Конспект урока в 7 классе "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Грязнева Татьяна Ивановна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_7kl_plotnost_veshchestva.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике в 7 классе

Тема урока: "Плотность вещества"

Цели урока:

•    познакомить учащихся с понятием плотности вещества;

•    формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам;

•    воспитание аккуратности, внимательности, бережного отношения к раздаточному материалу и оборудованию.

Оснащение урока:

Весы с набором разновесов.

Мензурка с водой.

Таблица плотностей различных тел.

Тело неправильной формы

Набор цилиндров, сделанных из различных веществ.

Ход урока:

I.        Организационный момент начала урока. Введение учащихся в тему урока.

II.        Изучение нового  материала

III.        Закрепление

IV.        Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.

I. Организационный момент начала урока. Введение учащихся в тему урока:

Приветствие учителя.

Учитель: Давайте вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках.

 Учащиеся: Мы познакомились с понятием массы тела.

 Учитель: что называется массой тела?

Учащиеся: физическая величина - мера инертности тела.

 Учитель: Как определить массу тела?

Учащиеся: Взвешиванием на рычажных весах.

Учитель: Какова последовательность действий при измерении массы?

Учащиеся: Уравновесить весы, положить на левую чашку тела, на правую пинцетом поставить гири до уравновешивания весов, подсчитать массу гирь это и будит масса тела.

Учитель: Какую ещё характеристику твёрдого тела мы можем вычислить?

Учащиеся: температуру, объём, площадь.

 Учитель: Как определить объём  твёрдого тела?

 Учащиеся: Измерить его размеры. Например, объём комнаты узнаем, измерив длину, ширину, высоту и умножив эти размеры. С помощью мензурки с водой, если размеры тела невелики, или оно имеет неправильную форму.

Учитель: Какова последовательность действий при измерении объёма?

Учащиеся: Налить в мензурку воды заметить объём VI, опустить тело, заметить новый объём воды V2, найти разность объёмов, это и будет искомый  объём тела.

II.  Изучение нового материала

Учитель: Вы уже обратили внимание на материалы, приготовленные к уроку. Перед вами набор цилиндров. Посмотрите на них, возьмите в руки. Что вы можете сказать о них?

 Учащиеся:

-цилиндры имеют одинаковую форму, одинаковые размеры, следовательно, их объёмы равны;

 - очевидно, сделаны из металла, имеют разные цвета, следовательно, сделаны из различных металлов;

 -массы цилиндров значительно различаются. (Это заметно и без взвешивания, если взять цилиндры в руки, т.к. один – стальной, другой – алюминиевый)

Учитель: Итак, вы пришли к выводу, что объёмы цилиндров одинаковы, а массы значительно отличаются. С чем это может быть связано?

- массы молекул этих тел различны;

- размеры молекул этих тел могут быть разными и, как результат, количество молекул в цилиндрах могут различаться.

Учитель: Таким образом, если мы возьмём тела равного объёма, то все они будут иметь разные массы, потому что молекулы всех веществ различны, имеют разные массы и размеры! Физики говорят, что тела различаются своей плотностью. У каждого вещества своя плотность.

Что же такое плотность? Это масса вещества, взятого в единичном объёме. Например, взяли несколько тел кубической формы, размеры всех сторон по 1 м (объём каждого тела 1 м3) и измерили их массы на специальных  весах. Полученный результат называется плотностью. У всех веществ она разная. Просмотрите на таблицы плотностей веществ. Наибольшие значения плотности  имеют твёрдые тела, самые маленькие значения у газов.

Что мы можем сказать о наших цилиндрах? Какой имеет большую плотность?

Учащиеся: -тот, чья масса больше.

Учитель: Как можно рассчитать плотность тела? Что для этого необходимо знать?

Учащиеся:-массу тела,объём тела.

Учитель: Для того, чтобы рассчитать плотность тела, необходимо разделить его массу на объём. Полученная величина называется плотностью, обозначается буквой «ро» (записываем на доске формулу, расписываем все величины, входящие в формулу, выводим единицу измерения плотности).

III. Закрепление

Учитель: Нам предстоит сегодня определить, из какого вещества сделано это тело (учитель демонстрирует и раздаёт учащимся маленькое тело неправильной формы - грузило).

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать плотность вещества, из которого оно сделано.

Мы должны знать массу этого тела – измерим её на весах, объём тела – узнаем его с помощью мензурки с водой. Приступайте к работе. Учитель контролирует, помогает учащимся выполнить эксперимент.  Один учащийся выполняет расчёты на доске. Анализируем результат  – определяем по таблице плотностей вещество, из которого оно сделано.

IV. Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.

Итак, мы рассчитали плотность тела, имеющего неправильную форму.  Чтобы узнать плотность тела, необходимо знать массу тела  и его объём. Дома вам предстоит решить ряд аналогичных задач.

Домашнее задание. Упр.7. на стр.52 в учебнике (по учебнику Пёрышкина А.В.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

план-конспект урока по теме "Вещества и их физические свойства".Химия 8 класс.

Урок по химии в 8 классе по теме "Вещества и их физические свойства" разработан с использованием электронных  образовательных ресурсов....

План-конспект урока "Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" 8 класс

Тема: Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.Предназанчена для учащихся 8 классов общеобразовательных школ.Использовались материалы других учителей, материалы...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства".

Конспект урока "Предмет химии. Вещества и их свойства"....

Конспект урока: "Вода - удивительное вещество природы"

Данный урок комбинорованный, но конспект составлен с учетом развития общеучебных умений школьников, в том числе и коммуникативных. Систематизация знаний о воде, первичное усвоение знаний о строении и ...

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике"

конспект урока "Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике" для 8 класса...