Технологическая карта урока физики в 7 классе "Плотность вещества"
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Открытый урок физики начинается с постановки проблемы, в стихотворной форме ребятам поступает просьба определить из чистого ли золота сделана корона царя Гиерона, друга Архимеда.
В течение урока ученики выступают и в роли исследователей, и разгадывают кроссворд, и измеряют плотность жидкости с помощью ареометра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_7_klass_po_fgos_plotnost_veshchestva.docx | 378.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики 7 класс по ФГОС
ФИО (полностью) | Васильева Татьяна Петровна |
Место работы | МБОУ СОШ №42 имени Х. Мамсурова |
Должность | Учитель физики |
Предмет | физика |
Класс | 7 |
Тема урока | Плотность вещества. |
УМК | А.В. Пёрышкин Физика 7 класс, учебник. Дрофа. Москва 2013г. А. Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы Физика 7. Дрофа 2013г. |
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цели урока: выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать личностное значение изучения темы;
Метапредметные:
- познавательные УУД: находить информацию из разных источников; умение экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- коммуникативные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; умение грамотно выражать речью свои мысли.
Предметные: понятие «Плотность вещества», формула определения плотности вещества, единицы измерения плотности вещества, буквенное обозначение плотности вещества.
Оборудование: доска, мел, учебник, ареометр, измерительный цилиндр, вода.
Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, цифровые образовательные ресурсы.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационный | Сегодня вам представится возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже. В своей жизни вы будете обращаться к ней постоянно. А начать урок хочу с легенды об Архимеде: Жил в Сиракузах мудрец Архимед. И царю узнать охота: Ответьте на вопрос: Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Я выслушала все ваши доводы, гипотезы, но правильный ответ я не услышала. Хватает вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем. | Дискутируют, выдвигают гипотезы | ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Ответьте на такие вопросы: 1. Из чего состоят все вещества? 2. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? | Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга | РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Посмотрите на доску и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке. Какой вывод можно сделать? Теперь посмотрите на следующий рисунок и сделайте сравнительный анализ . Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий рисунок на доске и сделайте вывод. А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются? Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме? От чего зависят различия веществ? Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов. Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества. Постараемся выполнить его. От чего зависит плотность вещества? Давайте запишем физический смысл плотности вещества: Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике стр. 60 – 62 Открывает ресурс №1 (Слайд №5) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b5d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_9.swf Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность? Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз? Следовательно, что специфично для плотности вещества? - Давайте посмотрим. Чему равна масса различных веществ одинакового объёма. (слайд №6) -- А если взять тело объемом 2 м3 , чему тогда будет равна масса 1 м3 ? Какие действия вы провели, чтобы определить массу 1 м3 для льда? То есть мы с вами нашли массу приходящуюся на единицу обёма – плотность. Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. В каких единицах в системе «СИ» измеряется масса? , а объём?
Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод. | - Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет. - Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы - У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете. Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем. - Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними. Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой. - Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно. - От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы. Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества. 1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4.Единицы измерения 5.Способы измерения 6.Типичный признак 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой. Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности? - Плотность будет одинаковая. - Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело. Записывают в тетрадь определение плотности Рассматривают слайд и определяют массу различных веществ. Рассчитывают массу льда для 1 м3 на доске и в тетради. Разделили массу льда на его объём. Дети отвечают и записывают формулу для расчёта плотности в тетрадь. Дети отвечают и записывают в тетрадь - Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради. Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод. | ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения выдвигать гипотезы ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли РУУД: определять и формулировать цель урока ПУУД: умения анализировать ПУУД: находить информацию из разных источников КУУД: организовать учебное взаимодействие в группе РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль ПУУД: умения сравнивать, анализировать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли ПУУД: умения делать выводы ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать ПУУД: умения сравнивать ПУУД: умения делать выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление знаний | Вернемся к легенде о Архимеде. Каким способом можно определить, из чего сделана корона? Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы: 1. Что показывает плотность вещества? 2. От чего зависит плотность вещества? 3. Какими способами можно определить плотность вещества? | - Взвесить корону, определить ее объем и найти плотность вещества, из которого сделана корона, и сравнить получившее значение с табличным данным. | РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление Контроль | Откройте стр. 63 – 64 учебника и обратите свое внимание на таблицы плотностей. Почему даны три таблицы, а не одна? Что означает плотность ртути 13 600 кг/м3? Зависит ли плотность воды от её объёма? В учебнике на стр. 64 упр. 7 решить задачи 4, 5 на определение плотности вещества | - Таблицы составлены с учетом агрегатных состояний. - В различных агрегатных состояниях плотности различны, т.к. агрегатные состояния отличаются расположением молекул, скоростью движения и взаимодействием. - Это число означает, что в 1 м3 содержится 13 600 кг ртути. - Не зависит, т.к. она зависит от массы молекул и их взаимного расположения Решают задачи в тетради. Сравнивают проделанную работу в парах. Делают выводы. Вызывается один ученик и записывает решение задачи на доске. | ПУУД: находить информацию из разных источников ПУУД: умения анализировать ПУУД: умения делать выводы РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль ПУУД: умения делать выводы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Рефлексия содержания учебного материала: Вставьте пропущенные слова: «Чтобы …(плотность) получить, На … (объем) Надо … (массу) разделить». Заполните кроссворд, определите ключевое слово
По горизонтали: 1. « Маленькая масса» 2.Быстрота движения 3.Единица перемещения 4.Явление сохранения скорости тела или его покоя 5.Величина, которую можно измерить с помощью мензурки 6.Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах 7.Прибор для измерения температуры По вертикали – ключевое слово: Величина, численно равная массе единицы объема Взаимопроверка:
Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я…» «Мы…» «Дело…» Рефлексия чувств, настроения, эмоций: Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему? | РУУД: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его РУУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Домашнее задание разделено на три вида. Выбор типа д\з остается за учеником. § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Упр.7 (1,2,3) § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Эссе на тему «Нужен ли в быту ареометр» § 22, ответы на вопросы в конце параграфа. Определить плотность сахара-рафинада и сахара-песка. Составить план эксперимента. Определить плотность веществ. Сделать соответствующие выводы. | ЛУУД: осознавать личностное значение изучения темы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физике тема: Плотность вещества
В данной разработке урока предлагается изучение новой темы, где основным направлением является самостоятельный поиск и добыча знаний непосредственно самим учеником. В процессе урока дети самосто...
презентация "физика в познании вещества, поля, пространства"
Презентация к первому уроку физики в 10 классе по учебнику Мякишева....
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
окрытый урок по физике "Агрегатные сосотояния вещества"
открытый урок по теме Агригатное состояния вещества для 8 класса...
Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.
Презентация к первому уроку в 10 классе....
Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"
Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...
Технологическая картаурока в 7 классе "Природные зоны Африки»
Тип урока: изучение и первичное закреплениеФорма проведения урока: путешествиеЦель: сформировать представление о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.Задачи урока:раскрыть сущест...