзя вместе хранить чай и перец, кофе и другие приправы; как надо продавать кондитерские или бакалейные товары; зачем продавец надевает перчатки; учащиеся объясняют, что перчатки не только защищают руки, но и защищают продукты от попадания в них возбудителей кишечных заболеваний. Из приведенного примера видно, что здесь идет повторение знаний и по товароведению, санитарии и гигиене, ОБЖ.
                        При изучении свойств паров, относительной влажности воздуха с учащимися разбираются вопросы о правильном хранении хлеба, сыров, овощей и фруктов. При повышенной влажности данные продовольственные товары плесневеют, загнивают, а при пониженной влажности - высыхают, сморщиваются, в обоих случаях теряют товарный вид. Влияние влажности окружающего воздуха на хранение товаров должно быть хорошо известно и коммерсанту, т.к. в противном случае при неправильном хранении большая партия товаров потеряет товарный вид, не долежит до срока, а коммерсант понесет убытки.

                         Можно прокомментировать и тот факт, что высохшие сыр и хлеб можно употреблять в пищу, сделав из сыра салат, а хлеб размочив на пару, а заплесневелые сыр и хлеб в пищу использовать нельзя, т.к. грибки плесени опасны для здоровья человека. Здесь можно поговорить и о хранении хлеба в быту, о том, что хлеб надо беречь, чем он вреден и полезен, можно ли совсем отказаться от хлеба, как это делают любители диет.
                          При рассмотрении вопросов об измерении температуры, теплопроводности необходимо поговорить с подростками о том, как надо одеваться в холодную погоду, в гололед, летом в жару. Если очень холодно, то обязательно надевать белье - майки или футболки из хлопка, они очень тонкие, но создают дополнительный слой воздуха, который препятствует общему охлаждению, защищает от переохлаждения почки человека.

                             Следует отметить, что очень важно иметь соответствующую обувь, толстая подошва защитит от переохлаждения весь организм. В сильные морозы очень опасно долго стоять, лучше двигаться - дойти пешком до остановки или до станции метро. Такие примеры необходимы, они обращают внимание подростков на бережное отношение к себе, к своему здоровью. Иногда подростковый максимализм вызывает преподавателя на спор, что ж, дискуссии тоже полезны, ведь знания все равно останутся и будут помогать в профессиональной деятельности и в жизни.
                              При изучении свойств кристаллических и аморфных тел полезно спросить учащихся удобно ли в квартире иметь стеклянный стол (они сейчас в моде). Здесь можно остановиться на практичности и на удобстве. Современные столы делают из специальных видов жаропрочного стекла, которое очень прочное, но может и разбиться, при этом разбивается на очень маленькие кусочки, чтобы крупные осколки не поранили человека. Обучающиеся должны сами сделать вывод: что важнее - мода или безопасность.
                                В теме «Электростатика» изучается электризация тел трением. Учащимся задаются вопросы - встречались ли они с этим явлением в жизни, что надо делать с изделиями из синтетических тканей для уменьшения накопления статического заряда на них и прилипания одежды? Тут и выясняется, кто и как следит за своей одеждой, что делает и может делать своими руками.

                                   Здесь уместен разговор на такую бытовую тему: как правильно гладить, нужно ли пользоваться паром при глажке одежды и белья? Здесь можно привести пример и об использовании кондиционеров для волос, т.к. если им не пользоваться, то волосы электризуются, торчат в разные стороны, прическу сделать невозможно. Важно обратить внимание подростков на свой внешний вид, на умения ухаживать за собой, а также профессиональные требования к внешнему виду работника торгового зала, коммерсанта, бухгалтера. При обсуждении этих вопросов преподаватель подчеркивает роль физики в жизни человека.
                           При изучении напряженности электрического поля преподаватель объясняет, что внутри металлического каркаса электрического поля нет. Есть люди, которые боятся электрического поля, они защищают себя, сооружая даже в квартирах металлические «клетки», а есть и такие, кто присоединяет себя на ночь цепью к батарее, чтобы избыточный заряд ушел в землю. И такие примеры нужно приводить на уроках, их объяснение способствует развитию критического мышления.

                             

                           Изучение закона Ома для замкнутой цепи позволяет преподавателю объяснить суть короткого замыкания, при котором сопротивление нагрузки уменьшается, а ток в цепи возрастает, это приводит к перегреву изоляции проводов и возникновению пожаров. Необходимо говорить об электробезопасности проводки, о том, какие должны быть пробки в квартире, как нужно подключать новые мощные электроприборы - стиральную машину и т.д. Можно зачитать из газет случаи возникновения пожаров из-за использования некачественных пробок, пакетников, «жучков».
                             При изучении электрического тока в газах преподаватель рассказывает о молнии, ее природе, опасности для человека и промышленных объектов. На уроке обязательно записываются правила поведения в грозу - нельзя стоять или располагать палатку около одиноко стоящего дерева, нельзя находиться в воде, нельзя оставаться на возвышении, нужно прятаться в низинах; в сельской местности обязательно отключать телефон, антенну, электричество. Здесь необходимо подчеркнуть, что именно знания физики помогают защитить себя и близких от беды. Для большей убедительности можно привести примеры действия грозы на людей.
                               При рассмотрении электрического тока в растворах и расплавах говорится о получении чистого алюминия из расплавов бокситов. Здесь можно спросить, почему бокситы являются стратегическим сырьем? Какие страны в мире имеют самые большие запасы бокситов?
                                 В теме «Магнитное поле» можно сравнить величины индукции магнитного поля человека (Тл), атомного ядра (Тл), Земли (Тл), Солнца (Тл) для сравнения. Магнитное поле Земли защищает все живое от вредных космических излучений, направляя их в протяженные радиационные пояса. Именно благодаря магнитному полю Земли существует северное сияние - красивое явление в атмосфере северных районов. В качестве домашней работы дается задание- найти в Интернете фотографии северного сияния, они очень украсят урок. Магнитное поле не так безобидно.              

                                  При изучении электрических колебаний преподаватель рассказывает о том, что сейчас проводятся серьезные исследования влияния электромагнитных излучений разного диапазона на человека. Например, переменное магнитное поле воздействует на атомы железа клеток гемоглобина- кровяных клеток, отвечающих за доставку кислорода тканям организма. Эти действия (колебания атомов под действием силы Лоренца) повышают густоту крови, способствуют образованию тромбов.

                                    Нужно говорить о том, что вредны долгие разговоры по сотовым телефонам, т.к. действие электромагнитных излучений на человека еще не изучено, последствия могут быть любыми. Сейчас строят жилые дома вблизи линий электропередач, организуют детские площадки на земле, где проложен электрический кабель, а ведь это очень опасно. Большую возможность предоставляет преподавателю беседа о влиянии компьютера на человека, т. к. при работе компьютера излучается электромагнитное излучение монитора (ультрафиолетовое , рентгеновское), накапливается статический заряд на экране монитора. Об этих вредных факторах необходимо знать, современная жизнь без компьютера невозможна, а дети и подростки проводят за ним много времени.
                                    При изучении электромагнитных излучений подробно рассматриваются свойства всех диапазонов, их биологические действия, способы защиты, например: точное определение координат аварий на линиях электропередач с помощью инфракрасного излучения, определение поломок в микросхемах, диагностика организма людей на основе измерения тепловых излучений каждого органа, сушка рыбы, мяса, овощей и фруктов в инфракрасных печах, киносъемка в ночное время, управление оружием.
                                       Полезные и опасные свойства ультрафиолета (синтез витамина Д и усвоение кальция влияет на развитие костной системы детей, развитие центральной нервной системы, заболевания кожи, обесцвечивание волос в летнее время, влияние на рост и развитие растений и т.д.). Сравнение биологического действия электромагнитных волн разной длины позволяет проиллюстрировать переход количественных изменений в качественные, что способствует формированию материалистического мышления.

                                          Необходимо подчеркнуть, что на Земле источником коротких электромагнитных волн является Солнце, многие из них опасны для всего живого, и только атмосфера Земли защищает биологическую жизнь на планете. Обязанность человечества - беречь и охранять атмосферу.
                                          Ультрафиолетовое излучение помогает любому человеку отличить настоящие деньги от поддельных: оно обеспечивает просвечивание купюры (фальшивая выглядит черной) и просмотр всех элементов защиты. Данный вопрос изучается в блоке спецдисциплин: устройство и применение приборов для проверки денежных купюр, но и на уроке физики  это необходимо упомянуть, как и правила гигиены при работе с денежными купюрами: на них остаются следы грязи, химических веществ, возбудители опасных заболеваний. После работы кассир обязательно должен мыть руки с мылом.
                                           При изучении темы «Атом и атомное ядро» следует отметить глубокую связь физики и химии. Здесь вновь повторяются вопросы строения атома и атомного ядра, природа изотопов, искусственная и естественная радиоактивность. Все эти вопросы рассматриваются с использованием периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

                                               В этой теме формируется понятие радиоактивности. Здесь рассматриваются исторические факты открытия этого явления, работы М. Кюри, А. Беккереля, Э.Резерфорда. При изучении ядерных реакций можно рассказать о работах немецких физиков перед войной, как Гитлер «убрал» всех физиков-ядерщиков из Германии. С одной  стороны это замедлило создание атомного оружия на несколько лет, а с другой - трудно себе представить каким был бы мир, если бы у Германии в арсенале была бы атомная бомба.
                       

              Изучение природы света дает благодатный материал для использования межпредметных связей и в то же время является трудной темой для восприятия. Свет – особая форма существования материи, обладающая двойственной природой – квантово-волновым дуализмом. Изучение природы света идет последовательно: волновые свойства, а затем-квантовые.

а) Рассмотрим тему «Геометрическая оптика. Волновые свойства света».
Урок № 1. « Способы измерения скорости света». В данном уроке реализована связь физики и астрономии, т.к. именно астроном Ремер в 1676 году впервые измерил скорость света, наблюдая за поведением спутника Юпитера Ио.
Урок № 2. «Законы геометрической оптики».
На материале данного урока можно рассказать об истории появления зеркал, разъяснить почему они сначала были достоянием знати, а потом появились и в домах простых людей.(Связь с товароведением непродовольственных товаров).

                           Для углубления знаний обучающихся можно продемонстрировать явление полного отражения света, а потом рассказать, что данное явление связано с алмазом. Именно алмаз имеет наибольший показатель преломления света (n=2,4) и наименьший угол полного отражения.

                             Свет входит в камень, а назад не выходит, весь камень горит и сверкает изнутри. Алмаз - самый красивый драгоценный камень, его любят модницы и ювелиры за это свойство, хотя у него есть и другие замечательные характеристики, например, твердость. Тема алмазов открывает большой материал об истории известных камней – благодатный материал для внеклассной работы.
                              Явление полного отражения применяется в волоконной оптике: свет идет по световоду, многократно отражаясь от его внутренней поверхности. Жгут толщиной с человеческий волос передает сигналы для работы телевизоров, телефонов, компьютеров. Между Европой и Америкой в Атлантическом океане проложены кабели для передачи информации с использованием волоконной оптики.
Урок № 3-4. «Линзы».
Здесь можно использовать модель глаза и показать, что хрусталик – это пример линзы, которую создала сама природа. Говоря об очках и коррекции зрения, следует подчеркнуть, что зрение надо беречь: следить за освещением в аудитории и на своем письменном столе, обязательно носить очки, делать гимнастику для глаз. Можно рассказать о коррекции зрения с помощью линз.

Студенты должны знать правила «общения» с телевизором:

  • телевизор нужно смотреть при комнатном освещении, резкий контраст вредит глазам, а очень яркое комнатное освещение размывает изображение на экране – глаза перенапрягаются;
  • минимальное расстояние от экрана до человека – это ширина телевизора умноженная на пять;
  • экран должен быть на уровне глаз;
  • паузы снимают напряжение глаз;
  • телевизор должен быть хорошо настроен, т. к. любой дефект перенапрягает глаза, вызывает головную боль. ( Связь с ОБЖ).


Урок№5  .«Дисперсия света».
                      При изучении дисперсии света впервые объясняется понятие цвета. А как же глаз различает цвета? На сетчатке глаза есть специальные светочувствительные элементы «палочки» и «колбочки». Палочки все одинаковые, они реагируют на разную освещенность, т.е. отвечают за зрение в темноте. Колбочки делятся на три вида – одни чувствительны к красному, другие – к зеленому, третьи – к синему.

                        При определенной интенсивности и соотношении сигналов, попадающих в глаз, свет кажется белым, в в других мы видим его цветным. Свойство глаза « раскладывать» все цвета на три части используется при разработке телевизоров, мониторов, компьютеров.
                          На уроке объясняется, почему мы видим предметы в цвете, почему в сумерках все предметы серые, откуда берутся белый и черный цвета. Здесь можно вспомнить А.С.Пушкина «под голубыми небесами, великолепными коврами…», можно рассказать о роли цветов в жизни человека.

                            Цвет лечит, черный замедляет течение инсульта и малярии, красный помогает лечить астму, голубой понижает давление и замедляет пульс. Здесь уместно вспомнить о том, что цвета упаковки продуктов питания влияют на их раскупаемость (это доказали психологи).

  • красный цвет упаковки возбуждает аппетит;
  • белый цвет упаковки воспринимается, как низкокалорийный продукт;
  • зеленый цвет упаковки – символ экологически чистых продуктов (раньше вообще был неприменимым для упаковки продуктов);
  • оранжевый цвет упаковки – недорогие продукты (сласти или напитки с запахом апельсина);
  • черный с золотом – символ дорогих продуктов высокого качества (дорогие вина и коньяки

б)Квантовые свойства света.
                         При рассмотрении квантовых свойств света необходимо большое внимание уделить химическому действию света:
-выцветание красок под действием света ведет к тому, что изделие с витрины может быть низкого качества (ткани, трикотаж, одежда,книги);
-свет влияет и на качество продовольственных товаров; если подсолнечное масло в прозрачной упаковке стоит на свету, то свет разрушает жизненно важные витамины А, Е.  При выборе такого продукта нужно выбирать упаковку с меньшим сроком хранения. Нельзя хранить на свету кофе, шоколад, чай. Все лекарства нужно хранить в недоступном для света месте.
                             При изучении свойств света и ультрафиолетовых лучей необходимо поговорить о солнечных очках. Они не просто дань моде, а преграда, защищающая наше зрение от вредного внешнего воздействия. Очки должны быть качественными, не пропускающими ультрафиолет. Дешевые пластиковые очки наносят непоправимый вред, ведь человек думает, что глаза защищены, а это не так.                

                                     Для уменьшения отрицательного воздействия ультрафиолетовых лучей на человека во время пребывания на Солнце используются защитные кремы: следует помнить, что при многократном нанесении солнцезащитного крема его показатели защиты не суммируются. ( связь с ОБЖ).
                                     При изучении квантовых свойств света рассматривается вопрос о фотосинтезе. Ученые пытаются реализовать реакцию фотосинтеза в искусственных условиях. Это позволит получать неограниченное количество биосырья для питания животных. Может быть, данный способ решит вопрос о продовольствии для человечества. Хорошо это или плохо? Голода не будет, но численность населения Земли при этом возрастет. Однозначно на этот вопрос ответить нельзя.( связь с биологией).    

                                       Реализация межпредметных связей происходит на уроке в

- процессе сообщения новых знаний (устные ответы, разбор проблем или ситуаций, опережающие домашние задания, доклады, выступления и т.д.);

-процессе закрепления знаний ( разбор проблем или ситуаций, составление           сравнительных характеристик, примеры из спецпредметов или практического обучения и т.д.);

-  при решении блока физических задач на общую тему, но на материале разных предметов, -проведение межпредметных уроков, где одно явление изучается с разных позиций.
                                      Данные вопросы можно рассматривать и во внеклассной работе по физике. Это может быть:

  • организация межпредметных кружков или факультативов;
  • проведение вечеров или конференций;
  • выпуск тематических газет;
  • проведение конкурсов кроссвордов;
  • поиск в интернете информации межпредметного характера
  •                  

                            Данная методическая разработка может быть полезна для преподавателей всех методических комиссий, т.к. дает полное представление о реализации межпредметных связей при обучении предмету.

                            Примеры по блоку общих вопросов (физика- ОБЖ; физика- товароведение и др.) подскажут начинающему преподавателю как действовать, начиная разработку межпредметных связей, как их использовать в процессе обучения, как оформлять.              

                              Для преподавателей физики данная работа важна и тем, что из ее содержания можно взять примеры для проведения своих уроков. Я надеюсь, что данная методическая разработка будет способствовать мотивации педагогов к участию в инновационных процессах.

IV. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖПРЕТМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В СПО

                        Межпредметные связи в профессиональном обучении являются конкретным  выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и  жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении  практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знание и умение в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности.
C:\Users\GENA\Downloads\img2.jpg

                         С помощью многосторонних межпредметных связей  не только на   качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому  межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся  в  учебных заведениях СПО.

                           Интерес к проблеме межпредметных связей   не случаен:  современные требования рынка труда предполагают существенные изменения содержания и методов обучения. Эти изменения вызваны важными процессами современного развития  наук - их интеграции и дифференциации.   Фундаментальные знания, заложенные общим образованием, развиваются по мере приобретения общих  представлений на производстве. Знание приобретает конкретное содержание благодаря профессиональному образованию, несущему информацию о конкретных производственных процессах.

                             Соединение общего и профессионального образования составляет дидактическую основу межпредметных связей. Такие связи подготавливают обучающихся к овладению  в совершенстве любой профессией. 

                              Для того чтобы общеобразовательные  и общетехнические предметы приблизить к целям и задачам учебного заведения, они должны  носить профессиональную направленностью. Такое преподавание должно способствовать развитию у обучающихся способностей, необходимых для овладения  профессиональными навыками, профессиональным опытом.       

                               Определять профессиональную направленность  общеобразовательных и общетехнических дисциплин должно содержание профессиональной образовательной программы. Выделение в курсах общеобразовательных предметов  материала, применяющегося на уроках специальных дисциплин и производственного обучения, насыщение занятий задачами, примерами, проблемными вопросами и ситуациями производственного характера будет способствовать воспитанию у обучающихся ценностного  отношения к своей профессии. Каждый предмет должен сохранять свою самостоятельность; связь должна быть систематической, пронизывающей весь учебно-воспитательный процесс; она призвана содействовать углублению и закреплению ранее полученных знаний обучающихся, развитию их познавательных интересов и активности  мыслительной деятельности, умению комплексно применять знания различных предметов в процессе теоретического и производственного обучения.

                                     Учебные программы должны учитывать цели и задачи базовых предприятий и, прежде всего, содержание предвыпускной производственной практики. Это даст возможность  обучающимся в дальнейшем быстро адаптироваться  в производственных условиях. Таким образом, требование научно-технического прогресса привели к необходимости расширения  профиля  подготовки рабочих  в  учебных заведениях СПО, а это, в свою очередь, выдвинуло задачи  целенаправленного изучения различных предметов, соединения знаний в единую систему, организации обучения на основе органической взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования.

                                       Основой межпредметных связей должна являться профессионально-квалификационная характеристика будущего специалиста.

                                       Обучающиеся старших курсов за короткий семестровый период получают большой объём знаний и информаций по ранее незнакомым спецдисциплинам. При этом им необходимо сконцентрировать и объединить разнообразные знания, умения, навыки теоретического, лабораторного и практического курса. Всё это обучающимися должно восприниматься как единый взаимосвязанный комплекс.

                                       Обучаемый должен соотносить знания, полученные в аудитории, по различным спецдисциплинам, и устанавливать связь между ними, что самостоятельно обучающемуся сделать достаточно трудно.

C:\Users\GENA\Downloads\img9 (1).jpg

ЛИТЕРАТУРА:


1. Т.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». Народное образование.      Москва.1998г.
2.   А.К.Колеченко. «Энциклопедия педагогических технологий». КАРО. Санкт-      Петербург. 2005г.
3 .Г.Я.Мякишев.Б.Б.Буховцев.Н.Н.Сотский.Учебник « Физика-10.Физика-11».     Просвещение.Москва. 2006.ГБОУ СПО Пищевой колледж №33 города Москвы
Преподаватель: Сергунова Н. А.

4. И.Я.Лернер. Дидактические основы методов обучения. М; 1998 год

5. В.Н.Максимова “Межпредметные связи как дидактическая проблема. Сов.педагогика   1981 №8

6. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие.Под редакцией проф.Н.В.Кузьминой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология осуществления межпредметных связей на примере преподавания математики и информатики в аграрном колледже".

В презентации с различных точек зрения рассматривается проблема межпредметных связей, классификация межпредметных связей по И. Д. Звереву, рассматриваются межпредметные связи дисциплин "Математика" и ...

Межпредметные связи в процессе обучения физики

В работе представлено методическое обоснование метапредметности естественных наук с приведением практических примеров (конспект урока, рабочая программа по биофизике)...

Методическая работа ‘Программное обеспечение по физике и его использование в процессе изучения курса общей физики’.

Методическая  работа  ‘Программное обеспечение по физике и его использование в процессе изучения курса общей физики’....

Использование межпредметных связей в процессе преподавания общественных дисциплин.

Мир, в котором мы живем, сложен и противоречив; все изучаемые предметы, так или иначе направлены на его познание. Для формирования системных знаний необходимо установления межпредметных связей.В своем...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

Реализация межпредметных связей в процессе преподавания биологии

Реализация межпредметных связей невозможна без взаимного сотрудничества учителей- предметников. Поэтому в течении двух последних лет я посещала уроки учителей- предметников «смежных» дисци...