Сахаров - человек эпохи
план-конспект урока по физике (10 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЕХОВО - ЗУЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по МР
_____________ Е.Б.Купцова
«____» ____________ 20___ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ФИЗИКЕ
НА ТЕМУ: «АНДРЕЙ САХАРОВ – ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ»
Разработала:
Преподаватель физики: Зернова М. Н.
Дата проведения: 15 ноября 2021 года
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЦК преподавателей
общеобразовательного цикла
(преподавателей и мастеров п/о профессионального цикла)
Председатель ЦК ___________________ Доброва Н.С.
«___» _________ 20___ г.
2021 г
«Андрей Сахаров – человек эпохи»
Цель: развить у обучающихся мотивацию к изучению и пониманию научных идей ученого, потребность в анализе общественных взглядов и осмысление научно-технического прогресса, его противоречивости.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью А.Д.Сахарова;
- продолжить формирование уважения к ценностям демократического общества;
- способствовать воспитанию честности, порядочности, гражданской активности и толерантности.
План урока:
- Биография А.Д.Сахарова;
- Научная деятельность А Д Сахарова;
- Академик А. Д. Сахаров – общественный деятель.
В ходе урока выступают студенты 1 курса. В работе использованы фрагменты статей А.Д Сахарова, материалы и фото из архива А. Д. Сахарова.
Ход урока
Организационная часть: проверить посещаемость и готовность учащихся к уроку.
Изучение нового материала:
Слайд № 1
«Этот человек сделал больше, чем мы все...»,
«Впереди всех и в одиночестве»,
«Основатель новой нравственности»,
«Он стал легендой при жизни»…
Все это – названия статей, посвященных одному человеку – Андрею Дмитриевичу Сахарову.
1 мая 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова, советского физика, академика АН СССР, одного из создателей первой советской водородной бомбы, Лауреата Нобелевской премии мира за 1975 год, а впоследствии общественному деятелю, диссиденту и правозащитнику, народному депутату и автору проекта Конституции СССР.
Андрей Дмитриевич Сахаров - человек, сыгравший исключительно важную роль в том, как раскручивалось колесо истории человечества и отношения между важнейшими странами планеты во второй половине ХХ века.
Андрей Сахаров реализовал свой талант на двух, на первый взгляд, взаимоисключающих поприщах — как разработчик термоядерного оружия и как борец за разоружение.
А.Д.Сахаров - человек, одаренный нравственной гениальностью. Физик, достигший огромного профессионального успеха, один из главных участников в создании водородной бомбы, он ужаснулся возможным результатам своей удачи и кинулся спасать от них мир.
Андрей Сахаров стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах.
Слайд № 2 Видео «Сахаров. Две жизни.»
Слайд № 3 Сообщение студента «Биография А. Д. Сахарова»
Выдающийся русский физик и борец за права человека Андрей Дмитриевич Сахаров родился в Москве 21 мая 1921 года. Он происходил из интеллигентной семьи, по его собственным словам, довольно высокого достатка. Отец, Дмитрий Иванович Сахаров (1889-1961), сын известного адвоката, профессора физики Московского педагогического института им. В. И. Ленина, автора популярных книг и задачника по физике. Мать, Екатерина Алексеевна (1893-1963), дворянского происхождения, была дочерью военного. От нее Андрей Дмитриевич унаследовал не только внешний облик, но и некоторые черты характера, например, упорство, неконтактность. Детство Сахарова прошло в большой, многолюдной московской квартире, "пропитанной традиционным семейным духом". Первые пять лет, он учился дома. Это способствовало формированию самостоятельности и умению работать, но привело к необщительности, от которой Сахаров страдал почти всю жизнь. В последующие пять лет учебы в школе Андрей под руководством отца углубленно изучал физику, проделал много физических опытов.
Слайд № 4 Сообщение студента «Научная деятельность А. Д. Сахарова»
В 1938г. Сахаров поступил на физический факультет Московского государственного университета. После начала войны он вместе с университетом был эвакуирован в Ашхабад; серьезно занимался изучением квантовой механики и теории относительности. По окончании в 1942 году с отличием МГУ, где считался лучшим студентом, когда-либо обучавшимся на физическом факультете, отказался от предложения профессора А. А. Власова остаться в аспирантуре. Получив специальность “оборонное металловедение”, был направлен на военный завод сначала в г. Ковров Владимирской области, а затем в Ульяновск. Здесь появилось первое изобретение Сахарова — прибор для контроля закалки бронебойных сердечников. В 1943 г. Сахаров женился на Клавдии Алексеевне Вихиревой (1919-1969), уроженке Ульяновска, лаборантке-химике того же завода. У них было трое детей — две дочери и сын.
Вернувшись в Москву после войны, Сахаров в 1945 г. поступил в аспирантуру Физического института им. П. Н. Лебедева к известному физику-теоретику И. Е. Тамму, чтобы заниматься фундаментальными проблемами. Там он сразу поразил своего научного руководителя и других сотрудников института нестандартностью, свежестью и смелостью решений предлагаемых ему задач. Так, после первой же встречи Тамм говорил своим сотрудникам: «этот молодой человек самостоятельно додумался до того, что пока придумали только самые крупные светила атомной физики и что еще нигде не опубликовано!».
В 1947 А. Д. Сахаров успешно окончил аспирантуру, защитил диссертацию, и, получил степень кандидата физико-математических наук. Именно тогда им были высказаны первые блистательные идеи, касающиеся мирного (и не мирного) использования термоядерной энергии, выделяющейся при реакции слияния ядер водорода. В 1948 А. Д. Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия.
В возрасте 26 лет, Сахаров получил степень доктора физико-математических наук. В своей кандидатской диссертации о безизлучательных ядерных переходах, представленной в 1947 г., он предложил новое правило отбора по зарядной четности и способ учета взаимодействия электрона и позитрона при рождении пар.
В 1948 году был зачислен в специальную группу и до 1968 года работал в области разработки термоядерного оружия, участвовал в проектировании и разработке первой советской водородной бомбы АН 602 «Царь-бомба», «Кузькина мать».
Название «Царь-бомба» подчёркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название «Кузькина мать» появилось под впечатлением высказывания Н. С. Хрущева вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!»
А когда в 1953 году состоялось первое испытание водородной бомбы, Андрей Дмитриевич был избран академиком Академии наук СССР.
Слайд № 5 Видео испытания водородной бомбы.
Учитель: В 1958 году появились две статьи Сахарова о вредном действии радиоактивности ядерных взрывов на наследственность и, как следствие, снижении средней продолжительности жизни. По оценке ученого, каждый мегатонный взрыв приводит в будущем к 10 тысячам жертв онкологических заболеваний. Прошло 70 лет. Посмотрите сколько вокруг людей с онкологическими заболеваниями?! В том же году Сахаров безуспешно пытался повлиять на продление объявленного СССР моратория на атомные взрывы. Следующий мораторий был прерван в 1961 году испытанием сверхмощной 50-мегатонной водородной бомбы скорее политического, чем военного назначения, за создание которой Сахаров был награжден третьей медалью Героя Социалистического Труда.
Слайд № 6 Награды
Деятельность Андрея Дмитриевича была оценена очень высоко. Уже в 1953 г. ему была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук. В том же году он был избран действительным членом Академии наук СССР, награжден орденом Ленина. В 1953, 1956, 1962 г.г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1953г. А. Д. Сахарову была присуждена сталинская премия, а в 1956 г. - Ленинская премия.
Слайд № 7 Сообщение студента «Академик А. Д. Сахаров – общественный деятель».
В 1953- 68 годах общественно – политические взгляды А. Сахарова претерпели большую эволюцию. Было очевидно, что участие в разработке термоядерного оружия, в подготовке и осуществлении термоядерных испытаний сопровождалось порождением моральных проблем….
Нельзя наложить принципиальный запрет на развитие науки и техники, но мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами и методами массовой психологии. Человек не должен превратиться в курицу или крысу в известных опытах, испытывающую электронное наслаждение…
Одной из причин эволюции взглядов учёного стала смерть первой жены Сахарова – Клавдии Алексеевны Вихиревой от онкологического заболевания (1969 г), в память о которой А. Д. Сахаров на свои средства, полученные в качестве гос. премии за создание термоядерного оружия, построил онкологическую больницу в Москве.
Андрей Дмитриевич Сахаров, считавшийся «отцом» водородной бомбы» активно выступает за прекращение испытаний ядерного оружия. Сахаров был одним из инициаторов заключения московского договора 1963 года о запрещении испытаний в трёх средах (в атмосфере, в воде и космосе), участвовал в Комитете по защите Байкала.
Учитель: Но деятельность Сахарова по защите прав человека и прогресса пока только ещё начиналась.
В1967 году первые советские правозащитники соберутся на демонстрацию к памятнику Пушкину, и академик Сахаров прочтёт там вслух надпись на нём:
Слайд № 8
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Правозащитников в СССР назовут диссидентами от латинского слова «несогласный»— Диссиденты - это граждане СССР, открыто выражавшие свои политические взгляды, которые существенно отличались от господствовавшей в обществе и государстве коммунистической идеологии и практики.
Первые обращения А. Д. Сахарова в защиту репрессированных появились в 1966-67 годах, а в 1968 появилась статья «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе».
«Это выступление стало поворотным во всей моей дальнейшей судьбе, пишет Сахаров. В советской прессе « Размышления» долго замалчивались, потом о них стали упоминать весьма неодобрительно. С июля 1968 года, после опубликования за рубежом моей статьи « Размышления» я отстранён от секретных работ и «отлучён» от привилегий советской «Номенклатуры».
С 1970 года защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для Сахарова на первый план. Он стал одним из учредителей Московского комитета по правам человека, высказывался по проблеме загрязнения окружающей среды, за отмену смертной казни, за право на эмиграцию, против принудительного лечения «инакомыслящих» в психиатрических больницах.
Слайд № 9
Учитель:
В 1975 году «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира.
В декабре 1979 года, сразу после ввода советских войск в Афганистан, Сахаров неоднократно выступал с осуждением агрессии СССР, высказывался в поддержку бойкота Московской Олимпиады-80 так как по ещё в Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны.
Слайд № 10 Видео выступления Сахарова против ввода войск в Афганистан.
Учитель: Уже через месяц, после выступления Андрея Дмитриевича Сахарова против ввода в войск в Афганистан, 8 января 1980 года был принят Указ о лишении Андрея Дмитриевича Сахарова всех правительственных наград СССР (ордена Ленина, звания трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии) в связи с систематическим совершением Сахаровым А.Д. действий, порочащих его как награждённого, и принимая во внимание многочисленные предложения советской общественности».
Слайд № 11
(8 января 1980 года был принят Указ «О лишении Сахарова А. Д. государственных наград СССР»)
Сахарову объявили об этом 22 января 1080 г. и выслали в город Горький. В Горьком он находился в условиях почти полной изоляции и под круглосуточным милицейским надзором. В знак протеста против незаконных действий властей по отношению к его родным Сахаров дважды объявлял голодовку.
Учитель: В декабре 1986 года, по распоряжению М. С. Горбачёва, А.Д. Сахаров был возвращён в Москву. Последние годы жизни Сахаров активно занимался правозащитной деятельностью.
Слайд № 12
Умер Сахаров 14 декабря 1989 года в Москве.
Среди работ Сахарова Андрея Дмитриевича – работы по физике элементарных частиц, магнитной гидродинамике, физике плазмы, управляемому термоядерному синтезу, элементарным частицам, астрофизике. Но для нас он остаётся ещё и учёным, затронувшим и отстаивавшим человеческие права, прогресс, свободу.
Весь мир знает А. Д. Сахарова, как выдающегося общественного деятеля, крупнейшего ученого-физика, бесстрашного борца за права человека. Многое из того, о чём в своё время говорил Андрей Дмитриевич, к чему призывал, уже воплотилось в нашу жизнь, но многое ещё предстоит сделать, тем, кто не побоится пойти дорогой Андрея Дмитриевича Сахарова.
Ребята, так какие же качества этого человека вы можете отметить как самые яркие и значительные? Назовите их:
(-Патриотизм.- Ответственность каждого за…-Способность видеть -Верность своему - Мужество бороться…)
Закрепление материала. Работа на оценку.
Слайд № 13
На слайде вы видите вопросы. Необходимо кратко ответить на вопросы на отдельных листах.
- Чему А. Д. Сахаров посвятил свою жизнь?
- Почему Сахаров после первых ядерных испытаний выступил в защиту прав человека?
- Как правительство поступило с Сахаровым и почему?
- За что учёный Сахаров получил Нобелевскую премию?
- Как Вы думаете, почему в Вашингтоне есть площадь имени Сахарова?
- Чем Вам запомнится Сахаров?
- Как вы думаете, деятельность А. Сахарова была направлена на благо или во вред человечеству?
Оценки за урок.
На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Человек и эпоха" для 10 класса
Дополнительный курс литературы...
Человек-эпоха. Ю.А.Гагарин
Биография, летная деятельность Ю.А.Гагарина...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...
Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)
Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой водородной бомбы, Лауреату Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...
Ф.М. Достоевский. Человек - эпоха
11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значени...
Индивидуальный проект «Значение сахара в жизни человека» Берзегова Диана 9 класс
Актуальность данного проекта определена тем, что меня заинтересовал вопрос: следует ли сахар убирать из рациона человека? Я взяла эту тему потому что сама отношусь к сладкому не безразлично и мне стал...
Сахар детям не игрушка или выбираем здоровое лечебное питание Сахар скорее вреден для малышей или скорее полезен? Этот вопрос уже многие годы не теряет своей сложности актуальности, и здесь мы постараемся систематизировать последние медицинские данные на
Сахар детям не игрушка или выбираем здоровое лечебное питание Сахар скорее вреден для малышей или скорее полезен? Этот вопрос уже многие годы не теряет своей сложности актуальности, и здесь мы по...