О ситуационных задачах в курсе школьной физики
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс)

О конструировании ситуационных задач в контексте требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._o_situatsionnyh_zadachah_v_kurse_shkolnoy_fiziki.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

О ситуационных задачах в курсе школьной физики

Одним из актуальных требований к качеству школьного образования  выпускников  каждой  его ступени стала необходимость планомерного развития и оценивания функциональной грамотности  выпускников как показателя уровня его социализации, в содержании ФГОС определяемое, как метапредметные образовательные результаты.

Определим функциональную грамотность  как  сформированную в рамках  школьной урочной и внеурочной деятельности способность ученика не только адаптироваться, но и решать проблемы, существующие или возникающие в социум  [2]. Тогда  выпускнику школы просто необходимо идти в жизнь, уже имея субъективный опыт разрешения как моделируемых бытовых, социальных ситуаций, так и проблемных ситуаций в общении.

Как обеспечить развитие функциональной грамотности школьника? Какой подход к выполнению данного требования образовательных стандартов наиболее продуктивен? - кто из учителей не задавался этими вопросами.

 По мнению исследователей, решению данной проблемы российского школьного образования служат включение в учебный процесс  компетентностных вопросов и ситуационных задач, имеющих сюжеты практические, типичные, реальные [1].  Поиск решения предложенной задачи или отработка действий в конкретной ситуации развивают прикладные умения ребёнка, служат осознанному формированию таких ключевых компетентностей, как коммуникативная, информационная. Деятельность по решению таких задач, кроме поиска пути решения проблемы, требует вдумчивой работы с любым видом текста: его восприятия, обсуждения, анализа, совершенствуя тем самым и читательскую грамотность школьников.

В поисках ответа на вопрос о том, какие задачи являются ситуационными для изучающих физику, выделила критерии, соответствие которым считаю важным для идентификации заданий.

  • Задача (задание) – представленное в виде текста завершенное описание явления, действия, проблемы, жизненной ситуации;
  •  Графическая составляющая может стать базовым компонентом или элементом, определяющим условия и обстоятельства ситуации, предложенной в задаче;
  • Поднятая проблема или предложенная ситуация должна быть актуальной, по возможности, реальной, чтобы успешная работа над ней,  активизируя познавательную деятельность, мотивировала школьников к поиску собственного решения;
  • В тексте задачи имеется информация из различных источников, обеспечивая тем самым полноценность, реалистичность ситуации;
  • При составлении текста задач необходимо помнить о возрастных особенностях его восприятия, учитывать возможность проявления обучающимися различных эмоций.

В российской школе пионерами в конструировании таких задач и включении их в процесс обучения стали педагоги Санкт-Петербурга ещё в 2001 году. Но и сегодня проблемы приобретения образовательного опыта выпускниками школ и  комплексной оценки их предметных и надпредметных умений стоят остро.  Причина -  недостаток «точек соприкосновения» содержания образования с жизнью подростков, их проблемами, особенностями современного социума. Решая указанные выше проблемы, составляю и на разных этапах уроков использую компетентностные вопросы и ситуационные задачи. В 5 – 6 классах в пропедевтическом курсе физики предлагаю вопросы или задания, к решению которых дети, работая чаще всего парами, добираются небольшим (до5) числом универсальных действий.

Пример

В основной школе (7-9 классы) при составлении задач часто текст дополняю графиком, рисунком, схемой.

Пример

Литература:

  1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование  ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб, КАРО, 2008, 96 с.
  2. Конасова Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов
  3. Ситуационные задачи. Развитие и оценка функциональной грамотности учащихся. Волгоград, Учитель, 2014, 114 с.

Источник:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/o_situatcionnih_zadachah_v_kurse_shkolnoj_fiziki_113434.html

Спицына Любовь Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изопериметрическая задача в курсе школьной программы 2

Средняя школа   Площадь прямоугольника изучается и повторяется в 5-7 классах, а также является отдельной темой геометрии 8 класса. Можно при изучении действий с десятичными дробями подбирать др...

Разработка комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике» на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся.

Подготовка первого варианта комплекса ситуационных заданий по теме школьного курса физики «Законы сохранения в механике», нацеленных на формирование когнитивного и метакогнитивного опыта учащихся....

"Моделирование физических задач в курсе общей физики"

В настоящем пособии приводятся примеры  использования пакета Matlab  для решения   ряда   физических задач, что позволило  создать  соответствующие виртуа...

Ситуационная задача по физике 9 класс. Тема: "Дисперсия"

Проектирование ситуационной задачи...

Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.

В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....

Ситуационные задачи по курсу ОБЖ

Ситуационные задачи по курсу основ безопасности жизнедеятельности...

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья "ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"...