Модульный урок. Атомы химических элементов.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах, вспомнить механизм образования химических связей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока химии для учащихся 8-го класса, пользующихся учебником О.С. Габриеляна «Химия, 8 класс» Московского издательства «Дрофа». Обобщающий урок по теме: «Атомы химических элементов». Методическая разработка  выполнена с использованием модульной технологии:

  1. Перед учащимися алгоритм всего урока.
  2. Урок разделён на несколько этапов, т.е. учебных элементов (УЭ). 
  3. В каждом учебном элементе чётко и понятно для учащихся прописана цель.
  4. Есть возможность для индивидуальной работы и коллективной.
  5. Задания к учебным элементам подбираются максимально разнообразные.
  6. Формируется умение работать с текстом.
  7. Задание 1 РАЗМИНКИ развивает слуховую память, Задание 2 формирует умение сопоставлять информацию.
  8. Включение тестовых заданий ориентирует в перспективе на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
  9. Между учебными элементами возможна формулировка выводов, обобщений.
  10. Обязательным элементом подобного урока является решение проблемных ситуаций, выдвижение версий и доказательство истины.
  11. Задания на вычисления, решение задач развивают математические способности.
  12. Работа по образцу исключает страх не справиться с заданием.
  13. Возвращение к тексту учебника и поиск нужных слов развивает внимательность.

Наиважнейшей частью такого урока является подведение итогов. Здесь имеется ряд положительных моментов. Прежде всего, формируется адекватная самооценка:

  1. Сверить результаты своего труда с результатами исправить свои ошибки, подумать, чем вызваны допущенные недочёты.
  2. Внести в таблицу протокола оценки за выполненные задания, используя критерии оценивания
  3. Возможность оценить собственные знания и умения.
  4. Вывести средний балл, по которому выбрать себе домашнее задание.
  5. Возможность не выставлять себе нежелательную оценку в журнал и дневник.

Возможно, оценки могут быть завышены учащимися, но выявить, какие затруднения были у них при выполнении заданий, не составит большого труда учителю. Допущенные исправления в протоколах при выполнении заданий тому свидетельство.

После двух проведённых в такой форме уроков учащимся была предложена следующая анкета:

8 класс ___ Ф.И. ______________________________________

Модульные уроки.

Проведены два урока по модульной технологии. Поделитесь своим мнением.

Ответьте на вопросы, выбрав ответ из предложенных или добавьте свой.

  1. Работа с модулями:

а) понравилась; б) не очень понравилась; в) не понравилась; г) ___________________.

  1. Работа оказалась:

а) простой; б) не очень сложной; в) сложной; г) ___________________.

  1. Самым сложным оказалось:

а) ориентироваться в модуле; б) выполнять задания; в) провести самооценку; г) ___________.

  1. При самооценке вызвало затруднение:

а) применить критерии оценивания; б) рассчитать средний балл; в) оценить свои умения; г) __________________________________.

  1. Выбранное домашнее задание:

а) выполнено; б) выполнено не в полном объеме; в) не выполнено; г) ___________________.

  1. В дальнейшем работать с модулями хочется:

а) часто; б) не очень часто; в) редко; г) __________________________________.

  1. Какие эмоции сопровождали при работе с модулем:
    а) радость; б) раздражение; в) досада; г) обида; д) гнев; е) ______________________.

Анализ анкетных данных позволит в дальнейшем избежать допущенных методических ошибок при составлении новых модулей.

Далее идёт текст раздаточного модуля, бланк протокола.

8 класс
Модульный урок
Атомы химических элементов

Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах, вспомнить механизм образования химических связей.

Внимание! Все записи на уроке ведите в протоколе к уроку. Оформите его.

УЭ – 1. РАЗМИНКА. Знаки химических элементов, формулы веществ.

Цель: вспомнить знаки химических элементов, отработать навык записи формул веществ на слух.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Задание 1.

- Под диктовку учителя запишите в строчку знаки химических элементов и формулы веществ.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 2.

- Выполните задание по карточке.

УЭ – 2. Строение атома

Цель: вспомнить элементарные частицы атома, их обозначение, заряд, массу, нахождение в атоме.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Задание 1. Ответьте на вопросы учителя и заполните таблицу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 2. Выполните тест.

  1. В ядре атома алюминия протонов …

а) 26; б) 13; в) 27.

  1. Масса атома алюминия …

а) 26; б) 13; в) 27.

  1. Электронов в атоме алюминия …

а) 26; б) 13; в) 14.

  1. Нейтронов в атоме алюминия …

а) 27; б) 13; в) 14.

  1. Энергетических уровней в атоме алюминия …
    а) три; б) два; в) четыре.

УЭ – 3. Изотопы.

Цель: дать современное определение понятия “химический элемент”.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ. РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ.

Почему относительную атомную массу хлора при расчетах берём равную 35,5 в отличие от других элементов, массу которых округляем до целых единиц?

1 этап. Рассмотрите примеры некоторых изотопов, встречающихся в природе:

7Li, 6Li; 12C, 13C, 14C; 16O, 17O, 18O; 35Cl, 37Cl.

2 этап. Ответьте на вопросы: чем отличаются между собой изотопы лития, углерода, кислорода, хлора; почему в расчетах применяем относительные атомные массы лития – 7, углерода – 12, кислорода – 16, а у хлора – 35,5?

3 этап. Делаем расчёты:

В природе изотопов 35Cl - 75% или в долях от единицы 0,75, а изотопов 37Cl – 25% или в долях от единицы 0,25.

Рассчитайте 35 · 0,75 + 37 · 0,25 =

Выводы:

  1. Изотопы имеют одинаковое число протонов в ядре и разное число нейтронов, поэтому у них разная масса;
  2. Химический элемент – совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е совокупность изотопов;
  3. Химические свойства изотопов одного и того же элемента одинаковые, т.к. они имеют один и тот же заряд ядра (число протонов), одинаковое число электронов, в том числе и на внешнем уровне.

УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества

Цель: отработать умение вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовые доли элементов.

РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ.

Образец.

Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Решите задачу самостоятельно.

Задача 2. Вычислите относительную молекулярную массу оксида серы (VI) и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

УЭ – 5. Химическая связь

Цель: Работая с учебником, вспомнить механизм образования ионной и ковалентной химических связях.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 1. Воспользуйтесь текстом учебника на страницах 53 – 68, чтобы вставить пропущенные слова в тексте. Возле номера предложения запишите слова, которые необходимо вставить вместо многоточий.

  1. … электронов на внешнем уровне – предельное число для каждого элемента ПСХЭМ, кроме … и …
  2. Тенденцию к отдаче электронов с внешнего уровня имеют атомы …
  3. Тенденцию к принятию недостающих до завершения внешнего энергетического уровня электронов имеют атомы элементов - …
  4. В пределах периода число энергетических уровней …, а вот радиус атома …
  5. В пределах одной и той же подгруппы радиус атома … с увеличением …
  6. Заряженные частицы, в которые превращаются атомы, отдавая или принимая электроны, называются …
  7. Химическую связь, образующуюся между …, называется …
  8. Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется … или …
  9. … - это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.
  10. Связь в металлах и сплавах между атом – ионами посредством обобществлённых электронов называют …

УЭ – 6. Подведение итогов урока.

Цель: Подвести итоги урока, выставить оценки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Задание 1. Проверьте правильность выполненных заданий. Если вы допустили ошибки при выполнении заданий, исправьте их в соответствии с приложением.

  1. Внесите в таблицу протокола оценки за выполнение каждого элемента,
  2. Выведите средний балл.
  3. Попробуйте оценить собственные знания и умения.
  1. Мне понятно всё, смогу научить другого. Оценка – 5.
  2. Я могу объяснить тему при некоторой помощи. Оценка - 4.
  3. Мне сложно разобраться самостоятельно в теме, нужна помощь. Оценка – 3.
  1. Сравните свой средний балл (пункт 1) и оценку (пункт 3).
  1. если они одинаковы, выставьте оценку в дневник;
  2. если они отличаются, выведите среднее значение, округлите до целых и выставьте в дневник;
  3. если Вас не устраивает полученная оценка, не выставляйте её в дневник, задумайтесь, что Вам мешало получить более высокий балл.

УЭ – 7. Задание на дом

Цель: определить себе домашнее задание.

1. Для всех: повторить п. 6 – 12 на стр. 38-68,

2. Ваш средний балл – 5. Получите творческое задание у учителя

Ваш средний балл – 4. Дополнительно выполните упр.5, стр.62.

Ваш средний балл – 3. Заучите наизусть все определения в п.6-12, выполните упр. 2, стр. 58, упр.5, стр.62.

Запишите домашнее задание в дневник.

3.Подойдите к учителю с протоколом, чтобы выставить оценку в журнал.

Вам удалось большую часть заданий выполнить самостоятельно?!

Вы молодцы!

8 класс
Протокол модульного урока
Атомы химических элементов

Дата ________ Класс ____ Фамилия, имя __________________________________

УЭ – 1. Знаки химических элементов, формулы веществ.

Задание 1.

Знаки: ____________________________________________________________ ,

Формулы: _________________________________________________________,

Задание 2:

1 - -

5 - -

9 - -

2 - -

6 - -

10 - -

3 - -

7 - -

 

4 - -

8 - -

 

УЭ – 2. Строение атома

Задание 1.

Элементарные частицы атома

название

обозначение

заряд

масса

местонахождение

протон

 

 

 

 

нейтрон

 

 

 

 

электрон

 

 

 

 

Задание 2. Тест

1. ___, 2. ____, 3. _____, 4. _____, 5. _____.

УЭ – 3. Изотопы

Расчеты: 35 . 0,75 + 37 . 0,25 =

Выводы:

  1. Изотопы имеют ______________ число протонов в ядре и ____________ число нейтронов, поэтому у них разная _____________;
  2. Химический элемент – совокупность атомов с __________________ зарядом ядра, т.е. совокупность ______________;
  3. Химические свойства изотопов одного и того же элемента________________, т.к. они имеют ______________ заряд ядра (число протонов), _________________ число электронов, в том числе и на _________________ уровне.

УЭ – 4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества

Задача 2. 

УЭ – 5. Химическая связь

Задание 1. 

1. _______________________________________________________________

2. _______________________________________________________________

3. _______________________________________________________________

4. _______________________________________________________________

5. _______________________________________________________________

6. _______________________________________________________________

7. _______________________________________________________________

8. _______________________________________________________________

9. _______________________________________________________________

10. ______________________________________________________________

УЭ – 6. Подведение итогов урока.

1. Выполнение учебных элементов

УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 4

УЭ - 5

средний балл

 

 

 

 

 

 

2.Оцениваю собственные знания и умения.

Я ставлю себе оценку: ______

3. Моя итоговая оценка:

____ + _____ = ______ : 2 = ______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Атомы химических элементов. Химическая связь"

Тест для обобщения и закрепления знаний по темам "Атомы химических элементов. Химическая связь"...

Контрольный тест по химии 8 класса по теме "Первоначальные химические понятия.Атомы химических элементов"

Тест используется для проверки знаний учащихся по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов". Данный тест предназначен для учащихся, изучающих химию по программе О.С.Габриеля...

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

Химия 8 класс Контрольная работа №1 по темам "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Химия 8 класс. Контрольная работа №1 по темам "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов" (Автор учебника О.С.Габриелян)...

Химия 8 класс Зачет №1 «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»

Химия 8 класс Зачет №1 «Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов»...