Рабочая программа по предмету "Физика" 10-11 классы
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
Рабочая программа по курсу «Физика» для обучающихся 10 - 11 классов (уровень среднего общего образования) составлена на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего общего образования;
примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций: базовый и углубленный уровни/А.В.Шаталина. М.: Просвещение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_klass_fgos_fizika_2.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения курса
- Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1.2 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
- устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
- использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
- различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
- проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
- проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
- решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
- решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
- учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
- использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
- использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
- характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
- выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
- самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
- характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;
- решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
- объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
- объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
- Основное содержание учебного предмета
Изучение физики на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет использовать знания о физических объектах и процессах для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами; для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; для принятия решений в повседневной жизни.
Изучение физики на углубленном уровне включает расширение предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач; умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием источников энергии.
10 класс 2 часа в неделю (68 часов)
Научный метод познания природы (1 час)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
.
Механика (21 час)
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Лабораторные работы
- Изучение движения тела по окружности
- Изучение закона сохранения механической энергии
Контрольная работа № 1: Кинематика
Контрольная работа № 2: Динамика и силы в природе
Молекулярная физика (22 часа)
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.
Лабораторные работы
- Опытная проверка закона Гей - Люссака.
Контрольная работа № 3: Молекулярная кинетическая теория.
Контрольная работа № 4: Основы термодинамики.
Электродинамика (электростатика) (24 часа)
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Лабораторные работы
- Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
- Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Контрольная работа № 5: Законы постоянного тока.
Контрольная работа № 6: Электрический ток в различных средах.
Итоговая контрольная работа.
11 класс 2 часа в неделю (68 часов)
Электродинамика (продолжение) (10 часов)
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Лабораторные работы
1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.
2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Контрольная работа № 1: Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
Электромагнитные колебания и волны (13 часов)
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторные работы
- Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Контрольная работа № 2: Основы электродинамики.
Оптика (15 часов)
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы.
Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Лабораторные работы
- Измерение показателя преломления стекла.
- Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
- Измерение длины световой волны.
Контрольная работа № 3: Оптика. Световые волны
Квантовая физика (12 часов)
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Лабораторные работы
- Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Контрольная работа № 4: Квантовая физика.
Строение Вселенной (9 часов)
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Контрольная работа № 5: Строение и эволюция Вселенной.
Обобщающее повторение (9 часов)
Контрольная работа № 6: Итоговая контрольная работа.
- Тематическое планирование 10 класс
№ | Разделы/темы | Количество часов | Количество работ | |
Контрольных | Лабораторных | |||
1 | Введение. Основные особенности физического метода исследования | 1 ч | - | - |
2 | Механика | 21 ч | 2 | 2 |
2.1 | Кинематика | 7 ч | 1 | 1 |
2.2 | Динамика и силы в природе | 8 ч | 1 | - |
2.3 | Законы сохранения. Статика | 6 ч | - | 1 |
3 | Молекулярная физика. Термодинамика | 22 ч | 2 | 1 |
3.1 | Основы МКТ | 8 ч | 1 | - |
3.2 | Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. | 4 ч | - | 1 |
3.3 | Термодинамика. | 8 ч | 1 | - |
4 | Основы электродинамики (электростатика) | 22 ч | 2 | 2 |
4.1 | Электростатика. Постоянный ток. | 15 ч | 1 | 2 |
4.2 | Электрический ток в различных средах. | 7 ч | 1 | - |
5 | Повторение | 2 ч | 1 | - |
Итого | 68 ч | 7 | 5 |
Тематическое планирование 11 класс
№ | Разделы/темы | Количество часов | Количество работ | |
Контрольных | Лабораторных | |||
1 | Основы электродинамики | 10 ч | 1 | 2 |
2 | Колебания и волны | 13 ч | 1 | 1 |
3 | Оптика | 15 ч | 1 | 3 |
4 | Квантовая физика | 12 ч | 1 | 1 |
5 | Строение и эволюция Вселенной. | 9 ч | 1 | - |
6 | Обобщающее повторение | 9 ч | 1 | - |
Итого | 68 ч | 6 | 7 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС (2 часа в неделю)
№ | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата | |||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||
Основы электродинамики (10 часов) | ||||||||||||||||||
Магнитное поле (2 часа) | ||||||||||||||||||
1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля | 1 | Урок изучения нового материала | Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля. Правило «буравчика» | Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле, правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике | Давать определение, изображать силовые линии магнитного поля | §1 | |||||||||||
2 | . Сила Ампера | 1 | Урок изучения нового материала | Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера | Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного поля, направления тока в проводнике) | Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Ампера, тока, линии магнитного поля | Использовать формулы при решении задач | § 2 | ||||||||||
3 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. Сила Лоренца | 1 | Урок изучения нового материала | Сила Лоренца. Правило «левой руки». | Понимать смысл силы Лоренца как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца (линий магнитного поля, направления вектора скорости заряженной частицы) | Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Лоренца, вектора скорости заряженной частицы, линии магнитного поля | Использовать формулы при решении задач | § 4 | ||||||||||
4 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | 1 | Урок применения знаний | Измерение магнитной индукции | Уметь применять полученные знания на практике | Лабораторная работа. Умение работать с приборами, формулировать вывод | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Р. 847, 848 | Р. 840, 841 | ||||||||||
5 | Решение задач | 1 | Урок практикум | Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Сила Лоренца. Правило «левой руки». | Уметь применять полученные знания на практике | Тематический контроль. Решение задач по теме | Использовать формулы при решении задач | |||||||||||
6 | Магнитные свойства веществ | 1 | Урок изучения нового материала | Намагничивание. Ферромагнетики. Домены. Температура Кюри | Понимать смысл гипотезы Ампера, такой физической величины, как температура Кюри. Объяснять процесс магнитной записи информации | Физический диктант. Давать определение понятий. | § 6 | |||||||||||
7 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции | 1 | Комбинированный урок | Электромагнитная индукция. Магнитный поток | Понимать смысл: явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины | Тест. Объяснять явление электромагнитной индукции. Знать закон. Приводить примеры применения | Использовать формулы при решении задач | § 7,8 Р. 921 | ||||||||||
8 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Урок применения знаний | Электромагнитная индукция | Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции | Лабораторная работа № 2 | Упр. 2 (1.2, 3) | |||||||||||
9 | Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока | 1 | Комбинированный урок | Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. | Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины (индуктивность, энергия магнитного поля). Уметь применять формулы при решении задач | Физический диктант. Понятия, формулы | Вихревое электрическое поле. § 12. Р.931,932 | § 11. Р. 933, 934 | ||||||||||
10 | Контрольная работа № 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 1 | Урок контроля | Сила Ампера, сила Лоренца, закон электромагнитной индукции | Применять формулы при решении задач | Контрольная работа | ||||||||||||
Механические колебания (3 часа) | ||||||||||||||||||
11 | Свободные колебания | 1 | Комбинированный урок | Свободные механические колебания, пружинный маятник, математический маятник уравнения движения математического и пружинного маятников | Знать | § 13 | ||||||||||||
12 | Гармонические колебания | 1 | Комбинированный урок | Гармонические колебания, амплитуда, период, частота, фаза, энергия | § 14 | |||||||||||||
13 | Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | 1 | Комбинированный урок | Свободные и вынужденные механические колебания | Уметь применять полученные знания на практике | Физический диктант, Лабораторная работа № 3 | § 16 | |||||||||||
Электромагнитные колебания (3 часа) | ||||||||||||||||||
14 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1 | Комбинированный урок | Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания | Физический диктант. Давать определение колебаний, приводить примеры. | § 17 | |||||||||||
15 | Гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Формула Томсона | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Условие колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний | Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. Объяснять превращение энергии при электромагнитных колебаниях | Объяснить работу колебательного контура | Формула Томсона. Гармонические колебания заряда и тока. Применять формулы при решении задач | § 19 | ||||||||||
16 | Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи | 1 | Комбинированный урок | Переменный ток. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока | Понимать смысл физической величины (переменный ток) | Объяснять получение переменного тока и применение | Использовать формулы при решении задач | § 21, 23 | ||||||||||
Производство, передача и использование электрической энергии (2 часа) | ||||||||||||||||||
17 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | 1 | Комбинированный урок | Генератор переменного тока. Трансформаторы | Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора | Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора | Устройство индукционного генератора | § 26 | ||||||||||
18 | Производство, передача и использование электрической энергии | 1 | Комбинированный урок | Производство электроэнергии. Типы электростанций. Передача электроэнергии. Повышение эффективности использования электроэнергии | Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии. Знать способы передачи электроэнергии | Физический диктант. Знать правила техники безопасности | §27 | |||||||||||
19 | Контрольная работа № 2 по теме "Основы электродинамики" | 1 | Урок контроля | Основы электродинамики | Применять формулы при решении задач | Контрольная работа | ||||||||||||
Механические волны (1 час) | ||||||||||||||||||
20 |
| 1 | §29, 31 | |||||||||||||||
Электромагнитные волны (3 часа) | ||||||||||||||||||
21 | Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | 1 | Комбинированный урок | Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн | Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн | Уметь обосновать теорию Максвелла | Устройство и принцип действия генератора сверхвысокой частоты | § 35, 38 | ||||||||||
22 | Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи | 1 | Комбинированный урок | Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова. Принципы радиосвязи | Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова | Знать схему. Объяснять наличие каждого элемента схемы. Эссе - будущее средств связи | Амплитудная модуляция. Детектирование | § 37 | ||||||||||
23 | Понятие о телевидении. Развитие средств связи | 1 | Комбинированный урок | Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приема и получения телевизионного изображения. Развитие средств связи | Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применения волн в радиовещании, средств связи в технике, радиолокации в технике. Понимать принципы приема и получения телевизионного изображения | Тест | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | § 41, 42 | ||||||||||
ОПТИКА (15 часов) | ||||||||||||||||||
Световые волны (7 часов) | ||||||||||||||||||
24 | Развитие взглядов на природу света. Скорость света | 1 | Урок изучения нового материала | Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света | Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света) | Уметь объяснить природу возникновения световых явлений, определения скорости света (опытное обоснование) | § 59 | |||||||||||
25 | Закон отражения света. Закон преломления света | 1 | Комбинированный урок | Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления | Понимать смысл физических законов: принцип Гюйгенса, закон отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи | Решение типовых задач | § 60. Р. 1023, 1026 | |||||||||||
26 | Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | Урок практикум | Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления | Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений | Физический диктант, работа с рисунками Лабораторная работа № 4 | Полное отражение. Волоконная оптика. Использование явления полного отражения в волновой оптике | Упр. 8 (12, 13) | ||||||||||
27 | Линза. Построение изображений, даваемых линзами | |||||||||||||||||
28 | Лабораторная работа № 5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы | 1 | Урок применения знаний | Измерение показателя преломления стекла | Выполнять измерение показателя преломления стекла | Лабораторная работа № 5 | ||||||||||||
29 | Дисперсия света | 1 | Урок применения знаний | Дисперсия света | Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии | § 66 | ||||||||||||
30 | Интерференция света. Дифракция световых волн. | 1 | Комбинированный урок | Интерференция. Дифракция света | Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения устойчивой интерференционной картины. | Давать определения понятий | Дифракционные картины от различных препятствий | § 68, 73, 74. Р. 1096 | ||||||||||
31 | Поляризация света. Дифракционная решетка | 1 | Комбинированный урок | Поляризация света. Естественный и поляризованный свет. Применение поляризованного света. Дифракционная решетка, период дифракционной решетки | Понимать смысл физических понятий: естественный и поляризованный свет. Приводить примеры применения поляризованного света | Давать определения понятий | ||||||||||||
32 | Глаз как оптическая система. Лабораторная работа № 6. Измерение длины световой волны» | 1 | Комбинированный урок | Глаз. Дефекты зрения | Лабораторная работа. Знать устройство глаза, объяснять дефекты зрения | |||||||||||||
33 | Контрольная работа №4 "Оптика. Световые волны" | 1 | Урок практикум | Закон отражения света, закон преломления света, показатель преломления, интерференция света, дифракционная решетка | Применять полученные знания при решении задач | Контрольная работа | ||||||||||||
Излучения и спектры (2 часа) | ||||||||||||||||||
34 | Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн | 1 | Урок изучения нового материала | Виды излучений и источников света. Шкала электромагнитных волн | Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн | Объяснять шкалу электромагнитных волн | Виды излучений: тепловое излучение, электролюминесценция, катодолюминесценция, хемилюминесценция, фотолюминесценция | § 81, 87 | ||||||||||
35 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи | 1 | Комбинированный урок (семинар) | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений | Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение. Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений | применение. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи | § 85, 86 | |||||||||||
Элементы теории относительности (3 часа) | ||||||||||||||||||
36 | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности | 1 | Комбинированный урок | Постулаты теории относительности Эйнштейна | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна | Опыт Майкельсона. Относительность одновременности | § 75, 76 | |||||||||||
37 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика | 1 | Комбинированный урок | Релятивистская динамика | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости | Относительность расстоянии и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистский характер импульса Основной закон релятивистской динамики. | § 78, | |||||||||||
38 | Связь между массой и энергией | 1 | Комбинированный урок | Закон взаимосвязи массы и энергии. Энергия покоя | Знать закон взаимосвязи массы и энергии, понятие «энергия покоя» | § 80 | ||||||||||||
Квантовая физика (12 часов) | ||||||||||||||||||
Световые кванты (2 часа) | ||||||||||||||||||
39 | Фотоэффект. Теория фотоэффекта | 1 | Комбинированный урок | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | Понимать смысл явления внешнего фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Объяснять законы фотоэффекта с квантовой точки зрения, противоречие между опытом и теорией | Знать формулы, границы применения законов | § 88, 89 | |||||||||||
40 | Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта | 1 | Урок применения знаний | Применение фотоэлементов | Знать: величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс); устройство и принцип действия вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов. Объяснять корпускулярно- волновой дуализм. Понимать смысл гипотезы де Бройля, применять формулы при решении задач. Приводить примеры применения фотоэлементов в технике, примеры взаимодействия света и вещества в природе и технике | Физический диктант. Решение задач по теме | Давление света. Опыты П. Н. Лебедева. Проявление давления света в природе. Химическое действие света. Фотография | § 90. Р. № 1147, 1148. | ||||||||||
Атомная физика (4 часа) | ||||||||||||||||||
41 | Строение атома. Опыты Резерфорда | 1 | Урок изучения нового материала | Опыты Резерфорда. Строение атома по Резерфорду | Понимать смысл физических явлений, показывающих сложное строение атома. Знать строение атома по Резерфорду | Тест. Знать модель атома, объяснять опыт | § 94 | |||||||||||
42 | Квантовые постулаты Бора. Лазеры | 1 | Комбинированный урок | Квантовые постулаты Бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров | Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке | Проект «Будущее квантовой техники» | Модель атома водорода по Бору. Принцип действия лазеров | § 95, 96, 97 | ||||||||||
43 | Лабораторная работа № 7 «Наблюдение линейчатых спектров» | 1 | Урок применения знаний | Линейчатые спектры | Уметь применять полученные знания на практике | Лабораторная работа. Работа с рисунками | ||||||||||||
44 | Решение задач. Методы наблюдения и регистрации частиц. | 1 | Комбинированный урок | Газоразрядный счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, метод толстослойных фотоэмульсий | Знать методы наблюдения и регистрации частиц | Фронтальный опрос | ||||||||||||
Физика атомного ядра (6 часов) | ||||||||||||||||||
45 | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучение | 1 | Комбинированный урок | Открытие естественной радиоактивности. Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета- и гамма- излучений | Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма- излучение. Знать области применения альфа-, бета-, гамма-излучений | § 99, 100 | ||||||||||||
46 | Строение атомного ядра. Ядерные силы | 1 | Комбинированный урок | Протонно- нейтронная модель ядра. Ядерные силы | Понимать смысл физических понятий: строение атомного ядра, ядерные силы. Приводить примеры строения ядер химических элементов | § Ю4, 105 | ||||||||||||
47 | Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции | 1 | Комбинированный урок | Энергия связи ядра. Дефект масс. Ядерные реакции | Понимать смысл физического понятия: энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции | Тест | § 106, 107 | |||||||||||
48 | Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции | 1 | Комбинированный урок | Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции | Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию | § Ю8, 109 | ||||||||||||
49 | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Комбинированный урок (семинар) | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. Приводить примеры экологических проблем при работе атомных электростанций и называть способы решения этих проблем | Проект «Экология использования атомной энергии» | § 112, 113 | |||||||||||
50 | Контрольная работа № 4 «Физика атома и атомного ядра» | |||||||||||||||||
Элементы развития Вселенной (8 часов) | ||||||||||||||||||
51 | Строение Солнечной системы. Планеты Солнечной системы | 1 | Урок изучения нового материала | Солнечная система | Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел | Работать с атласом звездного неба | [3,§1, 2, 11] | |||||||||||
52 | Система Земля- Луна | 1 | Урок изучения нового материала | Планета Луна - единственный спутник Земли | Знать смысл понятий: планета, звезда | Тест | [3, § 14] | |||||||||||
53 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | 1 | Комбинированный урок | Источники энергии Солнца. Строение Солнца | Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца | Знать схему строения Солнца | Солнечная корона | [3, § 22, 23] | ||||||||||
54 | Исследование космического пространства | 1 | Комбинированный урок | Телескопы, спутники и роботы при исследовании космоса | Применять законы физики для объяснения движения спутников | Тест | [3, § 22, 23] | |||||||||||
55 | Физическая природа звезд | 1 | Комбинированный урок | Звезды и источники их энергии | Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов | Тест | Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной и звезд | [3, § 26] | ||||||||||
56 | Наша Галактика | 1 | Урок изучения нового ма- териала | Галактика | Знать понятия: галактика, наша Галактика | Фронтальный опрос | [4, § 28] | |||||||||||
57 | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | 1 | Урок изучения нового материала | Вселенная | Знать понятие «Вселенная» | Тест | Строение и эволюция Вселенной | [4, § 31] | ||||||||||
58 | Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов | 1 | Комбинированные уроки | Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. Вселенная | Работать с таблицами | |||||||||||||
59 | Контрольная работа №5: «Строение и эволюция Вселенной». | 1 | Урок практикум | Солнечная система, Солнце, Галактика, Вселенная. | Применять полученные знания на практике | |||||||||||||
Повторение (9 часов) | ||||||||||||||||||
60 | Равномерное и неравномерное прямолинейное движение | 1 | Комбинированный урок | Траектория, система отсчета, путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Ускорение, уравнение движения, графическая зависимость скорости от времени | Знать понятия: путь, перемещение, скалярная и векторная величины. Уметь измерять время, расстояние, скорость и строить графики | Тест | §9-10, 13-15 | |||||||||||
61 | Законы Ньютона | 1 | Комбинированный урок | Явление инерции. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона | Понимать: смысл 1-го, 2-го и 3-го законов Ньютона, явление инерции. Применять законы Ньютона для определения равнодействующей силы по формуле и по графику v(t). Определять по графику интервалы действия силы. Применять формулы при решении задач | Тест | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 22, 23, 27-29 | ||||||||||
62 | Силы в природе | 1 | Комбинированный урок | Закон всемирного тяготения; силы тяжести, упругости, трения | Знать закон всемирного тяготения, понятия: деформация, сила тяжести, упругости, трения, вес тела. Уметь решать простейшие задачи | Использовать формулы, уметь привести примеры действия сил и объяснить их проявление | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 32, 33, 35, 37-39 | ||||||||||
63 | Законы сохранения в механике | 1 | Комбинированный урок | Импульс. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Работа. Мощность. Энергия | Знать: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, границы применимости законов сохранения. Объяснять и приводить примеры практического использования физических законов | Уметь вычислять: работу, мощность, энергию, скорость из формулы закона сохранения энергии, решать типовые задачи на законы сохранения, объяснять границы применимости законов | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 42, 52, 48- 51 | ||||||||||
64 | Основы MKT. Газовые законы | 1 | Комбинированный урок | Уравнение Мен- делеева- Клайперона. Изопроцессы | Знать: планетарную модель строения атома, определения изо- процессов. Понимать физический смысл MKT. Приводить примеры, объясняющие основные положения MKT | Вычислять параметры, характеризующие молекулярную структуру вещества, определять характер изопроцесса по графикам | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 58, 70,71, 65 | ||||||||||
65 | Тепловые явления | 1 | Комбинированный урок | Процессы передачи тепла. Тепловые двигатели | Знать определение внутренней энергии, способы ее изменения. Объяснять процессы теплопередач | Объяснять и анализировать КПД теплового двигателя | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 75,76 | ||||||||||
66 | Электростатика. Законы постоянного тока | 2 | Комбинированные уроки | Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников | Знать закон Ома. Виды соединений | Владеть понятиями: электрический ток, сила тока. Уметь пользоваться электрическими измерительными приборами | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | § 104- 110 | ||||||||||
67 | Электромагнитные явления | 3 | Комбинированные уроки | Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства | Знать понятия: магнитное поле, электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства | Владеть правилами: «буравчика», «левой руки». Объяснять: закон Ампера, явление электромагнитной индукции | Подготовка к ЕГЭ (тесты) | §11-31 | ||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Весь курс 11 класса | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...