Открытый урок по физике (7 класс) "Условия плавания тел"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Архив  содержит  конспект  урока  по  физике,  презентацию  к  нему  и  несколько  приложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока224.74 КБ
Файл Приложение 11.35 МБ
Файл Приложение 213.9 КБ
Файл Приложение 313.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  решения  экспериментальных  задач  по  теме  

«Условия  плавания  тел»  (7  класс)

Что одному не под силу,

то легко коллективу.

Что одному с трудом дается,

то коллективом легко берется

Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об условиях плавания тел при решении расчётных и экспериментальных задач.

Задачи:

Обучающие:

  • совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по темам «Архимедова  сила.  Условия  плавания  тел»;
  • развить умения  решать и оформлять экспериментальные задачи;
  • совершенствовать умения обнаружения связи теоретических знаний с практикой окружающей жизни, умения видеть в явлениях природы, предметах быта и технических устройствах использование и проявление законов физики.

Развивающие:

Продолжить развитие творческого мышления и творческих способностей через вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Воспитательные:

Продолжить развитие мотивации к изучению предмета, привития вкуса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.

Тип урока: урок решения  экспериментальных  задач  с  использованием  приемов:  метод краткосрочных проектов, мозговой штурм,  «светофор».

Техническое обеспечение: калькуляторы, мультимедийный проектор  и  документ – камера.

Лабораторное оборудование  на  каждую  группу  (по  4-5 человек):  динамометр,  емкость  с  водой, стакан с водой, измерительный  цилиндр, бруски  из  разных  материалов  и  другие  тела, ареометр  (можно  взять  спиртометр  и  переделать  у  него  шкалу),  весы.

Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в различных ситуациях.

План  урока:

  1. Орг.  момент
  2. Проверка  ДЗ
  3. Постановка  проблемы
  4. Работа  по  группам
  5. Рефлексия
  6. ДЗ

Ход  урока:

  1. Орг.  момент:

1 м

Добрый  день! Я  рада  видеть  вас.  Сегодня  у  нас  не  обычный  урок – урок  решения  экспериментальных  задач. (слайд 1- Приложение 1)

  1. Проверка  ДЗ:

3 м

Но!  Прежде  всего, вспомним,  что  мы  проходили  на  последнем  уроке?

Проверим  ДЗ.  Перед  вами  тест  (презентация), ответы  перед  вами  на  листочках – выберите  к  каждому  вопросу  нужный  ответ.  (Слайд 2-5)

Проверим,  что  получилось.  Прочитайте  по - порядку выбранные  буквы,  если  получилось  слово  «верно» - можно  поставить  себе  в  оценочный  лист  «5».  Если  не  подходит  одна  буква, то  «4».  Две  буквы- «3». Три  буквы  и  более – «2».  (слайд 6)

???

Выполняют  тест

Выставляют  оценки  в  оценочный  лист

                                         3. Постановка  проблемы.

3 м

Одни  тела  плавают,  а  другие  тонут.  Почему?  (Слайд  7)

Давайте  выясним  причины,  почему  это  происходит.

Вспомним,  какие  силы  действуют  на  тело, находящееся  в  воде.

От  чего  зависит  сила  тяжести?

Сила  Архимеда?

Пожалуйста,  изобразите  их  на  рисунке.  Что  нужно  указать  для  каждой  силы?

Так,  силы  изобразили.  Как  вы  думаете,  как  от  этих  сил  зависит -  будет  плавать  тело    или  тонуть?

Как  вы  думаете,  какова  тема  нашего  урока?

(Если,  что  конкретизировать:  условия  плавания  тел)

Предполагают:  одно  тело  действует  большая  сила  Архимеда.

Сила  тяжести  и  Сила  Архимеда.

От  массы.

От  плотности  жидкости  и  объема  тела.

Точку приложения  и  направление  действия.

Предполагают:  Если  Сила  тяжести  больше,  то тело  утонет, если  меньше – то  плавать  будет.

Условия  плавания  тел

4. Работа  по  группам:

7 м

Сегодня  мы  изучаем  условия,  при  которых  тело  может  вести  себя  по-разному  в  воде,  и  решаем  экспериментальные  задачи.

Работать  будем  по  группам.  Выберите  в  своей  группе  главного,  который  будет  руководить  работой. Обратите  внимание,  главный  оценивает    активность  и  эффективность вашей   работы  в  группе.    Каждая  группа    будет  проверять  свой  случай.  (Слайд 8)

Задание  для  первой группы:  подберите  такое  тело,  которое  будет  плавать.  Рассчитайте  для  него  силу  тяжести  и  силу  Архимеда  и  сравните  их.

Задание  для  второй  группы:  Подберите    такое  тело,  которое  будет  тонуть.  Рассчитайте  для  него  силу  тяжести  и  силу  Архимеда  и  сравните  их.

Дайте,  пожалуйста,  отчет  по  работе.

Подведем  итог  работы  и    заполним  таблицу:

Подскажите, как  тело  может  вести  себя   в  жидкости?

(Таблица  заранее  подготовлена  на  доске)

Поведение  тела

Сравнение  сил

Сравнение  плотностей

Всплывает

Плавает

Тонет

Выбирают.

Примерный  отчет:  Мы  выбрали  такое-то  тело,  оно  плавает  и рассчитали  для  него  Силу  тяжести  и  силу  Архимеда.  Они  оказались  такими – то.

(Заполняем  первые  два  столбика)

Тонет, находится  внутри  жидкости  и  всплывает

10 м

Ребята,  но  даже  тонущее  тело  можно  спасти.  У  меня есть  яйцо.  В  воде  оно  тонет.  Что  нужно  изменить  в  опыте,  чтобы  оно  не  тонуло,  а  хотя бы  плавало  в  воде.

Как  это  сделать?

Плотность  тела   находить  умеем?

А  плотность  жидкости  как  определим? (Слайд 9)

Первая  группа:  добейтесь  такой  плотности  жидкости,  чтобы  тело  плавало  внутри  жидкости.  Сравните  плотность  яйца  и  жидкости.  Сделайте  вывод.  

Вторая  группа:  добейтесь  такой  плотности  жидкости,  чтобы  яйцо  всплывало.  Сравните  плотность  яйца  и  жидкости.  Сделайте  вывод.  

На  основании  расчетов  заполним  таблицу:  

Можно  изменить  плотность  жидкости.

Например,  увеличить  плотность  жидкости,  добавив  соли.

Да

С  помощью  ареометра.

Заполняем  таблицу  до  конца.

Физкульт-минутка  (слайд 10)

12 м

Мы   определили  условия,  при  которых  тело  может  плавать  или  тонуть.  Благодаря  этим  условиям  можно  определить  

 Определите плотность вещества тела, частично погруженного в воду, если под водой находится одна треть его объема.  (Опускаю  в  стакан  с  водой  тело  из  сосны в  виде  параллелепипеда)  (Слайд 11)


Дано:

V = 3Vж

ρв= 1000 кг/м3

h=3h1

ρвещ- ?


Решение:

http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_61ec8387.gif; http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_m2084a136.gif;http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_m21254337.gif; http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_462cc6b3.gif; http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_m222a9324.gif;

http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_57bfb922.gif;

http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_m71dc5c35.gifкг/м3

Ответ:http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_3f15117f.gifкг/м3.http://referatdb.ru/pars_docs/refs/51/50599/50599_html_7765807.gif

Плотность  жидкости,  плотность  тела, объем  тела.

Задачу  решают  или  в  парах  или  самостоятельно.

  1. Рефлексия:

3 м

Чем  мы  сегодня  занимались  на  уроке?

Благодаря  этим  условиям  можно  определить ….?:

Например:

Приведите  примеры  ситуаций,  где  можно применить  наши  знания:

Т.Е.  физика   нужна  в  жизни  и  может  пригодиться  людям  разных  профессий.

Оцените  работу  в  группе.  (ДЗ,  активность  и  эффективность- 3  ценки).  Выведите  среднюю.  (Приложение 2 – Оценочный  лист)

Решали экспериментальные  задачи.

Мы   определили  условия  при  которых  тело  может  плавать  или  тонуть.  

  1. Плотности  тела  или  жидкости  в  которой  оно  находится;
  2. Объем  тела и т. п.
  1. Сплав леса, грузов по  реке;
  2. Перевозка  грузов  на  плотах  и  понтонах;
  3. Можно  рассчитать  размеры  плота  необходимые  для  перевозки  груза.
  1. ДЗ  (Слайд  12)

Решите задачу  по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»  (Слайд):

«Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя,и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

«Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Жаль их однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучек

И за собою бревно поволок…»

Оцените, при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть?

Сделайте  прикидку:чему равна масса одного зайца?

   Вопросы  по  уроку  есть?  Сдайте  оценочные  листы  и  оцените  наш  урок  (прием  «светофор»).  (Слайд  13)

Записывают ДЗ.  Задачу  раздаем  на  карточках (Приложение 3)

.

Если  осталось  время,  то  используем  слайды  14-16  из  презентации  и  только  потом  применяем  прием «Светофор» .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок решения экспериментальных задач

Слайд 2

1.Силу Архимеда можно найти по формуле: а). F = mg б). F = ρgh в). F = ρ ж gV F 1 2. Определите направление равнодействующей сил F 1 и F 2 : д ). вверх е). вниз ж). Равнодействующая равна нулю. F 2 Проверим домашнее задание:

Слайд 3

З . Силу Архимеда, действующую на нас в воде, мы чувствуем, почему же силу Архимеда, действующую на нас в воздухе, мы не чувствуем? п ). Мы привыкли к ней, как к атмосферному давлению, поэтому не чувствуем. р ).Сила Архимеда, действующая на нас в воздухе почти в 1000 раз меньше, чем в воде, т.к. плотность воздуха в 1000 раз меньше плотности воды. Поэтому мы её не чувствуем. с).Сила Архимеда, действующая на человека в воздухе, не действует, иначе мы бы плавали по воздуху.

Слайд 4

4 . Сила Архимеда направлена… н ). Вверх о). Вниз п ). Горизонтально

Слайд 5

5 . На какое тело действует большая сила Архимеда? у). На 2 т.к. оно выше . Ф).На 1 т.к. оно ниже и давление там выше. О). На 1 т.к. его объём больше, соответственно оно вытесняет больше жидкости.

Слайд 6

Прочитайте по - порядку выбранные буквы « 5 » - если получилось слово « ВЕРНО » « 4 » - если не подходит только одна буква «3 » - не подходит две буквы « 2 » - не подходит три и более букв

Слайд 7

Условия плавания тел

Слайд 8

Задание для первой группы: подберите такое тело, которое будет плавать. Рассчитайте для него силу тяжести и силу Архимеда и сравните их. Задание для второй группы : подберите такое тело, которое будет тонуть. Рассчитайте для него силу тяжести и силу Архимеда и сравните их.

Слайд 9

Первая группа: добейтесь такой плотности жидкости, чтобы тело (яйцо) плавало внутри жидкости. Сравните плотность яйца и жидкости. Сделайте вывод. Вторая группа: добейтесь такой плотности жидкости, чтобы яйцо всплывало. Сравните плотность яйца и жидкости. Сделайте вывод.

Слайд 10

Гимнастика для глаз. mp4

Слайд 11

Задача: Определите плотность тела, частично погруженного в воду, если под водой находится одна треть его объема.

Слайд 12

Задача на дом: Решите задачу по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы »: «Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. «Взял бы я вас – да потопите лодку!» Жаль их однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучек И за собою бревно поволок…» Оцените , при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть? ( Средняя масса одного зайца – 8 кг)

Слайд 13

Было трудно, учебный материал не понял. Имеются небольшие трудности, учебный материал надо повторить еще. Было легко и просто, готов оказать помощь одноклассникам. Оцените урок:

Слайд 14

Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он одной левой поднимал массу 1000 кг. Правда , только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни? А). Ложь, 1000 кг не поднимет ни один человек. Б).Правда, если масса 1000 кг имеет большой объём (например, в виде пустой лодки). В).Правда, если масса 1000 кг изготовлена из дерева, или другого плавающего вещества. Г).Правда , Архимед действительно был силён, а поднимать выше он не соглашался просто из вредности.

Слайд 15

Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересолённом спасается вплавь? А).Ей не по вкусу пересолённый суп. А со вкусом не поспоришь! Б).В недосолённом супе курице не хватает сил чтобы уплыть, а в пересолённом супе ей помогает своей силой Архимед.

Слайд 16

Почему водоплавающие птицы плавают?



Предварительный просмотр:

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог

Оценочный  лист__________________________________

Оценка  за  ДЗ

Эффективность  моей  работы  в  группе

Моя  активность  работы  в  группе

Итог



Предварительный просмотр:

ДЗ: Решите задачу  по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучек
И за собою бревно поволок…»
      Оцените, при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть?
(Средняя  масса  одного  зайца – 5 кг)

ДЗ: Решите задачу  по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучек
И за собою бревно поволок…»
      Оцените, при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть?
(Средняя  масса  одного  зайца – 5 кг)

ДЗ: Решите задачу  по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучек
И за собою бревно поволок…»
      Оцените, при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть?
(Средняя  масса  одного  зайца – 5 кг)

ДЗ: Решите задачу  по произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
«Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучек
И за собою бревно поволок…»
      Оцените, при каком наименьшем объеме бревна 10 зайцев могли на нем плыть?
(Средняя  масса  одного  зайца – 5 кг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....