Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле
план-конспект урока по физике (8 класс)
Конспект урока в 8 классе по теме Электроскоп. Электрическое поле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_8_klasse_po_teme_elektroskop._elektricheskoe_pole.doc | 944 КБ |
Предварительный просмотр:
«Электроскоп. Электрическое поле»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с проводниками и диэлектриками.
- Сформировать представление учащихся об электрическом поле и его свойствах.
Тип урока: комбинированный.
Применяемые методы: Фронтальный опрос, групповой и коллективный эксперимент.
Демонстрации:
- Устройство и принцип действия электроскопа и электрометра.
- Проводники и непроводники электричества.
- Обнаружение поля заряженного шара.
Ход урока.
- Повторение. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Какие типы зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?
- Какой знак условились приписывать заряду, возникающему на стеклянной палочке при трении о шёлк? Какого знака заряд возникает при этом на шёлке? Почему?
- А какой заряд возникает на эбонитовой палочке при трении её о мех (шерсть)? Какого знака заряд возникает при этом на меже (шерсти)?
- Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноимённые заряды? Разноимённые заряды?
- Как получить заряды разного знака, не имея в своём распоряжении ничего кроме эбонитовой палочки и куска шерсти?
- Изучение нового материала.
- Знакомство учащихся с устройством и принципом действия электроскопа и электрометра.
Эксперимент 1.
Слайд 1.
При демонстрации действия электроскопа и электрометра отвечают на вопросы:
- Как при помощи лепестков бумаги или стрелки электрометра обнаружить, наэлектризовано тело или нет?
- Как по углу расхождения лепестков или углу отклонения стрелки электроскопа судят о его заряде?
- Понятие проводников и диэлектриков.
Эксперимент 2.
Берём два электрометра и один из них заряжаем. Соединяем электрометры металлической палочкой, убеждаемся в том, что электрический заряд передаётся от одного электрометра к другому.
Слайд 2.
Вывод: Тела, обладающие свойством передавать электрические заряды от заряженного тела к незаряженному, называют проводниками.
Слайд 3.
Примеры проводников: металлы, растворы солей, щелочей и кислот, почва, графит, тела человека и животных.
Эксперимент 3.
Берём и соединяем заряженный электрометр с незаряженным каучуковой палочкой, убеждаемся, что заряд в этом случае не передаётся.
Слайд 4.
Вывод: Тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному, называют непроводниками (диэлектриками).
Слайд 5.
Примеры диэлектриков: Эбонит, янтарь, фарфор, резина, различные пластмассы, шёлк, капрон, масла, воздух (газы).
Изготовленные из диэлектриков тела называют изоляторами.
- Электрическое поле.
Рассматриваем, как происходит механическое действие тел друг на друга:
- Буксировка автомобиля другим автомобилем: через третье тело – трос.
- Воздействие звука на барабанную перепонку: через третье тело – воздух.
Вопрос. Как же передаются воздействия одного заряженного тела на другое? Воздух, окружающий эти тела, посредником быть не может, так как электрическое взаимодействие происходит и в вакууме.
Английские учёные Фарадей и Максвелл сделали заключение, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие.
Слайд 6.
Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот.
Посредником в этом взаимодействии является электрическое поле.
Слайд 7.
Вывод: Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.
Слайд 8.
Свойства электрического поля:
- Образуется вокруг заряженных тел.
- Обнаруживается по действию на электрический заряд.
- Действует на электрические заряды с некоторой силой – называемой электрической силой.
- Действие электрического поля зависит от расстояния до заряженного тела.
Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от него – ослабевает.
- Закрепление.
Выполните задания (приложение 1)
Слайд 9.
Вывод: Чем больше заряды сообщены телам, тем действие поля сильнее. Чем ближе расположены заряженные тела, тем сильнее действие поля.
Слайд 10.
VI. Домашнее задание:
- §§ 26-27, упражнение 19
- Приложение 2
Приложение 2
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока 6 класс (мальчики) Тема: Устройство токарного станка для точения древесины. Долото
Фильм ,с сопровождающим рассказом учителя об устройстве старинных токарных станков.Токарные станки различных конструкций с ножным и ручным приводомЛюди научились применять очень давно (1 к...
План – конспект урока 6 класс (мальчики). Тема: Свойства черных и цветных металлов. Проволока. Сгибание заготовок из проволоки.
Приступая к изготовлению какого – либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. А правильный выбор можно сделать, зная свойства металла или сплава....
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
План-конспект урока, 6 класс "Историческая тема в живописи. Былины"
План -конспект к открытому уроку по изобразительному искусству в 6 классе...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...