Проектная деятельность учащихся на уроках физики
статья по физике (10 класс)

Зинковская Валентина Николаевна

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.

Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся на уроках физики

Зинковская В.Н. – учитель физики

Г.Муравленко, ЯНАО

Многопрофильный лицей

 В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.

Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.

Применительно к  уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, ученики должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Целесообразно применять уроки-проекты и исследовательские лабораторные работы  в группах. При этом учащиеся ориентированы на составление и сравнение свойств  или характеристик каких-либо тел, на умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. А это – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

В последнее время учащиеся активно используют компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию.

 Отличительная особенность проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать основные этапы проектной деятельности.

            Основные этапы проектной деятельности

1. Выбор темы, определение типа проекта                                                                      Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Можно предложить такую классификацию проектов:

-    по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

-    по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой);

-    по методу (творческий, исследовательский, информационный).

При выполнении проекта оценивается содержание, оформление, устное выступление по 100-бальной шкале.

2. Подготовка учащихся к работе над проектом                                                          Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3.Выполнение проекта                                                                                                

Этот этап включает в себя:

-    самостоятельный поиск новой дополнительной  информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет-ресурсов);

-    систематизация и анализ собранного материала;

-    промежуточная рефлексия;

-    создание и оформление проекта.

4. Презентация проекта                                                                                                    Весь подготовленный и оформленный материал необходимо представить одноклассникам, защитить свой проект.

5. Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия.                                   Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Кроме того, учащимся можно предложить и творческие мини-проекты для домашнего задания. Формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и т.д. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки, рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, который испытывает трудности при изучении физики, но имеет отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания – и есть критерий успешной работы.

По ходу выполнения проекта школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают новые ориентировки в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.  У учащихся формируется научно-техническое, нестандартное мышление. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Проектная деятельность учащихся на уроках физики

Выступление на метод объединении математиков, физиков и информатиков...

Статья:"Проектная деятельность учащихся на уроках физики."

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?Развитие исследовательских умений и  навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе...

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?Всё гениальное просто:  формирование исследовательских умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практич...

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям? Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя....

Проектная деятельность учащихся на уроках физики

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.         Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация иссле...

Александр Иванович Добрый. Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Александр Иванович Добрый,учитель физики высшей квалификационной категории,ГБОУ СОШ № 453, Санкт-Петербург  Проектная деятельность учащихся на уроках физики...