Рабочая программа "Физика 10-11" углубленный уровень
рабочая программа по физике (10 класс)

Программа для углубленного изучения курса физики 10-11 класс в объеме 350 учебных часов.  Из расчета 5 часов в неделю.

Программа предполагает использование учебника "Физика 10-11" учебник для общеобразовательных учреждений: базовый иуглублённый уровни. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. "Классический курс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_10-11_klass_fgos_uglublennyy_uroven.docx92.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к Образовательной программе СОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

(УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных  интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в рабочей программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Цели

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения физики на углубленном уровне ступени среднего общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю.

Объем дисциплины

п/п

Класс

Наименование курса

Количество часов

1.

10

Физика

175

2.

11

Физика

175

Содержание дисциплины по параллелям (классам)

п/п

Предмет

Класс

Раздел

Количество часов

1.

Физика

10

Физика в познании вещества,

поля, пространства и времени

2

Механика

62

Молекулярная физика

38

Электродинамика

40

Лабораторный практикум

20

Повторение

13

Итого

175

2.

Физика

11

Основы электродинамики

(продолжение)

20

Колебания и волны

35

Оптика

30

Квантовая физика

33

Строение Вселенной

12

Лабораторный практикум

10

Повторение

30

Резерв времени

5

Итого:

175

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования

по физике (углубленный уровень)

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в средней школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты изучения учебной дисциплины на углубленном уровне

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении физике в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
  • чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
  • положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • экологическая культура, бережное отношение к земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природоиспользование.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • оценивать последствия достижения поставленной цели
  • учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач;
  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты обучения физике в средней школе на углубленном уровне должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

  •  сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах и теориях и представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
  • отработанность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять  геофизические явления и принципы работы а характеристики приборов и устройств;
  • Умение решать сложные задачи;
  • Владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  • Владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
  • сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиции экологической безопасности.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
  • понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
  • анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
  • формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно- исследовательской и проектной деятельности;
  • усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;
  • использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.

Содержание 10 класс

Тема 1. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени

Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • знать: предмет и методы исследования физики. Структуру физических теорий, метод научного познания, особенности изучения физики.

Тема 2. Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Демонстрации:

Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме.

Явление инерции. Инертность тел.

Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона.

Измерение сил. Сложение сил. Взаимодействие тел.

Невесомость и перегрузка.

Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения.

Виды равновесия тел. Условия равновесия тел. Реактивное движение.

Изменение энергии тел при совершении работы.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Свободные колебания груза на нити и на пружине.

Запись колебательного движения. Вынужденные колебания.

Резонанс.

Автоколебания.

Поперечные и продольные волны. Отражение и преломление волн.

Дифракция и интерференция волн.

Лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения

Изучение движения тела, брошенного горизонтально Измерение коэффициента трения скольжения

Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: поступательное движение; движение по окружности с постоянной по модулю скоростью; движение тела, брошенного под углом к горизонту; свободное падение тел; относительность движения;
  • знать определения физических понятий: средняя скорость, мгновенная скорость, среднее ускорение, мгновенное ускорение, радиус-вектор, тангенциальное, нормальное и полное ускорения, центростремительное ускорение, угловая скорость;
  • понимать смысл основных физических законов (принципов) уравнений: кинематические уравнения движения в векторной и скалярной формах для различных видов движения, преобразования Галилея;
  • измерять: мгновенную скорость и ускорение при равномерном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет относительности движения);
  • объяснять явления: инерция, взаимодействие;
  • знать определения физических понятий: материальная точка, модель в физике, инерциальная система отсчета, сила, масса, состояние системы тел;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: основное утверждение механики, законы Ньютона, принцип относительности в механике;
  • измерять: массу, силу;
  • использовать полученные знания        в        повседневной        жизни        (например,        учет инерции);
  • объяснять явления: всемирного тяготения, упругости, трения, невесомости и перегрузки;
  • знать определения физических понятий: сила всемирного тяготения, инертная и гравитационная массы, первая космическая скорость, сила упругости, вес тела, силы трения;
  • понимать смысл основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
  • измерять: силу всемирного тяготения, силу упругости, силу трения, вес тела;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет трения при движении по различным поверхностям);
  • знать определения физических понятий: неинерциальная система отсчета, силы инерции;
  • понимать смысл основных физических законов: второй закон Ньютона для неинерциальной системы отсчета;
  • измерять: центробежную силу;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет невесомости и перегрузок при движении в неинерциальных системах отсчета (лифт, самолет, поезд));
  • объяснять явления: взаимодействие;
  • знать определения физических понятий: импульс, работа силы, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая (полная) энергия, консервативные и диссипативные силы, замкнутая (изолированная)система;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: закон сохранения импульса, уравнение Мещерского, закон сохранения механической энергии, теорема об изменении кинетической энергии, уравнение изменения механической энергии под действием сил трения;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, оценивание работы различных сил (при подъеме, скольжении или качении грузов), сравнение мощности различных двигателей);
  • объяснять явления: вращательное движение;
  • знать определения физических понятий: абсолютно твердое тело, центр масс, момент инерции, момент силы, момент импульса, угловое ускорение, внешние и внутренние силы;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: теорема о движении центра масс, основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела, закон сохранения момента импульса;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет законов вращательного движения при обучении фигурному катанию, гимнастической подготовке, обучении прыжкам в воду с высокого трамплина);
  • объяснять явления: равновесия твердого тела;
  • знать определения физических понятий: момент силы, центр тяжести;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов: условия равновесия твердого тела;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, при поиске устойчивого положения в различных обстоятельствах).

Тема 3. Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.

Законы термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения. Модель опыта Штерна.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении.

Психрометр и гигрометр.

Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов. Модели дефектов кристаллических решеток. Изменение температуры воздуха Лабораторная работа

Изучение изотермического процесса в газе Измерение влажности воздуха

Измерение удельной теплоемкости вещества

Предметные результаты изучения данной темы:

  • объяснять явления: броуновское движение, взаимодействие молекул;
  • знать определения физических понятий: количество вещества, молярная масса;
  • понимать смысл        основных        физических        принципов:        основные положения молекулярно-кинетической теории;
  • использовать полученные знания        в        повседневной        жизни        (например, учет различных свойств газообразных, жидких и твердых тел).
  • объяснять явления: тепловое равновесие;
  • знать определения физических понятий: макроскопические и микроскопические тела, температура, равновесные и неравновесные процессы, идеальный газ, изотермический, изобарный и изохорный процессы, абсолютная температура,
  • понимать смысл основных физических законов/урн и нений: газовые законы, уравнение состояния идеального газа;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет свойств газов).
  • объяснять явления: взаимодействие молекул;
  • знать определения физических понятий: температура, средняя скорость движения молекул газа, средняя квадратичная скорость, средняя арифметическая скорость, число степеней свободы, внутренняя энергия идеального газа;
  • понимать смысл основных физических принципов/уравнений: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, распределение Максвелла;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, при оперировании понятием «внутренняя энергия» в повседневной жизни).
  • объяснять явления: необратимость процессов в природе;
  • знать определения физических понятий: работа в термодинамике, количество теплоты, теплоемкость, удельная теплоемкость, молярная теплоемкость, теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении, необратимый процесс, адиабатный процесс, вероятность макроскопического состояния (термодинамическая вероятность), КПД двигателя, цикл Карно;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: законы термодинамики, теорема Карно, принципы действия тепловой и холодильной машин;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет необратимости процессов в природе при проведении различных экспериментов).
  • объяснять явления: испарение, конденсация, равновесие между жидкостью и газом, критическое состояние, кипение, сжижение газов, влажность воздуха;
  • знать определения физических понятий: насыщенный и ненасыщенный пар, изотермы реального газа, критическая температура, абсолютная и относительная влажность воздуха, точка росы, удельная теплота парообразования/ конденсации, парциальное давление водяного пара;
  • понимать смысл основных физических законов/уравнений: зависимость температуры кипения жидкости от давления, диаграмма равновесных состояний жидкости и газа, зависимость удельной теплоты парообразования от температуры;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, уметь пользоваться приборами для измерения влажности, учет влажности при организации собственной жизнедеятельности).
  • объяснять явления: поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления;
  • знать определения физических понятий: поверхностная энергия, сила поверхностного натяжения, мениск, давление под искривленной поверхностью жидкости, высот поднятия жидкости в капилляре;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: зависимость высоты поднятия жидкости в капилляре от поверхностного натяжения, радиуса канала капилляра и плотности жидкости; влияние кривизны поверхности на давление внутри жидкости;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет капиллярных явлений в быту).
  • объяснять явления: плавление и отвердевание, изменив объема тела при плавлении и отвердевании, дефекты в кристаллах;
  • знать определения физических понятий: кристаллические и аморфные тела, кристаллическая решетка, жидкие кристаллы, удельная теплота плавления, полиморфизм, анизотропия, фазовые переходы первого и второго рода, тройная точка;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов: зависимость температуры плавления от давления, зависимость типа кристалла от характера взаимодействия атомов и молекул, образующих кристалл;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, при замораживании продуктов, при покупке мониторов, изготовленных на технологии жидких кристаллов).
  • объяснять явления: тепловое линейное и объемное расширение, расширение воды;
  • знать определения физических понятий: температурные коэффициенты линейного и объемного расширения;
  • понимать смысл        основных        физических        уравнений:        взаимосвязь        между температурными коэффициентами линейного и объемного расширения;
  • использовать полученные        знания        в        повседневной        жизни        (например,        учет расширения тел при нагревании, особенностей воды при замораживании).

Тема 4. Электродинамика

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.

Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.

Электрический ток в различных средах.

Демонстрации:

Электрометр.

Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы.

Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.

Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.

Зависимость        удельного        сопротивления        полупроводников        от        температуры        и освещения.

Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод.

Транзистор. Термоэлектронная эмиссия. Электронно-лучевая трубка. Явление электролиза.

Электрический разряд в газе. Люминесцентная лампа.

Лабораторная работа

Последовательное и параллельное соединение проводников Определение ЭДС и внутреннего сопротивления

Предметные результаты изучения данной темы:

  • знать понятия: электрический заряд, элементарные частицы;
  • объяснять явления: электризация тел, взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика, электростатическая защита, поляризация диэлектрика;
  • знать определения физических понятий: электрическое поле, электростатическое поле, напряженность электрического поля, линии напряженности электрического поля, однородное поле, поверхностная плотность электрического заряда, объемная плотность электрического заряда, поток напряженности электрического поля, потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле, энергия взаимодействия точечных зарядов, потенциал электростатического поля, эквипотенциальные поверхности, электрическая емкость, емкость плоского конденсатора, энергия электрического поля;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: закон Кулона, принцип суперпозиции полей, теорема Гаусса, применение теоремы  Гаусса к расчету различных электростатических полей, связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов, зависимость емкости системы конденсаторов от типа их соединения;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, учет в быту явления электризации тел);
  • объяснять явления: сопротивление, сверхпроводимость;
  • знать определения физических понятий: электрический ток, плотность тока, сила тока, напряжение проводника, сопротивление проводника, работа тока, мощность тока, электродвижущая сила (ЭДС), шунт к амперметру, добавочное сопротивление;
  • понимать смысл основных физических законов/принципов/уравнений: закон Ома для участка цепи, закон Ома и дифференциальной форме, зависимость электрического сопротивления от температуры, закон Джоуля—Ленца, закономерности последовательного и параллельного соединении проводников, закон Ома для полной цепи, закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС, правила Кирхгофа;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни (например, при соблюдении правил техники безопасности при работе с электрическими приборами, понимание принципа работы аккумулятора).

Лабораторный практикум Итоговое повторение

Содержание

11 класс

Тема 1. Основы электродинамики (продолжение)

Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.

Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитные свойства вещества.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Зависимость        ЭДС        самоиндукции        от        скорости        изменения        силы        тока        и индуктивности проводника.

Лабораторные работы

Наблюдения действия магнитного поля на ток Изучение явления электромагнитной индукции

        Предметные результаты изучения данной темы:

  • знать: предмет и методы исследования физики.

умение: давать определение понятий: магнитное поле, индукция магнитного поля, вихревое поле, сила Ампера, сила Лоренца. Давать определение единицы индукции магнитного поля. Перечислять основные свойства магнитного поля. Давать определения понятий: явление электромагнитной индукции, магнитный поток, ЭДС индукции, индуктивность, самоиндукция, ЭДС самоиндукции.

Распознавать,        воспроизводить,        наблюдать        явление электромагнитной индукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления. Наблюдать и анализировать эксперименты, демонстрирующие правило Ленца.

Формулировать правило Ленца, закон электромагнитной индукции, границы его применимости.

Исследовать явление электромагнитной индукции.

Перечислять условия, при которых возникает индукционный ток в замкнутом контуре, катушке. Определять роль железного сердечника в катушке. Изображать графически внешнее и индукционное магнитные поля. Определять направление индукционного тока в конкретной ситуации.

Объяснять возникновение вихревого электрического поля и электромагнитного поля.

Описывать процесс возникновения ЭДС индукции в движущихся проводниках.

Представлять        принцип        действия        электрогенератора        и

электродинамического микрофона.

Работать в паре и группе при выполнении практических заданий, планировать эксперимент.

Перечислять примеры использования явления электромагнитной индукции.

Распознавать, воспроизводить, наблюдать явление самоиндукции, показывать причинно-следственные связи при наблюдении явления. Формулировать закон самоиндукции, границы его применимости.

Изображать магнитные линии постоянного магнита, прямого проводника с током, катушки с током.

Наблюдать взаимодействие катушки с током и магнита, магнитной стрелки и проводника с током, действия магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

Формулировать закон Ампера, границы его применимости.

Определять направление линий индукции магнитного поля с помощью правила буравчика, направление векторов силы Ампера и силы Лоренца с помощью правила левой руки.

Применять закон Ампера и формулу для вычисления силы Лоренца при решении задач.

Объяснять принцип работы циклотрона и масс-спектрографа. Работать в паре при выполнении практических заданий, в паре и группе при решении задач.

Объяснять принцип действия электроизмерительных приборов, громкоговорителя и электродвигателя.

Находить в литературе и в Интернете информацию о вкладе Ампера, Лоренца в изучение магнитного поля, русского физика Столетова в исследование магнитных свойств ферромагнетиков, о применении закона Ампера, практическом использовании действия магнитного поля на движущийся заряд, ускорителях элементарных частиц, о вкладе российских ученых в создание ускорителей элементарных частиц, в том числе в Объединенном Институте Ядерных Исследований в Дубне и на адронном коллайдере в Церне; об использовании ферромагнетиков, о магнитном поле Земли. Готовить презентации и сообщения по изученным темам (возможные темы представлены в учебнике)

Тема 2. Колебания и волны

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока. Сложение гармонических колебаний.

Генератор переменного тока. Трансформатор.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Лабораторные работы

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Предметные результаты изучения данной темы:

- объяснять: превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине, колебания, колебательная система, механические колебания, гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза.

-  знать определения физических понятий: колебания, колебательная система, механические колебания, гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, смещение, амплитуда, период, частота, собственная частота, фаза.

- уметь: перечислять условия возникновения колебаний, приводить примеры колебательных систем, описывать модели: пружинный маятник, математический маятник, перечислять виды колебательного движения, их свойства, распознавать, воспроизводить, наблюдать        гармонические колебания, свободные колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс, перечислять способы получения свободных и вынужденных механических колебаний, составлять уравнение механических колебаний, записывать его решение, определять по уравнению колебательного движения параметры колебания, представлять зависимость смещения, скорости и ускорения от времени при колебаниях математического и пружинного маятника графически, определять по графику характеристики: амплитуду, период и частоту, изображать графически зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы, анализировать изменение данного графика при изменении трения в системе.

Находить в конкретных ситуациях значения периода колебаний математического и пружинного маятника, энергии маятника.

Объяснять превращения энергии при колебаниях математического маятника и груза на пружине.

Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Изображать схему колебательного контура и описывать принцип его работы.

Распознавать,        воспроизводить,        наблюдать        свободные

электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания, резонанс в цепи переменного тока. Проводить аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями.

Анализировать превращения энергии в колебательном контуре при электромагнитных колебаниях.

Работать в паре и группе при решении задач и выполнении практических заданий, исследований, планировать эксперимент.

Тема 3. Оптика

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Демонстрации

Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция и дифракция электромагнитных волн. Поляризация электромагнитных волн.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний. Детекторный радиоприемник.

Интерференция света. Дифракция света.

Полное внутреннее отражение света. Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки. Поляризация света.

Спектроскоп. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Микроскоп.

Лупа Телескоп

Лабораторные работы

Измерение показателя преломления стекла.

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. Измерение длины световой волны.

Предметные результаты изучения данной темы:

-  знать определения физических понятий:  свет, геометрическая оптика, световой луч, скорость света, отражение света, преломление света, полное отражение света, угол падения, угол отражения, угол преломления, относительный показатель преломления, абсолютный показатель преломления, линза, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы, дисперсия света, интерференция света, дифракция света, дифракционная решетка, поляризация света, естественный свет, плоскополяризованный свет.

- уметь: Описывать методы измерения скорости света. Перечислять свойства световых волн.

Распознавать, воспроизводить, наблюдать распространение световых волн, отражение, преломление, поглощение, дисперсию, интерференцию, дифракцию и поляризацию световых волн.

Формулировать принцип Гюйгенса, законы отражения и преломления света, границы их применимости.

Строить ход луча в плоскопараллельной пластине, треугольной призме, поворотной призме, оборачивающей призме, тонкой линзе. Строить изображение предмета в плоском зеркале, в тонкой линзе. Перечислять виды линз, их основные характеристики — оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическая сила. Находить в конкретной ситуации значения угла падения, угла отражения, угла преломления, относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления, скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической силы линзы, увеличения линзы, периода дифракционной решетки, положения. Конструировать модели телескопа и/или микроскопа.

- объяснять: принцип коррекции зрения с помощью очков.

 -измерять: показатель преломления среды, фокусное расстояние собирающей и рассеивающей линзы, длину световой волны с помощью дифракционной решетки, оценивать информационную ёмкость компакт-диска (CD) .

Тема 4. Квантовая физика

Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения. Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц. Камера Вильсона.

Фотографии треков заряженных частиц.

Лабораторные работы

Наблюдение сплошного и линейчатых спектров

Предметные результаты изучения данной темы:

-  знать определения физических понятий:  фотоэффект, квант, ток насыщения, задерживающее напряжение, работа выхода, красная граница фотоэффекта, атомное ядро, энергетический уровень, энергия ионизации, спонтанное и вынужденное излучение света, массовое число, нуклоны, ядерные силы, виртуальные частицы, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи атомных ядер, радиоактивность, активность радиоактивного вещества, период полураспада, искусственная радиоактивность, ядерные реакции, энергетический выход ядерной реакции, цепная ядерная реакция, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, реакторы-размножители, термоядерная реакция.

- уметь: формулировать предмет и задачи квантовой физики, распознавать, наблюдать явление фотоэффекта, описывать опыты Столетова, формулировать гипотезу Планка о квантах, законы фотоэффекта. Анализировать законы фотоэффекта, записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью неизвестные величины, находить в конкретных ситуациях значения максимальной кинетической энергии фотоэлектронов, скорости фотоэлектронов, работы выхода, запирающего напряжения, частоты и длины волны, частоты и длины волны, соответствующих красной границе фотоэффекта, приводить примеры использования фотоэффекта. Объяснять суть корпускулярно-волнового дуализма.

Описывать опыты Лебедева по измерению давления света и Вавилова по оптике. Описывать опыты Резерфорда, описывать и сравнивать модели атома Томсона и Резерфорда, рассматривать, исследовать и описывать линейчатые спектры, формулировать квантовые постулаты Бора, объяснять линейчатые спектры атома водорода на основе квантовых постулатов Бора. Рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны испускаемого фотона при переходе атома из одного стационарного состояния в другое, энергию ионизации атома, находить значения радиусов стационарных орбит электронов в атоме, описывать устройство и объяснять принцип действия лазера. Находить в литературе и в Интернете сведения о фактах,

Тема 5. Строение Вселенной

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие  галактики.        Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

«Красное  смещение»  в спектрах галактик.        Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Демонстрации

Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами. Фотографии звездных скоплений и газопылевых туманностей. Фотографии галактик.

Наблюдения

Наблюдение солнечных пятен. Обнаружение вращения Солнца.

Наблюдения звездных скоплений, туманностей и галактик. Компьютерное моделирование движения небесных тел.

Предметные результаты изучения данной темы:

-  знать определения физических понятий:  небесная сфера, эклиптика, небесный экватор, полюс мира, ось мира, круг склонения, прямое восхождение, склонение, параллакс, парсек, астрономическая единица, перигелий, афелий, солнечное затмение, лунное затмение, планеты земной группы, планеты-гиганты, астероид, метеор, метеорит, фотосфера, светимость, протуберанец, пульсар, нейтронная звезда, чёрная дыра, протозвезда, сверхновая звезда, галактика, квазар, красное смещение, теория Большого взрыва, возраст Вселенной.

-уметь: Наблюдать Луну и планеты в телескоп. Выделять особенности системы Земля—Луна.

Распознавать, моделировать, наблюдать лунные и солнечные затмения.

Объяснять приливы и отливы. Формулировать и записывать законы Кеплера.

Описывать строение Солнечной системы. Перечислять планеты и виды малых тел.

Описывать строение Солнца. Перечислять типичные группы звёзд, основные физические характеристики звёзд. Описывать эволюцию звёзд от рождения до смерти. Называть самые яркие звёзды и созвездия. Перечислять виды галактик, описывать состав и строение галактик. Выделять Млечный путь среди других галактик. Определять место Солнечной системы в ней. Оценивать порядок расстояний до космических объектов. Описывать суть «красного смещения» и его использование при изучении галактик. Приводить краткое изложение теории Большого взрыва и теории расширяющейся Вселенной. Объяснять суть понятий «тёмная материя» и «тёмная энергия». Приводить примеры использования законов физики для объяснения природы космических объектов. Работать в паре и группе при выполнении практических заданий. Наблюдать солнечные пятна. Соблюдать правила безопасности при наблюдении Солнца. 

Обобщающее повторение Лабораторный практикум

Резерв свободного учебного времени

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО ФИЗИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

В результате изучения физики на углубленном уровне ученик должен

знать/понимать:

  • объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
  • определять и демонстрировать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы её применимости и место в ряду других физических теорий;
  • владеть приёмами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
  • самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности проводимых измерений;
  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
  • решать практико-ориентированные качественные и расчётные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
  • определять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
  • представлять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
  • описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять её достоверность;
  • понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
  • решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;
  • анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;
  • формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебноисследовательской и проектной деятельности;
  • усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленными задачами;
  • использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статисичтеские методы для обработки результатов эксперимента.

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета, в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей; д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена неполностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Учебно-методическое обеспечение Основная учебная литература

Класс

Наименование предмета

Перечень литературы (автор, издание, год, место издания)

10

Физика

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,  Сотский Н.Н. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и

углублённый уровни /, М.: Просвещение, 2020

11

Физика

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.  Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и

углублённый уровни, М.: Просвещение, 2019

Дополнительная литература 10 – 11 класс

  1. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс- М.:ВАКО, 2006
  2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И. Физика. Типовые тестовые задания - М., Экзамен, 2013
  3. Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы- М.:ИЛЕКСА, 2009
  4. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы 10-11 классы. Электричество и магнетизм.- «Илекса»,1998
  5. Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 11кл - М.: Просвещение, 2008.
  6. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М. Дрофа, 2009.
  7. Кирик Л.А. «Физика 11.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» - М.: «Илекса»,2003
  8. Универсальные поурочные разработки 11 класс - А.В. Волков, ВАКО, 2009
  9. Физика. Подготовка к ЕГЭ – 2013, под редакцией Монастырского, Ростов- на-Дону, Легион, 2012
  10. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов. -Ростов н/Д: Феникс,2008
  11. Шилов В.Ф. Физика 10-11 классы. Поурочное планирование -М.: Просвещение,2007
  12. Шаталина А.В. Физика 10-11 классы. Рабочие программы- М.: Просвещение, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (углубленный уровень) по учебнику Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 6класс. ФГОС

Рабочая программа разработана в соответствии ФГОС для углубленного уровня на 210 учебных часов 6 класса...

Рабочая программа по биологии (углубленный уровень) в 10-11 классах

Рабочая программа  учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) для  10-11 классов  создана в соответствии требованиями:...

Рабочая программа по физике11класс углубленный уровень Мякишев

Рабочая программа по физике для 11 класса-3часа в неделю...

Рабочая программа по алгебре (углубленный уровень) для 10-11 классов к учебнику Мерзляка

Математика. Алгебра. Углубленный уровень. УМК А.Г. Мерзляк...

Рабочая программа по геометрии (углубленный уровень) для 10-11 классов к учебнику Мерзляка

Математика. Геометрия. Углубленный уровень. УМК А.Г. Мерзляк...

Рабочая программа по экономике ( углубленный уровень) для 10-11 классов по учебнику С.Иванова.

Прграмма разработана в соответствии с ФГОС СОО, расчитана на 3 часа в неделю: 2 часа теории и 1 час -практические занятия для подготовки учащихся к ЕГЭ....