Обобщающий урок по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Представлен конспект и презентация урока физики по теме " Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок в 7 классе  по  теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить знания, полученные при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов".
  • Развивающие: развитие умения применения полученных знаний, изученных законов для объяснения опытов, жизненных ситуаций; развитие умений коротко, быстро и четко излагать свои мысли.
  • Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Ход урока

1.Организационный момент
                                                                Вас я приветствую, друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.

2. Актуализация знаний

Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории. Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить знания по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».       А девиз нашего урока – «Незнающие пусть научатся, а знающие пусть вспомнят еще раз».

3. Повторение и обобщение изученного материала

  1. 1 учащийся составляет формулы на доске (Составить формулы, связывающие предложенные физические величины:F,p,S,h,g,ρ,m.)
  2. Весь класс решает кроссворд (слайд №2)

Сообщения учащихся:

  1. ПАСКАЛЬ Блез (1623-62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям — 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон ( Паскаля закон)
  2. ТОРРИЧЕЛЛИ Эванджелиста (1608-1647), итальянский физик и математик, с 1643 придворный математик герцога Тосканского и профессор математики и физики Флорентийского университетa. Первый измерил атмосферное давление.

Как создают давление твердые, жидкие и газообразные тела? От каких величин зависит это давление? На эти вопросы мы сегодня должны дать ответы.

По ходу урока заполняем таблицу, которая находится у вас на партах.

Работа в группах:

Группа №1

Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору самой широкой гранью

Оборудование: 

  • брусок,
  • линейка,
  • динамометр.

Расчетные формулы:

  • p = F/s

Ход работы

1. Измерьте длину и ширину основания бруска.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:

a = … см =        …м
b = … см =        …м

3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):

S = a ∙ b =       … м2

4. Измерьте силу давления (вес бруска).

5. Рассчитайте давление бруска на опору:

Группа №2

Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору самой широкой гранью

Оборудование: 

  • брусок с прикрепленным к нему грузом ,
  • линейка,
  • динамометр.

Расчетные формулы:

p = F/s

Ход работы

1. Измерьте длину и ширину основания бруска.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:

a = … см =        …м
b = … см =        …м

3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):

S = a ∙ b =       … м2

4. Измерьте силу давления (вес бруска с грузом).

5. Рассчитайте давление бруска на опору:

Группа №3

Цель: Рассчитать давление бруска на горизонтальную опору самой узкой гранью

Оборудование: 

  • брусок,
  • линейка,
  • динамометр.

Расчетные формулы:

p = F/s

Ход работы

1. Измерьте длину и ширину узкой грани бруска.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ.:

a = … см = …м
b = … см = …м

3. Рассчитайте площадь основания бруска (площадь опоры):

S = a ∙ b = … м2

4. Измерьте силу давления (вес бруска).

5. Рассчитайте давление бруска на опору:

 Задание на соответствие ( слайд № 5)

  • Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего (слайд № 6)

Физкультминутка.  (Предложить ученикам встать, расслабиться.)

Задание: Кто быстрее всех увеличит в 2 раза давление на пол? (нужно встать на одну ногу). Встать на носочки и поднять руки вверх. Как изменится давление на пол в этом случае?

Группа №4

Цель: Рассчитать силу давления атмосферы на учебник “Физика-7”.

Оборудование:

  • учебник,
  • линейка,
  • барометр.

Расчетные формулы:

F = p ∙ S

S = a ∙ b

Ход работы

1. Измерьте длину и ширину учебника.

2. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ:

a =  … см =   …м
b =   … см =   …м

3. Рассчитайте площадь поверхности учебника:

S = a ∙ b = … м2

4. Рассмотрев шкалу барометра, измерьте атмосферное давление (в мм. рт. ст.).

5. Запишите результат и осуществите перевод в систему СИ, помня, что:

1мм. рт. ст. = 133,3 Па 
p =     … мм. рт. ст. =               … Па

6. Рассчитайте силу давления атмосферы на учебник:

F = p ∙ S  

Группа №5

Цель: Рассчитать давление пресной воды на дно сосуда.

Оборудование:

  • сосуд с водой
  • линейка,
  • таблица плотностей

Расчетные формулы:

p= ρgh

Ход работы

1.Налить в сосуд пресной воды высотой 5 см.

h=        см=             м.

2. Рассчитать давление воды на дно сосуда

3. Увеличить высоту столба воды до 10 см.

4. Рассчитать давление воды на дно сосуда

5. Сделайте вывод: как зависит давление жидкости от высоты столба жидкости.

Группа №6

Цель: Рассчитать давление соленой  и пресной воды на дно сосуда.

Оборудование:

  • сосуды с соленой и пресной водой
  • линейка,
  • таблица плотностей

Расчетные формулы:

p= ρgh

Ход работы

1.Налить в сосуд соленой воды высотой 5 см.

h=        см=             м.

2. Рассчитать давление воды на дно сосуда (плотность взять как у морской воды)

 3. Налить в сосуд пресной воды высотой 5 см.

h=        см=             м.

4. Рассчитать давление воды на дно сосуда

5. Сделайте вывод: как зависит давление жидкости от плотности жидкости.

Группа №7

Цель: Определить зависимость давление газа от объема и температуры.

Оборудование:

  • сосуд с воздухом
  • манометр
  • шприц
  • сосуд с горячей водой

Ход работы

1.Уменьшая и увеличивая объем воздуха с помощью шприца, наблюдаем за показанием манометра. Делаем вывод: как зависит давление воздуха от объема .

1. Поместите сосуд с воздухом в горячую воду и наблюдайте на показанием манометра. Делаем вывод: как зависит давление воздуха от температуры.

  • Занимательные опыты по физике

1.Вынуть монетку из воды сухой

2. Фонтан в шприце

4.Закрепление материала (Выполнение тестовой работы)

1. Если увеличить площадь поверхности, на которой стоит гиря m= 8 кг, то давление, оказанное на эту поверхность…

1. Увеличится.

2. Уменьшится.

3. Не изменится..

2. Единица измерения давления называется:

1. Паскаль.

2. Джоуль.

3. Ньютон.

3. Если при неизменной температуре уменьшить объем сосуда, содержащего газ, что произойдет с давлением газа на стенки этого сосуда:

1. Уменьшится.

2. Увеличится.

3. Не изменится.

4. Давление газа  создается:

1. Весом газа на дно и стенки сосуда.

2. Силой, действующей на газ.

3. Ударами молекул газа.

5. Если поршень в сосуде с газом перемещать ко дну сосуда, то давление

1. Будет везде одинаково передаваться.

2. У поршня будет больше.

3. На дно будет наибольше.

6. Давление газа тем больше, чем   … молекулы ударяют о стенки сосуда.

1. реже и сильнее

2. чаще и сильнее

3. чаще и слабее.

..…

…..

 7. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?

1. слева направо

2. справа налево

3. поршень останется на месте.

8. От чего не зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда

1. От высоты столба жидкости.

2. От рода жидкости.

3. От площади дна сосуда.

9. Прибор для измерения атмосферного давления называется

1. Манометр.

2. Гидрометр.

3. Барометр.

10. Как связано атмосферное давление с высотой?

1. Чем больше высота, тем меньше давление.

2. Чем больше высота, тем больше давление.

3. Никак.

5.Подведение итогов:

Агрегатные состояния

Твердые тела

Жидкости

Газы

Что является причиной давления

 

 

 

 

 

Как передаётся давление

 

От чего зависит давление

 

Как вычисляется давление

 

Прибор для измерения давления

 

 

 

Заключительное слово учителя.

      Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФИЗИКА, 7 КЛАСС Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 ВОПРОС 2 Физическая величина, определяемая как сила, действующая на единицу площади опоры. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО . Безжидкостный прибор для измерения атмосферного давления. ВОПРОС 3 Итальянский физик, измеривший атмосферное давление. ВОПРОС 4 Прибор для измерения атмосферного давления. ВОПРОС 5 Устройство для подъёма воды, действующее под влиянием атмосферного давления. ВОПРОС 6 Подводный автономный (самоходный) обитаемый аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. ВОПРОС 7 Газ, применяющийся для заполнения воздушных шаров. П А Е Р С Е Ь Л А К Н Е Л И О Т Д В А Л Ч И Р А Б И Л Т М О Р Р С Е А Н С О И Б Т А А С Ф К В Д О Р О Д О ВОПРОС 1 Французский физик, открывший основной закон гидростатики.

Слайд 3

ПАСКАЛЬ Блез (1623-1662), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641-1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (закон Паскаля)

Слайд 4

ТОРРИЧЕЛЛИ Эванджелиста (1608- 1647), итальянский физик и математик, с 1643 придворный математик герцога Тосканского и профессор математики и физики Флорентийского университетa. Первый измерил атмосферное давление.

Слайд 5

Задание на соответствие Уменьшается давление Увеличивается давление А) одеваем лыжи Б) фундамент дома В) точим ножи Г) шпалы для рельсов Д) гусеницы танков Е) тонкий хоботок комара 1- А,Б,Г,Д 2- В,Е

Слайд 6

Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего

Слайд 7

Проверка теста 2 1 2 3 1 2 1 3 3 1

Слайд 8

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Урок – смотр знаний в 7 классе по физике. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:  закрепить, обобщить знания и умения учащихся по теме «Давление», проверить умение пользоваться приборами и навыки использования своих знаний. Воспитывать гордость за свои усп...

конспект урока:"Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

В данном конспекте изложен готовый материал урока физики в 7 классе....

Обобщающий урок на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Это урок - игра, проводится в 7 классах, как обобщающий после прохождения данной темы....