Урок физики в 7 классе "Механическое движение" (использована технология системного усвоения знаний по физике)
план-конспект урока по физике (7 класс)
Материал содержит подробное описание урока с использованием технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., Крутский А.Н.) и презентацию к теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 387.29 КБ |
презентация к уроку | 288.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по физике в 7 классе
по теме «Механическое движение»
Регламент работы – 45 минут.
Методические цели урока:
Обучающая: Обобщить понятие «механическое движение»; систематизировать знания по теме; провести тренировку практических и экспериментальных навыков через организацию дидактической игры.
Развивающая: развивать устойчивый интерес к предмету физики; физическую речь; умение обосновывать, доказывать, делать выводы; самостоятельно систематизировать учебный материал и готовиться к проверке знаний.
Воспитательная: воспитывать активность, умение работать самостоятельно и в группе; понимание жизненной важности изучаемой темы.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, ПК; бланки структурной схемы по теме (на каждого учащегося); презентация «Понятия и определения по теме «Механическое движение»; карточки-таблички по переводу единиц измерения (s, v, t); таблица «S, v, t»; карточки с задачами на нахождение пути, скорости, времени движения; карточки с экспериментальными заданиями на расчет механического движения; надписи для «фундамента знаний» по теме; формулы на листах формата А4, круги с физическими величинами пути, скорости, времени движения и их единицами измерения; прибор для изучения механического движения; детский заводной автомобиль; секундомеры; надписи на листах формата А4: «Механическое движение», «Механика»; «Определение положения тела»; задача на нахождение средней скорости движения; магниты, бланки для жюри, названия команд, скотч.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Класс делится на 2 команды («Геометрическая оптика» и «Волновые свойства света»).
Инновационные приемы и методы работы на уроке.
На уроке использована технология системного усвоения знаний по физике
(авторы: Косихина О.С., Крутский А.Н.).
№ п/п | Наименование метода | Входящий в данный метод прием | Этапы урока и моменты урока, где методы и приемы реализованы |
1. | Метод упражнений | Сообщение условия задачи. Приемы записи условия. Прием планирования выполнения упражнения. | Решение текстовых задач в тетрадях и на доске. Решение задач с пропусками на перевод единиц. |
2. | Логические | Обобщение, систематизация, конкретизация | Заполнение структурной схемы. Формирование понятийного аппарата. Объяснение физических явлений и действий. |
3. | Метод самоуправления учебными действиями | Самостоятельная работа с приборами, объектами. | Экспериментальное определение требуемой физической величины. |
4. | Наглядный метод | Демонстрация иллюстраций, физических явлений, видеопоказ и др. | На каждом этапе урока. |
5. | Метод контроля | Устный контроль дальнейшего образования | Объяснение явлений или действий, качественных задач. Перевод физических величин. |
Элементы технологии системного усвоения знаний, используемые на уроке
№ п/п | Элементы технологии | Действия обучающихся |
1. | Доминирующие элементы знания (ДЭЗ) | -дают четкие определения понятий, явлений, физических величин; -объясняют физические явления, действия. |
2. | Правила системного усвоения физических величин | -дают название физической величины; -указывают единицы измерения в системе СИ; -осуществляют перевод физической величины из одних единиц в другие; -озвучивают формулы; -решают задачи с применением формул; -выполняют экспериментальное задание на нахождение указанной величины. |
3. | Структурные схемы | -заполняют схему, которая систематизирует весь изученный материал по теме «Механическое движение». |
оформление центральной части доски основная изучает задача Оформление задачи на нахождение средней скорости движения (на уроке) | оформление левой боковой доски |
ХОД УРОКА:
- Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости нашей игры! Я приветствую всех на открытом уроке, темой которого является… А вот тему то, как раз, и надо определить самим ребятам…
Подсказки:
- То, что здесь (на доске) написано, совершается всеми телами, процессами, мыслями…
- Это присуще людям, животным, машинам, это доступно пароходам, это совершают самолеты…
- Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни!
Итак, тема урока… «Механическое движение».
Учитель: на доске еще два неоткрытых прямоугольника.
- Какой раздел физики изучает механическое движение?
- Какова основная задача механики?
Учитель открывает прямоугольники. Предлагает просмотреть видеофрагмент «Движение, движение…» (кассета из школьной библиотеки)
2 . Организация игры с классом.
Учитель: Ребята! Это первая обобщающая игра по 1-й теме. Поэтому вы будете сегодня учиться правильно систематизировать знания, грамотно повторять тему и готовиться к контрольной работе. А чтобы здание знаний стояло крепко, что необходимо?
ФУНДАМЕНТ ЗНАНИЙ!
Итак! 3 команды……………(название команд) борются за звание лучшего застройщика!
Этапы игры:
- Учитель открывает первый слой фундамента. Задание: «Дать четкое определение понятия, явления, физической величины».Команды по очереди дают определения, две другие – придумывают примеры. Учитель проводит этот этап с помощью презентации «Понятия, определения».
Тело отсчета, материальная точка, система координат, траектория движения, скорость тале, неравномерное движение, векторные величины, движение по инерции, инерция, механика.
и т.д.
- Определить по тренажеру положение точки в системе координат (по 3 для каждой команды). Учитель проводит этот этап с помощью тренажера «Определение координат точки» (интерактивный диск в кабинете физики, 7 класс).
Учитель: Итак, 1-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри).
- Учитель открывает 2-й слой фундамента. Дать название величины, указать единицы измерения в системе СИ. Команды по очереди открывают круги на правой боковой части доски. Получают карточки с заданием о переводе величины из одних единиц измерения в другие.
Путь, S | Время, t | Скорость, V |
10 км=……м | 20 мин=…с | 720 км/ч=………м/с |
5 мм=….м | 2 ч=…….с | 120 м/мин=……м/с |
0,2 см=……м | ----- | --- |
Учащиеся работают в регламенте, ответы отдают жюри на проверку.
Учитель: открывает на слайде таблицу с правильными ответами и выборочно от каждой команды ответ обосновывается.
- Показать знание формул, отгадать загадку, решить задачу.
По очереди каждая команда открывает прямоугольники на правой боковой доске, предварительно показав знание формулы. После формулы команда отгадывает загадку о виде транспорта и получает задачу на расчет одной из величин (путь, скорость, время). Загадки об автомобиле, ракете, мотоцикле. Решение задачи сдают жюри.
Загадка 1:
Чтобы он тебя повез, ему не нужен овес,
Накорми его бензином, на копыта дай резину,
ИПМ тогда, поднявши пыль, побежит… (автомобиль)
Задача. Какой путь проедет автомобиль, двигаясь со скоростью 30 м/с за 2 ч? (216000 м)
Загадка 2:
Крыльев нет, но эта птица пролетит и прилунится.
Чудо-птица, алый хвост, пролетела в стаю звезд.
Хороша, как чудо света!
Что ж летит? Ответь!... (ракета)
Задача. Ракета движется со скоростью 7 км/с. За какое время она пролетит путь в 280000 м? (40 с)
Загадка 3:
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться за этой тараторкой.
В четыре такта его цикл, это быстрый… (мотоцикл)
Задача. С какой скоростью двигался мотоцикл, если он промчался 100 км за 60 минут? (100 км/ч)
Задачи должны быть грамотно оформлены на бланках.
Совместное решение задачи, предварительно закрепленной на доске по нахождению средней скорости движения.
Загадка 4:
Кто далеко живет, тот пешком вряд ли пойдет.
Наш приятель тут как тут, всех домчит он в пять минут.
Эй! Садись! Не зевай! Отправляется… (трамвай)
Задача. Трамвай прошел первые 200 м со скоростью 5 м/с, а следующие 600 м со скоростью 10 м /с. Определить его среднюю скорость движения на всем пути. (8 м/с).
Учитель: итак, второй слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри)
Учитель: все! Сплошные «что», да «если»,
«Почему», «Откуда», «как»,
А на них ответы есть ли?
Вас проверим мы – вот так!
- Учитель открывает 3-й слой фундамента.
Учитель: Сейчас вы будете наблюдать явления или действия, затем недолго обсуждать причину этих явлений и объяснять всем нам. Главное условие – при объяснении использовать термины, понятия нашей темы «Механическое движение».
№ п/п | Явление, действие | Смысловой вопрос |
1 | Тормозят грузовой и легковой автомобили (презентация, диск, физика-7 класс) | У какого автомобиля и почему тормозной путь больше? |
2 | Идет дождь. Вы спасаетесь под зонтом. Решили зайти в помещение. (учитель имитирует дождь, учащийся находится под зонтом) | Как быстро освободить зонт от дождевых капель? Почему именно так? (продемонстрировать) |
3 | Вы решили насадить метлу (лопату) на черенок (учитель держит в руках метлу и черенок) | Как и почему это лучше сделать? (продемонстрировать) |
Учащиеся выступают, представляя свои ответы. Устное оценивание.
Учитель: Итак, 3-й слой фундамента залит. Кто оказался лучшим? (слово жюри)
Учитель: М.В. Ломоносов говорил: «Мысленные рассуждения произведены бывают из надежных и много раз повторенных опытов».
- Учитель открывает 4-й слой фундамента.
Каждая команда получает экспериментальное задание, выполняет его и затем делает отчет о его выполнении по указанной схеме. Жюри определяет точность, быстроту выполнения эксперимента, грамотно объяснение результатов.
№ п/п | Задание |
1 | Найти среднюю скорость движения заводного игрушечного автомобиля на указанном пути. |
2 | Найти среднюю скорость движения одного из членов команды на указанном пути. |
3 | Найти среднюю скорость движения каретки с грузами по линейке (из набора по механическому движению). |
Во время отчета команд учитель открывает правую боковую доску со схемой отчета, по которой команды работают.
СХЕМА ОТЧЕТА
Учитель: Итак, 4-й слой фундамента сформирован. Кто оказался лучшим? (слово жюри)
- Учитель открывает 5-й слой фундамента.
Необходимо систематизировать материал по теме в структурных схемах. После заполнения учитель проводит Блиц опрос по проделанной работе.
- Подведение итогов игры и открытого урока.
Учитель обращает внимание на выстроенный «фундамент знаний». Кто оказался лучшим застройщиком? Жюри объявляет результаты игры. Проводится награждение участников и победителей призами. Учитель объявляет оценки и комментирует их.
Домашнее задание. Придумать интересные задачи и вопросы по теме «Механическое движение». Сочинить сказку о механическом движении (можно стихотворение). Эстетичность оформления будет оценена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Материальная точка
Система отсчета
Траектория движения
путь
Скорость тела
физика
инерция
Движение по инерции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность усвоения знаний по физике в процессе практической работы
Статья. Конспект урока. Презентация к уроку....
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
Применение технологии полного усвоения знаний на уроках географии
В основе технологии полного усвоения знаний лежат идеи, выдвинутые в 60-е годы 20 века, американских психологов Дж. Кэрролла и Б.С. Блума. В основе идеи лежит принцип ди...
Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка
В презентации представлен мой опыт работы по теме "Использование технологии полного усвоения знаний на уроках русского языка в основной школе"...
Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".
" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....
Методическая разработка Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний"
Разработка содержит способы и методы создания ситуаций успеха на уроках математики...
Урок "Изопроцессы в газах" в 10 классе (на уроке используется технология системного усвоения знаний)
Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, дополнительные материалы для учителя и учеников в рамках технологии системного усвоения знаний по физике (авторы технологии: Косихина О.С., ...