Технологическая карта урока физики по теме «Электроемкость. Конденсаторы»
план-конспект урока по физике (10 класс)

Зинковская Валентина Николаевна

Диагноцируемые цели:

В результате обучающийся имеет следующие компетенции:

  1. Определение понятия емкости конденсатора, единицу электроемкости
  2. Определение понятия конденсатора и его схематического обозначения
  3. Вывод формулы плоского конденсатора
  4. Умение применять полученные знания при проведении эксперимента
  5. Умение применять полученные знания в жизни

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike.docx153.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Электроемкость. Конденсаторы»

Используемые технологии: проблемно- развивающее обучение, групповая работа

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, эксперимент.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, проектор, электрометр,  выпрямитель ВУП-24,, набор конденсаторов, плоский конденсатор, конденсатор переменной ёмкости, переключатель, электрофорная  машина, провода, штативы, набор приборов для демонстрации зарядки и разрядки конденсаторов на магнитах, набор банок.
  • Для учащихся: мультиметр, конденсаторы, провода, панель.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Учебная задача: изучить понятия электроёмкости, конденсатора.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая

Диагноцируемые цели:

В результате обучающийся имеет следующие компетенции:

  1. Определение понятия емкости конденсатора, единицу электроемкости
  2. Определение понятия конденсатора и его схематического обозначения
  3. Вывод формулы плоского конденсатора
  4. Умение применять полученные знания при проведении эксперимента
  5. Умение применять полученные знания в жизни

Цели урока:

  • Образовательные:
  • сформировать понятие электроёмкости;
  • ввести понятие конденсатора как системы двух проводников, разделённых слоем диэлектрика;
  • показать внешний вид, устройство  конденсаторов постоянной и переменной ёмкости;
  • показать зарядку и разрядку конденсатора через гальванометр;
  • выяснить, от чего зависит ёмкость плоского конденсатора;
  • выяснить емкость конденсаторов при последовательном и параллельном соединении проводников.
  • Воспитательные:
  • продолжить формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и на технический прогресс; интерес к познанию законов природы и их применению;
  • Развивающие:
  • продолжить развитие экспериментальных умений, умения делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к физике и технике;
  • развивать самооценку своей самостоятельной деятельности на уроке.

План урока:

Этап урока

Время, мин

Приемы и методы

Организационный момент:

0,5

Учитель приветствует учащихся, знакомит с основными этапами урока и листом самооценки

Мотивация

2

Показывает опыт с «пляшущими человечками»

Целеполагание

2

Учитель задает вопросы, учащиеся делают вывод по теме урока

Изучение нового материала

17

План объяснения нового материала

  1. Ввести понятие электроемкости.
  2. Установить на опыте с электрометром и пластинами связь между зарядом и напряжением между пластинами.
  3. Дать понятие конденсатора, его схематическое обозначение.
  4. Ввести единицу электроемкости – фарад, подчеркнув, что емкость 1Ф очень велика, и тем самым объяснить, почему на практике часто используют меньшие единицы измерения.
  5. Вывести формулу плоского конденсатора:  
  6. Соединение конденсаторов.

Эксперимент

10

Групповая работа, основная цель которой, вычисление электроёмкости  экспериментальным путем, заполняют листы самооценки

Закрепление изученного материала  на уроке

3

Устный опрос учащихся

Подведение итогов и рефлексия

3

Выделение главного, знакомство с историческими данными, подведение итогов п листам самооценок

Информация о домашнем задании

2

Творческое домашнее задание по группам, учащиеся могут менять группы п своему желанию

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на урок

Знакомство с листом самооценки каждого ученика.

В течении урока каждый ученик оценивает этапы урока и ставит + если все удалось, +- если были сложности, и – если с данным этапом рока не справился ученик.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

Мотивация

          «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь    подражания - это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».                                                                                                                                   Конфуций

Учитель показывает опыт с «пляшущимися человечками»

Проводят опыт, делают соответствующие выводы

Целеполагание

Набор банок разной емкости. Ответить на вопросы и прийти к понятию емкости.

 Дать характеристику им:

1.Что это и для чего они?

2.Можно ли увеличить емкости банки?

3.Единица измерения.

4. Можно ли наполнить жидкости больше, чем объем данной банки?

5. Можно ли накопить заряд?

Отвечают на вопросы,  определяют понятие емкости

Изучение нового материала

Обращаемся к опыту с  электрофорной машиной

Демонстрация: Опыт с электрофорной машиной.
Перед вами электрофорная машина. В результате трения банки машины заряжаются. Между металлическими шариками возникает разность потенциалов. С увеличением напряжения между проводниками может возникнуть пробой диэлектрика, проводники разряжаются.

Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной, которая характеризует способность двух проводников накапливать электрический заряд. Эту величину называют – электроемкостью, обозначают буквой с.
 Ввести понятие электроёмкости.

Если заряды удвоить? 
Увеличивая заряд q –  увеличивается U, следовательно, q/U не зависит от заряда. 

   электроемкость или емкость. Эту единицу называют (Фарад) 1Ф=1Кл/В.
1 Фарад очень большая единица измерения. Поэтому применяют более мелкие единицы измерения емкости: 1мкФ=1*10-6Ф,  1нФ =1*10-9Ф,  1пФ=1*10-12Ф.

Для большей электроемкости (накопления зарядов) применяются системы двух проводников разделенных диэлектриком. Такие системы называются конденсаторами – характеризующая способность 2-х проводников накапливать электрический заряд. От латинского слова «уплотнение», «сгущение»- это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электростатического поля. На схеме конденсатор обозначается   http://rudocs.exdat.com/data/28/27504/27504_html_5c949a64.png

Демонстрация. Опыты с зарядкой и разрядкой конденсатора разной емкости – на магнитах собирается схема зарядки и разрядки конденсаторов емкостями 4700мкФ и 2200 мкФ.  Время зарядки и разрядки разное разной емкости конденсаторов.

Вывод формулы емкости плоского конденсатора.  Емкость конденсатора равна   или    . Но     . Подставив, получим формулу емкости плоского конденсатора:


Сделать
вывод: емкость плоского конденсатора зависит от геометрической формы , диэлектрика, толщины диэлектрика.

Отсюда:

Виды конденсаторов:

  • Воздушный
  • Бумажный
  • Керамический
  • Слюдяной
  • Электролитический

Назначение конденсаторов:

  • Накапливать на короткое время заряд или энергию для быстрого изменения потенциала.
  • В радиотехнике: колебательный контур, выпрямитель
  • Фотовспышка

Смотрят опыт, делают вывод по теме урока

Отвечают на вопрос учителя, делают записи в тетради

Делают вывод формулы емкости плоского кондексатора, также общий вывод

Знакомятся с видами конденсаторов и их назначением

Эксперимент

Работа в группах.

Экспериментально определить общую электроемкость для  различного  соединения конденсаторов.  

Необходимое оборудование: мультиметр, провода, конденсаторы, панель. Предварительно измеряют емкость конденсаторов и потом определяют общую емкость для различного соединения и делают вывод.

Соединение конденсаторов:

1. параллельное                              

2.последовательное  

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/171/170288/170288_html_5ccafcc8.gifhttp://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/171/170288/170288_html_mb09839c.png

http://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/171/170288/170288_html_40e73d2c.gifhttp://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/171/170288/170288_html_m176db1b4.png

Делятся на группы

Экспериментально определяют общую электроёмкость, через измерение емкости конденсаторов

Закрепление изученного материала  на уроке

Учитель задает вопрос ( слайд с вопросами)

 учащиеся отвечают на вопросы учителя, обосновывая свой выбор ответа

Ответить на вопросы:

Выбрать правильный ответ

Емкость конденсатора зависит

А) от свойств диэлектрика, площади пластин, расстояния между ними.
Б) только от свойств диэлектрика
В) от сопротивления проводника

Единица измерения емкости в СИ

А) 1 микрофарад
Б) 1 пикофарад или 1 микрофарад
В) 1 фарад

При последовательном соединении конденсаторов емкость батареи …

А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменной

При параллельном соединении конденсаторов емкость батареи …

А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменной

Конденсаторы применяют для …

А) накопления электрического заряда и быстрого увеличения напряжения
Б) как источник напряжения для лампочек накаливания
В) вместо аккумуляторов 

Подведение итогов и рефлексия

Вода может храниться в ведре, а с помощью чего можно накапливать и сохранять электрическую энергию? Исходя из темы, вы, наверное, догадались, что это устройство называется конденсатором (слайд 2)

Немного истории. В тысяча семьсот сорок пятом году в Лейдене голландский физик Питер Ван Мушенбрук совместно с немецким коллегой создали первый накопитель энергии и назвали его лейденской банкой(слайд 3)

Что же такое конденсатор? От латинского слова «уплотнение», «сгущение»- это устройство, предназначенное для накопления заряда и энергии электростатического поля (слайд 4)

Отвечают на вопросы учителя, делают общие выводы и подводят итог урока

Информация о домашнем задании

Домашнее задание: Задания для каждой группы:

1.Лейденская банка. История первого конденсатора.

2.Применение конденсаторов.

3.Виды конденсаторов.

4.Вычислить емкость Земли.

5.Смешанное соединение конденсаторов емкостью 2мкФ и вычислить в каждом случае и нарисовать схему соединения.

Группы записывают задание, если что то непонятно, уточняют у учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Технологическая карта урока физики по теме "Сила упругости" в соответствии с ФГОС

Проектирование технологической карты урока физики по теме "Сила упругости". 7 класс....

Технологическая карта урока физики по теме "Плотность вещества"."

Технологическая карта урока "Плотность вещества". Урок изучения нового материала. Цель урока: раскрыть понятие плотности вещества, выяснить зависимость плотности от массы и объема тела, созд...

Технологическая карта урока физики на тему «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе по учебнику А.В.Перышкина

Технологическая карта составлена на основе ФГОС, примерной программой основного общего образования по физике. Данная технологическая карта  ориентирована на использование УМК А.В. Перышкина ...