Урок физики "Архимедова сила"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Данная тема актуальна всегда для представителей разных профессий, развивает умение функционального применения знаний у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_arhimedova_sila.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по физике . 7 класс

Тема: Архимедова сила.

Автор, ведущий

Татьяна Егоровна Лисавина

Категория участников, возрастная группа

учащиеся 7 класса

Тема урока

Архимедова сила

Актуальность выбранной темы

Определяется  тем, актуальна всегда для представителей разных профессий, развивает умение функционального применения знаний у подростков

Тип урока

Урок получения  новых  знаний

Вид урока

Решение системы учебных задач

Форма организации урока

Групповая, индивидуальная и поисковая

Цель урока

Изучить зависимость архимедовой силы от других физических величин  

Задачи урока

Все: должны знать и понимать  природу выталкивающей силы

Большинство: применять закон Архимеда для решения задач

Некоторые: использовать в проектной деятельности закон Архимеда

Планируемые результаты.

Личностные

-сформировать познавательный интерес к закону Архимеда;

- развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения;

- использовать экспериментальный метод исследования при изучении закона Архимеда;

- уметь принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу

Познавательные

- строить модель (схему) на основе условий задачи и/или способа ее решения;

- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

- уметь воспринимать и перерабатывать информацию в словесной и образной форме, выделять основное содержание прочитанного текста о выводе формулы силы Архимеда, находить в нем ответы и излагать их

Регулятивные

- определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-сверять свои действия с целью, и, по возможности, исправлять ошибки самостоятельно;

- овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез о зависимости выталкивающей силы от массы погруженного тела для объяснения экспериментальной проверки опыта с ведерком Архимеда, при решении качественных и количественных задач из упражнения

Коммуникативные

- организовывать учебное взаимодействие в группе; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- уметь работать в группе, слушать и слышать друг друга, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

План

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деление класса на группы

1мин

Введение  

1 мин

Актуализация знаний

10 мин

Получение новых знаний

15  мин

Закрепление:

7 мин

Рефлексия

4 мин.

2 мин.

При входе в класс учитель делит класс по датам рождения на 4 группы

Просмотр видео ролика подводит обучающихся к выводу о теме урока.

Ребята,  мы узнали тему урока, а теперь я попрошу записать в тетради, какую цель вы ставите на уроке, чтобы усвоить тему Архимедова сила

-  Мозговой штурм

Читая стихи: «…Наша Таня громко плачет://Уронила в речку мячик.//Тише, Танечка, не плачь,//Не утонет в речке мяч» – бросает в аквариум с водой мяч.

Почему мяч всплыл на поверхность? Подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Будем называть ее выталкивающей. Опустим в тот же аквариум цилиндр. Тело утонуло.

1Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

2.Подумайте, как с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр.

3.Как вы считаете,  к чему приложена и куда направлена эта сила?

(На столах находятся различные приборы: сосуды разной формы с жидкостями, динамометры, тела разной массы и объёма)

Учитель: 

1.Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

2. Как она направлена?

Учитель:

 Выписывает предположения учащихся на доске и предлагает им самим их проверить на опыте.

Учитель: на основе выводов обучающихся учитель выписывает на доску (или выводится на экран слайд)

Архимедова сила

Не зависит от:

1)формы тел

2)плотности тела

 Зависит:

1)объёма тела

2)плотности жидкости

Fa ~Vт Fa~ρж

Учитель: А по какой формуле  её можно  рассчитать? Определим Архимедову силу на опыте с помощью этого прибора. (На столе стоит штатив с ведёрком Архимеда, показывает этот опыт и задает сопутствующие вопросы каждой группе.).

По вашим записям можно сделать

Главный вывод

Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость или газ тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.

т.е.

Fa = Рж = mж•g

где mж = ρж• Vт

массу жидкости, вытесняемую телом, можно выразить через её плотность (ρж) и объёмом тела (Vт), погруженного в жидкость т.к. Vж - объём вытесненной телом жидкости равен Vт - объёму тела, погружённого в жидкость.

Тогда получим: Fa = g •ρж• Vт

Мы выяснили, что на тело, погруженное в жидкость, действует,  архимедова сила, направленная вверх.

Учитель. Какова же легенда об истории открытия этого закона?

Я предлагаю посмотреть, а не просто услышать эту легенду.

Учитель. Два обстоятельства важны в этой легенде.

А именно: я предлагаю вам вернуться к работе в группы по «Галерее успеха» и написать на А4  два важных обстоятельства

( время работы 1 мин) работы размещаем на доске

ВЫВОД. Закон Архимеда формулируется таким образом: тело, находящееся в жидкости (или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом.

Учитель:

Ребята давайте возьмем сборник дидактических  материалов Марон А.Е. находим ТЗ -17. Выполняют задания:

Группа 1. №10

Группа 2. №11

Группа 3. №12

Группа4. № 13

Ребята а сейчас я предлагаю обсудить в своей группе и дать оценку работы  других групп по знакомой нам технологии «Две звезды, одно пожелание»

 Ребята , давайте мы вернемся к началу нашего урока, откройте тетради и посмотрите на цели которые поставлены вами . Ответьте достигли ли вы поставленных целей.

Самоанализ учащихся об восприятии  урока

Отвечают на вопросы, занимают свои места в классе.

3. Видео: Архимедова сила.

Ответы на мозговой штурм при  проведении экспериментов:

1.Чтобы проверить, действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр, надо подвесить тело к пружине динамометра, заметить его показания, а затем опустить тело в воду, повторить измерение и сравнить оба показания динамометра.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.

2. Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

Высказывают свои предположения, строят свои гипотезы

1. от массы тела

2. от плотности тела

3. от объёма тела

4. от плотности жидкости

Опыт№1.

Зависимость Fa от плотности тела

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

Сравните плотности тел и архимедовой силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности.

Опыт№2.

Зависимость Fa от объёма тела

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела разного объёма из пластилина, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на каждое из тел.

Сравните плотности тел и архимедовой силы, действующей

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от объёма тела.

Опыт№3.

Зависимость Fa от плотности жидкости

Оборудование: сосуды с солёной водой и маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, солёной воде и масле. Чем отличаются эти жидкости?

Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от плотности жидкости.

Опыт№4

Зависимость Fa от массы тела

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела с одинаковой массой разной формы,  нить.

Определите архимедовы силы, действующие на каждое тело.

архимедовой силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости архимедовой силы от формы тела..

Fa ~Vт Fa~ρж

Группа 3.

Взяли воду и определили архимедову силу действующую на цилиндр, затем взяли масло и повторили опыт. Опять определили архимедову силу. Следующий опыт провели с соленой водой. Числовые значения Fa разные.

 Группа 2.

Взяли металлический цилиндр, опустили в воду  и определили архимедову силу. Затем в этот сосуд с водой опустили цилиндр большего объёма. Показания динамометра были больше.

Следовательно, чем больше объём тела, тем больше на них действует Fa 

Группа 1.

Взяли два цилиндра разной плотности и одинакового объёма. Определили Fa для каждого из них.

 Значения получили одинаковые.

Группа 4.

Взяли тела разной формы одинакового объёма  

и определили Fa для каждого из них.

 Значения архимедовой силы одинаковые.

Учащиеся записывают выводы в тетради.

1.Каждая группа:  в течении 1 мин  вспоминает и записывает

А) формулу веса.

Б) формулу массы

В) чему равен объём тела?

 (Свои записи ребята прикрепляют каждая группа на доску и определяют правильность записей)

Запись в тетрадь.

Я приглашаю двух своих помощников для сценки.

 Обсуждаем, поверяем записи и приходим к выводам.

1. Архимед нашел способ измерить объем твердого тела сложной формы.
2. Он сопоставил веса различных веществ не друг с другом, а с весом воды, т.е. впервые обратил внимание на свойство физических тел, которое мы называем 
плотностью, открыл гидростатический способ взвешивания.

Запись в тетрадях

Ребята работают по критериям, указанным на экране.

Обсуждение и оценивание работы групп на уроке, с устным озвучиванием .

 Заслушать нескольких ребят.

Вашему вниманию предлагается технология «Дерево успеха»

Правильный ответ – место в группе

.

Оценивать ваши ответы мы будем с помощью  специальных  фишек-физишек. За каждый правильный ответ группа получает 1  фишку-физишку.

Это задание тоже оценивается фишками. Но если любая из групп не даст полный ответ ее могут дополнять другие группы пополняя свою копилку фишками.

В «Галерее успеха» каждая группа оценивает себя с помощью стикеров, на которых ребята коллективно просмотрев работы других групп оценивают  их по технологии «Две звезды, одно пожелание»

Оценка тоже  будет представлена на слайде в виде правильного ответа с которым группам необходимо сверить свои результаты. Правильный ответ – заработанная фишка.

«Две звезды, одно пожелание»

Вопросы по теме:  

(Приложение 1 видео)

Приложение 2 (фишки-физишки)

Приложение 3

Подготовить  костюмы для сценки

Технология  Галерея успеха

Презентация

(приложение № 4)

сборник дидактических материалов  Марон А.Е

Стикеры

Дерево успеха и плоды

(Приложение 5)        

Домашнее задание

в  двух вариантах:

параграф 51. Марон ТС -7

Ребята, которым показались яблоки кислыми выполняют

Упражнение 24. 1,2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

урок физики "Сила упругости"

Урок изучения нового материала в 7 классе на основе фронтальной лабораторной работы....

Конспект урока "Выталкивающая сила"

Урок - исследование.  Рассматриваются причины возникновения выталкивающей силы, экспериментально исследуется зависимость выталкивающей силы от других величин....

Разработка урока "Архимедова сила".

Это первый урок по данной теме. Новые знания учащиеся получают, выполняя экспериментальную работу. Для этого класс разбивается на группу, каждая из которых выполняет свое задание. Выполняя данные зада...

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок – игра «Силы вокруг нас» по теме «Движение и взаимодействие тел. Сила». 2019

Ведущая дидактическая цель:1.Закрепление учебного материала.2.повторение и обобщение материала, изученного по темам «Движение и взаимодействие тел. Сила».Тип урока: урок обобщения и с...