"Закон Ома для участка цепи "
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок физики в 8 классе. Разработчики: Группа Оптимисты (курсы повышения квалификации по физике АГУ,2017г.- итоговая работа ):Останина Л.А. учитель физики МБОУ «Красноярская СОШ» Усть-Пристанского района Алтайского края, Богатырева Г.В. учитель физики МБОУ «Лосихинская СОШ» Косихинского района, Заикина Т.С., учитель физики МКОУ «Верх-Пайвинская СОШ Баевского района Алтайского края», Ломиворотова Л.Н. учитель физики МКОУ «Солоновская СОШ» Новичихинского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_zakon_oma_dlya_uchastka_tsepi_.docx | 28.15 КБ |
prilozheniu_1_k_uroku_zakon_oma.docx | 14.52 КБ |
prilozhenie_2_k_uroku_zakon_oma.docx | 15 КБ |
prilozheniya_3_4_5.docx | 18.73 КБ |
prilozhenie_6_k_uroku_zakon_oma.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Физика
Класс: 8
Тема: Закон Ома для участка цепи
Образовательные результаты:
Предметные:
- уметь объяснять зависимость физических величин, характеризующих электрический ток (силы тока, напряжения, сопротивления), на основе выполненного эксперимента, понимать смысл закона Ома для участка цепи;
- уметь измерять силу тока и напряжение амперметром и вольтметром, овладевать экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока от напряжения и сопротивления.
Метапредметные:
- уметь осуществлять знаково-символические действия при построении кластера «Электрический ток», при заполнении таблицы измерений, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- уметь осуществлять экспериментальную проверку выдвигаемых гипотез о зависимости физических величин, характеризующих электрический ток;
- уметь продуктивно взаимодействовать в группах, овладевать навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности
Личностные:
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- уважение к творцам науки и техники, отношение к физике, как к элементу общечеловеческой культуры; уважение к друг другу, учителю;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
УМК: А.В. Перышкин
Оборудование: компьютеры с подключением к сети интернет, мультимедийный проектор, экран (интераткивная доска), коллекция ЭОР на сайте http://files.school-collection.edu.ru/ , карточки с задачами, листы самооценки, схемы кластеров
Этапы урока , | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - На предыдущих уроках вы познакомились с понятием «Электрический ток» и его характеристиками, научились пользоваться приборами для измерения силы тока и напряжения. В качестве домашнего задания вам нужно было составить кластер по теме «Электрический ток» по заданной схеме. Давайте посмотрим, что у вас получилось? В ходе устной проверки на заготовленной схеме на доске (экране, интерактивной доске) учитель заполняет кластер (Приложение 1) | Устно представляют свои записи в ячейках кластера, в правильно заполненных самостоятельно гроздьях кластера ставят знаки «+». | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение осознанно строить речевое высказывание |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Выводит на экран дополнительный блок кластера (линии от силы тока, напряжения и сопротивления соединяются в прямоугольнике, где стоит знак «?») (Приложение 2). - На предыдущих уроках мы изучили 3 величины, с которыми имеем дело в любой электрической цепи, это… - Что значит знак «?» Записывает на доске прозвучавшие высказывания: как зависит сила тока от напряжения, от сопротивления проводника? - Давайте сформулируем цель урока… - Эта зависимость была установлена в 1827 году немецким ученым Георгом Омом (обращает внимание на портрет ученого) и носит название ЗАКОН ОМА. Тема нашего урока: Закон Ома для участка цепи. | - Сила тока, напряжение и сопротивление. Обсуждают, высказывают свои мнения: как эти величины взаимосвязаны? Цель урока: исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления для участка цепи Записывают тему и цель урока в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении |
3.Выявление места и причины | - Давайте подумаем, какие действия приведут нас к достижению цели? - Нужно разделиться на 2 группы, 1 группа будет определять зависимость силы тока от напряжения, а 2 группа – зависимость силы тока от сопротивления проводника. | -Нужно провести эксперимент. - Мы поставим цель и задачи эксперимента, определим зависимость характеристик электрического тока и сделаем вывод о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления для участка цепи. Делятся на 2 группы и распределяют обязанности (экспериментатор | Познавательные: универсальные логические действия – выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные: составление плана и последовательности действий Коммуникативные: умение интегрироваться в группу |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) | Раздает задания – памятки для выполнения виртуального эксперимента с использованием коллекции ЭОР (либо проводится физический эксперимент с использованием лабораторного набора «Электричество», проводится инструктаж по ТБ). Помогает, консультирует учащихся в процессе выполнения эксперимента, заполнения таблицы. Учитель оформляет таблицу на доске (интерактивной доске, экране с помощью м/м проектора) - Мы установили две зависимости, теперь запишем их в виде формулы. - Это и есть закон Ома. На странице 101 учебника прочитайте формулировку закона. - Закон Ома – один из основных законов физики. В 1895 году при открытии памятника ученому профессор физики Мюнхенского университета Ломмель Эуген Корнелиус Йозеф сказал «Открытие Ома было ярким факелом, осветившим ту область электричества, которая до него была окутана мраком. замечательные успехи в развитии электротехники, за которыми мы с удивлением наблюдали в последние десятилетия, могли быть достигнуты только на основе открытия Ома. Ом вырвал у природы так долго скрываемую тайну и передал ее в руки современников». | Выполняют эксперимент по заданному плану. 1 группа использует ЭОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf (кнопка 4), 2 группа - ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf (кнопка 5). По результатам эксперимента заполняют 1 и 2 столбец таблицы в рабочих листах. (Приложение 3) По окончании эксперимента представители групп сообщают результаты эксперимента классу. Делают вывод о зависимости величин: - При постоянном сопротивлении электрической цепи с увеличением напряжения сила тока возрастает. Зависимость силы тока от напряжения прямая. - При постоянном напряжении электрической цепи с увеличением сопротивления сила тока уменьшается. Зависимость силы тока от сопротивления обратная. Заполняют рабочие листы (Приложение 3). Записывают в 3 строке таблицы: I=U/R Работают с учебником. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств, применение экспериментальных методов получения информации, знаково-символические действия, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, логические действия – самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения объектов Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные: умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний, формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей, коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, понимание смысла одного из основных физических законов и умение применять на практике закон Ома для участка цепи |
5.Первичное закрепление | - Теперь и вы знаете этот закон Ома. Научимся применять его при решении задач. Раздает карточки (Приложение 4). - Задание: составить и решить задачи на закон Ома, в тетради записать только цепочки решения. | Самостоятельно составляют и решают задачи. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Открывает слайд (доску) с правильными ответами. - Вернемся к нашему кластеру. Что мы запишем вместо вопроса? Совместное завершение кластера. - Домашнее задание: п.44, упр.19 (1,2,3); Составить синквейн по изученному материалу. Для желающих: из коллекции ЦОР задание «Проверь себя» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf . - Какую тему мы изучаем? - Какую цель мы ставили? - Достигли ли мы цели? | Самопроверка. Завершают кластер (Приложение 6) Записывают д/з. Отвечают на вопросы | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
7.Рефлексия | Фронтально – вопросы:
Раздаю листы самооценки | Отвечают на вопросы Работают с листом самооценки (шкалой – Приложение 5.), отмечают на линиях: 1.Насколько ты продвинулся к цели? 2.Насколько ты удовлетворен своей работой? 3.Насколько успешной была твоя работа на уроке? | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: оценка – выделение и осознаний учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Электрический ток
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Электрический ток
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ГРУППА 1. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.
Выполните эксперимент, используя ссылку http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf (кнопка 4).
Используя различные значения напряжения, пронаблюдайте за показаниями амперметра. Заполните 1 столбец таблицы.
ГРУППА 2. Зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении.
Выполните эксперимент, используя ссылку http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba071-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_15.swf (кнопка 5).
Используя различные значения напряжения, пронаблюдайте за показаниями амперметра. Заполните 2 столбец таблицы.
1. | Сила тока от напряжения I от U | 2 | Сила тока от сопротивления I от R | ||||||
Схема | Схема | ||||||||
При постоянном ____________ электрической цепи сила тока________________. Зависимость___________ (прямая, обратная) | При постоянном ____________ электрической цепи сила тока________________. Зависимость___________ (прямая, обратная) | ||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Составьте задачи и решите их, записывая в правом столбике цепочку решения:
I, А | U, В | R, Ом | |
5 | 20 | ? | |
3 | ? | ||
? | 2 |
Для проверки:
I, А | U, В | R, Ом | |
5 | 20 | ? | R - ? I=U/R R=U/I R=20/5=4 Ом |
3 | ? | U- ? I=U/R U=IR U=3х4=12 В | |
? | 2 | I - ? I=U/R I=12/2=6 А |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
На линиях отметь точками:
- Насколько ты продвинулся к цели?
- Насколько ты удовлетворен своей работой?
- Насколько успешной была твоя работа на уроке?
1 2 3
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Электрический ток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
Опорные модули к уроку физики в 10 классе "Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление"
Опроные учебные модули по физике входят в комплекс модулей по изучению физики в старшей школе в услвиях использования блочно-модульной технологии. Материал выполнен в текстовом редакторе OpenOffice 3....
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...
План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."
Урок - исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
Ознакомить учащихся с формулировкой и формулой закона Ома для участка цепи. Научить приемам исследовательской работы, экспериментально находить ...
конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"
Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....
Закон Ома для участка цепи.
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" в 8 классе. ...