Проектная деятельность учащихся на уроках физики
материал по физике (11 класс) на тему

Татьяна Каргина

Выступление на метод объединении математиков, физиков и информатиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyateln.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                Проектная деятельность учащихся на уроках физики

Учитель физики Каргина Т.А.

      В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ученика, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности.

      Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате, этапов проектирования и реализации.

      Применительно к  уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, ученики должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Целесообразно применять уроки-проекты и исследовательские лабораторные работы  в группах. При этом учащиеся ориентированы на составление и сравнение свойств  или характеристик каких-либо тел, на умение анализировать и делать выводы, проводить презентацию и защищать свой проект. А это – прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность.

      В последнее время учащиеся активно используют компьютерные технологии, так как они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями требуют от учителя внутренней готовности к самосовершенствованию.

     Отличительная особенность проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом, необходимо соблюдать основные этапы проектной деятельности.

            Основные этапы проектной деятельности

  1. Выбор темы, определение типа проекта

          Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Можно предложить такую классификацию проектов:

-    по продолжительности подготовки (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

-    по количеству участников (индивидуальный, работа в парах, групповой);

-    по методу (творческий, исследовательский, информационный).

При выполнении проекта оценивается содержание, оформление, устное выступление по 100-бальной шкале.

     2. Подготовка учащихся к работе над проектом                                                           Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.

3. Выполнение проекта  

        Этот этап включает в себя:

-    самостоятельный поиск новой дополнительной  информации (изучение учебной, справочной литературы, Интернет-ресурсов);

-    систематизация и анализ собранного материала;

-    промежуточная рефлексия;

-    создание и оформление проекта.

4. Презентация проекта

       Весь подготовленный и оформленный материал необходимо представить одноклассникам , защитить свой проект.

5. Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия.

       Количество этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

       Кроме того, учащимся можно предложить и творческие мини-проекты для домашнего задания. Формами их представления могут быть: кроссворд, чайнворд, ребусы, газета, журнал и т.д. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки, рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, который испытывает трудности при изучении физики, но имеет отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания – и есть критерий успешной работы.

      По ходу выполнения проекта школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают новые ориентировки в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.  У учащихся формируется научно-техническое, нестандартное мышление. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

      Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Бланк оценки

Содержание – 36 баллов

-   все материалы хорошо отредактированы и не содержат ошибок (10 баллов);

-   материал хорошо изучен и хорошо продумана структура его составления (10 баллов);

-   отбор материала, последовательность его изложения демонстрируют глубокое понимание материала (10 баллов);

-   список используемой литературы составлен в соответствии с существующими правилами (6 баллов).

Оформление – 32 балла

-   используются различные методы оформления (9 баллов);

-   общий вид материала привлекает аудиторию и соответствует теме (7 баллов);

-   содержание служит иллюстративным материалом для устного выступления (8 баллов);

-   содержание позволяет удерживать внимание  аудитории (8 баллов).

Устное выступление – 32 балла

-   в выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты (7 баллов);

-   выступление не является чтением материала (7 баллов);

-   речь выступающего грамотная, выразительная, поддерживается зрительный контакт с аудиторией (6 баллов);

-   контролируется понимание аудиторией изложенного материала (7 баллов);

-   эффективно используется время, отведенное для выступления (5 баллов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Статья:"Проектная деятельность учащихся на уроках физики."

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?Развитие исследовательских умений и  навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе...

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям?Всё гениальное просто:  формирование исследовательских умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практич...

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям? Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя....

Проектная деятельность учащихся на уроках физики

Проектная деятельность учащихся на уроках физики.         Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация иссле...

Александр Иванович Добрый. Проектная деятельность учащихся на уроках физики.

Александр Иванович Добрый,учитель физики высшей квалификационной категории,ГБОУ СОШ № 453, Санкт-Петербург  Проектная деятельность учащихся на уроках физики...

Проектная деятельность учащихся на уроках физики

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...