: «Расчет массы и объема тела по его плотности»
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Хусаинова Гульчачак  Равиловна

Тема урока:  «Расчет массы и объема тела по его плотности»           Класс: 7             

Цели деятельности
учителя

Создать условия для  вывода  формул  для расчета массы и объема тела по его плотности, формирования  экспериментальных навыков, трудолюбия, аккуратности; совершенствовать у учащихся умение решать физические задачи.

Термины и понятия

Плотность, масса, объем;

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

-развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез

 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;   способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение)., установление причинно-следственных связей

Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и контроль своей учебной деятельности

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; осознают необходимость и важность изучения предмета, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Расчет массы и объема тела по его плотности»           Класс: 7             

Цели деятельности
учителя

Создать условия для  вывода  формул  для расчета массы и объема тела по его плотности, формирования  экспериментальных навыков, трудолюбия, аккуратности; совершенствовать у учащихся умение решать физические задачи.

Термины и понятия

Плотность, масса, объем;

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

-развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;   способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение)., установление причинно-следственных связей

Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и контроль своей учебной деятельности

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; осознают необходимость и важность изучения предмета, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности..

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф);групповая ; индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы

• Задания для фронтальной работы, тест;

•  Проектор, компьютер, комплект лабораторного оборудования на столах учащихся (мензурки - с водой и пустая,  весы с разновесами,  металлические цилиндры (алюминиевый, медный, железный), деревянный брусок, ключ из стали.

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Этапы урока и цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Систематизировать
теоретические знания

Приветствует учащихся, читает стихи на экране проектора:

Проверка домашнего творческого задания.

На экране показывает тест

 1. Þ=
2. V=
3. [Þ]=
4. 1г/cм3 =
5. 1 М3 =... СМ3

На предыдущих уроках мы познакомились с

физической величиной «плотность» и проделали творческую и лабораторную работу, в ходе которых научились

опытным путем находить объемы тел и плотности

различных веществ.

- скажите, как вы определяли объём тела

произвольной формы, когда выполняли лабораторную

работу?

Хором читают стих.

Каждый выступает со своим мини проектом.

Решают тест, потом проводят самопроверку и самооценку работ.

Отвечают фронтально,

с элементами обсуждения.

10 мин

II этап. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности учащихся к изучению темы.

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Вывести формулы для расчета массы и объема тела.

Проблемная ситуация.Нужно помоч Винни Пуху в выборе кувшина с медом.

На  столе 2 кувшина с медом и маслом. Нужно не открыв крышку определить где мед.

На экране появляется формула

 ,детям предлагается сказать тему урока.

Проецирует (слайд 12) с треугольником, из которого выводятся формулы для расчета массы и плотности вещества по его плотности, организует деятельность учащихся для понимания вывода формул для расчета массы и объема тел по его плотности, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать.      

     

       C:\Users\User\Pictures\2014-11-14 Треугольник\Треугольник 001.jpgC:\Users\User\Pictures\2014-11-14 Запись\Запись 001.jpg   

             

Ученики прелагают ответы, как  можно найти зная плотность меда и масла массу. Делают выводо том, что масса вещества зависит от плотности.)

Предлагают тему и цельурока.

Записывают тему урока «Расчет массы и объема тела  по его плотности», и

5 мин

III этап. Выполнение экспериментальных заданий

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся

Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со   схемой треугольника.

 Итак:

Как только массу мы разделим на объём,

Так плотность вещества найдём!

А если плотность мы умножим на объём,

То массу вещества найдем.

А чтобы объём найти,

Ты массу вещества на плотность подели!

Чтобы формулы запомнить эти,

Ты треугольник начерти,

Который  в миг тебе поможет

Любую формулу найти!

Но это всё теория, друзья,

Лишь опыт есть любой теории судья ...

Экспериментальные задания:

  1. Вычислите массу металлического цилиндра, не пользуясь весами
  2. Вычислите объем металлического предмета, не пользуясь мензуркой.
  3. Вычислить объем прямоугольного деревянного бруска.

 В путь! А если трудно станет, то руку поднимите

Подбрасывают кубик, и проговаривают формулу.

Учащиеся самостоятельно выполняют экспериментальные  задания. Проверяют на практике формулы, к которым они   пришли путём логических размышлений. Сравнивают полученные результаты.

15мин

IV этап. Решение расчетных задач

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Совершенствовать навыки решения расчетных задач

Физкультминутка:

Учитель организует деятельность учащихся для решения расчетной задачи, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать.    

1.Плотность меда 1430 кг/м3. Сколько кг меда вмещается в 3 литровую банку?

2. Какой объм воздуха загрязняет автомобиль,если сжигает 20 кг бензина. Плотность газа 0,0002 кг/м3

3. Джин на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в лампе. Когда же Алладин его освободил, он принял человеческий облик,  плотность его организма стала 1000 кг/м3, а  объём - 0,08 м3. Каков объём лампы, если плотность джина, когда он сидел в ней, была равна 40000 кг/м3.

(Ф/И) Учащиеся включены в работу: оформляют решение расчетной задачи

(Ф/И)Учащиеся проговаривают запоминалку

и хлопают в ладони

5 мин

V этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Повышение уровня познавательной деятельности учащихся

2. Знания о плотности понадобятся вам в жизни.

Потому что  величина очень важна и для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства.  Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что  уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая,  то через такую почву вода  быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.  

(Ф)

Учащиеся наблюдают фрагмент на экране проектора, обсуждают с  знакомятся с проявлениями плотности в природе, технике и быту.

7 мин

VI этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Учитель подводит итог урока:  - Заполните пропуски    (Слайд 18)

Учитель создает условия для рефлексии:  

- На уроке я чувствовал себя….

- На уроке я проявил себя…

 - На уроке мне понравилось…

- Если бы я был учителем, я бы изменил на уроке….

  (И) Учащиеся отвечают устно  

Учащиеся отвечают:

- свободно, скованно, уютно  

- в полной мере, мог бы лучше, не смог проявить себя до конца

- …..

- …..

2 мин

VII этап. Домашнее задание

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

     (Слайд 19)

Учитель просит открыть параграф 18 учебника и комментирует домашнюю работу: прочитать текст параграфа 18 и решить расчетную задачу №4 из упр 8

Творческая работа: Найти объем своего тела, зная плотность человеческого тела,и свою массу.

(И) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока для 7 класса. В конспекте :вступительное слово учителя о теме и форме урока;актуализация знаний; новая тема; физминутка; решение задач; рефлексия; информация о Д/з....

Урок решения задач в 7 классе по теме"Расчет массы и объема тела по его плотности".

Урок физики с применением ИКТ способствует развитию умений и навыков оперировать понятием "плотность тела" при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между фи...

Конспект урока по физике 7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока  по физике  7 класс "Расчет массы и объема тела по его плотности"...

Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 класс.

Презентация к уроку "Расчет массы и объема тела по его плотности" 7 клас...

Расчет массы и объема тела по его плотности.

·        обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Расчет массы и объема тела по его плотности»;  ·        ...