Рабочая программа по биологии (углубленный уровень) в 10-11 классах
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Рабочая программа  учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) для  10-11 классов  создана в соответствии требованиями:

         - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:

-  примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;

         - программы к комплекту учебников, созданных под руководством  Сонина Н. И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

                           «Согласовано»

Руководитель ШМО  ___________/Шевырева О.Д./

                                  ФИО

Протокол заседания ШМО

№ 1  от «29» августа 2019г.

           

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Калачеевская   СОШ № 1

_____________/_Рыбасова Т.В/

                                 ФИО

         «29» августа 2019 г.

                                 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Калачеевская

СОШ № 1

____________________/Ивонина Т.В./

                                            ФИО

Приказ №175   от «30» августа  2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

(углубленный уровень)

В 10-11 КЛАССАХ

Срок реализации программы – 2 года

Разработал:

учитель биологии ВКК

Шевцова Светлана Тихоновна

                                                                                                                                                                                                  Принято  на заседании                                                                                                

педагогического совета      

                                                                       протокол № 1                                                                                               от «30» августа 2019 г.

2019 - 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Биология» (углубленный уровень) для  10-11 классов  создана в соответствии требованиями:

        - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:

-  примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;

        - программы к комплекту учебников, созданных под руководством  Сонина Н. И.

        (1. Агафонова, И. Б. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы. Рабочие программы к линии УМК Сонина Н. И. : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2017. —35 с.

          2. Захаров, В. Б.Биология. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа : учебно-методическое пособие / В. Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский. — М. : Дрофа, 2017. — 29с);

        - учебного  плана МБОУ Калачеевская СОШ №1.

        Для реализации рабочей  программы  используется УМК:  

10 класс.

1. Захаров  В. Б. Биология: Общая биология.  Углубленный уровень. 10 класс: учебник  /Захаров  В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. – 6-е изд., стереотип. – М.:  Дрофа, 2018. – 349с.

11 класс.

1. Захаров  В. Б. Биология: Общая биология.  Углубленный уровень. 11 класс: учебник  /Захаров  В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. – 5-е изд., стереотип. – М.:  Дрофа, 2019. – 256с.

        3. Захаров В. Б. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. 10 класс Углублённый уровень.» / В. Б. Захаров.  — М. : Дрофа, 2019. — 183 с.

        4. Захаров В. Б. Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Углублённый уровень. 11 класс» / В. Б. Захаров, М. В. Демичев. — М. : Дрофа, 2019. — 176 с.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, учебному плану МБОУ Калачеевская СОШ №1 учебный предмет «Биология» в 10-11 классах на углубленном уровне изучается  по  3 часа в неделю в 10 классе, 105 часов  в год и 11 классе, 102 часа  в год. Общее количество часов, отведенных на изучение предмета составляет  207 часов.

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

        Первый год обучения. «Биология». 10 класс.

        Предметные:                                                                                                                                                                                                        

        Выпускник  научится:

        - раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

        - понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

        - понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;

        - использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

        - формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

        - сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

        - обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

        - приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

        - распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

        - распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

        - описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

        - объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

        - классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

        - объяснять причины наследственных заболеваний;

        - выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;

        - сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

        - выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

        - составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

        - приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

        - оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

        - представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

        - оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

        - объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

        - объяснять последствия влияния мутагенов;

        - объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник получит возможность научиться:

        - давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

        - характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

        - сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

        -решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному

фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

        - решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

        - решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

        - устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

        - оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

        

        Второй год обучения. «Биология».  11 класс.        

        Выпускник научится:

        - оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

        - оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

        - устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических

понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

        - обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

        - проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

        - выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

        - устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

        - решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

        - делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

        - сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

        - выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

        - обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;

        -сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

        - определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

        - решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

        - раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

        - сравнивать разные способы размножения организмов;

        - характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

        -выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости;

        - обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

        - обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

        - обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

        -характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую

категорию и как результат эволюции;

        - устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

        - составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

        - аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим

проблемам и поведению в природной среде;

        - обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

        - оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии;

        - обосновывать собственную оценку;

        - выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно

ее объяснять;

        - представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленныхданных;

        - преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник получит возможность научиться:

        - организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):

        - выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать

необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

        - прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

        - выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных;

        - изображать циклы развития в виде схем;

        - анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

        - аргументировать необходимость синтеза естественнонаучного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

        - моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

        - выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

        - использовать приобретенные компетенции в практической деятельности

и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Личностные результаты.

Выпускник  научится:

- гражданской идентичности, патриотизму, уважению к своему народу, чувству ответственности перед Отечеством;

- научному мировоззрению, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознает свое место в поликультурном мире;

- принятию ценностей здорового образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятию спортивно-оздоровительной деятельностью;

- неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Выпускник  получит возможность научиться:

- бережному, ответственному и компетентному отношению к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умению оказывать первую помощь;

- формированию основ экологического мышления, осознанию влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды;

- формированию готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- делать осознанный выбор будущей профессии и реализовать собственные жизненные планы; формировать отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Познавательные результаты.

Выпускник научится:

• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

• находить и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурировать знания;

• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

• определять основную и второстепенную информацию; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;

• ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• моделированию - преобразованию объектов из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

Выпускник  получит возможность научиться:

- рефлексии способов и условий действий, контролю и оценке процесса и результатов деятельности;

- формулировать проблемы;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- строить логические цепочки рассуждений, анализировать истинности утверждений;

- устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- синтезу — составлению целого из частей, в том числе самостоятельному достраиванию с восполнением недостающих компонентов;

- самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные результаты.  

Выпускник научится:

- целеполаганию как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планированию – определению последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозированию – предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- навыкам познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыкам разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Выпускник  получит возможность научиться:

- коррекции – внесению необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценивать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;

- саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

- умению самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умению продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Коммуникативные результаты.  

Выпускник  научится:

- вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Выпускник  получит возможность научиться:

- ставить вопросы — сотрудничать в поиске и сборе информации;

- разрешать конфликты — выявлять, идентификации проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликтов,

-  принимать решения и их реализовать;

- управлять поведением партнёра — контролировать, корректировать, оценивать его действий;

- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Банк оценочных процедур

  • Формы контроля.

        Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная: устный опрос,  биологический диктант, тестовые задания, краткая самостоятельная работа, письменная проверочная работа, работа с карточками,  лабораторно-практическая  работа, экскурсия,  устный зачет по изученной теме,  нетрадиционные формы контроля – кроссворды,  викторины,  шарады,  головоломки.

10 класс. План-график контрольных уроков.

                                      Четверть

Формы контроля

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

количество

Лабораторная работа

1

3

2

3

9

Проверочная работа

1

2

1

4

Экскурсия

1

1

Практическая работа

1

1

11 класс. План-график контрольных уроков.

Четверть

Формы контроля

1 полугодие

2 полугодие

Учебный год

количество

Лабораторная работа

5

7

12

Разноуровневые тесты

2

3

5

Экскурсия

1

2

3

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

        10 класс. «Биология». (3 часа  в неделю, 105 часов в год).

        Введение (1 ч)

Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования; сохранение окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.

Раздел  I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Глава 1. Многообразие животного мира. Основные свойства живой материи (5 ч)

Жизнь как форма существования материи; определения понятия «жизнь». Жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы. Уровни организации живой материи и принципы их выделения; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах; понятие о гомеостазе как условии существования живых систем. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи, их проявления на различных уровнях организации живого. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы и настии). Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Глава 2 Возникновение жизни на Земле. (7 ч)

Мифологические представления. Представления Аристотеля, Эмпедокла и других античных ученых. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды У. Гарвея, Д. Нидгема; эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни Г. Рихтера и других ученых (Г. Гельмгольц, Г. Томсон, С. Аррениус, П. Лазарев). Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

Современные представления о возникновении жизни; взгляды Э. Пфлюгера, Дж. Эллена. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Образование планетных систем. Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Химическая эволюция. Небиологический синтез органических соединений.

Термическая теория. Теория адсорбции. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Низкотемпературная теория К. Симонеску и Ф. Денеша. Коацерватные капли и их эволюция. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов: реакции обмена веществ, самовоспроизведение. Гипотеза мира РНК. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, эволюция энергетических систем и метаболизма; возникновение генетического кода.

Возникновение энергетических систем: роль пирофосфата. Образование полимеров; значение неспецифической каталитической активности полипептидов. Совершенствование метаболических реакций. Роль энергии солнечного света; возникновение фотосинтеза.

Начальные этапы биологической эволюции. Прокариотические клетки. Теория симбиогенетического происхождения эукариотической клетки и ее доказательства; возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности. Теории происхождения многоклеточных организмов (Э. Геккель, И. И. Мечников, А. В. Иванов).

        Раздел  II. Учение о клетке 

        Глава 3. Химическая организация клетки (13 ч)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода, ее химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений. Роль воды в компартментализации и межмолекулярных взаимодействиях, теплорегуляция и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Буферные системы клетки и организма.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки. Структурная организация молекул белка: первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная; химические связи, их удерживающие; фолдинг. Свойства белков: водорастворимость, термолабильность, поверхностный заряд и другие; денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация — биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Регуляторная и информационно-коммуникативная роль белков; транспортные и двигательные белки; антитела.

Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров — полисахаридов.

Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.

Нуклеиновые кислоты. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности — правило Чаргаффа, двойная спираль (Дж. Уотсон и Ф. Крик); биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Ген: структура и функции; гены, кодирующие РНК, мобильные генетические элементы. Геном; геном человека. РНК: информационные, транспортные, рибосомальные, каталитические и регуляторные. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение.

        Лабораторные и практические работы

        Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций

Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках

Глава  4. Реализация наследственной информации. Метаболизм. (8 ч)

Совокупность реакций биологического синтеза — пластический обмен, или анаболизмРегуляция активности генов прокариот; оперон: опероны индуцибельные и репресибельные. Регуляция активности генов эукариот. Структурная часть гена. Регуляторная часть гена: промоторы, энхансеры и инсуляторы. Передача наследственной инфор мации из ядра в цитоплазму; транскрипция, транскрипционные факторы. Структура ДНК-связывающих белков. Процессинг РНК; сплайсинг, альтернативный сплайсинг, биологический смысл и значение. Механизм обеспечения синтеза белка; трансляция; ее сущность и механизм, стабильность иРНК и контроль экспрессии генов.

Каталитический характер реакций обмена веществ. Реализация наследственной информации: биологический синтез белков и других органических молекул в клетке.

Энергетический обмен; структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Автотрофный и гетеротрофный типы обмена. Анаэробное и аэробное расщепление органических молекул. Подготовительный этап, роль лизосом; неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетке с распадом и синтезом АТФ. Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в мембранах определенных клеточных структур. Понятие о гомеостазе; принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза, процессы, в ней протекающие, использование энергии. Типы фотосинтеза и источники водорода для образования органических молекул; реакции световой и темновой фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

        Практическая работа:

        Решение элементарных задач по молекулярной биологии

Раздел 5.  Строение и функции  клеток (16 ч)

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение; половой процесс у бактерий; рекомбинации. Место и роль прокариот в биоценозах.

Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии — энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет. Специальные ораноиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др. Взаимодействие органоидов в обеспечении процессов метаболизма.

Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин и эухроматин), ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значение для жизнедеятельности ядра. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в различные периоды жизненного цикла клетки; кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления: обновляющиеся, растущие и стабильные. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза — период подготовки клетки к делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Биологическое значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Регуляция жизненного цикла клетки многоклеточного организма. Факторы роста. Запрограммированная клеточная гибель — апоптоз; регуляция апоптоза. Понятие о регенерации. Нарушения интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных: трофические язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли и др.

Особенности строения растительных клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М.Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других ученых. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов. Значение клеточной теории для развития биологии.

Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги. Происхождение вирусов. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

        Лабораторные и практические работы

        Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука

        Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

        Изучение растительной и животной клетки под микроскопом.

        Наблюдение за движением цитоплазмы в растительной клетках

Раздел  III.  Размножение и развитие организмов

Глава 6.  Размножение организмов (7 ч)

Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Половое размножение растений и животных; биологический смысл. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение и рост. Период созревания (мейоз); профаза-1 и процессы, в ней происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Биологическое значение и биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Эволюционное значение полового размножения.

Раздел 7.  Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)  (19 ч)

 «История развития животных» К. М. Бэра и учение о зародышевых листках. Эволюционная эмбриология; работы А. О. Ковалевского, И. И. Мечникова и А. Н. Северцова. Современные представления о зародышевых листках. Принципы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант. Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные закономерности дробления; тотипотентность бластомеров; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка; гомология зародышевых листков. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; детерминация и эмбриональная индукция. Генетический контроль развития. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.

Закономерности постэмбрионального периода развития. Прямое развитие; дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития при непрямом развитии (личинка, куколка, иммаго). Старение и смерть; биология продолжительности жизни.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости (изменчивость всех стадий онтогенеза; консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как преобразований стадий развития и полное выпадение предковых признаков).

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития (врожденные уродства).

Понятие о регенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация. Физиологическая и репаративная регенерация. Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных.

        Лабораторные и практические работы

        Наблюдение митоза в клетках кончика  корешка лука на готовых микропрепаратах.

        Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Раздел IV. Основы генетики и селекции

Глава 8. Основные понятия генетики  (2 ч)

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.

Глава 9. Закономерности наследования признаков  (12 ч)

Методы изучения наследственности и изменчивости. Чистая линия: порода, сорт. Принципы и характеристика гибридологического метода Г. Менделя. Другие генетические методы: цитогенетический, генеалогический, методы исследования ДНК.

Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Полное и неполное доминирование; множественный аллелизм. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами; генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетические карты хромосом человека. Характер наследования признаков у человека. Генные и хромосомные аномалии человека и вызываемые ими заболевания. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия. Экспрессивность и пенетранность гена.

        Лабораторные и практические работы:

        Составление простейших схем скрещивания. 

        Решение элементарных генетических задач. 

        Составление и анализ родословных человека        

Глава 10. Закономерности изменчивости.  (6 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Мутагенные факторы. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида (кроссинговер, независимое расхождение гомологичных хромосом в первом и дочерних хромосом во втором делении мейоза, оплодотворение). Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Свойства модификаций: определенность условиями среды, направленность, групповой характер, ненаследуемость. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции; зависимость от генотипа. Управление доминированием.

        Лабораторные работы:

        Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Глава 11 Основы селекции (4 ч)

Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность культурных растений. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез.

Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Селекция микроорганизмов для пищевой промышленности; получение лекарственных препаратов, биологических регуляторов, аминокислот.

Достижения и основные направления современной селекции. Успехи традиционной селекции. Клонирование; терапевтическое клонирование. Дедифференциация соматических ядер в реконструированных клетках. Клеточные технологии. Генетическая инженерия. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Резервное время — 2  ч.

Используются для проведения уроков обобщения, закрепления знаний и осуществления  итогового  контроля знаний.

        

11 класс. «Биология». (3 часа в неделю, 102 часа в год).

        Раздел 1. Учение об эволюции органического мира (50 ч).

        Глава 1. Закономерности  развития живой природы.  Эволюционное учение (20 часов)

         История  представлений о развитии  жизни на Земле. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.  Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.  Микроэволюция. Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Хард и—Вайнберга). Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.  

        Лабораторная работа

Изучение изменчивости.

Изучение морфологического критерия вида

        Приспособленность организмов к среде обитания как  результат действия естественного отбора

        Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений  (6 ч.)

        Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов.  Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза. Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции. Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства. Основные понятия. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни»; их причины; пути и скорость видообразования. Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Значение работ А. Н. Северцова.

        Лабораторная работа.

        Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых.

        Глава 3. Развитие  жизни на Земле (10).

        Основные черты эволюции животного и растительного мира. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений. 6 Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

        Глава 4. Происхождение человека (14 часов)

        Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

        

        РАЗДЕЛ 2.  Взаимоотношения организма и среды (48ч).

        Глава  5. Биосфера, ее структура и функции (5 часов).

        Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

        Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии. (26 часов)

        История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области. Демонстрация. Карты, отражающие геологическую историю материков; распространенность основных биомов суши. Взаимоотношения организма и среды  Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.  

        Взаимоотношения между организмами. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Происхождение и эволюция паразитизма. Нейтральные отношения — нейтрализм

        Лабораторная  и практическая работа

         Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов

        Составление пищевых цепей

        Изучение и описание экосистем своей местности

        Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера (12 часов)

        Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

        Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.

         Глава 8. Бионика (5 часа)

        Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.)         

Резервное время – 4ч.

 Используются для проведения уроков обобщения, закрепления знаний и осуществления  итогового  контроля знаний.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс. «Биология». (3 часа  в неделю, 105 часов в год).

№ п/п

Тема

Количество часов, отведенных на изучение темы

1

Введение

1

2

 Раздел  I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

12

3

Раздел  II. Учение о клетке

37

4

Раздел  III.  Размножение и развитие организмов

26

5

Раздел IV. Основы генетики и селекции

24

6

Резервное время

2

 11 класс. «Биология». (3 часа в неделю, 102 часа в год).

№ п/п

Тема

Количество часов, отведенных на изучение темы

1

Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

20

2

Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений

6

3

Развитие жизни на Земле

10

4

Происхождение человека

14

5

Биосфера, ее структура и функции

5

6

Жизнь в сообществах. Основы экологии

26

7

Биосфера и человек. Ноосфера

12

8

Бионика

5

9

Заключение

4

Приложение

Календарно-тематическое  планирование.  Общая биология. (10 класс, 3 раза в неделю).

Тема раздела учебных занятий

Кол-во

часов

урока

Тема учебного занятия

       Виды деятельности.

Введение

Инструктаж по  ТБ.

6

1

Предмет и задачи общей биологии. Методы биологии.

2

Методы познания живой природы

3

Вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки

4

 Свойства живого. Уровни организации живой материи.

5

Свойства живой матери

6

Практическое значение биологии

Раздел 2. Основы цитологии.

Тема 2.1. Химический состав клетки

49

12

7

Методы цитологии.  Клеточная теория. Химический состав клетки Неорганические соединения.

8

 Особенности химического состава клетки. Неорганические вещества

9

Поступление воды в клетку. Тургор, плазмолиз, деплазмолиз

Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках»

10

Углеводы и липиды. Роль в жизнедеятельности клетки.

11

Процессы, протекающие в клетке на молекулярном уровне

12

Характеристика  биополимеров

13

Свойства и функции белков

Лабораторная работа «Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках»

14

Семинар по теме «Функции белков»

15

Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии».

Практическая работа

16

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

17

Сравнение строения молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК

18

Строение и функции АТФ.

Зачет   по теме « Химия клетки»

Тема 2.2.Строение и функции  клеток эукариот и прокариот

19

19

Цитология – наука о клетке. Клеточная теория.

20

Практическая работа «Решение задач по теме «Цитология»

Практическая работа  

21

Самостоятельная работа по решению задач

22

Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма

Лабораторная работа «Движение цитоплазмы в клетках растений»

23

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции

24

Полуавтономные  органоиды  клетки

Лабораторная работа «Наблюдение клеток листа элодеи»

25

 Строение клетки: одномембранные органоиды.

26

Немембранные органоиды  клетки

27

Особенности строения эукариотической клетки

28

Строение клетки: двумембранные и немембранные органоиды клетки.

29

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом

30

Особенности строения эукариотической клетки

31

Особенности строения растительной  клетки

32

Сравнение клеток растений и животных

33

Сравнение клеток растений, животных и грибов.

Лабораторная работа   «Строение клеток растений и животных, грибных»

34

Особенности строения прокариотической клетки

35

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа «Изучение  строения клеток различных организмов под  микроскопом»

36

Зачет № 2 по теме «Клеточные структуры и их функции»

Тестирование

37

Вирусы – неклеточные формы жизни

Тема 2.3. Обмен веществ и энергии

8

38

Понятие о гомеостазе. Регуляция обмена веществ

39

Отличительные особенности процессов клеточного дыхания

40

Обмен веществ и энергии в клетке.

41

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена

42

Брожение и дыхание

43

Фотосинтез. Хемосинтез

44

Сравнение процессов фотосинтеза и энергетического обмена

45

Зачет №3 по теме «Обеспечение клеток энергией»

Тестирование

Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке

10

46

Синтез белков в клетке.  Транскрипция

47

Реализация наследственной информации в клетке

48

Современные представления о гене.

49

Биосинтез белка. Трансляция.

50

Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене

51

Практическая работа  «Решение задач по теме «Биосинтез белка»

Практическая работа  

52

Урок практикум

Практическая работа  «Решение задач по молекулярной  биологии».

53

Практическая работа  «Решение задач по молекулярной  биологии».

Практическая работа  

54

Практическая работа «Решение задач по молекулярной  биологии».

Практическая работа  

55

Контрольно-обобщающий урок по теме  Зачет №   4 по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тестирование

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 3.1. Жизненный цикл клетки.

17

2

56

 Размножение. Деление клетки – основа роста и развития.

57

Матричный синтез ДНК. Хромосомы

Тема 3.2. Размножение

9

58

Клеточный цикл клетки . Митоз. Амитоз.

59

Митоз. Фазы митоза

60

Практическая работа «Решение задач по расчету числа хромосом»

61

Мейоз. Формы  размножения организмов

62

Сравнение  способов деления клеток и их  биологическая роль

63

Сравнение развития половых клеток у растений и животных

64

Развитие половых клеток.  Оплодотворение.

65

Вегетативное размножение. Бесполое и половое размножение.

66

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночн

Тема 3.3. Индивидуальное  развитие организма

6

67

Индивидуальное  развитие организмов – онтогенез.

Лабораторная работа   «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

68

Дробление. Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

69

Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов.

70

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов.

71

Влияние условий среды на онтогенез

72

Зачет №5 по теме «Воспроизведение биологических систем»

Тестирование

Раздел № 4. Основы генетики.

Тема 4.1.История  закономерности наследственности

30

3

73

Генетика. Моногибридное скрещивание

74

История развития  генетики как науки

75

Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем

Тема 4.2. Основные закономерности наследственности

15

76

 Множественные аллели.  Анализирующее скрещивание

Практическая работа  № 2 «Составление простейших  схем скрещивания».

77

Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет

78

Практическая работа  «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

Практическая работа  

79

Дигибридное скрещивание.

80

Статистический характер наследственности. Отклонения от статистических закономерностей

81

Практическая работа  «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

82

Хромосомная  теория наследственности.

Сцепленное наследование

Практическая работа  «Решение  генетических задач».

83

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана

84

Практическая работа  «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

Практическая работа  

85

Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая  наследственность

86

Практическая работа  «Решение генетических задач на сцепленное наследование с полом»

Практическая работа  

87

Практическая работа  «Решение генетических задач  на взаимодействие неаллельных генов»

Практическая работа  

88

Урок консультация

89

Практическая работа  «Решение генетических задач»

Практическая работа  

90

Зачет № 6 по теме «Решение генетических задач»

Тестирование

Тема 4.3. Основные закономерности изменчивости. Виды мутаций.

6

91

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

Лабораторная работа «Изучение изменчивости организмов. Построение вариационного ряда».

92

Зависимость проявлений генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)

93

Биологическая роль мутаций

94

Мутационная  изменчивость. Значение  генетики для медицины и селекции.

95

Классификация мутаций по уровню их возникновения.

96

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

Тема 4.4. Генетика человека

6

97

Особенности и методы изучения генетики человека.

Лабораторная работа  «Выявление  источников мутагенов  в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм».

98

Генеалогический метод и анализ родословных

99

Генные заболевания

Социальные проблемы генетики

100

101

Хромосомы и генетические карты человека

Наследственные болезни человека, меры их профилактики

102

Раздел 5.

3

103-105

Обобщающий урок за курс 10 класса.

Тестирование

Календарно-тематическое  планирование. Биология. 11 класс.  (3 раза в неделю).

Тема учебных занятий

Кол-во

часов

урока

Тема учебного занятия

Виды деятельности.

1.  Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

20

1

Введение.  История представлений о развитии жизни на Земле. Система органической природы К. Линнея.

2

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка.

Сообщения учащихся

3

Первые русские эволюционисты

Сообщения учащихся

4

Предпосылки возникновения теории

Ч. Дарвина.

Сообщения учащихся

5

Предпосылки возникновения теории

Ч. Дарвина.

Сообщения учащихся

6

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

7

Изучение результатов искусственного отбора.

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

9

 Лабораторная работа  «Изучение изменчивости»

Лабораторная работа

10

Вид. Критерии и генетическая целостность вида.

Лабораторная работа  «Изучение морфологического критерия вида»

11

Популяционная структура вида

12

Материал для естественного отбора.  Эволюционная роль мутаций.

13

Генетические процессы в популяциях

14

Формы естественного отбора: движущий

и стабилизирующий.

15

Формы естественного отбора: дизруптивный, половой

16

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат  действия естественного отбора.

17

Забота о потомстве. Относительный

характер приспособленности.

Сообщения учащихся

18

 Лабораторная работа «Приспособленность

организмов к среде обитания как  результат действия естественного отбора».

Лабораторная работа

19

Результаты эволюции. Видообразование

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение»

Тестирование

Глава 2. Макроэволюция.

Биологические

последствия

приобретения

приспособлений.

6

21

Главные направления биологической эволюции.

22

Пути достижения биологического прогресса

23

Лабораторная работа «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых».

Лабораторная работа

24

Основные закономерности биологической эволюции

25

Правила эволюции

26

Контрольно-обобщающий урок по теме «Учение об эволюции органического мира»

Тестирование

Глава 3  Развитие жизни на Земле.

10

27

История представлений о возникновении жизни

28

 Современные представления о возникновении жизни

29

Эволюция пробионтов

30

Начальные этапы биологической эволюции

31

Геохронологическая история Земли.

32

Развитие жизни в архейской и  протерозойской эрах

33

Развитие жизни в палеозойской эре

34

Развитие жизни в мезозойской эре.

35

Развитие жизни в кайнозойской эре.

36

 Контрольно-обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле»

Тестирование

 Глава 4. Происхождение человека

14

37

Развитие взглядов на происхождение человека.

38

Положение человека в системе органического мира.

39

Эволюция приматов

40

Эволюция приматов

41

Движущие силы антропогенеза.

42

Стадии эволюции человека: древнейшие люди

43

Стадии развития человека: древние люди.

44

Стадии развития человека: древние люди.

45

Первые современные люди.

46

Роль труда в происхождении человека

47

Современный этап эволюции человека

48

Современный этап эволюции человека

49

Урок консультация по теме

50

Контрольно-обобщающий урок по теме «Происхождение человека»

Тестирование

РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ 

Глава 5. Биосфера, ее структура и функции

5

51

Структура биосферы. Косное вещество биосферы.

52

 Живое вещество биосферы.

53

Круговорот веществ в природе.

54

Круговорот веществ в природе.

55

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосфера, ее структура и функции»

Тестирование

Глава 6.

Жизнь в сообществах.

Основы экологии.

26

56

История формирования сообществ живых организмов.

Сообщения учащихся

57

Биогеография. Основные биомы суши. Неарктическая область. Палеарктическая область.

58

Восточная область. Неотропическая область

59

Эфиопская область. Австралийская область.

60

Взаимоотношения организма и среды.

Естественные сообщества живых организмов.Биогеоценозы

61

Лабораторная работа « Изучение и описание экосистем своей местности»

62

Абиотические факторы среды. Температура. Свет.

63

Абиотические факторы среды.

Влажность, ионизирующее излучение.

64

Интенсивность действия факторов среды.

65

Взаимодействие факторов среды.

66

Ограничивающий фактор.

67

Ограничивающий фактор в период размножения организмов.

68

Биотические факторы среды. Видовое разнообразие биоценозов

69

Практическая работа «Составление пищевых цепей»

Практическая работа

70

Лабораторная работа «Выявление черт приспособленности организмов к воздействию экологических факторов».

Лабораторная работа

71

Смена биоценозов.

72

Причины смены биоценозов.

73

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения -

симбиоз, мутуализм

74

Взаимоотношения между организмами. Кооперация.

75

Взаимоотношения между организмами.. Комменсализм.

76

Антибиотические отношения. Конкуренция

77

Антибиотические отношения. Хищничество.

78

Антибиотические отношения. Паразитизм.

79

Паразитические отношения у растений.

80

Нейтрализм

81

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимоотношения между организмами. Основы экологии»

Тестирование

Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера.

12

82

Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества.

83

Урок-конференция «Взаимодействие человека на природу в процессе становления общества»

84

Природные ресурсы и их использование. Исчерпаемые ресурсы.

85

Природные ресурсы и их использование. Невозобновимые природные  ресурсы.

86

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Сообщения учащихся

87

Загрязнение пресных вод и Мирового океана.

Сообщения учащихся

88

Антропогенные изменения почвы.

Сообщения учащихся

89

Влияние человека на растительный и

животный мир.

Сообщения учащихся

90

Радиоактивное загрязнение биосферы.

Сообщения учащихся

91

Охрана природы и перспективы

рационального природопользования.

Сообщения учащихся

92

Охрана природы и перспективы

рационального природопользования.

Сообщения учащихся

93

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биосфера и человек. Ноосфера»

Тестирование

Глава 8.

Бионика.

5

94

Бионика

95

Использование человеком принципов

организации растений и животных.

Сообщения учащихся

96

Формы живого в природе и их промышленные аналоги

97

Роль биологии в будущем

Сообщения учащихся

98

Роль биологии в будущем

Сообщения учащихся

Обобщение знаний

4

99-102

Обобщение знаний по предмету

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...

Рабочая программа "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс" УМК Пасечник В.В. 34 часа

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:В.В. Пасечник Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014Пасечник В. В. Биология. Бактерии, г...