Контрольная работа в формате ОГЭ физика 9 класс вариант№2
учебно-методический материал по физике (9 класс)

Шевляков Валерий Анатольевич

Контрольная работа в формате ОГЭ физика 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант № 2

1.

Установите соответствие между физическими понятиями и примерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

 

ПРИМЕРЫ

А) физическая величина

Б) единица физической величины

В) прибор для измерения физической величины

 

1) теплопередача

2) работа силы

3) конвекция

4) манометр

5) миллиметр

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

 

 

 

2.

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) сила электрического тока

Б) электрическое напряжение

1)   q умножить на t

2)    дробь, числитель — q, знаменатель — t

3)   A_{эл.} умножить на {t}

4)    дробь, числитель — A_{эл.}, знаменатель — q

А

Б

                                                                                         Ответ:

3.

Выберите из предложенных пар веществ ту, в которой скорость диффузии при одинаковой температуре будет наибольшая.

1) раствор медного купороса и вода

2) крупинка перманганата калия (марганцовки) и вода

3) пары эфира и воздух

4) свинцовая и медная пластины

4.

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень в оды в сосуде при этом не изменялся.

Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.

Почему же так происходит? Дело в том, что _________(А) на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причём их показания не зависят от того, где находится шарик — в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на _________(Б), которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.

В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь _________(В). А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним. Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжёлый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды _________(Г).

Список слов и словосочетаний:

1) сила тяжести

2) дно сосуда

А

Б

В

Г

 3) боковая поверхность сосуда

4) уровень воды

5) сила давления

6) понизится

7) повысится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

5. Одна и та же горизонтальная сила F действует вначале на тело 1 массой 0,5 кг, а затем на тело 2 массой 3 кг. Оба тела до начала действия силы покоились на гладком горизонтальном столе. С каким по модулю ускорением будет двигаться тело 2 под действием силы F, если тело 1 движется с ускорением, модуль которого равен 1,8 м/с2?

6. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Скорость распространения звука равна 100 м/с. Найдите период колебаний звуковой волны. Ответ запишите в секундах.

7.

Медное тело при охлаждении на 10°С отдаёт количество теплоты, равное 8000 Дж. Чему равна масса этого тела? Ответ запишите в килограммах. Удельная теплоемкость меди 400 Дж/(кг · °С)

8. На рисунке изображены два одинаковых электрометра. Шар электрометра А заряжен отрицательно и показывает 3 единиц заряда, шар электрометра Б заряжен положительно и показывает 2 единицы заряда. Каковы будут показания электрометров, если их шары соединить тонкой алюминиевой проволокой?

9. Три резистора, сопротивления которых R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом и R3 = 9 Ом, соединены последовательно. Вольтметр, подключённый к третьему резистору, показывает напряжение 18 В. Чему равно напряжение на всем участке цепи? Ответ запишите в вольтах.

10.

В результате бомбардировки изотопа бора _5 в степени 10 $B альфа-частицами образуется изотоп азота: _5 в степени 10 $B плюс _2 в степени 4 $He $\to$ _7 в степени 13 $N плюс X. Чему равно зарядовое число частицы Х?

11. В отсутствие теплопередачи газ, находящийся в сосуде с подвижным поршнем, расширился. Как изменятся плотность и внутренняя энергия газа?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится

2) уменьшится

3) не изменится

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Плотность газа

Внутренняя энергия газа

12. Человек переводит взгляд с самолёта, летящего высоко в небе, на стрелки часов на руке. Как при этом меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Фокусное расстояние

хрусталика

Оптическая сила

хрусталика

13. На рисунке представлены графики зависимости скорости от времени для двух тел, движущихся прямолинейно. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Момент времени t2 соответствует встрече двух тел.

2) Участок EF соответствует ускоренному движению тела (2).

3) Участок АВ соответствует состоянию покоя тела (1).

4) Момент времени t3 соответствует остановке тела (1).

5) К моменту времени t1 тела прошли одинаковые пути.

14. На рисунке представлена электрическая схема, содержащая источник тока, проводник AB, ключ и реостат. Проводник AB помещён между полюсами постоянного магнита.

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки A к точке B.

2) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника AB направлены вертикально вниз.

3) Электрический ток, протекающий в проводнике AB, создаёт неоднородное магнитное поле.

4) При замкнутом ключе проводник будет втягиваться в область магнита влево.

5) При перемещении ползунка реостата влево сила Ампера, действующая на проводник АВ, уменьшится.

15. Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.

1) (2,4\pm 0,2)В

2) (2,4\pm 0,1)В

3) (4,4\pm 0,1)В

4) (4,8\pm 0,2)В

16. Задание 16 

Ученик провёл эксперимент по изучению силы упругости, возникающей при подвешивании грузов различной массы к стальным пружинкам 1 и 2, различающимся только первоначальной длиной. Результаты экспериментальных прямых измерений массы m груза и удлинения (ll0) пружинок, а также косвенных измерений коэффициента жесткости k представлены в таблице.


№ опыта

m, кг

l − l0, см

k, Н/м

1

пружинка 1

0,2

4,0

50

2

пружинка 1

0,4

8,0

50

3

пружинка 1

0,8

16,0

50

4

пружинка 2

0,2

4,0

100

5

пружинка 2

0,6

12,0

100

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих проведённым опытам. Укажите их номера.

1) Жёсткость зависит от упругих свойств материала пружинки.

2) Жёсткость зависит от первоначальной длины пружинки.

3) Жёсткость прямо пропорциональна массе подвешиваемого груза.

4) Жёсткость не зависит от массы подвешиваемого груза.

5) Удлинение пружинки обратно пропорционально массе подвешиваемого груза.

17. Установите соответствие между техническими устройствами и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

А) реостат

Б) электрометр

 

1) зависимость силы, действующий на проводник с током в магнитном поле, от силы тока на проводнике

2) зависимость силы отталкивания одноименных зарядов от их величины

3) зависимость сопротивления проводника от его длины

4) зависимость силы тока в цепи от её сопротивления

A

Б

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.

1. Относительная влажность может принимать значения от 0 % до 100 %.

В таблице приведена зависимость концентрации nmax насыщенных паров воды в воздухе от температуры t. Концентрация паров в воздухе при выпадении тумана равна 2,37·1023 1/м3. Чему равна точка росы при условиях этого опыта?

t, °С

10

11

12

13

14

15

16

17

18

nmax·1023, м-3

1,95

2,08

2,22

2,37

2,51

2,66

2,82

3,01

3,20

2. 11 °C

3. 12 °C

4. 13 °C

5. 14 °C

Туман и роса

В воздухе всегда присутствуют водяные пары, концентрация которых может быть различной. Опыт показывает, что концентрация паров не может превышать некоторого максимально возможного значения nmax (для каждой температуры это значение своё). Пары с концентрацией, равной nmax, называются насыщенными. С ростом температуры максимально возможная концентрация водяных паров также растёт. Отношение концентрации n

водяных паров при данной температуре к максимально возможной концентрации при той же температуре называется относительной влажностью, которая обозначается буквой f. Относительную влажность

принято измерять в процентах. Из сказанного следует, что f = (n/nmax) · 100%.

При этом относительная влажность не может превышать 100%.

Пусть при некоторой температуре t концентрация водяных паров в воздухе равна n, а относительная влажность меньше, чем 100%. Если температура будет понижаться, то вместе с ней будет уменьшаться и величина nmax, а значит, относительная влажность будет увеличиваться. При некоторой критической температуре относительная влажность достигнет значения 100% (в этот момент концентрация водяных паров станет максимально возможной при данной температуре). Поэтому дальнейшее понижение температуры приведёт к переходу водяных паров в жидкое состояние — в воздухе образуются капли тумана, а на предметах выпадут капли росы. Поэтому упомянутая выше критическая температура называется точкой росы (обозначается tр).

На измерении точки росы основано действие прибора для определения относительной влажности воздуха — конденсационного гигрометра. Он состоит из зеркальца, которое может охлаждаться при помощи какого-либо

устройства, и точного термометра для измерения температуры зеркальца. При понижении температуры зеркальца до точки росы на нём выпадают капли жидкости. Величину относительной влажности воздуха определяют по измеренному значению точки росы при помощи специальных таблиц.

Существует ещё одна разновидность тумана — ледяной туман. Он наблюдается при температурах ниже −(10 ÷ 15) °C и состоит из мелких кристалликов льда, которые сверкают либо в лучах солнца, либо в свете луны или фонарей. Особенностью ледяного тумана является то, что он может наблюдаться и при относительной влажности, меньшей 100% (даже менее 50%). Условием возникновения ледяного тумана при низкой относительной влажности является очень низкая температура (ниже −30 °C) и наличие обильных источников водяного пара (например, труб и сточных водоёмов

промышленных предприятий, печных труб жилых помещений, выхлопных труб мощных двигателей внутреннего сгорания и т. п.). Поэтому ледяной туман при низкой влажности наблюдается в населённых пунктах, на крупных железнодорожных станциях, на активно действующих аэродромах и т. п.

19. Одним из возможных способов охлаждения зеркальца конденсационного гигрометра является испарение на обратной стороне зеркальца жидкости, в результате чего от зеркальца отнимается теплота испарения. Какую жидкость лучше для этого использовать — эфир или воду? Давления насыщенных паров эфира и воды при комнатной температуре равны 60 кПа и 2,3 кПа, соответственно. Ответ поясните.

20. Два сплошных бруска изготовлены из различных материалов: брусок 1 — из материала плотностью \rho, брусок 2 — из материала плотностью 2\rho. Массы брусков одинаковы. Бруски, закреплённые на нитях, уравновешены на рычажных весах. Нарушится ли равновесие весов, если, не снимая бруски с весов, опустить их в жидкость плотностью  дробь, числитель — \rho, знаменатель — 2 ? Ответ поясните.

21. Из какой кружки  — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

22. Диск радиусом 30 см равномерно вращается относительно оси, проходящей через его центр, с частотой 60 об/мин. Чему равна линейная скорость точек диска, наиболее удалённых от его центра?

23. Прямолинейный проводник, имеющий длину 50 см и массу 5 г, подвешен горизонтально на двух проводниках в горизонтальном однородном магнитном поле с индукцией 0,05 Тл (см. рисунок). При пропускании через проводник электрического тока натяжение вертикальных проводников увеличилось в 2 раза. Чему равна сила тока?

24.Свинцовая пуля, подлетев к преграде со скоростью v1, пробивает её и вылетает со скоростью v2 = 100 м/с. При этом пуля нагревается на 75 °С. С какой скоростью пуля подлетела к преграде, если на её нагревание пошло 65% выделившегося количества теплоты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ 6 класс

Предложенная контрольная работа может быть использована в качестве переводного экзамена за курс 6 класса (ботаника)...

Контрольная работа в формате ЕГЭ 10 класс "Термодонамика"

Контрольная работа в новом формате ЕГЭ...

Контрольная работа в формате ЕГЭ 10 класс "Основы МКТ"

контрольная работа в формате ЕГЭ 2015...

Контрольная работа в формате ЕГЭ 10 класс "Основы МКТ"

контрольная работа в формате ЕГЭ 2015...

Контрольная работа в формате ЕГЭ 10 класс "Динамика"

Контрольная работа в формате ЕГЭ 2015...

Контрольная работа в формате ОГЭ физика 9 класс

Контрольная работа в формате ОГЭ физика 9 класс....