УРОК АТОМА Как работает АЭС?
план-конспект занятия по физике (7, 8 класс)
Методический материал занятия разработан в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», который стартовал в год 75-летия атомной промышленности России и приурочен к Году науки и технологий в России. С целью формирования интереса подрастающего поколения к современной науке и технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_atoma.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 им. И.В. Курчатова»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
УРОК АТОМА
Как работает АЭС?
Разработала внеурочное занятие:
учитель физики Костенко Ю.Э.
2021 год
Пояснительная записка
Методический материал занятия разработан в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», который стартовал в год 75-летия атомной промышленности России и приурочен к Году науки и технологий в России. С целью формирования интереса подрастающего поколения к современной науке и технологиям.
Цель:
формирование у обучающихся представлений об устройстве, оборудовании и предназначении атомной электростанции.
Задачи:
● рассказать обучающимся о различных источниках получения энергии на Земле;
● сформировать представление об устройстве атомных электростанций;
● познакомить с видами ядерных реакторов;
● рассказать о истории атомной промышленности России;
● показать, что ядерная энергетика, является мощным базовым источником электрогенерации.
Предполагаемые результаты:
Обучающиеся знают:
● устройство атомной электростанций;
● виды ядерных реакторов;
● историю атомной промышленности России;
● расположение атомных электростанций России;
● основные пути декарбонизации.
Имеют представление:
● об основных вехах истории атомной энергетики;
● о ядерных реакторах;
● о принципе действия ядерной реакции;
● о сути термоядерного синтеза.
Способны:
● выделить преимущества АЭС с точки зрения отсутствия вредных выбросов в атмосферу;
● анализировать явление с закреплённой за ним ролью.
Необходимое обеспечение:
● Презентация к занятию;
● Технические средства для демонстрации презентации;
● Карточки с заданием для обучающихся.
Участники занятия:
● обучающиеся 7 – 8-х классов гимназии.
План проведения:
- Введение в тему урока.
- Виртуальная экскурсия «Научно-техническая революция в СССР».
- Атомные электростанции.
- Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию.
- Подведение итогов, рефлексия: оценка обучающимися полученных знаний и опыта.
Сценарий проведения занятия
- Введение в тему урока.
Учитель: Можно ли получать энергию большой мощности и при этом не наносить вред природе? Как атомные технологии уже сегодня улучшают нашу жизнь? И что такое физика будущего? На эти и многие другие вопросы мы сможем получить ответ в ходе увлекательного занятия «Атомный урок.
Наше занятие приурочено к празднованию 75-летия отечественной атомной промышленности.
- Виртуальная экскурсия «Научно-техническая революция в СССР».
Учитель: Давным-давно людям была необходима энергия для приготовления пищи и обогрева жилища. Для этого люди изначально сжигали дрова, но со временем они стали все больше узнавать о том, как устроен мир, изучать природные явления, развивать науку и технологии. На смену или в дополнение дровам приходят новые источники энергии, найденные в глубинах земли: уголь, нефть и газ. На этом исследования человеком природы не прекратились, а продолжились в новых направлениях. Люди открывают электричество, изобретают и создают механический транспорт (паровозы и автомобили), учатся переводить тепло в другие виды энергии, строят электростанции и двигатели внутреннего сгорания. С развитием технологий и производства потребность в энергии значительно возрастает.
Какие виды электростанций вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
Ответы обучающихся
Учитель: Чтобы лучше узнать о том, какие бывают электростанции, выполним задание. Вам необходимо правильно соотнести описание электростанции и ее название. Работаете в группе.
Учитель раздает карточки с заданием. Обучающиеся выполняют задание, а затем с учителем проверяют правильность его выполнения.
Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-Б.
Учитель: Двадцатый век ознаменовался значительным промышленным ростом. За 100 лет производство энергии выросло в 50 раз. Теперь мы не можем представить свою жизнь без транспорта, электроприборов, интернета. Ценой такого прогресса стало значительное повышение содержания углекислого газа в атмосфере Земли.
Он появляется при сжигании топлива, даже если вы не видите дым. Один килограмм угля при сжигании приводит к выбросу в атмосферу почти трех килограммов углекислого газа.
- Атомные электростанции.
Учитель: Помимо сжигания топлива, человечество издревле научилось использовать энергию рек, ветра и Солнца. Многие из вас видели ветряные и водяные мельницы, а некоторым посчастливилось прокатиться по водной глади на паруснике, разгоняемом силой ветра.
На сегодняшний день во всем мире строят сотни ветряных, солнечных и гидроэлектростанций. Это так называемые возобновляемые источники энергии: их нельзя исчерпать, они восстанавливаются за счет природных процессов.
Однако все эти электростанции не способны в одиночку заменить для нас сжигание дров, угля, нефтепродуктов. Дело в том, что ветер не всегда дует, а солнечные панели бесполезны ночью. Необходим источник энергии, который будет, с одной стороны, безопасным для природы, а с другой — стабильно выделять энергию в любое время дня в течение многих лет. И тут нам на помощь приходит ядерная физика.
Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него двигается рой из легких электронов. Вокруг ядра атома может быть разное количество электронов, от этого количества зависят свойства вещества, которое из этих атомов и состоит. Объединяя атомы разных веществ, мы можем получить энергию. Например, как при горении: атомы углерода, из которых состоит уголь, соединяются с атомами кислорода из воздуха. Этот процесс дает энергию. Но сто лет назад оказалось, что куда выгоднее не соединять целые атомы, а делить ядра самых больших из них.
В недрах Земли содержится редкий металл – уран. Его ядро очень большое и «некрепкое». Если его потревожить, оно непременно распадается на части. При этом выделяется энергия, для которой пришлось бы соединить десятки миллионов атомов углерода.
Эффективность применения ядерного топлива поражает. Сравните: в год современная атомная электростанция потребляет 20 тонн урана и выделяет столько энергии, сколько выделилось бы при сжигании 2 500 000 тонн угля, что соответствует выбросу в атмосферу 7 миллионам тонн углекислого газа.
Атомная электростанция — комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений, предназначенный для производства электрической энергии.
В качестве топлива станция использует уран-235. Наличие ядерного реактора отличает АЭС от других электростанций.
На АЭС происходит три взаимных преобразования форм энергии.
- Ядерная энергия переходит в тепловую,
- Тепловая энергия переходит в механическую.
- Механическая энергия преобразуется в электрическую.
РЕАКТОР
Основой станции является реактор — конструктивно выделенный объем, куда загружается ядерное топливо и где протекает управляемая цепная реакция. Уран-235 делится медленными (тепловыми) нейтронами. В результате выделяется огромное количество тепла.
ПАРОГЕНЕРАТОР
Тепло отводится из активной зоны реактора теплоносителем — жидким или газообразным веществом, проходящим через ее объем. Эта тепловая энергия используется для получения водяного пара в парогенераторе.
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР
Механическая энергия пара направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую и дальше по проводам поступает к потребителям.
Атомная станция представляет собой комплекс зданий, в которых размещено технологическое оборудование. Основным является главный корпус, где находится реакторный зал. В нём размещается сам реактор, бассейн выдержки ядерного топлива, перегрузочная машина (для осуществления перегрузок топлива), за всем этим наблюдают операторы с блочного щита управления (БЩУ).
Основным элементом реактора является активная зона(1). Она размещена в бетонной шахте. Обязательными компонентами любого реактора являются система управления и защиты, позволяющая осуществлять выбранный режим протекания управляемой цепной реакции деления, а также система аварийной защиты – для быстрого прекращения реакции при возникновении аварийной ситуации. Все это смонтировано в главном корпусе.
Есть также второе здание, где размещается турбинный зал(2): парогенераторы, сама турбина. Далее по технологической цепочке следуют конденсаторы и высоковольтные линии электропередач, уходящие за пределы площадки станции.
На территории находятся корпус для перегрузки и хранения в специальных бассейнах отработавшего ядерного топлива. Кроме того, станции комплектуются элементами оборотной системы охлаждения – градирнями(3) (бетонная башня, сужающаяся кверху), прудом-охладителем (естественный водоем, либо искусственно созданный) и брызгальными бассейнами.
В зависимости от типа реактора на АЭС могут быть 1, 2 или 3 контура работы теплоносителя. В России наибольшее распространение получили двухконтурные АЭС с реакторами типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор).
АЭС С 1-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ
Одноконтурная схема применяется на атомных станциях с реакторами типа РБМК-1000. Реактор работает в блоке с двумя конденсационными турбинами и двумя генераторами. При этом кипящий реактор сам является парогенератором, что и обеспечивает возможность применения одноконтурной схемы. Одноконтурная схема относительно проста, но радиоактивность в этом случае распространяется на все элементы блока, что усложняет биологическую защиту.
АЭС С 2-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ
Двухконтурную схему применяют на атомных станциях с в водо-водяными реакторами типа ВВЭР. В активную зону реактора подается под давлением вода, которая нагревается. Энергия теплоносителя используется в парогенераторе для образования насыщенного пара. Второй контур нерадиоактивен. Блок состоит из одной конденсационной турбины мощностью 1000 МВт или двух турбин мощностью по 500 МВт с соответствующими генераторами.
АЭС С 3-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ
Трехконтурную схему применяют на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем типа БН. Чтобы исключить контакт радиоактивного натрия с водой, сооружают второй контур с нерадиоактивным натрием. Таким образом схема получается трехконтурной.
В настоящее время в России действует:
- 4 АЭС с одноконтурными реакторами;
- 6 АЭС с двухконтурными реакторами;
- 1 АЭС с трехконтурными реакторами.
В мире на сегодня насчитывается более 200 атомных электростанций, которые производят около 15% всей мировой электроэнергии. Лидером в технологии строительства АЭС на сегодняшний день является Россия.
Интенсивное развитие ядерной энергетики можно считать одним из средств борьбы с глобальным потеплением. К примеру, по подсчетам экспертов, атомные станции в Европе ежегодно позволяют избежать эмиссии около 700 миллионов тонн СО2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу около 210 млн тонн углекислого газа. Таким образом, ядерная энергетика, являясь мощным базовым источником электрогенерации, вносит свой вклад в декарбонизацию.
- Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию.
Учитель: В нашей стране в 1954 году запустили первую в мире атомную электростанцию, впервые атом получил мирное применение. Вам приходилось слышать о ней?
Ответы обучающихся (Обнинская АЭС, Калужская область)
Учитель: Сейчас мы отправляемся на экскурсию.
- Подведение итогов, рефлексия: оценка обучающимися полученных знаний и опыта.
Учитель: Что для вас было самым важным сегодня на уроке? О чем бы вы хотели узнать больше? О чем из сегодняшнего вы бы хотели рассказать своим близким?
Ответы обучающихся.
Карточка с заданием
Задание: соедините стрелками тип электростанции и её описание.
Электростанция | Описание | ||
1 | Ветроэлектростанция (ВЭС) | А | На сколько хватит ресурса: бесконечно. Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 36000 полей. При строительстве этих станций приходится переселять жителей – это нехорошо для регионов, где живет много людей. Бетона, уложенного при строительстве плотины самой крупной электростанции этого вида в России, хватило бы на постройку автострады от Санкт-Петербурга до Владивостока. В то время как самая маленькая помещается в кармане. |
2 | Теплоэлектростанция (ТЭС) | Б | На сколько хватит ресурса: бесконечно. Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 13000 полей. Поскольку эти станции занимают очень много места, их строят в регионах с небольшим количеством жителей или там, где вообще никто не живёт. Эти станции имеет смысл строить в южных регионах. |
3 | Гидроэлектростанция (ГЭС) | В | На сколько хватит ресурса: бесконечно. Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 23000 полей. Эти станции можно строить не только на суше, но и в море, недалеко от берега. Самая мощная электростанция такого типа в России находится в Адыгее. Генераторы для этих станций собираются на месте из 7000-8000 деталей, которые доставляют туда с помощью негабаритных грузовиков. Высота пятиэтажного дома – 15 м. Высота сваи фундамента под такую электростанцию, которая закапывается в землю, составляет от 14 до 22 м. |
4 | Атомная электростанция (АЭС) | Г | Ресурс: различные горючие ископаемые. На сколько хватит ресурса: 50-450 лет. Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 210 полей. Эти станции при нормальной работе наносят большой вред природе и людям. На этих электростанциях есть своя железная дорога. |
5 | Солнечная электростанция (СЭС) | Д | На сколько хватит ресурса: бесконечно. Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 23000 полей. Эти станции при нормальной работе не наносят вреда природе и здоровью человека. Эти станции «боятся» сильных землетрясений. Эти станции дают не только электрический ток, но и тепло. Каждая пятая лампочка в Российской Федерации горит от энергии, выработанной такими станциями. |
План проведения занятия
Этап | Время | Виды деятельности | Образовательное содержание | Содержание взаимодействия участников | Планируемые результаты для обучающихся | Примечания | |
Педагог | Обучающиеся | ||||||
Введение в тему урока | 2 мин | Приветствие учителя. | - приветствует обучающихся; - сообщает тему урока. | - отвечают на приветствие, настраиваются на дальнейшую работу. | Презентация. | ||
Виртуальная экскурсия «Научно-техническая революция в СССР» | 5 мин | Просмотр видео 360. | Развитие атомной физики. | - рассказывает об истории развитие атомной физики и атомной промышленности России; -организует работу в парах. | - отвечают на вопросы учителя; -задают вопросы; - соотносят названия и описания электростанций. | - имеют представление об основных вехах истории атомной физики; - знают виды электростанций в зависимости от используемого источника энергии. | Видео 360. Карточки с заданием. |
Атомные электростанции | 15 мин | Рассказ учителя. | Как работает АЭС. Из чего состоит АЭС. Виды АЭС. | - рассказывает о различных источниках получения энергии на Земле; -сформирует представление об устройстве атомных электростанций; -познакомит с видами ядерных реакторов. | - отвечают на вопросы учителя; -задают вопросы; - соотносят названия и описания электростанций. | - знают виды атомных электростанций; - знают устройство, оборудование и предназначении атомной электростанции; - имеют представление о видах ядерных реакторов. | Презентация.
|
Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию | 5 мин | Просмотр видео 360. | Знакомство с первой атомной электростанцией. | -познакомит с Обнинской АЭС. | - отвечают на вопросы учителя; -задают вопросы. | - имеют наглядное представление о первой атомной электростанции. | Видео 360. |
Подведение итогов | 10 мин | Обсуждение итогов занятия. | Закрепление полученной информации. | - с обучающимися анализирует прошедший урок. | - участвуют в анализе прошедшего урока. | - развитие способности к анализу и самоанализу. | Презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Модульный урок. Атомы химических элементов.
Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе ст...
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
План проведения мероприятий в рамках "Урока атома"
План проведения мероприятий в рамках "Урока атома"...
Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль
В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....
Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...
«УРОК АТОМА»
Всероссийский «УРОК АТОМА»Цель мероприятия – формирование интереса у школьников к современной науке и технологиям. «Атомный урок» предоставил ребятам возможно...