программа факультатива «Избранные вопросы физики»
рабочая программа по физике (11 класс)
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа факультативного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «А», «В» и части «С».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_12_kl.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Избранные вопросы физики»
Цели факультативного курса:
- Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- Формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
- Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике.
Задачи курса:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач.
2. Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа факультативного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике части «А», «В» и части «С».
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
- соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
- соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
- возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
- возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
- жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.
Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) четкое формулирование физической части проблемы (задачи) выдвижение гипотез разработка моделей (физических, математических) прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез → нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
- Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
- Дидактические материалы.
- Учебники физики для старших классов средней школы.
- Учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
- расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки
№ | Тема занятия. | Кол-во часов |
Кинематика. А1. | 1 | |
Кинематика, законы Ньютона. А2. | 1 | |
Силы в природе. А3. | 1 | |
Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса.А4. | 1 | |
Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии.А5. | 1 | |
Статика, механические колебания и волны.А6. | 1 | |
Молекулярно-кинетическая теория. А7 | 1 | |
Молекулярно-кинетическая теория.А8. | 1 | |
Молекулярно-кинетическая теория, термодинамика. А9. | 2 | |
Термодинамика. А 10. | 1 | |
Электростатика. А 11. | 1 | |
Постоянный ток. А 12. | 1 | |
Магнитное поле, электромагнитная индукция. А13. | 1 | |
Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волн А14 | 1 | |
Оптика. А 15. | 2 | |
Элементы СТО, оптика. А 16. | 1 | |
Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома. А 17. | 2 | |
Физика атома, физика атомного ядра. А 18. | 1 | |
Физика атомного ядра. А19. | 1 | |
Механика – квантовая физика (методы научного познания).А20 | 1 | |
Механика – квантовая физика (методы научного познания). А 21. | 2 | |
Механические, электромагнитные явления. А 22. | 1 | |
Механические, тепловые или электромагнитные явления. А 23. | 1 | |
Механические, тепловые, электромагнитные явления. А 24. | 2 | |
Механические, тепловые, электромагнитные явления. А 25. | 2 | |
Механика – квантовая физика. В 1. | 1 | |
Механика – квантовая физика. В.2 | 1 | |
Механика – квантовая физика. В 3. | 1 | |
Механика – квантовая физика. В 4 | 1 | |
Итоговое занятие. | 1 | |
Всего | 36 |
Литература для учителя:
В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. – (Мастерская учителя).
Литература для учеников
- ЕГЭ по физике. 11 класс : учебное пособие / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Тематические и тренировочные варианты тестов ЕГЭ под редакцией ФИПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Программа факультатива «Избранные вопросы информатики»
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 10 класс...
Программа факультатива "Избранные вопросы математики" 8 класс.
Программа факультатива для 8 класса "Избранные вопросы по математике" содержит разработку элективных курсов по темам "Графики функций улыбаются", "Процентные расчёты на каждый день", " Квадратный трёх...
Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...
Рабочая программа "Избранные вопросы физики".
Рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы физики" для 11 класса....
Анализ работы факультатива «Избранные вопросы математики»
в 2019-2020 учебном году, 10 «А» класс...
рабочая программа элективного курса по физике " Избранные вопросы физики" 11 класс
Рабочая программа расчитана на 34 часа....