«Плотность вещества»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи:

  1. Обучающие:
  • С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
  • Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
  • Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
  • Формирование опыта практической деятельности.
  1. Развивающие:
    • Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
    • Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
  2. Воспитательные:
  3. Мотивировать на активную деятельность обучающихся  на уроке.
  4. Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
  5. Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.

 

Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.

 

Структура  урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление знаний.
  6. Домашнее задание.
  7. Итоги урока.

 

1. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_plotnost_veshchestva1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Плотность вещества»

Цель урока: способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся по теме «Плотность вещества»

Задачи:

  1. Обучающие:
  • С помощью проблемно-поискового метода выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл.
  • Охарактеризовать плотность вещества как физическую величину по плану.
  • Определить различия плотности вещества, находящегося в различных агрегатных состояниях.
  • Формирование опыта практической деятельности.
  1. Развивающие:
  • Способствовать развитию умения анализировать, предполагать, выдвигать гипотезы, делать выводы, наблюдать и экспериментировать
  • Способствовать развитию умения грамотно выражать речью свои мысли.
  1. Воспитательные:
  • Мотивировать на активную деятельность обучающихся  на уроке.
  • Мотивировать на познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.
  • Формирование умений оценивать свои и чужие поступки и действия, умения работать в коллективе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний на деятельностной основе.

Формы работы обучающихся : фронтальная , индивидуальная.

Оборудование: рычажные весы, набор тел равного объема, но разной плотности, набор цилиндров.

Экран, компьютер, мультимедийный проектор. Приложение №1 . Приложение №2.

Структура  урока.

  1. Организационный момент.
  1. Мотивационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Итоги урока.

 

1. Организационный

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный

У.   Сегодня вам предоставляется возможность вместе со мной исследовать новую физическую величину, а какую вы поможете мне определить чуть позже

А начать урок хочу с легенды о Архимеде, а точнее с ее частью.

У. Ответьте на вопрос .Каким способом можно определить , из чего сделана корона?

У. Выслушав ваши доводы, правильный ответ я не услышала. Хватают ли вам знания для ответа на вопрос? Давайте я вам помогу, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

3. Актуализация знаний.

  1. Что такое масса?
  2. Какой буквой обозначается масса?
  3. В каких единицах измеряется в СИ?
  4. Какая физическая величина определяет размеры тела?
  5. Какой буквой обозначается объем?
  6. В каких единицах измеряется в СИ?
  7. Как можно определить массу тела?
  8. Как можно определить объем тела?    

4.  Изучение  нового материала.

На первом уроке физике мы выяснили, что физика- наука о природе, т.е. она изучает свойства материи. Одна из форм существования материи- вещество. Мы знаем, что все физические тела состоят из веществ. Давайте вспомним, что мы знаем о веществе. (слайд №4)

  Назовите агрегатные состояния вещества

       Чем они отличаются друг от друга?

(слайды 5-7)

 

  Вы знаете, что каждое тело имеет свои отличительные признаки, например свои размеры и массу – это утверждение ни у кого из вас не вызывает сомнения. Давайте экспериментальным путем выясним,  от чего зависит масса тела.

Демонстрация эксперимента с телами разной массы.  

Внимание учеников акцентируется на том, что вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы.   (слайды 8-11)

Задание №1.

Поместим цилиндры, изготовленные из одного и того же материала, на чаши весов

 и сравним их массы

Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра.

Вывод:
Масса тела зависит от его объема

Задание 2

Поместим цилиндры, имеющие один и тот же объем, но изготовленные из разных материалов на чаши весов  и сравним их массы.

Имея одинаковый объем, масса одного цилиндра больше массы другого цилиндра.

Чем это можно объяснить?

Вывод:

Масса тела зависит от вещества из которого оно состоит.

Запишите тему урока: «Плотность вещества»

(слайд14)

  • Проблемная задача: Масса льда 1800 кг, а его объем 2м³. Чему равна масса  1м³ льда? (слайд 15)

Следовательно, масса 1м³ будет в 2 раза меньше.

Вводится физический смысл плотности: «Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма» (слайд 16)

Вводится определение: Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

                                             масса

                  Плотность  =

                                             объём

Введем обозначения:

                                     m- масса тела

                                     V- объем тела

                                       ρ – плотность тела

Плотность - ρ (греч. буква «ро»)

  Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется  (слайд 18)

                                [кг/м³]

   Внесистемные единицы [ г/см³]                Найдем правило перевода из одной размерности плотности в другую.

Т.к. 1г=0,001 кг, а 1 см³=0,000001м ³    , то                          

                   0,001 кг                         кг

1 г/см³ =                           = 1000

                   0,000001 м ³                м ³

Существует прибор для измерения плотности жидкости  – ареометр (слайд 19)

5. Закрепление изученного материала

Ученые рассчитали плотности твердых, жидких и газообразных тел. Откройте учебник на стр. 50 . Работа с таблицей  (слайд 20)

Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.  (слайд 21)

Запись в тетрадь:

  • Плотность вещества зависит от массы атомов, из которых оно состоит, и от плотности  упаковки атомов и молекул в веществе.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

Чем больше масса атомов и   чем  они ближе расположены друг к другу, тем больше плотность.

Решение качественной задачи:

Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса, какой жидкости будет больше? Почему?

Как, зная плотность рассчитать массу и объем тела?              (слайд 24)

Решение задач у доски (слайд 25)

№1 Масса алюминиевого чайника 0,54 кг. Какой объем алюминия пошел на изготовление чайника?

(слайд 26)

№2   Объем стальной детали 0,1м³. Найдите ее массу. (слайд 27-28)

Решение теста

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело        

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см³.

       б)  г/л.

       в)  кг/м³.

       г) м³/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

Самопроверка теста

1

2

3

4

5

б

в

г

а

б

  1. Домашнее задание
  1.  §21,22, упр. 7(1, 2, 4)

Упр.7 (3,5)

Определить массу воздуха в комнате.

  1. Итоги урока

Мы узнали:

 

  1. Что такое плотность?
  2. Единица измерения плотности.
  3. Физический смысл плотности.
  4. Прибор для определения плотности.
  5. Формулы для расчета массы и объема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

урок решения задач по теме "плотность вещества"

Урок решения задач по теме «Плотность вещества».  Для того чтобы повысить интерес к предмету, качественные и расчетные задачи составлены с привлечением материала о Санкт-Петербурге. Мультимедийна...

Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»

Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связа...

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Урок химии в 10 классе на тему: "Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества через относительную плотность газов и плотность вещества (алкана)".

Разработка урока + презентация к уроку химии в 10 классе. В разработке есть: теоретический материал с подробным разбором задач, задачи к уроку, задачи для домашнего задания (индивидуально каждому учащ...